СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа факультативного курса 7 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена с учётом государственных, социальных и личностных потребностей и интересов. В основе программы лежит системно-деятельностный подход, который отражает требования стандартов нового поколения и позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, которыми должны овладеть обучающиеся.

Просмотр содержимого документа
«Программа факультативного курса 7 класс»

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области



Отдел образования Арамильского городского округа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»





























Методическая разработка



Программа факультативного курса по биологии «Мир животных»

7 класс























Автор

Баева Любовь Ивановна

учитель биологии

высшая квалификационная

категория















Программа факультативного курса по биологии «Мир животных» 7 класс

(35 ч, 1 ч в неделю)


Содержание

1

Пояснительная записка……………………………………………………………

3

1.1

Нормативные документы……………………………………………………………

3

1.2

Актуальность учебного курса «Мир животных» …………………………………

3

1.3

Цели и задачи курса «Мир животных» ……………………………………………

3

1.4

Место курса среди учебных предметов……………………………………………

3

1.5

Ценностные ориентации содержания учебного предмета ……………………..

3

1.6

Объём и сроки изучения курса «Мир животных» …………………………………

4

1.7

Особенности контроля………………………………………

4

1.8.

Планируемые результаты изучения учебного курса «Мир животных» …………

4

1.9

Сроки действия рабочей программы……………………………………….…………

5

2

Содержание тем учебного курса «Мир животных» ………………………………

5

3

Учебно-тематический план………………………………………………………….

6

4

Учебно-методическое и материально техническое обеспечение учебного предмета ………………………………………… …………………………………..

Используемые интернет ресурсы …………………………………………………..


7

8











































1. Пояснительная записка

1.1. Нормативные документы

Рабочая программа по биологии составлена для общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы на основе:

  • Примерной программы по биологии основного общего образования

  • Фундаментального ядра содержания общего образования

  • Программы духовно-нравственного развития и воспитания личности

  • Закона РФ «Об образовании» №273-ФЗ

  • Закона Свердловской области №78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»

  • Документа «Об утверждении ФГОС ООО»: приказ Министерства образования и науки от 17 декабря 2010 г, № 1897

  • Базисного учебного плана

  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе

  • Учебного плана ОУ

  • Положения о рабочей программе, разработанного в ОУ

  • Устава ОУ



1.2. Актуальность учебного курса

Рабочая программа составлена с учётом государственных, социальных и личностных потребностей и интересов. В основе программы лежит системно-деятельностный подход, который отражает требования стандартов нового поколения и позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, которыми должны овладеть обучающиеся.

1.3. Цели курса

Изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

  1. расширение и углубление знаний о животном мире, особенностях строения, питания и передвижения животных, их приспособлениях к изменчивым условиям природной среды, о роли животных в формировании и сохранении окружающей среды и динамического природного равновесия;

  2. формирование убеждения в необходимости рационального использования ресурсов живот­ного мира, реализации практических мер по его воспроизвод­ству и охране;

  3. освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека;

  4. овладение начальными естественнонаучными умениями позволит проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

  5. развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

  6. использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни.


1.4. Место курса среди учебных предметов

Содержание курса позволит расширить и углубить знания о животном мире, особенностях строения, питания и передвижения животных, их приспособлениях к изменчивым условиям природной среды, о роли животных в формировании и сохранении окружающей среды и динамического природного равновесия, сформировать убеждения в необходимости рационального использования ресурсов живот­ного мира.

1.5. Характеристика ценностных ориентиров содержания учебного курса «Мир животных»

В качестве ценностных ориентиров об­разования выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.

Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания. Познавательные цен­ностные ориентации, формируемые в процессе изучения био­логии, проявляются в признании:

•        ценности научного знания, его практической значимо­сти, достоверности;

•        ценности биологических методов исследования живой и неживой природы;

•        понимании сложности и противоречивости самого про­цесса познания.

Развитие познавательных ценностных ориентаций содер­жания курса химии позволяет сформировать:

•        уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;

•        понимание необходимости здорового образа жизни;

•        осознание необходимости соблюдать гигиенические пра­вила и нормы;

•        сознательный выбор будущей профессиональной дея­тельности.

Курс  обладает возможностями для формирова­ния коммуникативных ценностей, основу которых состав­ляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:

•        правильному использованию биологической терминоло­гии и символики;

•        развитию потребности вести диалог, выслушивать мне­ние оппонента, участвовать в дискуссии;

•        развитию способности открыто выражать, и аргументи­ровано отстаивать свою точку зрения.

Курс  в наибольшей мере, по сравнению с дру­гими школьными курсами, направлен на формирование нрав­ственных ценностей — ценности жизни во всех ее проявле­ниях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и че­ловека.


1.5.Ценностные ориентации содержания учебного предмета


Ценностные ориентации, формируются в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетическо­го отношения к объектам живой природы.

Все выше обозначенные ценности и ценностные ориента­ции составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в кон­тексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.


1.6. Объём и сроки изучения курса «Мир животных»

Учебное содержание курса биологии «Мир животных» 7 класс (35 ч, 1 ч в неделю) включает основные систематические группы животных.

1.7. Особенности контроля

Контроль проводится в форме собеседования, практических работ. Периодичность связана со временем изучения разделов курса. В среднем не чаще 1-2 раз в четверть. Обучающиеся работают с биологическими объектами, микроскопом, микропрепаратами.

1.8. Планируемые результаты изучения учебного курса

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, сотрудничать (в паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме. Вступать в диалог и т.д.

1.9. Сроки действия рабочей программы

Рабочая программа должна быть реализована в 2017-2018 учебном году.

1.10.Структура рабочей программы

  1. Титульный лист.

  2. Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели с учетом специфики учебного предмета, курса.

  3. Общая характеристика учебного предмета, курса.

  4. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

  5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.

  6. Содержание учебного предмета, курса.

  7. Календарно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся.

  8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

  9. Приложения к программе.



Содержание тем учебного курса «Мир животных»

Введение (1 ч)

Многообразие животного мира. Общий план строения поз­воночных и беспозвоночных животных, связь строения и функ­ций организма. Влияние на животных факторов неживой и жи­вой природы. Роль и место животных в природе. Средообра-зующая деятельность животных. Значение животных в жизни человека, использование и охрана животного мира.

        1. Животные водоемов (6 ч)

Животные водоемов различных типов. Многообразие вод­ных животных. Строение и передвижение. Приспособления к жизни в воде и к сезонным изменениям в жизни водоема. Ме­стообитание, типы питания, пищевые цепи. Роль хищных жи­вотных в ограничении численности жертв и понятие биологиче­ского равновесия. Средообразующая роль водных беспозвоноч­ных. Биологическая очистка воды.

Рыбы в природе и в хозяйстве человека. Эксплуатация и охрана промысловых рыб. Аквариум — модель экосистемы.

Демонстрация микропрепаратов, влажных препаратов, диа­фильмов, диапозитивов.

Лабораторные работы:

№ 1, Изучение строения и передвижения одноклеточных животных.

№ 2. Изучение многообразия животных пресного (морского) водоема.

№ 3. Изучение абиотических и биотических условий водое­ма и их роли в жизни животных аквариума.

№ 4. Рыбы местных водоемов. Правила рыболовства.

        1. Животные-паразиты (3 ч)

Многообразие паразитических животных (простейшие, чер­ви, членистоногие и др.). Приспособления к паразитическому образу жизни. Постоянные и временные паразиты. Циклы раз­вития и роль в жизни хозяев. Использование явления парази­тизма в защите растений.

Демонстрация влажных препаратов.

Лабораторная работа

№ 5. Изучение строения паразитов (на примере грегарины, нематод, клещей и других объектов),

3. Животные леса (7 ч)

Население животных подстилки и почвы; особенности строе­ния в связи с передвижением и питанием. Роль животных в почвообразовании и повышении плодородия почв. Лесное хо­зяйство и животный мир. Население животных травяного яру­са; пространственные и пищевые связи животных с растениями и друг с другом. Муравьи как общественные насекомые и их роль в жизни леса. Насекомые групп мертвоедов и навозников, их роль в утилизации животного опада.

Животные древесного яруса, их взаимоотношения с другими животными, растениями, неживой природой. Роль животных в регуляции численности насекомых, распространении плодов и семян. Хищные и растительноядные формы. Сезонные явления в жизни лесных животных.

Демонстрация коллекций насекомых, чучел (птицы и мелкие млекопитающие), диафильмов и кинофильмов.

Лабораторные работы

№ 6. Изучение роющей деятельности земляных червей.

№7. Изучение строения ротового аппарата насекомых в связи с типом питания.

4. Животные степей и пустынь (3 ч)

Многообразие и характерные черты степных и пустынных животных, их строение в связи с передвижением. Сезонные и суточные изменения в жизни животных. Роль степных живот­ных в природе. Практическое значение и охрана змей.

Демонстрация влажных- препаратов, диафильмов, диапози­тивов.

5. Животные тундры и лесотундры (3 ч)

Характерные особенности строения и поведения животных в связи с экстремальными условиями среды (короткий световой день, низкие температуры, снежный покров и т. п.). Сезонные изменения условий, колебания численности. Особенности ис­пользования и охраны фауны Севера.

Демонстрация диафильмов, диапозитивов, чучел мелких мле­копитающих.

6. Синантропные и домашние животные, животные культурных ландшафтов (4 ч)

Животные сельскохозяйственных угодий, их небольшое чис­ло видов. Насекомые — опылители и вредители сельскохозяй­ственных культур. Хищные птицы и их роль в ограничении чис­ленности мелких млекопитающих. Деятельность человека в сельскохозяйственных угодиях (применение, удобрений и ядо­химикатов, сельскохозяйственной техники, мелиорации и др.) и ее влияние на животный мир. Динамика численности живот­ных в агроценозах. Биологические методы защиты растений.

Особенности поведения и питания животных города. Взаи­моотношения животных и человека в городе. Эстетическое и воспитательное значение городской фауны. Привлечение и ох­рана животных города. Методы ограничения численности синантропных грызунов, насекомых. Домашние животные и Их роль в жизни человека. Методы создания многообразия пород; распространенные и редкие по­роды. Охрана генофонда домашних животных. Одомашнивание животных и его перспективы. Управление поведением животных.

7. Редкие и исчезающие виды животных (2 ч)

Человек как природопреобразующий фактор. Виды, исчез­нувшие по вине человека. Редкие и исчезающие виды. Красные книги Международного союза охраны природы, Охраняемые животные региона. Методы восстановления их численности. Охрана местообитания. Значение охраны генофонда. Животный мир — исчерпаемый ресурс. Си­стема кадастров и понятие мониторинга. Закон об охране и использовании животного мира.



Учебно-тематический план

Наименование темы

Неделя

Ведение.


1

Многообразие животного мира.

1

2

Значение животных в жизни человека, использование и охрана животного мира.

2

Животные водоемов – 6 ч.

1

Животные водоемов различных типов. Многообразие вод­ных животных

3

2

Приспособления к жизни в воде и к сезонным изменениям в жизни водоема. Ме­стообитание, типы питания, пищевые цепи.

4

3

Роль хищных жи­вотных в ограничении численности жертв и понятие биологиче­ского равновесия.

5

4

Рыбы в природе и в хозяйстве человека. Эксплуатация и охрана промысловых рыб. Аквариум — модель экосистемы.

6

5

№ 1, Изучение строения и передвижения одноклеточных животных.

№ 2. Изучение многообразия животных пресного (морского) водоема.

7

6

№ 3. Изучение абиотических и биотических условий водое­ма и их роли в жизни животных аквариума.

№ 4. Рыбы местных водоемов. Правила рыболовства

8

Животные-паразиты – 3 ч.

1

Многообразие паразитических животных (простейшие, чер­ви, членистоногие и др.). Приспособления к паразитическому образу жизни.

9

2

Постоянные и временные паразиты. Циклы раз­вития и роль в жизни хозяев. Использование явления парази­тизма в защите растений.

10

3

№ 5. Изучение строения паразитов (на примере грегарины, нематод, клещей и других объектов)

11

Животные леса – 9 ч.

1

Население животных подстилки и почвы; особенности строе­ния в связи с передвижением и питанием.

12

2

Лесное хо­зяйство и животный мир.

13

3

Население животных травяного яру­са; пространственные и пищевые связи животных с растениями и друг с другом

14

4

Муравьи как общественные насекомые и их роль в жизни леса.

15

5

Насекомые групп мертвоедов и навозников, их роль в утилизации животного опада.

16

6

Животные древесного яруса.

17

7

Хищные и растительноядные формы. Сезонные явления в жизни лесных животных.

18

8

№ 6. Изучение роющей деятельности земляных червей.

19

9

№7. Изучение строения ротового аппарата насекомых в связи с типом питания

20

Животные степей и пустынь – 3 ч.

1

Многообразие и характерные черты степных и пустынных животных, их строение в связи с передвижением.

21

2

Сезонные и суточные изменения в жизни животных

22

3

Роль степных живот­ных в природе. Практическое значение и охрана змей.

23

Животные тундры и лесотундры – 3 ч.

1

Характерные особенности строения и поведения животных в связи с экстремальными условиями среды

24

2

Сезонные изменения условий, колебания численности

25

3

Особенности ис­пользования и охраны фауны Севера

26

Синантропные и домашние животные, животные
культурных ландшафтов – 3 ч.

1

Животные сельскохозяйственных угодий, их небольшое чис­ло видов.

27

2

Деятельность человека в сельскохозяйственных угодиях

28

3

Особенности поведения и питания животных города.

29

4

Домашние животные и Их роль в жизни человека

30

Редкие и исчезающие виды животных – 3 ч.

1

Человек как природопреобразующий фактор. Виды, исчез­нувшие по вине человека. Редкие и исчезающие виды.

31

2

Виды, исчез­нувшие по вине человека. Редкие и исчезающие виды. Красные книги Международного союза охраны природы

32

3

Си­стема кадастров и понятие мониторинга. Закон об охране и использовании животного мира.

33

Резервное время – 2 ч.




Учебно-методическое и материально техническое обеспечение учебного предмета

Литература


Для учителя

  1. АвиловаК- В. Позвоночные животные, изучение их в школе: Птицы. — М.: Просвещение, 1983.

  2. Забелин С. И., 3 у б а к и н В. А., К а в т а р а д з е Д. Н. Таблицы по охране природы. — М.: Просвещение, 1981.

  3. Измайлов И. В., М и х л и н В. Е., Ш а ш к о в Э. Н. Био­логические экскурсии. — М.: Просвещение, 1983.

  4. Мамаев Б. М., Бардукова Е. А. Энтомология для учителя. — М.: Просвещение, 1985.

  5. Симаков Ю. Г. Жизнь пруда.— М.: Колос, 1982.


Для учащихся

  1. Банников А. Г. Мир животных и его охрана. — М.: Педагогика, 1981.

  2. К у з н е ц о в А. А., Б а б е н к о В. А. Птицы Красной кни­ги СССР. — М.: Педагогика, 1986.

  3. Петров В. В. Жизнь леса и человек. — М.: Просвеще­ние, 1985.

  4. Петров В. В. Лес и его жизнь. — М.: Просвещение, 1987.


Технические и информационно-коммуникативные средства обучения

Аппаратура для записей и воспроизведения аудио- и видеоинформации, компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска, коллекция медиа-ресурсов, электронные приложения к учебнику на сайте Дрофа, выход в Интернет. Компакт-диск Уроки биологии Кирилла и Мефодия, Электронные диски для школы, Библиотека электронных наглядных пособий БИОЛОГИЯ 6-9 класс, Лабораторный практикум. Цифровые образовательные ресурсы

Приборы: Лупа ручная, микроскоп, посуда и принадлежности для опытов.

Скелеты позвоночных животных

Наборы коллекций животных

Набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных работ по биологии (НПБЛ)

Дидактические материалы: Карточки с заданиями, тесты, инструкции к ЛР.

Презентации: обзор социальных сервисов web2.0. Использование экранно-звуковых и электронных средств обучения позволяет активизировать деятельность обучающихся, получать более высокие качественные результаты обучения; формировать ИКТ-компетентность, способствующую успешности в учебной деятельности, обеспечивать самостоятельность в овладении содержанием курса биологии, формировании универсальных учебных действий, построении индивидуальной образовательной программы.

Комплекты печатных демонстрационных пособий по биологии и барельефные модели 



Используемые интернет ресурсы:

  1. https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2014/03/23/programma-fakultativnogo-kursa-po-biologii-mir-zhivotnykh-7

  2. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2013/08/29/tematicheskoe-planirovanie-okruzhayushchiy-mir-3





15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!