Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Отдел образования Арамильского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
Методическая разработка
Программа факультативного курса по биологии «Мир животных»
7 класс
Автор
Баева Любовь Ивановна
учитель биологии
высшая квалификационная
категория
Программа факультативного курса по биологии «Мир животных» 7 класс
(35 ч, 1 ч в неделю)
Содержание
1 | Пояснительная записка…………………………………………………………… | 3 |
1.1 | Нормативные документы…………………………………………………………… | 3 |
1.2 | Актуальность учебного курса «Мир животных» ………………………………… | 3 |
1.3 | Цели и задачи курса «Мир животных» …………………………………………… | 3 |
1.4 | Место курса среди учебных предметов…………………………………………… | 3 |
1.5 | Ценностные ориентации содержания учебного предмета …………………….. | 3 |
1.6 | Объём и сроки изучения курса «Мир животных» ………………………………… | 4 |
1.7 | Особенности контроля……………………………………… | 4 |
1.8. | Планируемые результаты изучения учебного курса «Мир животных» ………… | 4 |
1.9 | Сроки действия рабочей программы……………………………………….………… | 5 |
2 | Содержание тем учебного курса «Мир животных» ……………………………… | 5 |
3 | Учебно-тематический план…………………………………………………………. | 6 |
4 | Учебно-методическое и материально техническое обеспечение учебного предмета ………………………………………… ………………………………….. Используемые интернет ресурсы ………………………………………………….. | 7 8 |
| | |
| | |
1. Пояснительная записка
1.1. Нормативные документы
Рабочая программа по биологии составлена для общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы на основе:
Примерной программы по биологии основного общего образования
Фундаментального ядра содержания общего образования
Программы духовно-нравственного развития и воспитания личности
Закона РФ «Об образовании» №273-ФЗ
Закона Свердловской области №78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»
Документа «Об утверждении ФГОС ООО»: приказ Министерства образования и науки от 17 декабря 2010 г, № 1897
Базисного учебного плана
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе
Учебного плана ОУ
Положения о рабочей программе, разработанного в ОУ
Устава ОУ
1.2. Актуальность учебного курса
Рабочая программа составлена с учётом государственных, социальных и личностных потребностей и интересов. В основе программы лежит системно-деятельностный подход, который отражает требования стандартов нового поколения и позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, которыми должны овладеть обучающиеся.
1.3. Цели курса
Изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
расширение и углубление знаний о животном мире, особенностях строения, питания и передвижения животных, их приспособлениях к изменчивым условиям природной среды, о роли животных в формировании и сохранении окружающей среды и динамического природного равновесия;
формирование убеждения в необходимости рационального использования ресурсов животного мира, реализации практических мер по его воспроизводству и охране;
освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека;
овладение начальными естественнонаучными умениями позволит проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни.
1.4. Место курса среди учебных предметов
Содержание курса позволит расширить и углубить знания о животном мире, особенностях строения, питания и передвижения животных, их приспособлениях к изменчивым условиям природной среды, о роли животных в формировании и сохранении окружающей среды и динамического природного равновесия, сформировать убеждения в необходимости рационального использования ресурсов животного мира.
1.5. Характеристика ценностных ориентиров содержания учебного курса «Мир животных»
В качестве ценностных ориентиров образования выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:
• ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
• ценности биологических методов исследования живой и неживой природы;
• понимании сложности и противоречивости самого процесса познания.
Развитие познавательных ценностных ориентаций содержания курса химии позволяет сформировать:
• уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;
• понимание необходимости здорового образа жизни;
• осознание необходимости соблюдать гигиенические правила и нормы;
• сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.
Курс обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:
• правильному использованию биологической терминологии и символики;
• развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
• развитию способности открыто выражать, и аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Курс в наибольшей мере, по сравнению с другими школьными курсами, направлен на формирование нравственных ценностей — ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.
1.5.Ценностные ориентации содержания учебного предмета
Ценностные ориентации, формируются в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.
Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.
1.6. Объём и сроки изучения курса «Мир животных»
Учебное содержание курса биологии «Мир животных» 7 класс (35 ч, 1 ч в неделю) включает основные систематические группы животных.
1.7. Особенности контроля
Контроль проводится в форме собеседования, практических работ. Периодичность связана со временем изучения разделов курса. В среднем не чаще 1-2 раз в четверть. Обучающиеся работают с биологическими объектами, микроскопом, микропрепаратами.
1.8. Планируемые результаты изучения учебного курса
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, сотрудничать (в паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме. Вступать в диалог и т.д.
1.9. Сроки действия рабочей программы
Рабочая программа должна быть реализована в 2017-2018 учебном году.
1.10.Структура рабочей программы
Титульный лист.
Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели с учетом специфики учебного предмета, курса.
Общая характеристика учебного предмета, курса.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
Содержание учебного предмета, курса.
Календарно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Приложения к программе.
Содержание тем учебного курса «Мир животных»
Введение (1 ч)
Многообразие животного мира. Общий план строения позвоночных и беспозвоночных животных, связь строения и функций организма. Влияние на животных факторов неживой и живой природы. Роль и место животных в природе. Средообра-зующая деятельность животных. Значение животных в жизни человека, использование и охрана животного мира.
Животные водоемов (6 ч)
Животные водоемов различных типов. Многообразие водных животных. Строение и передвижение. Приспособления к жизни в воде и к сезонным изменениям в жизни водоема. Местообитание, типы питания, пищевые цепи. Роль хищных животных в ограничении численности жертв и понятие биологического равновесия. Средообразующая роль водных беспозвоночных. Биологическая очистка воды.
Рыбы в природе и в хозяйстве человека. Эксплуатация и охрана промысловых рыб. Аквариум — модель экосистемы.
Демонстрация микропрепаратов, влажных препаратов, диафильмов, диапозитивов.
Лабораторные работы:
№ 1, Изучение строения и передвижения одноклеточных животных.
№ 2. Изучение многообразия животных пресного (морского) водоема.
№ 3. Изучение абиотических и биотических условий водоема и их роли в жизни животных аквариума.
№ 4. Рыбы местных водоемов. Правила рыболовства.
Животные-паразиты (3 ч)
Многообразие паразитических животных (простейшие, черви, членистоногие и др.). Приспособления к паразитическому образу жизни. Постоянные и временные паразиты. Циклы развития и роль в жизни хозяев. Использование явления паразитизма в защите растений.
Демонстрация влажных препаратов.
Лабораторная работа
№ 5. Изучение строения паразитов (на примере грегарины, нематод, клещей и других объектов),
3. Животные леса (7 ч)
Население животных подстилки и почвы; особенности строения в связи с передвижением и питанием. Роль животных в почвообразовании и повышении плодородия почв. Лесное хозяйство и животный мир. Население животных травяного яруса; пространственные и пищевые связи животных с растениями и друг с другом. Муравьи как общественные насекомые и их роль в жизни леса. Насекомые групп мертвоедов и навозников, их роль в утилизации животного опада.
Животные древесного яруса, их взаимоотношения с другими животными, растениями, неживой природой. Роль животных в регуляции численности насекомых, распространении плодов и семян. Хищные и растительноядные формы. Сезонные явления в жизни лесных животных.
Демонстрация коллекций насекомых, чучел (птицы и мелкие млекопитающие), диафильмов и кинофильмов.
Лабораторные работы
№ 6. Изучение роющей деятельности земляных червей.
№7. Изучение строения ротового аппарата насекомых в связи с типом питания.
4. Животные степей и пустынь (3 ч)
Многообразие и характерные черты степных и пустынных животных, их строение в связи с передвижением. Сезонные и суточные изменения в жизни животных. Роль степных животных в природе. Практическое значение и охрана змей.
Демонстрация влажных- препаратов, диафильмов, диапозитивов.
5. Животные тундры и лесотундры (3 ч)
Характерные особенности строения и поведения животных в связи с экстремальными условиями среды (короткий световой день, низкие температуры, снежный покров и т. п.). Сезонные изменения условий, колебания численности. Особенности использования и охраны фауны Севера.
Демонстрация диафильмов, диапозитивов, чучел мелких млекопитающих.
6. Синантропные и домашние животные, животные культурных ландшафтов (4 ч)
Животные сельскохозяйственных угодий, их небольшое число видов. Насекомые — опылители и вредители сельскохозяйственных культур. Хищные птицы и их роль в ограничении численности мелких млекопитающих. Деятельность человека в сельскохозяйственных угодиях (применение, удобрений и ядохимикатов, сельскохозяйственной техники, мелиорации и др.) и ее влияние на животный мир. Динамика численности животных в агроценозах. Биологические методы защиты растений.
Особенности поведения и питания животных города. Взаимоотношения животных и человека в городе. Эстетическое и воспитательное значение городской фауны. Привлечение и охрана животных города. Методы ограничения численности синантропных грызунов, насекомых. Домашние животные и Их роль в жизни человека. Методы создания многообразия пород; распространенные и редкие породы. Охрана генофонда домашних животных. Одомашнивание животных и его перспективы. Управление поведением животных.
7. Редкие и исчезающие виды животных (2 ч)
Человек как природопреобразующий фактор. Виды, исчезнувшие по вине человека. Редкие и исчезающие виды. Красные книги Международного союза охраны природы, Охраняемые животные региона. Методы восстановления их численности. Охрана местообитания. Значение охраны генофонда. Животный мир — исчерпаемый ресурс. Система кадастров и понятие мониторинга. Закон об охране и использовании животного мира.
Учебно-тематический план
Наименование темы | Неделя |
Ведение. | |
1 | Многообразие животного мира. | 1 |
2 | Значение животных в жизни человека, использование и охрана животного мира. | 2 |
Животные водоемов – 6 ч. |
1 | Животные водоемов различных типов. Многообразие водных животных | 3 |
2 | Приспособления к жизни в воде и к сезонным изменениям в жизни водоема. Местообитание, типы питания, пищевые цепи. | 4 |
3 | Роль хищных животных в ограничении численности жертв и понятие биологического равновесия. | 5 |
4 | Рыбы в природе и в хозяйстве человека. Эксплуатация и охрана промысловых рыб. Аквариум — модель экосистемы. | 6 |
5 | № 1, Изучение строения и передвижения одноклеточных животных. № 2. Изучение многообразия животных пресного (морского) водоема. | 7 |
6 | № 3. Изучение абиотических и биотических условий водоема и их роли в жизни животных аквариума. № 4. Рыбы местных водоемов. Правила рыболовства | 8 |
Животные-паразиты – 3 ч. |
1 | Многообразие паразитических животных (простейшие, черви, членистоногие и др.). Приспособления к паразитическому образу жизни. | 9 |
2 | Постоянные и временные паразиты. Циклы развития и роль в жизни хозяев. Использование явления паразитизма в защите растений. | 10 |
3 | № 5. Изучение строения паразитов (на примере грегарины, нематод, клещей и других объектов) | 11 |
Животные леса – 9 ч. |
1 | Население животных подстилки и почвы; особенности строения в связи с передвижением и питанием. | 12 |
2 | Лесное хозяйство и животный мир. | 13 |
3 | Население животных травяного яруса; пространственные и пищевые связи животных с растениями и друг с другом | 14 |
4 | Муравьи как общественные насекомые и их роль в жизни леса. | 15 |
5 | Насекомые групп мертвоедов и навозников, их роль в утилизации животного опада. | 16 |
6 | Животные древесного яруса. | 17 |
7 | Хищные и растительноядные формы. Сезонные явления в жизни лесных животных. | 18 |
8 | № 6. Изучение роющей деятельности земляных червей. | 19 |
9 | №7. Изучение строения ротового аппарата насекомых в связи с типом питания | 20 |
Животные степей и пустынь – 3 ч. |
1 | Многообразие и характерные черты степных и пустынных животных, их строение в связи с передвижением. | 21 |
2 | Сезонные и суточные изменения в жизни животных | 22 |
3 | Роль степных животных в природе. Практическое значение и охрана змей. | 23 |
Животные тундры и лесотундры – 3 ч. |
1 | Характерные особенности строения и поведения животных в связи с экстремальными условиями среды | 24 |
2 | Сезонные изменения условий, колебания численности | 25 |
3 | Особенности использования и охраны фауны Севера | 26 |
Синантропные и домашние животные, животные культурных ландшафтов – 3 ч. |
1 | Животные сельскохозяйственных угодий, их небольшое число видов. | 27 |
2 | Деятельность человека в сельскохозяйственных угодиях | 28 |
3 | Особенности поведения и питания животных города. | 29 |
4 | Домашние животные и Их роль в жизни человека | 30 |
Редкие и исчезающие виды животных – 3 ч. |
1 | Человек как природопреобразующий фактор. Виды, исчезнувшие по вине человека. Редкие и исчезающие виды. | 31 |
2 | Виды, исчезнувшие по вине человека. Редкие и исчезающие виды. Красные книги Международного союза охраны природы | 32 |
3 | Система кадастров и понятие мониторинга. Закон об охране и использовании животного мира. | 33 |
Резервное время – 2 ч. | |
Учебно-методическое и материально техническое обеспечение учебного предмета
Литература
Для учителя
АвиловаК- В. Позвоночные животные, изучение их в школе: Птицы. — М.: Просвещение, 1983.
Забелин С. И., 3 у б а к и н В. А., К а в т а р а д з е Д. Н. Таблицы по охране природы. — М.: Просвещение, 1981.
Измайлов И. В., М и х л и н В. Е., Ш а ш к о в Э. Н. Биологические экскурсии. — М.: Просвещение, 1983.
Мамаев Б. М., Бардукова Е. А. Энтомология для учителя. — М.: Просвещение, 1985.
Симаков Ю. Г. Жизнь пруда.— М.: Колос, 1982.
Для учащихся
Банников А. Г. Мир животных и его охрана. — М.: Педагогика, 1981.
К у з н е ц о в А. А., Б а б е н к о В. А. Птицы Красной книги СССР. — М.: Педагогика, 1986.
Петров В. В. Жизнь леса и человек. — М.: Просвещение, 1985.
Петров В. В. Лес и его жизнь. — М.: Просвещение, 1987.
Технические и информационно-коммуникативные средства обучения
Аппаратура для записей и воспроизведения аудио- и видеоинформации, компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска, коллекция медиа-ресурсов, электронные приложения к учебнику на сайте Дрофа, выход в Интернет. Компакт-диск Уроки биологии Кирилла и Мефодия, Электронные диски для школы, Библиотека электронных наглядных пособий БИОЛОГИЯ 6-9 класс, Лабораторный практикум. Цифровые образовательные ресурсы
Приборы: Лупа ручная, микроскоп, посуда и принадлежности для опытов.
Скелеты позвоночных животных
Наборы коллекций животных
Набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных работ по биологии (НПБЛ)
Дидактические материалы: Карточки с заданиями, тесты, инструкции к ЛР.
Презентации: обзор социальных сервисов web2.0. Использование экранно-звуковых и электронных средств обучения позволяет активизировать деятельность обучающихся, получать более высокие качественные результаты обучения; формировать ИКТ-компетентность, способствующую успешности в учебной деятельности, обеспечивать самостоятельность в овладении содержанием курса биологии, формировании универсальных учебных действий, построении индивидуальной образовательной программы.
Комплекты печатных демонстрационных пособий по биологии и барельефные модели
Используемые интернет ресурсы:
https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2014/03/23/programma-fakultativnogo-kursa-po-biologii-mir-zhivotnykh-7
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2013/08/29/tematicheskoe-planirovanie-okruzhayushchiy-mir-3
15