СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа гражданско-правового развития учащихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Программа гражданско-правового развития учащихся 5 - 9 классов - это приведение всей работы по данной проблеме в определенную систему. Материал был подготовлен для участия в конкурсе уполномоченных по правам ребенка.

Просмотр содержимого документа
«Программа гражданско-правового развития учащихся.»

Программа развития гражданско-правовой культуры у учащихся МБОУ СОШ №26 с. Краснокумского Георгиевского района Ставропольского края.

1.Актуальность программы.

Выдающийся правовед, философ И.А. Ильин писал: «Государственное и политическое обновление может прийти только из глубины правосознания и человеческого сердца». Государственная политика в области образования основывается на принципах: гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. При этом важным признается «воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». В силу этого гражданско-правовое воспитание личности относится к числу ключевых проблем государства в целом.

В современном российском обществе пробуждается практический интерес к гражданским институтам, укрепляется отношение к ним как к механизму бесконфликтной реализации своих интересов в современном мире. Современная социокультурная ситуация в России такова, что гражданская, правовая позиция не является безусловной ценностью. По мере обновления законодательства и накопления соответствующей правоприменительной практики все более явным становится разрыв между новым демократическим законодательством и низким уровнем гражданского сознания. Ведущая роль в решении этой проблемы принадлежит школе. В «Основных направлениях социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу» подчеркивается, что в современном обществе приоритетными ориентирами для воспитания личности становятся умение отстаивать свои права, знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства.

Гражданское образование – одно из ключевых понятий при разработке современных стратегий развития образования, при определении основных направлений школьной политики как государственной, так и общественной, в области воспитания подрастающих поколений. Оно способствует воспитанию внутренней свободы личности, участию ее в системе социализации. Осваивая основы гражданско-правовой культуры, ребенок учится самоидентифицировать себя в качестве полноправного участника созидательного развития общества.

Осуществление программы развития гражданско-правовой культуры осуществляется по следующим блокам:

Цель программы: создание условий для формирования гражданско-правовой культуры, успешной адаптации и самореализации школьников в социуме.

Задачи:

  • Обогащать детей знаниями о правах и обязанностях человека, правовых документах современности, государственной символике России.

  • Осваивать и корректировать правила поведения школьников, навыки общения со сверстниками и взрослыми.

  • Способствовать формированию личностных качеств учащихся: любознательности, ответственности, патриотизма, правовой грамотности, терпимости.

Программа гражданско-правового воспитания дает общее представление об основных правах и свободах граждан России, государственной символике.

Ведущие принципы программы, на которых строится образовательный процесс:

  • принцип системности (содержание программы как совокупность взаимосвязанных компонентов);

  • принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

  • принцип преемственности (между классами школы: 1‑5-9);

  • принцип наглядности (наглядные средства могут быть использованы в различных дидактических целях);

  • принцип диалога (внимательное отношение к мнению каждого участника занятий);

  • принцип научности (соответствие подобранного материала достижениям современной науки);

  • принцип связи с жизнью (с личным опытом учащихся, предполагает обогащение правовых знаний учащихся и одновременно избавление учеников от ошибочных правовых представлений и установок).

Направления программы:

Формы работы:


Содержание программы.

Анализ социальной ситуации в школе.

В школе обучаются: 900 уч-ся. Из них:

детей-инвалидов – 17;

неблагополучных семей – 2;

на учете в КДН – 2;

на учете ВШК – 6
опекаемых - 19

В школе функционируют:

Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних подростков, Служба примирения; педагог-психолог, 2 социальных педагога, уполномоченный по правам ребенка.

Целевое назначение программы.

Программа рассчитана для учащихся 5 - 9х классов. Все занятия начинаются с рефлексии предыдущего и заканчиваются получением обратной связи. Постепенно от класса к классу содержание повторяется на более высоком уровне, в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Программа предусматривает проведение 10 часов в год в каждом классе.

Тематика классных часов по классам:

ПЯТЫЙ КЛАСС

  • Конвенция о правах ребенка.

  • Закон об образовании.

  • Что такое Устав школы?

  • Права и обязанности учащихся.

  • Больше уважения правилам движения

  • Золотое правило нравственности

  • Права и обязанности родителей в семье.

  • О добре и зле.

  • Делу – время, потехе – час, есть ли обязанности у вас? Что такое закон.

  • Как себя вести, если тебя несправедливо обидели (о чести и достоинстве).

ШЕСТОЙ КЛАСС

  • Конвенция о правах ребенка.

  • Закон об образовании.

  • Больше уважения правилам движения

  • Золотое правило нравственности.

  • Семейное право.

  • Делу – время, потехе – час, есть ли обязанности у вас? Что такое закон.

  • Ответственность ребенка.

  • Как себя вести, если тебя несправедливо обидели (о чести и достоинстве).

  • Право на труд.

  • Что такое смелость?

СЕДЬМОЙ КЛАСС

  • Конвенция о правах ребенка.

  • Беседа – диалог с элементами игры «Гражданство и гражданин».

  • Правовая культура как составляющая общей культуры личности

  • Твое здоровье охраняет государство.

  • Викторина «Помни правила ГАИ это правила твои»

  • Беседа размышление «Час суда» или если бы я был прокурором»

  • Беседа диалог «Административные нарушения и подросток»

  • Право на здоровье.

  • Без труда не выловишь и рыбку из пруда (о праве на труд).

  • Я- гражданин России.

ВОСЬМОЙ КЛАСС

  • Правовая игра «Знаете ли вы законы»;

  • Круглый стол разъяснение положений закона «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию в РТ» (Закон об образовании)

  • «День народного единства» викторина

  • «Государственные символы России»;

  • «Государственные символы Ставропольского края»;

  • «В дела ты доброе вложи, все лучшее своей души»;

  • «Турнир знатоков права»;

  • Круглый стол «Преступность несовершеннолетних и наркомания;

  • Командная игра «Юный правовед»;

  • Деловая игра «Гражданином быть обязан»;

ДЕВЯТЫЙ КЛАСС

  • Правовая игра «Знаете ли вы законы»;

  • Анкетирование на тему: «Проблемы школы».

  • «Закон об образование» - внеклассный час с родителями»

  • Право на труд;

  • Об ответственности за нарушения ПДД;

  • Правовая игра «Преступление и наказание»;

  • «Я гражданин России»;

  • Тренинг «Основы лидерства»;

  • Анкетирование на тему: «Психологический климат в ученическом коллективе»

  • Я и моя итоговая аттестация. Мое поведение во время проведения ОГЭ.

Тематика лекций для родителей

Класс

Тема

1

Законы воспитания в семье. Какими им быть?  

2

Воспитание ненасилием в семье.

3

Как научить сына или дочь говорить «нет»?     

4

Детская агрессивность, ее причины и последствия.

5

За что ставят на учет в милицию?

6

Свободное время – для души и с пользой, или чем занят ваш ребенок?

7

Как уберечь подростка от насилия?

8

Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения. 

9

Как научить быть ответственным за свои поступки.

10

Что делать, если ваш ребенок попал в милицию?        

11

Закон и ответственность.  

  

  1. Ожидаемые результаты реализации программы:
  • обеспечение соблюдения прав человека;

  • повышение общественного правосознания и гражданско-правовой культуры школьников;

  • снижение уровня правонарушений в среде учащихся;

  • активизация общественного участия в управлении образовательным процессом.

  1. Требования к уровню реализации программы

К концу изучения программы учащиеся должны:

знать:

  • название страны,

  • государственные символы России,

  • правовые документы (Конвенцию о правах ребенка, Декларацию прав ребенка, Всеобщую декларацию прав человека, Конституцию РФ),

  • свои права и обязанности, правила и нормы поведения и общения;

понимать:

  • назначение правовых документов,

  • свою роль в обществе,

  • правила социального общежития и правовой культуры,

  • значение терминов – герб, гражданин, достоинство, закон, здоровый образ жизни, конвенция, конституция, право на личную неприкосновенность, наказание, обязанность, ответственность, потребность, права, право на жизнь, право на имя и гражданство, право на образование, преступление, равноправие граждан, ребенок, семья;

применять:

  • закон, правила в конкретной практической ситуации;

  • придерживаться жизненной позиции, принятой в обществе;

  • анализировать ситуации,

  • делать положительную и отрицательную оценку поступкам,

  • фактам, ситуациям;

  • изменять жизненную позицию в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе;

  • соблюдать дисциплину;

  • проявлять любознательность, терпимость к участникам общения,

  • активно предлагать и принимать помощь от других участников общения.




Научно – методическое обеспечение:

  1. Серов Б.Н. Поурочные разработки по курсу «Государственная символика»: Гимн. Герб. Флаг. – М.: ВАКО, 2004.





























            Учебная деятельность представлена учебными дисциплинами и элективными курсами.

Учебные дисциплины




Основная и средняя школа

Обществознание

Помощь в успешном ориентировании в социальной реальности, взаимодействии с социальной и природной средой;

Приобретение опыта освоения основных социальных ролей (члена семьи, гражданина, избирателя, собственника, потребителя и т.д.)

Отечественная и всеобщая история

 Организация систематического и целенаправленного освоения школьниками истории развития прав человека и основных принципов, зафиксированных во Всеобщей декларации прав человека и гражданина

Отечественная и всеобщая история

 Организация систематического и целенаправленного освоения школьниками истории развития прав человека и основных принципов, зафиксированных во Всеобщей декларации прав человека и гражданина

История и обществоведение

Представление о духовном развитии человека, о статусе личности в условиях различных цивилизаций, демократии, о проблемах свободы и ответственности, гражданственности, гражданского самосознания и терпимости.

Литература

Источник знаний о добре и зле, жизни и смерти, смене поколений, человеке и Боге, человек и природе, человеке и нации, о правах человека, чести и долге, совести, нравственном выборе; способствует формированию важнейших нравственных понятий и ценностей.

Английский язык

 Культура других народов, знакомство с опытом становления и развития гражданского общества и демократического государства за рубежом

Предметы естественно-научного цикла

Формирование чувства ответственности за сохранение окружающей среды, готовность активно участвовать в решении глобальных проблем стоящих перед человечеством





Серия уроков гражданско-правового воспитания:

6 класс

1. «Именины государства» - урок географии;

2. «Русская правда» урок истории;

3. Страна и государство. Что общее и отличие;

4. «Решение задач по математике»;

5. «Структура правительства России».

7 класс

1. «Конституция четырёх островов» урок географии;

2. «Домострой» урок истории;

3. «Дом, в котором я живу» урок обществознании;

4. «Права и обязанности» урок обществознании;

5. «Структура правительства России в сравнении с Великобританией» урок английского языка;

6. «Практические занятия по математике».

8 класс

1. Конституция РФ «О природе» урок биологии;

2. «Татарстан: вчера, сегодня, завтра» урок географии;

3. «Права и обязанности граждан при ЧС» серия уроков по ОБЖ;

4. «Структура правительства России в сравнении с Великобританией» урок английского языка;

5. «Практические занятия по математике».

6. «Твои обязанности» правила техники безопасности на уроках химии;

7. «Конституция РФ и РТ. Основные законы нашей жизни» обществознание;

8. «Права и обязанности, учащихся на лабораторных работах по физике»

9. Проблема национальных отношений в России» обществознание;

10. «Предпринимательство: дети и бизнес» обществознание;

11. История нашего народа в XIX веке. Урок истории;

9 класс

1. «Твой правовой статус» урок географии;

2. «Решение практических задач по математике»;

3. «Твои обязанности» правила техники безопасности на уроках химии;

4. «Структура правительства России в сравнении с Австралией» урок английского языка;

6. «Гражданское общество и правовое государство» обществознание;

7. «Политический статус личности» обществознание;

8. «Роль права в жизни общества» обществознание;

9. «Революция 1905-1907 гг.» (права и свобода трудящихся) урок истории;

10. «Права и обязанности, учащихся на уроке физике»

11 «Сущность сталинизма: исторические предпосылки; политические репрессии» урок истории

Направление деятельности, права и функции

Экспериментальной программы

Направление деятельности: оценка практических результатов экспериментальной программы и определение соответствия уровня результативности экспериментальной деятельности.

Функции:

  • аналитическая;

  • оценочная;

  • проектировочная;

  • развивающая;

  • консультационная;

  • рефлексивная;

  • мониторинг

Методы работы членов комиссии по отслеживанию результатов экспериментальной деятельности:

  • наблюдение;

  • исследование;

  • интервью, опрос, групповая дискуссия;

  • метод анкет и сравнительных анкет;

  • описание;

  • метод школы графического рейтинга;

  • диагностика;

  • экспертиза документов;

  • системный анализ



Программа гражданско-правового воспитания

В начале 21 века в России идет процесс демократизации всех сторон жизни общества. Высшей ценностью государства становится человек, его права и свободы. Изменения, происходящие во всех сферах жизни, требуют адекватных изменений и в сфере образования. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (на период до 2025 года) определяет в качестве одной из основных целей образования – «воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью…»

В связи с этим, в настоящее время все большее внимание уделяется проблемам правового образования детей, начинать которое необходимо с начальной школы, так как основы правосознания, как фундамент формирования личности, должны закладываться как можно раньше.

Цель программы: создание условий для формирования гражданско-правовой культуры, успешной адаптации и самореализации школьников на следующей ступени обучения и в социуме.

Задачи:

  • Обогащать кругозор детей знаниями о правах и обязанностях человека, правовых документах современности, Родине, государственной символике России.

  • Осваивать и корректировать правила поведения школьников, навыки общения со сверстниками и взрослыми.

  • способствовать формированию личностных качеств учащихся: любознательности, ответственности, патриотизма, правовой грамотности, терпимости.

Программа гражданско-правового воспитания дает общее представление об основных правах и свободах граждан России, государственной символике.

Ведущие принципы программы, на которых строится образовательный процесс:

  • принцип системности (содержание программы как совокупность взаимосвязанных компонентов);

  • принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

  • принцип преемственности (между классами школы: 1‑5-9);

  • принцип наглядности (наглядные средства могут быть использованы в различных дидактических целях: для закрепления правовых знаний, как зрительная опора в объяснении педагога, как самостоятельный источник информации);

  • принцип диалога (внимательное отношение к мнению каждого участника занятий);

  • принцип научности (соответствие подобранного материала достижениям современной науки);

  • принцип связи с жизнью (с личным опытом учащихся, предполагает обогащение правовых знаний учащихся и одновременно избавление учеников от ошибочных правовых представлений и установок).

Направления программы:

  1. Права детей (на жизнь, на семью, на имя, на образование, на отдых, на охрану здоровья, на неприкосновенность личности). Права человека. Равноправие. Уважение к правам. Обязанности. Гражданин. Ребенок. Семья. Правовые документы. Конвенция о правах ребенка. Декларация прав ребенка. Всеобщая Декларация прав человека. ООН. Конституция.

  2. Правила для учащихся. Устав школы. Правила поведения и общения в школе, дома, в общественных местах. Саморегуляция поведения. Закон. Беззаконие. Проступок. Преступление. Наказание. Ответственность. Добро. Зло. Золотое правило нравственности.

  3. Государственная символика: Родина. Россия. Российская Федерация. Малая родина. Герб. Гимн. Флаг. Столица. Москва. Президент. Символы Республики Татарстан.

Классификация часов гражданско-правового воспитания в зависимости от характера деятельности учащихся:

  • информационно-ознакомительные;

  • игровые (аукцион, презентация);

  • дискуссионные (разброс мнений);

  • оценочные (игры-соревнования, поле чудес).

Формы работы по реализации программы: беседа, турнир, путешествие, разброс мнений, анализ ситуаций, конкурс рисунков, ролевая игра, дидактические игры («Ромашка», кроссворд, волшебный четырехугольник, разлетевшиеся шары - собери и объясни слово, шифровка), игровые технологии типа «поля чудес», чтение и обсуждение сказок, рассказов, «Волшебный сундучок», тренинги, презентации, дискуссии, диалоги, устный журнал.

Содержание программы:

Программа рассчитана для учащихся 1-9 классов. Все занятия начинаются с рефлексии предыдущего и заканчиваются получением обратной связи. Постепенно от класса к классу содержание повторяется на более высоком уровне, в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Программа предусматривает проведение 11 часов в год в каждом классе.

Тематика классных часов по классам:


VI. ШЕСТОЙ КЛАСС

  • Конвенция о правах ребенка.

  • Конкурс рисунков «Народы России».

  • Закон об образовании;

  • Дорожное право;

  • Итоговое: про новый год и старые привычки.

  • Семейное право;

  • Делу – время, потехе – час, есть ли обязанности у вас? (открытый микрофон)

  • Что такое закон. Ответственность ребенка.

  • Как себя вести, если тебя несправедливо обидели (о чести и достоинстве). Разброс мнений;

  • Право на труд.

VII.СЕДЬМОЙ КЛАСС

  • Конвенция о правах ребенка. (беседа);

  • Беседа – диалог с элементами игры «Гражданство и гражданин»;

  • Д.Пожарский и К. Минин – граждане России;

  • Твое здоровье охраняет государство.

  • Дорожное право

  • Ситуативная беседа диалог «Как использовать свои права»;

  • Беседа размышление «Час суда» или если бы я был прокурором»;

  • Беседа диалог «Административные нарушения и подросток»;

  • Право на здоровье;

  • Без труда не выловишь и рыбку из пруда (о праве на труд).

VIII. ВОСЬМОЙ КЛАСС

  • Правовая игра «Знаете ли вы законы»;

  • Круглый стол разъяснение положений закона «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию в РТ» (Закон об образовании)

  • «День народного единства» викторина

  • «Государственные символы России»;

  • «В дела ты доброе вложи, все лучшее своей души»;

  • «Турнир знатоков права»;

  • Круглый стол «Преступность несовершеннолетних и наркомания;

  • Командная игра «Юный правовед»;

  • Деловая игра «Гражданином быть обязан»;

  • Конкурс рисунков посвященные ко Дню защиты детей.

IX.ДЕВЯТЫЙ КЛАСС

  • Правовая игра «Знаете ли вы законы»;

  • Анкетирование на тему: «Проблемы школы».

  • «Закон об образование» - внеклассный час с родителями»;

  • Коллективно-творческое дело «За здоровый образ жизни»;

  • Право на труд;

  • Дорожное право;

  • Правовая игра «Преступление и наказание»;

  • «Я гражданин России»;

  • Тренинг «Основы лидерства»;

  • Анкетирование на тему: «Психологический климат в ученическом коллективе»

  • Тематика лекций для родителей:

Класс

Тема

1

Законы воспитания в семье. Какими им быть?  

2

Воспитание ненасилием в семье.

3

Как научить сына или дочь говорить «нет»?     

4

Детская агрессивность, ее причины и последствия.

5

За что ставят на учет в милицию?

6

Свободное время – для души и с пользой, или чем занят ваш ребенок?

7

Как уберечь подростка от насилия?

8

Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения. 

9

Как научить быть ответственным за свои поступки.

10

Что делать, если ваш ребенок попал в милицию?        

11

Закон и ответственность.  

  

Ожидаемые результаты реализации программы:

обеспечение соблюдения прав человека;

повышение общественного правосознания и гражданско-правовой культуры школьников;

снижение уровня правонарушений в среде учащихся;

активизация общественного участия в управлении образовательным процессом;

углубление процессов демократизации общества, упрочение институтов гражданского общества.

Требования к уровню реализации программы

К концу изучения программы учащиеся должны:

знать: название страны, государственных символов России, правовых документов (конвенция о правах ребенка, Декларация прав ребенка, Всеобщая декларация прав человека, конституция РФ), свои права и обязанности, правила и нормы поведения и общения;

понимать: назначение правовых документов, свою роль в обществе, правила социального общежития и правовой культуры, значение терминов – герб, гражданин, достоинство, закон, здоровый образ жизни, конвенция, конституция, право на личную неприкосновенность, наказание, обязанность, ответственность, потребность, права, право на жизнь, право на имя и гражданство, право на образование, преступление, равноправие граждан, ребенок, семья;

применять: закон, правила в конкретной практической ситуации; придерживается жизненной позиции, принятой в обществе; анализирует ситуации, делает положительную и отрицательную оценку поступкам, фактам, ситуациям; изменяет жизненную позицию в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе; соблюдает дисциплину; проявляет любознательность, терпимость к участникам общения, активно предлагает и принимает помощь от других участников общения.







Научно – методическое обеспечение:

  1. Азбука права: разработки занятий в начальной школе /авт.-сост. Н.Н. Бобкова.– Волгоград: Учитель, 2006.

  2. Воспитание: второй класс: пособие для учителей начальных классов, воспитателей групп продленного дня /М.П.Осипова, С.И.Козлович, Е.Д.Король, М.А.Бесова, Т.А.Ковальчук, И.А.Мельничук, З.М.Панасевич, Н.Н.Сачик, С.Л.Скиндер, Н.В.Коновальская; Под общ. ред. М.П.Осиповой. – Мн.: Интерпрессервис, Экоперспектива, 2003.

  3. Дерягина Л.Б. Моя Родина – Россия: Рассказы о гимне, флаге, гербе, столице и Президенте. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2007.

  4. Изучаем свои права.1-4 классы: внеклассные мероприятия в картинках, театрализациях, инсценировках. /авт.-сост. Е.А.Гальцова. – Волгоград, Учитель, 2007.

  5. История Российского государства: сценарии внеклассных мероприятий в начальной школе /авт.-сост. Е.А.Гальцова. – Волгоград: Учитель, 2007.

  6. Лаврова С.А. и др. Первоклассные истории о правах: Учебное пособие для 1 класса /Отв.редактор В.В.Нестеров. – Екатеринбург: ИД «Сократ», Центр «Учебная книга», 2003.

  7. Лаврова С.А., Кропанева Е.М., Романова И.Е. Увлекательные истории о правах: Учебное пособие для 2-3 классов /Отв. Ред. В.В. Нестеров. – Екатеринбург: Издательство «Сократ»; Центр «Учебная книга», 2004.

  8. Морозова С.А. Методика преподавания права в школе /С.А.Морозова. 2-е изд. – М.: Изд. Дом «Новый учебник», 2004.

  9. Серов Б.Н. Поурочные разработки по курсу «Государственная символика»: Гимн. Герб. Флаг. – М.: ВАКО, 2004.

  10. Степанов В.Наша Родина – Россия. – Смоленск: Русич, 2008.

  11. Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!