Программа развития гражданско-правовой культуры у учащихся МБОУ СОШ №26 с. Краснокумского Георгиевского района Ставропольского края.
1.Актуальность программы.
Выдающийся правовед, философ И.А. Ильин писал: «Государственное и политическое обновление может прийти только из глубины правосознания и человеческого сердца». Государственная политика в области образования основывается на принципах: гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. При этом важным признается «воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». В силу этого гражданско-правовое воспитание личности относится к числу ключевых проблем государства в целом.
В современном российском обществе пробуждается практический интерес к гражданским институтам, укрепляется отношение к ним как к механизму бесконфликтной реализации своих интересов в современном мире. Современная социокультурная ситуация в России такова, что гражданская, правовая позиция не является безусловной ценностью. По мере обновления законодательства и накопления соответствующей правоприменительной практики все более явным становится разрыв между новым демократическим законодательством и низким уровнем гражданского сознания. Ведущая роль в решении этой проблемы принадлежит школе. В «Основных направлениях социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу» подчеркивается, что в современном обществе приоритетными ориентирами для воспитания личности становятся умение отстаивать свои права, знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства.
Гражданское образование – одно из ключевых понятий при разработке современных стратегий развития образования, при определении основных направлений школьной политики как государственной, так и общественной, в области воспитания подрастающих поколений. Оно способствует воспитанию внутренней свободы личности, участию ее в системе социализации. Осваивая основы гражданско-правовой культуры, ребенок учится самоидентифицировать себя в качестве полноправного участника созидательного развития общества.
Осуществление программы развития гражданско-правовой культуры осуществляется по следующим блокам:
Цель программы: создание условий для формирования гражданско-правовой культуры, успешной адаптации и самореализации школьников в социуме.
Задачи:
Обогащать детей знаниями о правах и обязанностях человека, правовых документах современности, государственной символике России.
Осваивать и корректировать правила поведения школьников, навыки общения со сверстниками и взрослыми.
Способствовать формированию личностных качеств учащихся: любознательности, ответственности, патриотизма, правовой грамотности, терпимости.
Программа гражданско-правового воспитания дает общее представление об основных правах и свободах граждан России, государственной символике.
Ведущие принципы программы, на которых строится образовательный процесс:
принцип системности (содержание программы как совокупность взаимосвязанных компонентов);
принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
принцип преемственности (между классами школы: 1‑5-9);
принцип наглядности (наглядные средства могут быть использованы в различных дидактических целях);
принцип диалога (внимательное отношение к мнению каждого участника занятий);
принцип научности (соответствие подобранного материала достижениям современной науки);
принцип связи с жизнью (с личным опытом учащихся, предполагает обогащение правовых знаний учащихся и одновременно избавление учеников от ошибочных правовых представлений и установок).
Направления программы:
Формы работы:
Содержание программы.
Анализ социальной ситуации в школе.
В школе обучаются: 900 уч-ся. Из них:
детей-инвалидов – 17;
неблагополучных семей – 2;
на учете в КДН – 2;
на учете ВШК – 6
опекаемых - 19
В школе функционируют:
Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних подростков, Служба примирения; педагог-психолог, 2 социальных педагога, уполномоченный по правам ребенка.
Целевое назначение программы.
Программа рассчитана для учащихся 5 - 9х классов. Все занятия начинаются с рефлексии предыдущего и заканчиваются получением обратной связи. Постепенно от класса к классу содержание повторяется на более высоком уровне, в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Программа предусматривает проведение 10 часов в год в каждом классе.
Тематика классных часов по классам:
ПЯТЫЙ КЛАСС
Права и обязанности учащихся.
Больше уважения правилам движения
Золотое правило нравственности
Права и обязанности родителей в семье.
О добре и зле.
Делу – время, потехе – час, есть ли обязанности у вас? Что такое закон.
Как себя вести, если тебя несправедливо обидели (о чести и достоинстве).
ШЕСТОЙ КЛАСС
Конвенция о правах ребенка.
Закон об образовании.
Больше уважения правилам движения
Золотое правило нравственности.
Семейное право.
Делу – время, потехе – час, есть ли обязанности у вас? Что такое закон.
Ответственность ребенка.
Как себя вести, если тебя несправедливо обидели (о чести и достоинстве).
Право на труд.
Что такое смелость?
СЕДЬМОЙ КЛАСС
Конвенция о правах ребенка.
Беседа – диалог с элементами игры «Гражданство и гражданин».
Правовая культура как составляющая общей культуры личности
Твое здоровье охраняет государство.
Викторина «Помни правила ГАИ это правила твои»
Беседа размышление «Час суда» или если бы я был прокурором»
Беседа диалог «Административные нарушения и подросток»
Право на здоровье.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда (о праве на труд).
Я- гражданин России.
ВОСЬМОЙ КЛАСС
Правовая игра «Знаете ли вы законы»;
Круглый стол разъяснение положений закона «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию в РТ» (Закон об образовании)
«День народного единства» викторина
«Государственные символы России»;
«Государственные символы Ставропольского края»;
«В дела ты доброе вложи, все лучшее своей души»;
«Турнир знатоков права»;
Круглый стол «Преступность несовершеннолетних и наркомания;
Командная игра «Юный правовед»;
Деловая игра «Гражданином быть обязан»;
ДЕВЯТЫЙ КЛАСС
Правовая игра «Знаете ли вы законы»;
Анкетирование на тему: «Проблемы школы».
«Закон об образование» - внеклассный час с родителями»
Право на труд;
Об ответственности за нарушения ПДД;
Правовая игра «Преступление и наказание»;
«Я гражданин России»;
Тренинг «Основы лидерства»;
Анкетирование на тему: «Психологический климат в ученическом коллективе»
Я и моя итоговая аттестация. Мое поведение во время проведения ОГЭ.
Тематика лекций для родителей
Класс | Тема |
1 | Законы воспитания в семье. Какими им быть? |
2 | Воспитание ненасилием в семье. |
3 | Как научить сына или дочь говорить «нет»? |
4 | Детская агрессивность, ее причины и последствия. |
5 | За что ставят на учет в милицию? |
6 | Свободное время – для души и с пользой, или чем занят ваш ребенок? |
7 | Как уберечь подростка от насилия? |
8 | Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения. |
9 | Как научить быть ответственным за свои поступки. |
10 | Что делать, если ваш ребенок попал в милицию? |
11 | Закон и ответственность. |
- Ожидаемые результаты реализации программы:
обеспечение соблюдения прав человека;
повышение общественного правосознания и гражданско-правовой культуры школьников;
снижение уровня правонарушений в среде учащихся;
активизация общественного участия в управлении образовательным процессом.
Требования к уровню реализации программы
К концу изучения программы учащиеся должны:
знать:
название страны,
государственные символы России,
правовые документы (Конвенцию о правах ребенка, Декларацию прав ребенка, Всеобщую декларацию прав человека, Конституцию РФ),
свои права и обязанности, правила и нормы поведения и общения;
понимать:
назначение правовых документов,
свою роль в обществе,
правила социального общежития и правовой культуры,
значение терминов – герб, гражданин, достоинство, закон, здоровый образ жизни, конвенция, конституция, право на личную неприкосновенность, наказание, обязанность, ответственность, потребность, права, право на жизнь, право на имя и гражданство, право на образование, преступление, равноправие граждан, ребенок, семья;
применять:
закон, правила в конкретной практической ситуации;
придерживаться жизненной позиции, принятой в обществе;
анализировать ситуации,
делать положительную и отрицательную оценку поступкам,
фактам, ситуациям;
изменять жизненную позицию в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе;
соблюдать дисциплину;
проявлять любознательность, терпимость к участникам общения,
активно предлагать и принимать помощь от других участников общения.
Научно – методическое обеспечение:
Серов Б.Н. Поурочные разработки по курсу «Государственная символика»: Гимн. Герб. Флаг. – М.: ВАКО, 2004.
Учебная деятельность представлена учебными дисциплинами и элективными курсами.
Учебные дисциплины
| | |
Основная и средняя школа | Обществознание | Помощь в успешном ориентировании в социальной реальности, взаимодействии с социальной и природной средой; Приобретение опыта освоения основных социальных ролей (члена семьи, гражданина, избирателя, собственника, потребителя и т.д.) |
Отечественная и всеобщая история | Организация систематического и целенаправленного освоения школьниками истории развития прав человека и основных принципов, зафиксированных во Всеобщей декларации прав человека и гражданина |
Отечественная и всеобщая история | Организация систематического и целенаправленного освоения школьниками истории развития прав человека и основных принципов, зафиксированных во Всеобщей декларации прав человека и гражданина |
История и обществоведение | Представление о духовном развитии человека, о статусе личности в условиях различных цивилизаций, демократии, о проблемах свободы и ответственности, гражданственности, гражданского самосознания и терпимости. |
Литература | Источник знаний о добре и зле, жизни и смерти, смене поколений, человеке и Боге, человек и природе, человеке и нации, о правах человека, чести и долге, совести, нравственном выборе; способствует формированию важнейших нравственных понятий и ценностей. |
Английский язык | Культура других народов, знакомство с опытом становления и развития гражданского общества и демократического государства за рубежом |
Предметы естественно-научного цикла | Формирование чувства ответственности за сохранение окружающей среды, готовность активно участвовать в решении глобальных проблем стоящих перед человечеством |
Серия уроков гражданско-правового воспитания:
6 класс
1. «Именины государства» - урок географии;
2. «Русская правда» урок истории;
3. Страна и государство. Что общее и отличие;
4. «Решение задач по математике»;
5. «Структура правительства России».
7 класс
1. «Конституция четырёх островов» урок географии;
2. «Домострой» урок истории;
3. «Дом, в котором я живу» урок обществознании;
4. «Права и обязанности» урок обществознании;
5. «Структура правительства России в сравнении с Великобританией» урок английского языка;
6. «Практические занятия по математике».
8 класс
1. Конституция РФ «О природе» урок биологии;
2. «Татарстан: вчера, сегодня, завтра» урок географии;
3. «Права и обязанности граждан при ЧС» серия уроков по ОБЖ;
4. «Структура правительства России в сравнении с Великобританией» урок английского языка;
5. «Практические занятия по математике».
6. «Твои обязанности» правила техники безопасности на уроках химии;
7. «Конституция РФ и РТ. Основные законы нашей жизни» обществознание;
8. «Права и обязанности, учащихся на лабораторных работах по физике»
9. Проблема национальных отношений в России» обществознание;
10. «Предпринимательство: дети и бизнес» обществознание;
11. История нашего народа в XIX веке. Урок истории;
9 класс
1. «Твой правовой статус» урок географии;
2. «Решение практических задач по математике»;
3. «Твои обязанности» правила техники безопасности на уроках химии;
4. «Структура правительства России в сравнении с Австралией» урок английского языка;
6. «Гражданское общество и правовое государство» обществознание;
7. «Политический статус личности» обществознание;
8. «Роль права в жизни общества» обществознание;
9. «Революция 1905-1907 гг.» (права и свобода трудящихся) урок истории;
10. «Права и обязанности, учащихся на уроке физике»
11 «Сущность сталинизма: исторические предпосылки; политические репрессии» урок истории
Направление деятельности, права и функции Экспериментальной программы
Направление деятельности: оценка практических результатов экспериментальной программы и определение соответствия уровня результативности экспериментальной деятельности.
Функции:
оценочная;
проектировочная;
развивающая;
консультационная;
рефлексивная;
мониторинг
Методы работы членов комиссии по отслеживанию результатов экспериментальной деятельности:
наблюдение;
исследование;
интервью, опрос, групповая дискуссия;
метод анкет и сравнительных анкет;
описание;
метод школы графического рейтинга;
диагностика;
экспертиза документов;
системный анализ
Программа гражданско-правового воспитания
В начале 21 века в России идет процесс демократизации всех сторон жизни общества. Высшей ценностью государства становится человек, его права и свободы. Изменения, происходящие во всех сферах жизни, требуют адекватных изменений и в сфере образования. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (на период до 2025 года) определяет в качестве одной из основных целей образования – «воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью…»
В связи с этим, в настоящее время все большее внимание уделяется проблемам правового образования детей, начинать которое необходимо с начальной школы, так как основы правосознания, как фундамент формирования личности, должны закладываться как можно раньше.
Цель программы: создание условий для формирования гражданско-правовой культуры, успешной адаптации и самореализации школьников на следующей ступени обучения и в социуме.
Задачи:
Обогащать кругозор детей знаниями о правах и обязанностях человека, правовых документах современности, Родине, государственной символике России.
Осваивать и корректировать правила поведения школьников, навыки общения со сверстниками и взрослыми.
способствовать формированию личностных качеств учащихся: любознательности, ответственности, патриотизма, правовой грамотности, терпимости.
Программа гражданско-правового воспитания дает общее представление об основных правах и свободах граждан России, государственной символике.
Ведущие принципы программы, на которых строится образовательный процесс:
принцип системности (содержание программы как совокупность взаимосвязанных компонентов);
принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
принцип преемственности (между классами школы: 1‑5-9);
принцип наглядности (наглядные средства могут быть использованы в различных дидактических целях: для закрепления правовых знаний, как зрительная опора в объяснении педагога, как самостоятельный источник информации);
принцип диалога (внимательное отношение к мнению каждого участника занятий);
принцип научности (соответствие подобранного материала достижениям современной науки);
принцип связи с жизнью (с личным опытом учащихся, предполагает обогащение правовых знаний учащихся и одновременно избавление учеников от ошибочных правовых представлений и установок).
Направления программы:
Права детей (на жизнь, на семью, на имя, на образование, на отдых, на охрану здоровья, на неприкосновенность личности). Права человека. Равноправие. Уважение к правам. Обязанности. Гражданин. Ребенок. Семья. Правовые документы. Конвенция о правах ребенка. Декларация прав ребенка. Всеобщая Декларация прав человека. ООН. Конституция.
Правила для учащихся. Устав школы. Правила поведения и общения в школе, дома, в общественных местах. Саморегуляция поведения. Закон. Беззаконие. Проступок. Преступление. Наказание. Ответственность. Добро. Зло. Золотое правило нравственности.
Государственная символика: Родина. Россия. Российская Федерация. Малая родина. Герб. Гимн. Флаг. Столица. Москва. Президент. Символы Республики Татарстан.
Классификация часов гражданско-правового воспитания в зависимости от характера деятельности учащихся:
информационно-ознакомительные;
игровые (аукцион, презентация);
дискуссионные (разброс мнений);
оценочные (игры-соревнования, поле чудес).
Формы работы по реализации программы: беседа, турнир, путешествие, разброс мнений, анализ ситуаций, конкурс рисунков, ролевая игра, дидактические игры («Ромашка», кроссворд, волшебный четырехугольник, разлетевшиеся шары - собери и объясни слово, шифровка), игровые технологии типа «поля чудес», чтение и обсуждение сказок, рассказов, «Волшебный сундучок», тренинги, презентации, дискуссии, диалоги, устный журнал.
Содержание программы:
Программа рассчитана для учащихся 1-9 классов. Все занятия начинаются с рефлексии предыдущего и заканчиваются получением обратной связи. Постепенно от класса к классу содержание повторяется на более высоком уровне, в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Программа предусматривает проведение 11 часов в год в каждом классе.
Тематика классных часов по классам:
VI. ШЕСТОЙ КЛАСС
Конвенция о правах ребенка.
Конкурс рисунков «Народы России».
Закон об образовании;
Дорожное право;
Итоговое: про новый год и старые привычки.
Семейное право;
Делу – время, потехе – час, есть ли обязанности у вас? (открытый микрофон)
Что такое закон. Ответственность ребенка.
Как себя вести, если тебя несправедливо обидели (о чести и достоинстве). Разброс мнений;
Право на труд.
VII.СЕДЬМОЙ КЛАСС
Конвенция о правах ребенка. (беседа);
Беседа – диалог с элементами игры «Гражданство и гражданин»;
Д.Пожарский и К. Минин – граждане России;
Твое здоровье охраняет государство.
Дорожное право
Ситуативная беседа диалог «Как использовать свои права»;
Беседа размышление «Час суда» или если бы я был прокурором»;
Беседа диалог «Административные нарушения и подросток»;
Право на здоровье;
Без труда не выловишь и рыбку из пруда (о праве на труд).
VIII. ВОСЬМОЙ КЛАСС
Правовая игра «Знаете ли вы законы»;
Круглый стол разъяснение положений закона «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию в РТ» (Закон об образовании)
«День народного единства» викторина
«Государственные символы России»;
«В дела ты доброе вложи, все лучшее своей души»;
«Турнир знатоков права»;
Круглый стол «Преступность несовершеннолетних и наркомания;
Командная игра «Юный правовед»;
Деловая игра «Гражданином быть обязан»;
Конкурс рисунков посвященные ко Дню защиты детей.
IX.ДЕВЯТЫЙ КЛАСС
Правовая игра «Знаете ли вы законы»;
Анкетирование на тему: «Проблемы школы».
«Закон об образование» - внеклассный час с родителями»;
Коллективно-творческое дело «За здоровый образ жизни»;
Право на труд;
Дорожное право;
Правовая игра «Преступление и наказание»;
«Я гражданин России»;
Тренинг «Основы лидерства»;
Анкетирование на тему: «Психологический климат в ученическом коллективе»
Тематика лекций для родителей:
Класс | Тема |
1 | Законы воспитания в семье. Какими им быть? |
2 | Воспитание ненасилием в семье. |
3 | Как научить сына или дочь говорить «нет»? |
4 | Детская агрессивность, ее причины и последствия. |
5 | За что ставят на учет в милицию? |
6 | Свободное время – для души и с пользой, или чем занят ваш ребенок? |
7 | Как уберечь подростка от насилия? |
8 | Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения. |
9 | Как научить быть ответственным за свои поступки. |
10 | Что делать, если ваш ребенок попал в милицию? |
11 | Закон и ответственность. |
Ожидаемые результаты реализации программы:
обеспечение соблюдения прав человека;
повышение общественного правосознания и гражданско-правовой культуры школьников;
снижение уровня правонарушений в среде учащихся;
активизация общественного участия в управлении образовательным процессом;
углубление процессов демократизации общества, упрочение институтов гражданского общества.
Требования к уровню реализации программы
К концу изучения программы учащиеся должны:
знать: название страны, государственных символов России, правовых документов (конвенция о правах ребенка, Декларация прав ребенка, Всеобщая декларация прав человека, конституция РФ), свои права и обязанности, правила и нормы поведения и общения;
понимать: назначение правовых документов, свою роль в обществе, правила социального общежития и правовой культуры, значение терминов – герб, гражданин, достоинство, закон, здоровый образ жизни, конвенция, конституция, право на личную неприкосновенность, наказание, обязанность, ответственность, потребность, права, право на жизнь, право на имя и гражданство, право на образование, преступление, равноправие граждан, ребенок, семья;
применять: закон, правила в конкретной практической ситуации; придерживается жизненной позиции, принятой в обществе; анализирует ситуации, делает положительную и отрицательную оценку поступкам, фактам, ситуациям; изменяет жизненную позицию в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе; соблюдает дисциплину; проявляет любознательность, терпимость к участникам общения, активно предлагает и принимает помощь от других участников общения.
Научно – методическое обеспечение:
Азбука права: разработки занятий в начальной школе /авт.-сост. Н.Н. Бобкова.– Волгоград: Учитель, 2006.
Воспитание: второй класс: пособие для учителей начальных классов, воспитателей групп продленного дня /М.П.Осипова, С.И.Козлович, Е.Д.Король, М.А.Бесова, Т.А.Ковальчук, И.А.Мельничук, З.М.Панасевич, Н.Н.Сачик, С.Л.Скиндер, Н.В.Коновальская; Под общ. ред. М.П.Осиповой. – Мн.: Интерпрессервис, Экоперспектива, 2003.
Дерягина Л.Б. Моя Родина – Россия: Рассказы о гимне, флаге, гербе, столице и Президенте. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2007.
Изучаем свои права.1-4 классы: внеклассные мероприятия в картинках, театрализациях, инсценировках. /авт.-сост. Е.А.Гальцова. – Волгоград, Учитель, 2007.
История Российского государства: сценарии внеклассных мероприятий в начальной школе /авт.-сост. Е.А.Гальцова. – Волгоград: Учитель, 2007.
Лаврова С.А. и др. Первоклассные истории о правах: Учебное пособие для 1 класса /Отв.редактор В.В.Нестеров. – Екатеринбург: ИД «Сократ», Центр «Учебная книга», 2003.
Лаврова С.А., Кропанева Е.М., Романова И.Е. Увлекательные истории о правах: Учебное пособие для 2-3 классов /Отв. Ред. В.В. Нестеров. – Екатеринбург: Издательство «Сократ»; Центр «Учебная книга», 2004.
Морозова С.А. Методика преподавания права в школе /С.А.Морозова. 2-е изд. – М.: Изд. Дом «Новый учебник», 2004.
Серов Б.Н. Поурочные разработки по курсу «Государственная символика»: Гимн. Герб. Флаг. – М.: ВАКО, 2004.
Степанов В.Наша Родина – Россия. – Смоленск: Русич, 2008.
Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007.