ПРОГРАММА
формирования УУД обучающихся – логопатов
на логокоррекционных занятиях
Пояснительная записка.
Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ.
Программа направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и призвана способствовать реализации развивающего потенциала общего среднего образования, развитию системы универсальных учебных действий, выступающей как инвариантная основа образовательного процесса и обеспечивающей школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём как развития у обучающихся правильной, чёткой, выразительной связной речи, освоения обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках фонематических представлений, произносительных норм, устной и письменной речи и чтения, так и сознательного, активного присвоения ими нового социального опыта.
Цель программы:
освоение учащимися коммуникативной функции языка на основе ценностных ориентиров содержания образования в соответствии с требованиями Стандарта нового поколения, развитие активной сознательной деятельности в области речевых фактов, создание условий для успешного освоения основной общеобразовательной программы путём развития правильной, чёткой, выразительной устной и грамотной письменной речи .
Основными задачами работы по развитию речи детей являются;
формирование полноценных произносительных навыков;
развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза.
По мере продвижения ученика в указанных направлениях на речевом материале осуществляется:
развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
обогащение словаря детей преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к лексическому значению слов;
воспитание у детей умений правильно составлять простое распространенное предложение, а затем и сложное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;
развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;
формирование и развитие навыков письма и чтения специальными методами на основе исправленного звукопроизношения и полноценного фонематического
восприятия.
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин, в том числе и на логопедических занятиях.
Обучение на занятиях – основная форма коррекционно-воспитательной работы.
Программа коррекционной работы вносит вклад в формирование универсальных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия: обеспечивают ценностно- смысловую ориентацию обучающихся (смыслообразование).
Регулятивные УУД:
контролировать и корректировать речь в зависимость от задач и ситуации общения;
извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей;
оценивать - выделять и осознавать уровень результата своей работы;
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению препятствий.
Коммуникативные действия:
планирование учебного сотрудничества с учителем – логопедом и сверстниками,
умение слушать и умение ориентироваться в ситуации общения, адекватно понимать речь партнера и строить свое речевое высказывание;
владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации
Познавательные УУД:
Общеучебные УД формирут
умения использовать знаковые системы и символы для моделирования объектов и отношений между ними;
умения выполнять логические действия абстрагирования, сравнения, нахождения общих закономерностей, анализа, синтеза;
осуществление эвристических действий;
выбирать стратегию решения; строить и проверять элементарные гипотезы;
использовать смысловое чтение как осмысление цели чтения;
Логические УД:
анализ объектов с целью выделения признаков (классификации); синтез – составление целого из частей (составление слов из слогов, предложений из слов; рассказа из предложений), самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов («Допиши слово, предложение», «Продолжи рассказ, текст»);
Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
Подведение под понятие, выведение следствий (гласные, согласные звуки и буквы)
Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области, внеурочную и коррекционно-воспитательную деятельность. Определяет развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка.
Заданные стандартом УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании и организации коррекционного процесса с учетом возрастно-психологических особенностей обучающихся.
Коррекционно-педагогическое сопровождение осуществляется с помощью речевых карт, которые являются процессуальным способом оценки достижений учащихся в развитии универсальных учебных действий.
Результаты усвоения УУД формулируются для каждого учащегося и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения.
Индивидуальная карта развития
ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ УУД У ЛОГОПАТОВ
(начало логокоррекционных занятий)
Ф.И. ученика______________________________________________________класс_______
3 балла – высокий уровень
2 балл – средний уровень
1 балл – низкий уровень
0 баллов – действие не проявляется
УУД | Показатели формирования УУД | баллы | Общий балл по критерию |
личностные | Уважает свою семью, проявляет любовь к родителям | | |
Хочет учиться в школе | |
Желает чисто, красиво говорить | |
Адекватно относится к своему дефекту | |
регулятивные | Организовывает своё рабочее место | | |
Определяет цель выполнения задания под руководством учителя. | |
Определяет последовательность действий заданий на занятии. | |
Использует в своей деятельности школьные принадлежности по назначению. | |
познавательные | Ориентируется в рабочей тетради, учебнике, дневнике. | | |
Отвечает на вопросы учителя- логопеда. | |
Сравнивает предметы на основе существенных признаков | |
Классифицирует и группирует предметы на основе существенных признаков. | |
Подробно пересказывает прочитанное или прослушанное. | |
коммуникативные | Участвует в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. | | |
Охотно отвечает на вопросы учителя, учеников. | |
Соблюдает простейшие нормы речевого этикета: здоровается, прощается. | |
Слушает и понимает речь других. | |
Работает в паре, в группе | |
Индивидуальная карта развития
ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ УУД У ЛОГОПАТОВ
(промежуточная диагностика)
Ф.И. ученика______________________________________________________класс_______
3 балла – высокий уровень
2 балл – средний уровень
1 балл – низкий уровень
0 баллов – действие не проявляется
УУД | Показатели формирования УУД | баллы | Общий балл по критерию |
личностные | Уважает свою семью, проявляет любовь к родителям. | | |
Уважает учителей, добродушно относится к своим одноклассникам. | |
Желает учиться в школе, понимает необходимость получения знаний. | |
Желает чисто, красиво говорить | |
Адекватно относится к своему дефекту | |
регулятивные | Самостоятельно организовывает своё рабочее место. | | |
Определяет цель выполнения задания под руководством учителя. | |
Определяет последовательность действий заданий на занятии. | |
Использует в своей деятельности школьные принадлежности по назначению. | |
Следует режиму организации учебной и внеурочной деятельности (вовремя приходит на логокоррекционные занятия). | |
Соотносит выполненное задание с образцом, предложенным учителем. | |
Самостоятельно оценивает выполненное задание. | |
познавательные | Ориентируется в рабочей тетради, учебнике, дневнике. | | |
Отвечает на вопросы учителя- логопеда. | |
Составляет вопросы к картинке. | |
Задаёт вопросы учителю. | |
Сравнивает предметы на основе существенных признаков | |
Классифицирует и группирует предметы на основе существенных признаков. | |
Подробно пересказывает прочитанное или прослушанное. | |
Наблюдает и делает самостоятельные выводы. | |
коммуникативные | Участвует в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. | | |
Охотно отвечает на вопросы учителя, учеников. | |
Соблюдает простейшие нормы речевого этикета: здоровается, прощается. | |
Слушает и понимает речь других. | |
Работает в паре, в группе. | |
Читает вслух учебные тексты. | |
Оформляет письменную речь. | |
Начало формы