Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Семилукская основная общеобразовательная школа №2
Семилукского муниципального района Воронежской области
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей естественно-математического цикла протокол № 1 Руководитель МО __________ | Принята педагогическим советом | «Утверждаю»______________ Директор школы |
Рабочая программа
для факультативного курса
«Твоё здоровье»
5 класса
Составитель: учитель биологии
Меркулова Ольга Дмитриевна
г. Семилуки
Пояснительная записка.
Цели изучения факультативного курса:
- освоение знаний об организме человека, нормальном его функционировании, факторах положительно и отрицательно влияющих на организм;
- овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, измерения, собирать данные и описывать полученные результаты;
-развитие интереса к изучению организма человека, интеллектуальных и творческих способностей;
-воспитание здорового образа жизни:
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, оказания простейших видов медицинской помощи.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
«Об образовании»,
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;
- приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241, от 30.08.2010 № 889, от 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74);
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 N 1067 (ред. от 10.07.2013) "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год" (Зарегистрировано в Минюсте России 30.01.2013 N 26755)
- приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07. 2012г. № 760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993)..
Сведения о программе.
Программа данного факультативного курса является авторской. Разработчик-Меркулова О.Д. Курс рассчитан на 35 часов, 1 час в неделю. Это интегрированный курс для 5 класса, который сочетает в себе элементы биологии, медицины, основ безопасности жизнедеятельности.
В рамках программы закладываются и расширяются основные представления о работе человеческого организма, рассматриваются вопросы сохранения и укрепления здоровья. Также в программу включены занятия на свежем воздухе, знакомство с русскими народными играми.
В программе обращается внимание на развитие умений учащихся по выполнению практических работ, работам со схемами, таблицами, дополнительной литературой.
Определение места и роли факультативного курса
Формы организации образовательного процесса:
Традиционные уроки, практические работы, игровая площадка, нестандартные уроки.
Виды и формы контроля.
Программой предусмотрены 3 практические работы в теме «Физическое здоровье человека», итоговый зачёт.
Учебно-тематическое планирование.
№. дата | Название темы | Количество часов | Практические работы |
1 | Что такое здоровье? | 4 | - |
2 | Психологическое здоровье человека | 4 | - |
3 | Физическое здоровье человека | 13 | 3 |
4 | Гигиена школьника | 5 | - |
5 | Основы медицинских знаний | 5 | |
6 | Игровая площадка | 4 | |
| Итого | 35 | 3 |
Требования к уровню подготовки учащихся:
Что такое здоровье?
Знать:«здоровье»,компоненты здоровья, режим, правильное питание, факторы, укрепляющие здоровье;
Уметь: проводить простейший анализ своего здоровья, работать со справочниками.
2.Физическое здоровье человека.
Знать: физическое здоровье человека, различные уровни развития; избыточная и недостаточная масса тела; осанка, причины, приводящие к нарушению осанки, формирование правильной осанки; плоскостопие, укрепление здоровья, закаливание, виды закаливания: солнцем, водой, воздухом; принципы закаливания: постепенность, поэтапность, индивидуальность; простудные заболевания, признаки переохлаждения, перегревания; профилактические меры по предупреждению простудных заболеваний; питание, его значение для организма: белки, жиры, углеводы; режим питания: завтрак, обед и ужин; суточный рацион питания школьника, диета; режим дня.
Уметь: определять степень развития мускулатуры, проводить антропометрические измерения. составлять режим дня, составлять примерный суточный рацион, приводить примеры факторов, укрепляющих и ослабляющих иммунитет.
3.Гигиена школьника.
Знать: понятие о гигиене, уход за своим телом, глаза: причины, ухудшающие зрение, уход за глазами; уши: уход за ушами; зубы: уход за зубами, как правильно чистить зубы, зубная щетка, её виды; сон-необходимый компонент жизни человека, гигиена сна, подготовка помещений ко сну.
Уметь: следить за чистотой своего тела. Правильно ухаживать за зубами , ушами и глазами, правильно подготовить помещение ко сну.
4.Основы медицинских знаний.
Отравления, причины отравлений;меры первой помощи при отравлениях; бытовые трвмы: царапины, порезы, ушибы, вывихи, переломы; меры первой помощи при травмах. Профессии, связанные с медициной:врач, медсестра, фармацевт, провизор.
Уметь:оказывать первую помощь при отравлениях,бытовых травмах.
5. Игровая площадка.
Знать и уметь: игры на свежем воздухе, командные игры, русские народные игры.
Учебно-методическое обеспечение:
Соколов Я.В. Наш выбор: здоровый образ жизни: Пособие для учащихся 7-9 классов школ Воронежской области.-М.:НМЦ»Гражданин, 2010.
Зайцев Г.К. Школьная валеология.-СПб.: «Детство-пресс».2001
Матюшонок М.Т. Анатомия, физиология и гигиена детей младшего школьного возраста.-М.:»Просвещение», 1970
Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье.-М.: «Просвещение», 1983
Ягодинский В.Н. Школьнику о впеде никотина и алкоголя.-М.: «Просвещение», 1986.
Календарно-тематическое планирование.
№п\п | Дата | коррек | Тема | Практические работы |
1 | | | Твоё здоровье | |
2 | | | Факторы, укрепляющие здоровье | |
3 | | | Игры на свежем воздухе | |
4 | | | Факторы, ослабляющие здоровье | |
5 | | | Эмоции, настроение | |
6 | | | Стресс | |
7 | | | Характер, темперамент. | |
8 | | | Память, виды памяти. | |
9 | | | Физическое развитие человека. | |
10 | | | Определение степени развития мускулатуры. | Практическая работа №1 |
11 | | | Подвижные игры на свежем воздухе | |
12 | | | Осанка. | |
13 | | | Предупреждение развития плоскостопия. | |
14 | | | Как уберечься от простудных заболеваний. | |
15 | | | Иммунитет. | |
16 | | | Закаливание. | |
17 | | | Режим дня. | Практическая работа №2 |
18 | | | Организация умственного труда школьника. | |
19 | | | Основы здорового питания. | |
20 | | | Режим питания. | |
21 | | | Определение суточного пищевого рациона. | Практическая работа №3 |
22 | | | Личная гигиена школьника. | |
23 | | | Глаза.Уход за глазами. | |
24 | | | Зубы. Уход за зубами. | |
25 | | | Уши, уход за ушами. | |
26 | | | Сон. | |
27 | | | Как избежать отравлений. | |
28 | | | Что нужно знать о лекарствах. | |
29 | | | Кто нас лечит. | |
30 | | | Бытовые травмы, помощь при травмах. | |
31 | | | Первая помощь при ожогах | |
32 | | | Игры с использованием скакалки | |
33 | | | Игры в командах | |
34 | | | Зачёт. | |
35 | | | Итоговое занятие | |