СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа гражданско-патриотического воспитания МБОУ ДО "Центр "Эврика" г.Владивостока 2016-2020 гг.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Гражданско-патриотическое воспитание» в 2016-2020 гг.  МБОУ ДО «Центр «Эврика» г. Владивостока» создана как продолжение Программы «Гражданско-патриотическое воспитание» в 2010-2015 гг. Программа  рассчитана на 5 лет. Возраст обучающихся 6-18 лет. Документ определяет комплекс условий, обеспечивающих эффективность гражданско-патриотического воспитания в учреждении, отражает значимость гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания как одного из приоритетных направлений системы образования в целом. Содержание программы раскрывается посредством изложения совокупности основных идеей, определяющих направленность, характер и другие компоненты гражданской позиции учащихся, их патриотических чувств, духовно-нравственных установок.

Основной целью программы является воспитание человека, способного на социально востребованные поступки, в основе которых лежат общечеловеческие моральные и нравственные ценности патриота, гражданина своей Родины.

         Формами деятельности по гражданско-патриотическому, духовно-нравственному  воспитанию в Центре являются занятия по изучению истории и традиций России, исследовательская  работа музея  «Ретро Радио», мероприятия  с ветеранами и участниками воин и другие.  Такие формы работы воспитывают в детях гражданственность и патриотизм, развивают в них высокие нравственные качества.

Просмотр содержимого документа
«Программа гражданско-патриотического воспитания МБОУ ДО "Центр "Эврика" г.Владивостока 2016-2020 гг.»





ПРОГРАММА

«ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»

Срок реализации: 5 лет
Возраст: 6-18 лет


КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ


Введение


В условиях становления гражданского общества и правового государства современной России происходит обогащение понятия «гражданин» новым содержанием.

Данная программа представляет собой современное понимание значимости гражданско-патриотического воспитания как одного из приоритетных направление системы образования в целом. Содержание программы раскрывается посредством изложения совокупности основной идеей, определяющих направленность, характер и другие компоненты гражданской позиции учащихся, патриотических чувств.

Основной целью программы является определение места и роли гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания детей, целью которого является воспитать человека, способного на социально востребованные поступки, в основе которых лежат общечеловеческие моральные и нравственные ценности патриота, гражданина своей Родины. Для этого необходимо определить комплекс условий, обеспечивающих эффективность гражданско-патриотического воспитания в Центре дополнительного образования «Эврика».


Цель и задачи гражданско-патриотического воспитания


Гражданско-патриотическое воспитание – многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность образовательной системы Центра по формированию у детей свойств, присущих характеристике гражданина, патриота своей страны:

  • способность интегрироваться в сложившуюся систему общественных отношений;

  • умение устанавливать контакты с другими людьми;

  • готовность к объединению для решения лично и общественно значимых проблем, к сотрудничеству и согласию;

  • неприятие агрессии, жесткости, насилия над личностью;

  • умение любить свою Родину.

Цель гражданско-патриотического воспитания – сформировать достойного гражданина и патриота России - человека, обладающего широкими правами, соответствующим Международным правам человека; знающий свои обязанности и права и умеющий их защищать; нетерпимый к любым проявлениям насилия и произвола; человек, который честно, по велению сердца выполняет свои обязанности; гражданин, чувствующий неразрывную связь со своим отечеством, его прошлым, настоящим и будущим и постоянно берущим на себя ответственность за его судьбу, своими конкретными делами помогающий своей стране стать сильнее и богаче.

Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:
1) Проведение научно-обоснованной управленческой и организаторской деятельности по созданию условий эффективного гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся.

2) Утверждение в сознании и чувствах учащихся представлений об общечеловеческих ценностях, взглядов и убеждений, уважения к культуре и историческому прошлому России, к ее традициям.

3) Создание эффективной системы гражданско-патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у учащихся основных гражданских качеств и чувств патриотизма.
4) Создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование целостное системы гражданско-патриотического, духовного и нравственного воспитания учащихся.


Основополагающие принципы и направления их реализации


К числу определяющих принципов, которые являются важным условием реализации целей и задач гражданско-патриотического воспитания относятся признание высокой социальной значимости гражданственности, патриотизм.

Гражданско-патриотическое воспитание комплексное, то есть охватывает своим воздействием все возрастные категории учащихся, все стороны жизни и взаимодействия личности с окружающим миром.

Среди основополагающих принципов гражданско-патриотическое воспитания, представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере выделяются:

  • научность, гуманизм, демократизм;

  • приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций;

  • системность, преемственность и непрерывность в развитии учащихся, с учетом особенностей ее различных категорий;

  • многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания;

  • его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода;

  • тесная и непрерывная связь с другими видами воспитания.

Реализация этих принципов осуществляется по следующим направлениям:
Социальное направление – формирование добросовестного отношения к учебе; формирование терпимости к чужой вере (религиозные отношения); формирование культуры межличностных отношений (в том числе межнациональных); воспитание уважения к традициям семьи; формирование взаимопонимания между семьей и ребенком.
Оно включает: ознакомление с основами человеческого общения (коммуникативного, интерактивного: умение взаимодействовать с собеседником, перцептивного: умение воспринимать, чувствовать собеседника), развитие культуры межличностных отношений, ответственности за сбои поступки. Понимание и восприятие различных религиозных культур, способность результативно и с высокой эффективностью выполнять общественные обязанности и достигать конкретных целей, умение прогнозировать и реализовывать планы своего профессионального роста.

Политическое направление – воспитание правовой культуры; формирование понимания политических и правовых событий; формирование последовательной, твердой, аргументированной активной гражданской позиции и патриота своей страны.
Оно включает: политическую и правовую грамотность, ознакомление с законами государства, особенно с правами и обязанностями гражданина России; воспитание готовности делать все лично от себя зависящее для сохранения и возрождения России, ее экономики, культуры, нравственности, духовности, социальной сферы и т.д.

Экономическое направление – формирование функциональной экономической грамотности; бережного отношения к вопросам собственности.
Оно включает: формирование добросовестного отношения к государственной и личной собственности, выбор и принципы рационального поведения в социуме, принципы анализа и принятия экономических решений, направленных на улучшение экономической ситуации б стране, экономического роста, избежание «главных» экономических болезней (инфляция, безработица, спад экономического развития).

Нравственное и духовное направление – воспитание чувства прекрасного; воспитание любви к Родине; знание и формирование уважения к Российским традициям (в том числе религиозным); формирование общечеловеческих ценностей.
Оно включает: развитие высокой культуры и образованности, формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, беззаветную любовь и преданность Родине, гордость за принадлежность к Российскому народу, его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к самоотверженному служению обществу и государству, качеств ответственности и коллективизма.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


В условиях социальной нестабильности, крайнего обострения национальных отношений, утраты духовно-нравственной ориентации проблемы воспитания молодежи особенно актуальны. Каждая эпоха требует активной и целенаправленной работы с подрастающим поколением, особенно в условиях экономического и политического реформирования, которое переживает на данном этапе российское общество.

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации в качестве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина: “Система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью…”

Обогащение понятия “гражданин” новым содержанием в условиях современной России связано в первую очередь с процессом становления гражданского общества и правового государства.

В характеристику гражданина, в круг присущих ему свойств теперь включается умение жить в условиях рынка, обеспечивая себе экономическую самостоятельность, способность интегрироваться в сложившуюся систему общественных отношений, умение устанавливать контакты с другими людьми, готовность к объединению для решения лично и общественно значимых проблем, к сотрудничеству и согласию, неприятие агрессии, жестокости, насилия над личностью.

Чрезмерная занятость родителей, низкий уровень доходов, неблагополучие многих семей приводит к росту социального сиротства, что в свою очередь вызывает асоциальное поведение подростков. В этих условиях образовательное учреждение остается основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс стремящимся достичь основной цели развития физических нравственно-здоровой личности ее гражданского потенциала. Особую роль играет образовательное учреждение и в вопросах воспитания молодежи уважения к государству. Формы и методы гражданско-патриотического воспитания непрерывно изменяются и совершенствуются, причем более активно это происходит в периоды исторических перемен в жизни самого государства. В это время на образовательное учреждение как социальный институт ложится дополнительная нагрузка обусловленная социальным заказом на определенный тип гражданина, следовательно, максимальное развитие личности невозможно без формирования у подростка гражданской позиции, привития ему гражданско-патриотических ориентиров.

Главным средством воспитания гражданина и патриота в современных условиях становится содружество подростков и педагогов, связанных едиными задачами, деятельностью, гуманными отношениями.

Данная программа представляет собой современное понимание значимости гражданско-патриотического воспитания как одного из приоритетных направлений системы образования в целом. Содержание программы раскрывается посредством изложения совокупности основной идеей, определяющих направленность, характер и другие компоненты гражданской позиции учащихся.
Данную программу следует рассматривать как шаг по пути решения проблемы воспитания высоконравственного и духовно богатого гражданина.

Основной целью программы является предоставление всех возможностей Центра «Эврика» для воспитания гражданина-патриота своей страны, определения комплекса условий, обеспечивающих эффективность гражданско-патриотического воспитания в учреждении.
Программа реализуется во всех возрастных категориях обучающихся Центра и рассчитана на 5 лет (с 2016 г. по 2020 г.).

Реализация программы проходит в три этапа:
1 этап. 2016-2017 гг. – изучение и анализ состояния гражданско-патриотического воспитания в школах, уровня гражданско-патриотического сознания у детей, отбор критериев оценки уровня гражданско-патриотического сознания детей, разработка нормативно-правовой базы, связанной с реализацией программы гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания.
2 этап. 2017-2018 гг. – разработка комплексной стратегии, направленной на формирование гражданской позиции и воспитания патриотических чувств. Отбор методов, методик по программе, внедрение современных технологий.
3 этап. 2019-2020 гг. – оценка эффективности мероприятий, направленных на гражданско-патриотическое, духовно-нравственное воспитание.

Основополагающие принципы программы:

  • Принцип научности, гуманизма, демократизма.

  • Принцип духовности.

  • Принцип комплексного сквозного подхода.

  • Принцип блочного подхода.


Основные направления
Социальное
Цели:

  • воспитание сознательного отношения к учебе;

  • воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни, через формирование активной социальной позиции;

  • формирование общности интересов детей и родителей, через совместные творческие дела и знакомства с историей своей семьи;

  • формирование у подростков представлений по этике и психологии семейной жизни;

  • формирование у обучающихся представлений о духовно-нравственных аспектах жизни, привитие понимания важности нравственного роста.

Содержание:

  • организация и проведение предметных недель, олимпиад, конкурсов, смотров знаний, интеллектуальных марафонов, игр;

  • изучение и пропаганда лучших национальных и семейных традиций;

  • проведение культурно-массовых, спортивных мероприятий совместно с родителями;

  • организация совместных коллективных творческих дел;

  • организация и проведение благотворительных акций;

  • продолжение социально-просветительской деятельности волонтерской группы «Импульс» (создана в 2012 году);

  • организация работы с родителями.

Политическое
Цели:

  • воспитание правовой культуры;

  • знакомство с правовыми нормами и процедурами;

  • выработка правовой культуры;

  • развитие отрицательного отношения к правонарушениям и преступлениям.

Содержание:

  • изучение символики Росси, края, города, Центра;

  • проведение мероприятий и акций, посвященных памятным и знаменательным датам российского, краевого и городского значения;

  • изучение родного края и страны, через организацию походов, экскурсий (музеи города и музей Центра «Ретро Радио»), интернет-путешествий;

  • сбор исторических материалов, артефактов для экспозиции музея МБОУ ДО «Центр «Эврика» «Ретро Радио»: «История улицы Вязовая» и «Эврика вчера, сегодня, завтра…»;

  • радиофицирование Центра;

  • организация встреч с выпускниками учреждения «От МОУ МУК Первомайского района до МБОУ ДО «Центр «Эврика», ветеранами войны, труда и правоохранительных органов, передовиками производства;

  • организация шефства над ветеранами ВОВ и приравненным к ним категориям населения;

  • акция «Ветеран живет рядом».

Экономическое
Цели:

  • воспитание экономической культуры мышления у детей;

  • формирование у школьников адекватных представлений о сути экономических явлений и процессов.

Содержание:

  • организация и проведение предметных недель, олимпиад, интеллектуальных марафонов, игр;

  • оформление выставок;

  • разработка и защита авторских проектов;

  • участие детей в общественно полезном труде;

  • организация профориентационной работы с учащимися.

Духовно-нравственное
Цели:

  • воспитание любви к Родине;

  • воспитание чувства прекрасного;

  • воспитание уважения к российским традициям (в том числе религиозных);

  • формирование общечеловеческих ценностей.

Содержание:

  • соблюдение кодекса взаимоотношений всех участников образовательного процесса;

  • изучение культуры, российских традиций (в том числе религиозных), истории России, малых народов Приморья;

  • участие в праздниках, мероприятиях, театрализованных представлениях, конкурсах;

  • ознакомление учащихся с общечеловеческими ценностями, с социальными нормами поведения;

  • знакомство с различными видами искусств;

  • изучение истории России, символики, геральдики;

  • проведение традиционных мероприятий (творческие отчеты, соревнования, тематические вечера и т.д.);

  • проведение культурно-массовых спортивных мероприятий;

  • оформление стендов

  • организация различных выставок;

  • организация культурных мероприятий для творческой самореализации:

  • создание вожатского движения в Центре;

  • организация и создание фольклорного театра, ансамбля национального танца, хора педагогов.



ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Направление деятельности

Мероприятие

Сроки

Ответственные

Организационно-методическое обеспечение

Формирование информационного банка идей педагогов, включающего инновационные методические разработки активных форм деятельности

В течение работы программы

Зам. директора по УВР



Разработка программно-методического обеспечения для педагогов на основе современных воспитательных технологий.

Методическая служба

Отбор методик, технологий и из элементов, направленных на гражданско-патриотическое воспитание

Разработка системы развивающего обучения

Создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей программу “Гражданско-патриотического воспитания”

Создание концепции программы

1 этап

Зам. директора по УВР

Создание программы “Гражданско-патриотического воспитания”

1 этап

Зам. директора по УВР

Введение курсов через ДО

1 этап

Директор

Положение о музее Центра

1 этап

Зам. директора по УВР

Положение о месячнике, посвященном Дню защитников Отечества, Дню Победы

1 этап

Зам. директора по УВР

Разработка критериев анализа деятельности Центра

1 этап

Методист по ИМР

Работа с педагогическими кадрами

Обеспечение готовности педагогов к решению поставленных программой задач, через проведение семинаров, лекториев, семинаров-практикумов, педагогических чтений, работу МО классных руководителей

Постоянно

Зам. директора по УВР

Привлечение педагогов к созданию авторских разработок по проблемам гражданско-патриотического воспитания

Взаимодействие с ведомственными и общественными организациями

Участие в городских, окружных, Всероссийских конкурсах, проектах

Постоянно

Методист по РССО


Выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта по гражданско-патриотическому воспитанию

Разработка совместных программ и планов по вопросам воспитания подростков

В течение работы программы

Проведение совместных мероприятий профилактического характера


Ожидаемые результаты:

  • достижение сформированности у подростка гуманистического отношения к окружающим, культуры речи и поведения, внутренней потребности в саморазвитии, стремления к духовному росту;

  • качественный рост воспитанности детей;

  • активная жизненная и сформированная гражданско-патриотическая позиция;

  • способность делать правильный нравственный, социальный и политический выбор.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Ключевые мероприятия и традиции

по гражданско-патриотическому воспитанию

  • Акция «Ветеран живет рядом».

  • Акция «Письмо (посылка) солдату».

  • Акция совместно с краевым Департаментом социальной защиты «Внуки по переписке»

  • Вахта Памяти.

  • Встречи с ветеранами.

  • Встречи с участниками современных воин.

  • Экскурсии в музеи (по тематическим экспозициям).

  • Возложение цветов к Памятным местам.

  • Встречи с уважаемыми гражданами города, края - ветеранами, заслуженными учителями, врачами, проведение совместных мероприятий «За все мы вас благодарим», «Весенние встречи», «Спасибо деду за Победу».

ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Содержание деятельности по гражданско-патриотическому,

духовно-нравственному воспитанию


  • Изучение истории России, патриотических фракций, символики, геральдики.

  • Изучение символики округа, города, школы.

  • Изучение традиций, истории России, малых народов Приморья.

  • Работа музея «Ретро Радио» МБОУ ДО «Центр «Эврика».

  • Организация встреч с ветеранами и участниками воин.

  • Шефская помощь ветеранам.

  • Изучение культуры народов России.

  • Изучение края и страны, через организацию походов, экскурсий, заочных путешествий.

  • Организация и проведение благотворительных акций: «Ветеран живет рядом», «Письмо (посылка) солдату».

  • Проведение мероприятий, посвященных памятным и знаменательным датам Российского, краевого и городского значения.

  • Исследовательская деятельность

  • Поисковая деятельность (экспедиции, операции, походы, экскурсии, встречи).

  • Музейная деятельность.

  • Вахта Памяти.

  • Встречи с ветеранами.

  • Встречи с участниками современных воин.

  • Экскурсии в школьный музей (по тематическим экспозициям).

  • Спортивно-конкурсные программы.

  • Возложение цветов к Памятным местам.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Традиционные месячники по гражданско-патриотическому воспитанию
"ГОРОД, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ"


Цель: Привить чувство любви к родному городу, дать почувствовать ребятам, что они являются полноправными членами общества и несут ответственность за свои поступки и действия.
Темы:

  • "Мой город, мой дом".

  • Городу - …. лет.

  • Мы хозяева улицы, города…


"БЕРЕГИ ЗДОРОВЬЕ СМОЛОДУ"
Цель: Добиться того, что ученики уяснили и осознали то, что здоровье является высшей жизненной ценностью, беречь которую они должны и обязаны.
Темы:

  • "Землянам чистую планету".

  • "В здоровом теле здоровый дух".

  • Мир моих увлечений.


"А ГРАЖДАНИНОМ БЫТЬ ОБЯЗАН"
Цель: Добиться того, чтобы ученики нашей школы были законопослушными гражданами нашей страны, довести до сведения учеников основные законы общества
Темы:

  • "Ты и закон".

  • «Я гражданин и патриот своей страны».

  • Мои права и обязанности.


"РОССИЯ! РУСЫ... ХРАНИ СЕБЯ, ХРАНИ!"
Цель: Привить ученикам духовные, нравственные качества, которые являются фундаментом общества, человеческих отношений; формировать умение ценить свои национальные истоки.
Темы:

  • Духовное наследие.

  • Современная Русь.

  • Традиции и обычаи Руси.


''ДЫМ ОТЕЧЕСТВА И СЛАДОК, И ПРИЯТЕН..."
Цель: Воздействовать на сознание обучающихся, пробудить в них патриотические чувства, чувство долга, чести, мужества; воспитывать на их основе достойное поколение.
Темы:

  • "Юность, опаленная войной".

  • "С чего начинается Родина?"

  • "Достойное поколение".

  • Славные сыны Отечества.

  • По полю Русской Славы.

  • Мы - защитники мира.


"СЕМЬЯ – СЕРДЦЕ ОБЩЕСТВА"
Цель: Развитие познавательного интереса к традициям семьи, к своим истокам; воспитание и уважение к старшему поколению.
Темы:

  • Твои истоки.

  • Я и Вселенная.

  • Мой дом, мои родные, близкие.


"НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО"
Цель: воспитание уважения к прошлому нашей страны, любви к своей Родине; сохранение и почитание памяти о ветеранах ВОВ.
Темы:

  • «День Победы».

  • «Ветеран живет рядом».

  • Вахта Памяти.


ДЕНЬ ЗАЩИТНИКОВ ОТЕЧЕСТВА - «ОТВАГА И ЧЕСТЬ», 9 МАЯ - «СПАСИБО ДЕДУ ЗА ПОБЕДУ!», 4 НОЯБРЯ - «ВМЕСТЕ МЫ – СИЛА».

К этим праздникам выпускаются красочные плакаты, рисунки, поздравительные газеты. Ребята посещают музей.
На тематические встречи-лектории, встречи-беседы приглашаются ветераны Великой Отечественной войны, ветераны Афганистана, Чечни. Дети и педагоги проводят для гостей концертную программу.

Подобные мероприятия помогают детям почувствовать и понять важность и значимость подвигов ветеранов войны, воспитывают в них гражданственность и патриотизм.


21






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!