СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа факультативного курса по ФГОС «Математика без границ» 6 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Математика без границ" предназначена для факультативного курса и рассчитана на учащихся 6-х классов, интересующих математикой. Согласно ФГОС нового поколения, проведение такого курса способствует самоопределению учащихся при переходу к профильному обучению в средней и старшей школе.

Просмотр содержимого документа
«6 класс ктп факульт. 2016-2017г»

4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ



п/п

Тема урока

Кол-во часов

Формы и методы обучения

Основное содержание

Характеристика деятельности учащихся

Требование к уровню подготовки (знать/уметь)

Критерии оценивания (см. поясн. записка)

Оборудование, оснащение

Календарно - учебный график




  1. Путешествие в историю математики ( 8ч )

1.

Вводное занятие

1

Словесные, наглядные, практические

Беседа о происхождении арифметики. История возникновения математики.

Групповая - обсуждение Фронтальная – ответы на вопросы.

Индивидуальная – изучение истории развитие математики

Знать:

историю развития математики.

Интерактивная доска, проектор, печатные пособия,

2 неделя сентября


2.

История возникновения цифр и чисел. Числа великаны.

1

Словесные, наглядные, практические

Беседа о возникновении цифр и чисел у разных народов земли, с применением докладов учащихся.

Групповая - обсуждение возникновении цифр и чисел у разных народов земли

Фронтальная – ответы на вопросы

Индивидуальная - знать возникновении цифр и чисел у разных народов земли.

Знать: возникновении цифр и чисел у разных народов земли.

Интерактивная доска, проектор, печатные пособия,

3 неделя сентября


3.

Системы счисления. История нуля.

1

Словесные, наглядные, практические

Различные системы счисления, их история возникновения и применения в жизни различных народов. Нуль такой неизвестный, таинственный и разный.


Групповая - обсуждение и выведение понятий системы счисления Индивидуальная – знать системы счисления, историю нуля.

Знать: системы счисления и историю нуля

Интерактивная доска, проектор, печатные пособия.

4 неделя

сентября


4,5

Правила и приемы быстрого счета.

2

Словесные, наглядные, практические

Научить учащихся быстро считать, применяя некоторые способы счета

Групповая – обсуждение и выведение правила быстрого счёта

Индивидуальная –

знать правила и приемы быстрого счета.

Знать: правила и приемы быстрого счета.

Интерактивная доска, проектор, печатные пособия.

5 неделя сентября

2 неделя октября

6.

История математических знаков. История циркуля, транспортира

1

Словесные, наглядные, практические

История возникновения циркуля и транспортира, их применение в древности и по сей день.

Возникновение и открытие математических знаков. Что такое числа «великаны», в каких отраслях используют числа «великаны».


Групповая - обсуждение история математических знаков. История циркуля, транспортира Фронтальная – ответы на вопросы.

Индивидуальная - знать историю математических знаков, циркуля, транспортира.

.

Знать: знать историю математических знаков, циркуля, транспортира

Интерактивная доска, проектор, печатные пособия.

3неделя

октября

7,8

Великие математики древности. Женщины математики.

2

Словесные, наглядные, практические

Эратосфен, Архимед, Пифагор, Евклид, Фалес. Жизнь, творчество, работы великих математиков, их вклад в развитии математической науки. Гипатия, Жермен Софи, Лавлейс Ада, Мария Аньези, Софья Ковалевская, Любовь Запольская.

Их жизнь и вклад в развитие математики.


Групповая - обсуждение творчество, работы великих математиков, их вклад в развитии математической науки.

Фронтальная - ответы на вопросы.

Индивидуальная – знать великих математиков: Архимед, Пифагор, Евклид, Фалес, Гипатия, Жермен Софи, Лавлейс Ада, Мария Аньези, Софья Ковалевская, Любовь Запольская.

Знать: великих математиков: Архимед, Пифагор, Евклид, Фалес, Гипатия, Жермен Софи, Лавлейс Ада, Мария Аньези, Софья Ковалевская, Любовь Запольская.





Интерактивная доска, проектор, печатные пособия.

4,5 неделя октября


2. Знакомство с геометрией ( 6ч )

9.

История возникновения геометрии. Геометрические термины в жизни.

1

Словесные, наглядные, практические

История возникновения геометрии. Как зарождалась наука геометрия. Где она возникла и как развивалась. Какие геометрические термины произошли из жизни. Привести примеры, решить задачи.

Групповая – обсуждение истории возникновения геометрии

Фронтальная - ответы на вопросы

Индивидуальная - знать историю возникновения геометрии, геометрические термины в жизни.

Знать: историю возникновения геометрии, геометрические термины в жизни

Интерактивная доска, проектор. Печатные пособия

2 неделя

ноября

10.

Геометрические фигуры. Сказки о геометрических фигурах.

1

Словесные, наглядные, практические

Сказки о прямоугольнике, о квадрате. Новоселье шара. Случай из жизни плоскости. История о круглых братьях.

Групповая - обсуждение геометрических фигур

Фронтальная - ответы на вопросы

Индивидуальная - знать геометрические фигуры

Знать: геометрические фигуры.

Интерактивная доска, проектор. Печатные пособия

3 неделя

ноября

11.

Треугольник. Египетский треугольник.

1

Словесные, наглядные, практические

Треугольник, его элементы. Высоты, медианы, биссектрисы треугольника и их свойства. Виды треугольников. Стихи и загадки. Египетский треугольник.


Групповая – обсуждение треугольника и его элементы.

Фронтальная - обсуждение верности утверждений

Индивидуальная – знать определение треугольника, его элементы.

Знать: определение треугольника, его элементы.

Интерактивная доска, проектор. Печатные пособия

4 неделя ноября


12.


Параллелограмм

1

Словесные, наглядные, практические

Определение параллелограмма его свойства. Частные виды параллелограмма, периметр и площадь.


Групповая – обсуждение и выведение определение параллелограмма его свойства Фронтальная - ответы на вопросы

Индивидуальная - знать определение параллелограмма и его свойства

Знать: определение параллелограмма и его свойства

Интерактивная доска, проектор. Печатные пособия

5 неделя ноября


13.

Прямоугольник. Квадрат.

1

Словесные, наглядные, практические

Определение прямоугольника, квадрата и их свойства. Периметр и площадь.


Групповая - обсуждение и выявление определения прямоугольника и квадрата

Индивидуальная –знать определение прямоугольника и квадрата и их свойства.

Знать: определение прямоугольника и квадрата и их свойства. Уметь: находить периметр и площадь.

Интерактивная доска, проектор. Печатные пособия

2 неделя

декабря


14.

Пять правильных многогранников..

1

Словесные, наглядные, практические

Тетраэдр, куб, гексаэдр, октаэдр, икосаэдр, додекаэдр их развертки. Платон и четыре стихии природы. Теория четырех стихий мироздания.

Групповая - обсуждение и выведение определения тетраэдра, куба, гексаэдра, октаэдра, икосаэдра, додекаэдра Индивидуальная – знать определение.

Знать: определения тетраэдра, куба, гексаэдра, октаэдра, икосаэдра, додекаэдра

Интерактивная доска, проектор. Печатные пособия

3 неделя декабря

  1. Решение различных задач ( 7ч )



15-17


Готовимся к олимпиаде

3

Словесные, наглядные, практические

Математические игры, задачи на проценты, логические задачи, задачи на делимость чисел, задачи на принцип Дирихле, задачи на инвариант, задачи с геометрическим содержанием.


Групповая - обсуждение олимпиадных заданий

Фронтальная – ответы на вопросы

Индивидуальная – уметь решать олимпиадные задания


Уметь: решать олимпиадные задания


Интерактивная доска, проектор. Варианты олимпиадных заданий

4,5 неделя декабря

18,

19

Конкурс «Кенгуру».

2

Словесные, наглядные, практические

Решение задач конкурса «Кенгуру».

.

Групповая - обсуждение решение задач конкурса «Кенгуру».

Фронтальная - ответы на вопросы

Индивидуальная – решать задачи

Уметь: решать задачи конкурса «Кенгуру».

Интерактивная доска, проектор. Печатные пособия

3,4 неделя января

20-21

Старинные задачи по математике.

2

Словесные, наглядные, практические

Решение различных старинных задач.


Групповая – обсуждение решение различных старинных задач.

Фронтальная - ответы на вопросы.

Индивидуальная – решение различных старинных задач.


Уметь: решать различные старинные задачи.


Интерактивная доска, проектор, печатные пособия, индивидуальные карточки

5 неделя января

2 неделя февраля


  1. Математические игры и головоломки (5ч)

22, 23

Координатная плоскость

2

Словесные, наглядные, практические

Рисуем животных на координатной плоскости. В поисках клада.


Групповая - обсуждение понятий координатная плоскость.

Фронтальная – ответы на вопросы.

Индивидуальная - построение точек на координатной прямой.

Уметь: строить точек и на координатной прямой.

Интерактивная доска, проектор. Печатные пособия

3,4 неделя февраля


24.

Головоломки со спичками

1

Словесные, наглядные, практические

Решение различных задач со спичками.


Групповая - обсуждение решения различных задач со спичками.

Фронтальная - ответы на вопросы

Индивидуальная - решение задач

Уметь: решать различные задачи со спичками.

Интерактивная доска, проектор. Печатные пособия, спички

5 неделя февраля


25, 26

Игры, ребусы, загадки, кроссворды, головоломки, софизмы, афоризмы, сказки.

2

Словесные, наглядные, практические

Самые забавные задачи, ребусы, загадки, головоломки, сказки. Софизмы, афоризмы, притчи, фокусы.


Групповая - обсуждение задачей, ребусов, загадок, головоломок, софизмы, афоризмы, притчи, фокусы

Уметь: разгадывать ребусы, головоломки и т. д.

Интерактивная доска, проектор. Печатные пособия

2,3 неделя марта


5. Круги Эйлера, элементы комбинаторики и теории вероятностей ( 5ч )

27-31

Круги Эйлера. Комбинации.

5

Словесные, наглядные, практические

Дерево возможных вариантов. Достоверные, невозможные и случайные события. Вероятность. Подсчет вероятности.

Практика. Решение задач по комбинаторике и теории вероятности. Решение логических задач с использованием кругов Эйлера.


Групповая – обсуждение понятий круги Эйлера, комбинации

Фронтальная – ответы на вопрос

Индивидуальная - решение логических задач с использованием кругов Эйлера

Уметь: решение логических задач с использованием кругов Эйлера

Интерактивная доска, проектор. Печатные пособия,

4 неделя

марта

2-5 неделя апреля

  1. Заключительное занятие (3 ч)

32-35.

Защита проектов.

4

Словесные, наглядные, практические

Представление и защита творческих работ учащихся. Подведение итогов.


Групповая – обсуждение проектов

Индивидуальная – защита проектов.

Уметь: защищать проект

Интерактивная доска, проектор. Печатные пособия

2-5 неделя

мая


Итого:

35









Просмотр содержимого документа
«6 класс поясн. факульт. 2016-2017г»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новокулундинская средняя общеобразовательная школа»

Благовещенского района Алтайского края





«Рассмотрено»
на заседании МО учителей

________________________
Протокол №__от _________
______________/__________

«Согласовано»
заместитель директора по УВР
Мосина Л.В./_________
    
«__»____________20__г.

«Утверждено»

директор МБОУ НСОШ

Сушков А.И./_____________

Приказ №____

от «__»____20__ г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультатива «Математика без границ»

6 класс
предмет, класс
Карачаровой Оксаны Александровны
Ф.И.О. учителя
на 2016 – 2017 учебный год

Составлено на основе программы примерной программы по математике

и авторского тематического планирования спецкурса

«Развитие интеллекта и творческого мышления»

Ковязовой Т.Н , 6 класс,


















п. Новокулундинка

2016 г


Содержание



1. Пояснительная записка …………………………………………………………2

2. Общая характеристика учебного предмета …………………………………...4

3. Содержание изучаемого курса ………………………………………………....5

4. Планируемые результаты изучения учебного предмета ……………………..7

5. Требования к уровню подготовки обучающихся ………………………….....8

6. Информационно-методическое обеспечение ……………………………........10

7. Календарно-тематическое планирование ……………………………………..11


















































1. Пояснительная записка



Программа факультативного курса деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Математика без границ», составлена на основе: примерной программы по математике и авторского тематического планирования спецкурса «Развитие интеллекта и творческого мышления» Ковязовой Т.Н , 6 класс,

  • Закона Российской Федерации «Об образовании», (статья 7, 9, 32).

  • Федерального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений

  • Примерной программы основного общего образования по математике 2004 г

  • Учебного плана МБОУ « Новокулундинская СОШ» на 2016-2017 учебный год

«Математика без границ» предназначена для факультативного курса и рассчитана на учащихся 6-х классов, интересующихся математикой. Согласно ФГОС нового поколения, проведение такого курса способствует самоопределению учащихся при переходе к профильному обучению в средней и старшей школе.

В основе построения данного курса лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности.

Курс рассчитан на 35 часов.

Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики.

Это определило цели факультативного курса деятельности:

  • формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов; об идеях и методах математики;

  • развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;

  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углублённой математической подготовки;

  • воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики.

С учетом требований ФГОС нового поколения в содержании факультативного курса предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют

задачи обучения:

  • приобретение математических знаний и умений;

  • овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельностей;

  • освоение компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной и профессионально-трудового выбора.

Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявлениясодержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций.

В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование математических навыков.

Во втором – дидактические единицы, которые содержат сведения из истории математики. Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной компетенции учащихся.

В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие информационную компетенцию и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритетом воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития математических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к естественно-математической культуре, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.















2. Общая характеристика учебного предмета


Программа ориентирована на обучение детей 11–13 лет и составлена с учётом их возрастных особенностей. При организации учебного процесса надо обращать внимание на такую психологическую особенность данного возраста, как избирательность внимания. Дети легко откликаются на необычные, захватывающие уроки и внеклассные дела, но быстрая переключаемость внимания не даёт им возможность сосредоточиться долго на одном и том же деле. Однако если учитель будет создавать нестандартные ситуации, ребята будут заниматься с удовольствием и длительное время.

В качестве основной формы проведения курса выбрано комбинированное тематическое занятие, на котором решаются упражнения и задачи по теме занятия, заслушиваются сообщения учащихся, проводятся игры, викторины, математические эстафеты и т.п., рассматриваются олимпиадные задания, соответствующей тематики.

Соответственно действующему учебному плану, программа факультативного курса деятельности по общеинтеллектуальному направлению предусматривает следующий вариант организации процесса обучения в 6 классах: базовый уровень обучения в объеме 35 часов, в неделю – 1 час.

В том числе для проведения исследовательской деятельности – 5 учебных часов.

С учетом уровневой специфики 6 класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения.




























3. Содержание изучаемого курса



Начальный курс математики объединяет арифметический, алгебраический и геометрический материалы.

Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения.

Содержание курса направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески.

В процессе проведения факультативного курса ставятся следующие цели:

  • развить интерес учащихся к математике;

  • расширить и углубить знания учащихся по математике;

  • развить математический кругозор, мышление, исследовательские умения учащихся;

  • воспитать настойчивость, инициативу в процессе учебной деятельности;

  • формировать психологическую готовность учащихся решать трудные и нестандартные задачи.

Задачами курса являются:

  • достижение повышения уровня математической подготовки учащихся;

  • приобретение опыта коммуникативной, творческой деятельности;

  • знакомство с различными типами задач как классических, так и нестандартных;

практика решения олимпиадных заданий


I.Путешествие в историю математики (8ч)

1.Вводное занятие (1ч)

Беседа о происхождении арифметики. История возникновения математики.

2. История возникновения цифр и чисел. Числа великаны. (1ч)

Беседа о возникновении цифр и чисел у разных народов земли, с применением докладов учащихся. Презентация «Эти удивительные числа».

3.Системы счисления. История нуля. (1ч)

Различные системы счисления, их история возникновения и применения в жизни различных народов. Нуль такой неизвестный, таинственный и разный.

4. Правила и приемы быстрого счета. (2ч)

Научить учащихся быстро считать, применяя некоторые способы счета.

5. История математических знаков. История циркуля, транспортира. (1ч)

История возникновения циркуля и транспортира, их применение в древности и по сей день.

Возникновение и открытие математических знаков. Что такое числа «великаны», в каких отраслях используют числа «великаны».

6. Великие математики древности. Женщины математики. (2ч)

Эратосфен, Архимед, Пифагор, Евклид, Фалес. Жизнь, творчество, работы великих математиков, их вклад в развитии математической науки. Презентация «Творцы математики и их открытия».

Гипатия, Жермен Софи, Лавлейс Ада, Мария Аньези, Софья Ковалевская, Любовь Запольская.

Их жизнь и вклад в развитие математики.

II. Знакомство с геометрией (6ч)

1. История возникновения геометрии. Геометрические термины в жизни. (1ч)

История возникновения геометрии. Как зарождалась наука геометрия. Где она возникла и как развивалась. Какие геометрические термины произошли из жизни. Привести примеры, решить задачи. Презентация « История геометрических терминов».

2.Геометрические фигуры. Сказки о геометрических фигурах. (1ч)

Сказки о прямоугольнике, о квадрате. Новоселье шара. Случай из жизни плоскости. История о круглых братьях. Презентация о геометрических фигурах.

3. Треугольник. Египетский треугольник. (1ч)

Треугольник, его элементы. Высоты, медианы, биссектрисы треугольника и их свойства. Виды треугольников. Стихи и загадки. Египетский треугольник.

4. Параллелограмм.(1ч)

Определение, его свойства. Частные виды параллелограмма, периметр и площадь.

5. Прямоугольник. Квадрат. (1ч)

Определение, их свойства. Периметр и площадь.

6. Пять правильных многогранников. (1ч)

Тетраэдр, куб, гексаэдр, октаэдр, икосаэдр, додекаэдр их развертки. Платон и четыре стихии природы. Теория четырех стихий мироздания.

III. Решение различных задач (7ч)

1. Готовимся к олимпиаде. (3ч)

Математические игры, задачи на проценты, логические задачи, задачи на делимость чисел, задачи на принцип Дирихле, задачи на инвариант, задачи с геометрическим содержанием. Варианты олимпиадных заданий.

2. Конкурс «Кенгуру» (2ч)

Решение задач конкурса «Кенгуру».

3. Старинные задачи по математике. (2ч)

Презентация «Старинные задачи по математике». Решение различных старинных задач.

IV. Математические игры и головоломки (5ч)

1. Координатная плоскость. (2ч)

Рисуем животных на координатной плоскости. В поисках клада.

2. Головоломки со спичками (1ч)

Решение различных задач со спичками.

3.Игры, ребусы, загадки, кроссворды, головоломки, софизмы, афоризмы, сказки. (2ч)

Самые забавные задачи, ребусы, загадки, головоломки, сказки. Софизмы, афоризмы, притчи, фокусы.

V. Круги Эйлера, элементы комбинаторики и теории вероятностей (5ч)

Круги Эйлера. Комбинации. Дерево возможных вариантов. Достоверные, невозможные и случайные события. Вероятность. Подсчет вероятности.

Практика. Решение задач по комбинаторике и теории вероятности. Решение логических задач с использованием кругов Эйлера.

VI. Заключительное занятие (3 ч)

Представление и защита творческих работ учащихся. Подведение итогов.
















4. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Изучение математики в 6 классе основной школы дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:

  1. в личностном направлении:

  • умение точно, грамотно и ясно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

  • умение распознавать логически некорректные высказывания;

  • креативность мышления, находчивость, активность при решении математических задач;

  • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.

  1. в метапредметном направлении:

  • первоначальное представление об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования процессов;

  • умение находить в различных источниках информацию;

  • умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира в простейших случаях;

  • умение понимать и использовать математические средства наглядности (схемы, таблицы) для интерпретации и иллюстрации;

  • умение самостоятельно ставить цели, выбирать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

  • распознание математической задачи в контексте проблемной ситуации в окружающей жизни;

  • умение составлять алгебраические модели реальных ситуаций.

  1. в предметном направлении:

  • овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания, иметь представление о числе и десятичной системе счисления, о натуральных числах, обыкновенных и десятичных дробях, об основных изучаемых понятиях (число, фигура, уравнение) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления; иметь представление о достоверных, невозможных и случайных событиях, о плоских фигурах и их свойствах, а также о простейших пространственных телах;

  • умение работать с математическим текстом; выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику; выполнять арифметические действия с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями; решать текстовые задачи арифметическим способом; составлять графические и аналитические модели реальных ситуаций.












5. Требования к уровню подготовки обучающихся

Предполагается, что знакомство учащихся с нестандартными (как по формулировке, так и по решению) задачами будет способствовать повышению их успеваемости на уроках математики и развитию у них интереса к предмету.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки школьников в системе естественно-математического образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» к «межпредметным результатам». Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса математики.

Для естественно-математического образования приоритетным можно считать:

  • развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

  • определять сущностные характеристики изучаемого объекта;

  • самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов

– в плане это является основой для целеполагания.

На ступени основной школы задачи учебных занятий определены как закрепление умений разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы.

При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.

Обучающиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач: формулировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы решения задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными математическими знаниями. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, рецензии.

Реализация программы курса обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности:

  • создание условия для умения логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки, ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи;

  • формирование умения использовать различные языки математики, свободно переходить с языка на язык для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства, интегрирования в личный опыт новой, в том числе самостоятельно полученной, информации;

  • создание условий для плодотворного участия в работе в группе, развития умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою деятельность, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств тел; вычисления площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.

На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).

Акцентированное внимание к продуктивным формам учебной деятельности предполагает актуализацию информационной компетентности учащихся: формирование простейших навыков работы с источниками, материалами.

Большую значимость образования сохраняет информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации, отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута.





























6. Описание материально-технического обеспечения

образовательного процесса


  • Свечников А. Путешествие в историю математики, или как люди учились считать. М.:Педагогика – Пресс, 1995.

  • Глейзер Г.И. История математики в школе. Москва, 1983.

  • Математика: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений. / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд.- изд.-М.: Мнемозина, 2010г.

  • Олевский В.А. О секрете происхождения арабских цифр. Журнал “ Математика в школе”, №5, 1989.-С. 78.

  • Энциклопедический словарь юного математика / сост. А.П. Савин.- М.: Педагогика, 1989.

  • Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика. Задачи на смекалку 5-6 классы.- М.: «Просвещение», 2000г.

  • Баврин И.И., Фрибус Е.А.Старинные задачи. –М: Просвещение, 1994.

  • Клименко Д.В. Задачи по математике для любознательных. –М: Просвещение, 1992.

  • Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия 5-6кл - М: Дрофа, 1998.

  • Бунимович Е.А., Булычев В.А. Вероятность и статистика 5-9кл. -М: Дрофа,2002.

  • Фарков А.В. Математические олимпиады в школе. 5-11кл.- М: Айрис- Пресс, 2002.

  • Ю.В.Лепехин. Олимпиадные задания по математике. 5-6 классы. – Волгоград: Учитель, 2011.

  • Ф.А.Пчелинцев, П.В.Чулков. Математика. 5-6класс. Задачи на развитие математического мышления. - М.: «Издат-школа 2000»

  • И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 – 6 классов сред школ. – М.: «Просвещение», 2004 г.

  • Перельман, Я. И. Живая математика / Я. И. Перельман. — М. : АСТ , 2009.

  • «Все задачи "Кенгуру"», С-П.,2003г.

  • Интернет - ресурсы.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!