СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа формирования УУД на логокоррекционных занятиях

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа формирования УУД на логокоррекционных занятиях составлена с учётом требований Федерального государственного стандврта нового поколения для начальной школы , а также с учётом включения детей с особыми возможностями здоровья в инклюзию

Просмотр содержимого документа
«Программа формирования УУД на логокоррекционных занятиях»


ПРОГРАММА

формирования УУД обучающихся – логопатов

на логокоррекционных занятиях

 

Пояснительная записка.

Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ.

Программа направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и призвана способствовать реализации развивающего потенциала общего среднего образования, развитию системы универсальных учебных действий, выступающей как инвариантная основа образовательного процесса и обеспечивающей школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершен­ствованию. Всё это достигается путём как развития  у обучающихся правильной, чёткой, выразительной связной речи, освоения обучаю­щимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках фонематических представлений, произносительных норм, устной и письменной речи и чтения, так и сознательного, активного при­своения ими нового социального опыта.

Цель программы:

освоение учащимися коммуникативной функции языка на основе ценностных ориентиров содержания образования в соответствии с требованиями Стандарта нового поколения, развитие активной сознательной деятельности в области речевых фактов, создание условий для успешного освоения основной общеобразовательной программы путём развития правильной, чёткой, выразительной устной и грамотной письменной речи .

  Основными задачами работы по раз­витию речи детей являются;

  • формирование   полноценных   произносительных   на­выков;

  • развитие фонематического восприятия, фонематиче­ских представлений, доступных возрасту форм звуко­вого анализа и синтеза.

По мере продвижения ученика в указанных направлениях на речевом материале осуществляется:

  • развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;

  • обогащение словаря детей преимущественно привле­чением  внимания  к  способам  словообразования,   к лексическому значению слов;

  • воспитание у детей умений правильно составлять про­стое распространенное предложение, а затем и слож­ное предложение;  употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;

  • развитие связной речи в процессе работы над расска­зом, пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;

  • формирование и развитие навыков письма и чте­ния специальными методами на основе исправленного звукопроизношения и полноценного фонематического
    восприятия.

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин, в том числе и на логопедических занятиях.

Обучение на занятиях – основная форма коррекционно-воспитательной работы.

Программа коррекционной работы вносит  вклад в формирование универсальных учебных действий:

Личностные универсальные учебные действия: обеспечивают ценностно- смысловую ориентацию обучающихся (смыслообразование).

  • Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Регулятивные УУД:

  • контролировать и корректировать речь в зависимость от задач и ситуации общения;

  • извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей;

  • оценивать - выделять и осознавать уровень результата своей работы;

  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению препятствий.

Коммуникативные действия:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем – логопедом и сверстниками,

  • умение слушать и умение ориентироваться в ситуации общения, адекватно понимать речь партнера и строить свое речевое высказывание;

  • владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации

Познавательные УУД:

Общеучебные УД формирут

  • умения использовать знаковые системы и символы для моделирования объектов и отношений между ними;

  • умения выполнять логические действия абстрагирования, сравнения, нахождения общих закономерностей, анализа, синтеза;

  • осуществление эвристических действий;

  • выбирать стратегию решения; строить и проверять элементарные гипотезы;

  • использовать смысловое чтение как осмысление цели чтения;

Логические УД:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (классификации); синтез – составление целого из частей (составление слов из слогов, предложений из слов; рассказа из предложений), самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов («Допиши слово, предложение», «Продолжи рассказ, текст»);

  • Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

  • Подведение под понятие, выведение следствий (гласные, согласные звуки и буквы)


Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области, внеурочную и коррекционно-воспитательную деятельность. Определяет развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка.

Заданные стандартом УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании  и организации коррекционного процесса с учетом возрастно-психологических особенностей обучающихся.   

  Коррекционно-педагогическое сопровождение  осуществляется с помощью речевых карт,  которые являются  процессуальным способом оценки достижений учащихся в развитии универсальных учебных действий.

Результаты усвоения УУД формулируются для каждого учащегося и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения.





Индивидуальная карта развития

ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ УУД У ЛОГОПАТОВ

(начало логокоррекционных занятий)


Ф.И. ученика______________________________________________________класс_______


3 балла – высокий уровень

2 балл – средний уровень

1 балл – низкий уровень

0 баллов – действие не проявляется



УУД


Показатели формирования УУД



баллы

Общий балл по критерию

личностные

  1. Уважает свою семью, проявляет любовь к родителям



  1. Хочет учиться в школе


  1. Желает чисто, красиво говорить


  1. Адекватно относится к своему дефекту



регулятивные

  1. Организовывает своё рабочее место



  1. Определяет цель выполнения задания под руководством учителя.


  1. Определяет последовательность действий заданий на занятии.


  1. Использует в своей деятельности школьные принадлежности по назначению.



познавательные

  1. Ориентируется в рабочей тетради, учебнике, дневнике.



  1. Отвечает на вопросы учителя- логопеда.


  1. Сравнивает предметы на основе существенных признаков


  1. Классифицирует и группирует предметы на основе существенных признаков.


  1. Подробно пересказывает прочитанное или прослушанное.



коммуникативные

  1. Участвует в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.



  1. Охотно отвечает на вопросы учителя, учеников.


  1. Соблюдает простейшие нормы речевого этикета: здоровается, прощается.


  1. Слушает и понимает речь других.


  1. Работает в паре, в группе






Индивидуальная карта развития

ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ УУД У ЛОГОПАТОВ

(промежуточная диагностика)


Ф.И. ученика______________________________________________________класс_______


3 балла – высокий уровень

2 балл – средний уровень

1 балл – низкий уровень

0 баллов – действие не проявляется


УУД


Показатели формирования УУД



баллы

Общий балл по критерию

личностные

  1. Уважает свою семью, проявляет любовь к родителям.



  1. Уважает учителей, добродушно относится к своим одноклассникам.


  1. Желает учиться в школе, понимает необходимость получения знаний.


  1. Желает чисто, красиво говорить


  1. Адекватно относится к своему дефекту



регулятивные

  1. Самостоятельно организовывает своё рабочее место.



  1. Определяет цель выполнения задания под руководством учителя.


  1. Определяет последовательность действий заданий на занятии.


  1. Использует в своей деятельности школьные принадлежности по назначению.


  1. Следует режиму организации учебной и внеурочной деятельности (вовремя приходит на логокоррекционные занятия).


  1. Соотносит выполненное задание с образцом, предложенным учителем.


  1. Самостоятельно оценивает выполненное задание.



познавательные

  1. Ориентируется в рабочей тетради, учебнике, дневнике.



  1. Отвечает на вопросы учителя- логопеда.


  1. Составляет вопросы к картинке.


  1. Задаёт вопросы учителю.


  1. Сравнивает предметы на основе существенных признаков


  1. Классифицирует и группирует предметы на основе существенных признаков.


  1. Подробно пересказывает прочитанное или прослушанное.


  1. Наблюдает и делает самостоятельные выводы.


коммуникативные

  1. Участвует в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.



  1. Охотно отвечает на вопросы учителя, учеников.


  1. Соблюдает простейшие нормы речевого этикета: здоровается, прощается.


  1. Слушает и понимает речь других.


  1. Работает в паре, в группе.


  1. Читает вслух учебные тексты.


  1. Оформляет письменную речь.





Начало формы


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!