СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа факультатива "Элементарные логические операции в разработке программирования"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Факультативный курс «Элементарные логические операции в разработке программирования» является интегрированным курсом, включающим в себя элементы логики высказываний (математика), физики и информатики.  На основе этих знаний   в популярной форме для учащихся средней школы рассказывается об электронных цифровых вычислительных машинах, их устройстве и работе.    

Материалы могут быть использованы в работе учителями математики в профильных физико-математических и непрофильных классах, так как программа курса включает сведения из физики, электроники, математической логики, физиологии нервной системы и других областей знания.

 

Просмотр содержимого документа
«Программа факультатива "Элементарные логические операции в разработке программирования"»

ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

«Элементарные логические операции в разработке программирования»

для 11 класса МБОУ Шиковской СШ на 2015-2016 г



Факультативный курс «Элементарные логические операции в разработке программирования» разработан учителем математики МБОУ Шиковской СШ Крестининой В.П. и применяется в МБОУ Шиковской СШ для учащихся 10-11 классов.

Факультативный курс «Элементарные логические операции в разработке программирования» является интегрированным курсом, включающим в себя элементы логики высказываний, физики и информатики. На основе этих знаний в популярной форме для учащихся средней школы рассказывается об электронных цифровых вычислительных машинах, их устройстве и работе.

Материалы могут быть использованы в работе учителями математики в профильных физико-математических и непрофильных классах, так как программа курса включает сведения из физики, электроники, математической логики, физиологии нервной системы и других областей знания.

Факультативный курс «Элементарные логические операции в разработке программирования» предназначен для учащихся 10 – 11 классов. Данный курс будет способствовать расширению кругозора учащихся 10 -11 классов, а также подчеркнет роль математики и физики как фундаментальных наук, которые способствуют неограниченному совершенствованию технической мысли.

При изучении курса успешно реализуются межпредметные связи математики и физики, электроники, математической логики и физиологии нервной системы. При этом учащиеся более глубоко осознают, что любая наука – это история ее развития. Они познакомятся не только с математической логикой и с физическими принципами построения и работы ЭВМ, но и с историей формирования основополагающих идей, приведших к созданию современных компьютеров. Учащиеся познают и о завтрашнем дне современной техники, познакомятся с новейшими физическими принципами реализации устройств хранения и обработки информации.

При изучении данного курса учащиеся поймут, что, мотивируя изучение нового понятия (или его определение), обосновывая или иллюстрируя свойства математического объекта, по возможности необходимо соблюдать строгость и систематичность изложения, не допускать математически некорректных толкований, четко отличать мотивировку или иллюстрацию от доказательства, причем это требование должно относиться в равной мере, как к учителю, так и к учащимся.

Учащийся должен научиться понимать, что любые новые математические понятия, вводимые в школе, должны выглядеть в их глазах убедительными, а главное – полезными (если не необходимыми).

Курс «Элементарные логические операции в разработке программирования» создает прекрасные условия для активизации познавательного интереса учащихся, их профессионального самоопределения. С этой целью предусмотрено изучение элементов логики высказываний в ходе прочтения учителем лекций и практических работ, а вот вопросы физических принципов работы ЭВМ учащиеся изучают, анализируя необходимую литературу по данным вопросам, составляя рефераты, творческие проекты, создавая соответствующие схемы, модели. Все эти работы планируется защищать как творческие проекты. В ходе разработок творческих проектов учащиеся получат практические навыки работы, как с печатной, так и электронной литературой, самостоятельным поиском нужных источников знаний к разрабатываемому проекту. Такие виды занятий будут способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся, самостоятельности в принятии решений, их творческой активности.



Изучение курса «Элементарные логические операции в разработке программирования» направлено на формирование в процессе обучения следующих ценностей:

- изучение элементов математической логики;

- изучение физических принципов работы ЭВМ на основе знаний элементов математической логики;

- развитие творческих способностей учащихся на основе самостоятельного приобретения знаний с помощью умения работать с печатной и электронной литературой, что будет способствовать формированию умений в успешной социализации учащихся;

- развитие культуры профессиональной математической речи учащихся.

Изучение курса «Элементарные логические операции в разработке программирования» направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний элементов логики высказываний с целью применения их в изучении физических принципов работы логических элементов ЭВМ;

- овладение умениями в применении законов логики высказываний в простейших схемах дедуктивных и индуктивных рассуждений, в доказательстве истинности высказываний и теорем, разборе математических парадоксов;

- привитие вкуса к точным наукам, и в первую очередь к математике, физике и электронике;

- развитие познавательных интересов учащихся, их интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний в процессе выполнения творческих проектов и экспериментальных исследований;

- развитие рефлексивной деятельности и использование полученных знаний и умений по элементам логики высказываний для решения практических задач в построении логических элементов ЭВМ, принципов их работы;

- овладение умениями в работе с печатной и электронной литературой, в самостоятельной добыче знаний из различных источников, в умении переработать полученные знания применительно к изучаемым темам и разделам курса.



В процессе изучения курса «Элементарные логические операции в разработке программирования» учащийся должен:

УСВОИТЬ:

- высказывания, виды высказываний;

- элементарные логические операции над высказываниями;

- историю развития ЭВМ;

- язык и арифметику машины;

- как устроены и работают ЭВМ;

- элементы электронных цифровых машин;

- азбуку машинной логики;

- память машины;

- как машина считает и выполняет команды;

- диалог с компьютером;

- современные компьютеры и перспектива их развития;

- сотовую связь и перспективы ее развития;

- законы логики высказываний и структуру математических доказательств.

УМЕТЬ:

- определить истинность или ложность математического высказывания, определить его вид;

- производить элементарные логические операции над высказываниями и определять их истинность;

- объяснить язык и арифметику машины, как устроена и работает ЭВМ, азбуку машинной логики, ее память и как она считает и выполняет команды;

- применять законы логики высказываний к построению структур математических доказательств;

- правильно применять выражения «необходимо», «достаточно», «необходимо и достаточно»;

- разбираться в разрешении различных парадоксов и знать, что существуют парадоксы, в разрешении которых продолжаются дискуссии между самыми выдающимися логиками современности, что парадоксальные вопросы еще не получили ответы и многие вопросы еще предстоит сформулировать.

Ведущими единицами содержания программы являются: предмет математической логики; высказывания; элементарные логические операции над высказываниями; физические принципы работы ЭВМ; законы логики высказываний и структура математических доказательств.

Основанием отбора ведущих единиц является следующее. Чтобы успешно изучить вопрос о физических принципах работы ЭВМ, необходимо познакомить учащихся с операциями отрицание высказывания, конъюнкции высказывания, дизъюнкции высказывания, импликации высказывания, эквивалентность и отношение следствия. Изучив предварительно указанные вопросы, можно успешно перейти к изучению всемогущих И, ИЛИ, НЕ элементов (элемент И – схема совпадения, элемент ИЛИ - собирательная схема, элемент НЕ – схема инвертора). Затем приступаем к изучению комбинации логических элементов, узлов ЭВМ (регистров, сумматоров, счетчиков, шифраторов). Далее обращаемся к изучению памяти машины (многоэтажная память машины, из чего построен «мозг», устройство памяти на линиях задержки и электронно-лучевых трубках, устройство памяти с магнитной записью, память на магнитных сердечниках, на магнитных пленках, на полупроводниках, оптические запоминающие устройства). После детального обсуждения и изучения данных вопросов переходим к вопросу о том, как машина считает и выполняет команды, как вести диалог с компьютером и перспективы развития ЭВМ, сотовая связь и перспективы ее развития. Далее приступаем к вопросу о законах логики высказываний и структуре математических доказательств.

Весь материал, включенный в программу курса, способствует развитию способностей, склонностей, интересов учащихся для будущей профессиональной деятельности, их рефлексии и успешной социализации в обществе.



Факультативный курс «Элементарные логические операции в разработке программирования» предназначен для учащихся 10-11 классов в целях подготовки к итоговой аттестации. В связи с тем, что вопрос «Элементы логики высказываний» является совершенно новым в курсе математики, его необходимо детально разобрать с учащимися в процессе лекционно-практической работы. Вопрос «Физические принципы работы ЭВМ» полностью опирается на знании элементов логики высказываний, основ электродинамики, в частности на знании магнитного поля и электрического поля в различных средах, поэтому его целесообразно рассмотреть с учащимися в виде исследовательских разработок учащимися рефератов, моделей, схем, отчетов об исследованиях. При этом можно использовать такие формы работы как дискуссии, семинары, защиты творческих проектов и исследований, практикумы по решению задач. Для организации самостоятельной работы учащихся используются следующие формы деятельности:

- рефераты, дифференцированные задания, творческие проекты, изготовление схем, моделей, исследования по заданным темам с использованием дополнительной печатной литературы, сети «Интернет» и др.

С целью обеспечения вариативности и индивидуальности обучения в рамках курса рефераты, дифференцированные задания, творческие проекты, изготовление схем, моделей предлагаются учащимся по желанию с учетом их интересов и склонностей.



В программу факультативного курса «Элементарные логические операции в разработке программирования» внесены новые вопросы:

- элементы логики высказываний;

- физические принципы работы ЭВМ.

За счет изучения элективного курса обеспечивается развитие способностей и склонностей, учащихся вследствие подготовки рефератов, дифференцированных заданий, творческих проектов, изготовлении схем, моделей, решения задач, разрешения парадоксов и т.д.





3. Учебно-тематическое планирование.



Содержание

Количество часов

Форма проведения занятий

Организация самостоятельной деятельности

Наглядность

Образовательный продукт

Формы контроля

Литература

Примечание

Вс

е

го

Лек

Ций

Др.

виды

занятий

1. Введение

Предмет математической логики


3

1

2

Беседа,

лекция,

практикум

по решению

задач, распределение

творческих

заданий.





Пособие

для

учащихся


2.Высказывания.

3

1

2

Лекция,

практикум

по решению

задач

Подготовка

рефератов,

творческих

работ,

проведение

исследований,

исполнение

дифференцированных

заданий.

Подготовка

схем,

моделей.


Письм.

опрос.

Пособие

для

учащихся.


З.Элементарные логические операции

над

высказываниями.

9

4

5

Лекции,

практические

работы,

практикумы

по

решению

задач,

разбор

парадоксов,

семинары.

Подготовка

рефератов,

творческих

работ,

проведение

исследований,

исполнение

дифференцированных

заданий.

Подготовка

схем,

моделей.

Рефераты

«Математические

парадоксы».

Контрольная работа

Пособие для учащихся


4. Физические принципы работы ЭВМ

8


8

Защиты рефератов, творческих работ, проведенных исследований, дифференцированных заданий, дискуссии, семинары.

Доработка творческих проектов, итогов исследований, работа по подготовке математических парадоксов. Подготовка рефератов по теме «Законы логики высказываний и структура математических доказательств»

Схемы, модели логических элементов ЭВМ.

Рефераты, творческие проекты, итоги исследований, схемы, модели.

Собеседование, оценивание рефератов, итогов исследований и творческих работ.



[22]



[23]


5. Законы логики высказываний и структура математических доказательств.

8

2

6

Лекции, практикумы по решению задач, разбор математических парадоксов, защита творческих работ.

Доработка творческих работ, проектов, схем.


Творческие проекты, рефераты, схемы, модели.

Собеседование, оценивание рефератов, итогов исследований и творческих работ.



[20]


5. Итоговые занятия.

3


3

Деловые игры по итогам работы, решение задач на логику


Выставка образовательных продуктов, выполненных за год.





Всего за курс

34

8

26










4. Содержание программы.



1. Введение. Предмет математической логики.

2. Высказывания.

О понятии высказывания. Виды высказываний.

3. Элементарные логические операции над высказываниями.

О понятии логической операции. Отрицание высказывания. Понятие о законах логики высказываний. Конъюнкция высказываний. Дизъюнкция высказываний. Импликация высказываний. Эквивалентность высказываний. Отношение следствия.

4. Физические принципы работы ЭВМ.

На пути к ЭВМ. Язык и арифметика машины. Как устроены и работают ЭВМ. Элементы электронных машин. Азбука машинной логики. Память машины. Как машина считает и выполняет команды. Диалог с компьютером. Современные персональные компьютеры и перспективы их развития. Сотовая связь и перспективы ее развития.

5. Законы логики высказываний и структура математических доказательств.

О структуре математических доказательств. Различные виды теорем и их взаимосвязь.. Необходимость и достаточность. О понятии характеристического свойства.



5. 1. Методы и формы обучения.



Ведущее место в обучении курса «Элементарные логические операции в разработке программирования» отводится методам поискового и исследовательского характера, стимулирующим познавательную активность учащихся. Как видно из учебно-тематического планирования, значительной должна быть доля самостоятельной работы с различными источниками учебной информации: печатной и электронной литературой.

Предусмотрено использование таких методов и форм обучения, которые давали бы учащимся представления об условиях и процессах будущей профессиональной деятельности в соответствии с выбранным профилем обучения, то есть в какой-то степени моделировал бы их.

Кроме того, важно, чтобы учащиеся были включены в практическую деятельность, соответствующую профилю обучения, а также обеспечивалось формирование и развитие у них общеучебных, интеллектуальных и организационных способностей и навыков. Всем этим требованиям соответствует предложенное учебно-тематическое планирование данного элективного курса.

5. 2. Описание основных форм организации учебных занятий.



Учебные занятия по элективному курсу «Элементарные логические операции в разработке программирования» соответствуют заявленному содержанию, целям курса и применяемым методам обучения. Предусмотрены варианты как коллективных, так и индивидуально-групповых форм обучения. Также сделаны акценты на такие формы и методы организации учебного процесса, которые отвечают бы образовательным потребностям учащихся и адекватны их будущей профессиональной деятельности. Как видно из учебно-тематического планирования, все эти виды работ предусмотрены в нашем учебном курсе. Кроме того, особое внимание в нем уделяется проектной и исследовательской деятельности.



6. Организация проведения аттестации учащихся.



Итоговая аттестация по результатам изучения курса «Элементарные логические операции в разработке программирования» предусмотрена с учетом портфолио ученика, то есть совокупности самостоятельно выполненных работ (схемы, чертежи, макеты, рефераты, отчеты об исследованиях литературы) и документально подтвержденных достижений (грамоты и дипломы). Итоговая оценка предполагается накопительной, то есть результаты выполнения всех предложенных заданий оцениваются в баллах, которые суммируются по окончании изучения курса. В этом случае конкретные рамки по количеству баллов для получения той или иной оценки заранее не задаются, а оценка определяется по завершении изучения курса в зависимости от актуального уровня подготовки учащегося, его участия в проведении занятий.



7. Список рекомендуемой литературы.



1. Обязательная литература:



Учебное пособие для учащихся, написано с использованием следующих источников:



  1. Виленкин Н.Я., Шварцбурд С.И. Высказывания, выражения, переменные // журнал «Математика в школе», 1970, № 3, с. 34.

  2. Гжегорчик А. Популярная логика. М., «Наука», 1965.

  3. Градштейн И.С. Прямая и обратная теорема. Элементы алгебры логики. М., «Наука», 1965.

  4. Депман И.Я. Первое знакомство с математической логикой. Л., «Знание», 1965.

  5. Детская энциклопедия, изд.3, т. 2. М., «Просвещение», 1972.

  6. Ивс Г, Ньюсом К.В. О математической логике и философии математики (начальные сведения об основах математики). М., «Знание», 1969.

  7. Калтберстон Дж.Т. Математика и логика цифровых устройств. М., «Просвещение», 1965.

10. Цифровые образовательные ресурсы:



п/п

Наименование

Издательство

Виртуальная физическая лаборатория

Лабораторные работы по физике 10 кл

Дрофа

Библиотека наглядных пособий

1 с: школа. Физика, 7- 11 кл

дрофа

Интерактивный курс физики для 7- 11 кл

физикон

Живая физика

Институт новых технологий

Физика 7-11 кл

Кирилл и Мефодий

Открытая физика 1.1

физикон

«Астрономия» 9-10 кл

физикон

http://www.ed.vseved.ru 

http://www.abitu.ru 

http://www.znania.ru 

http://www.detiplus.ru 

http://www.obrazovan.ru 

http://www.examen.ru 

http://www.5ballov.ru 

http://www.abiturcenter.ru 

http://www.moscow-high.ru 

http://www.sci.aha.ru 

http://www.ecolife.ru 

http://www.examen.biz 

http://ndce.edu.ru 

http://fsu.edu.ru 

http://fcior.edu.ru 

http://rkc.ippk.ru 

http://olympiads.mccme.ru 

http://www.kosmofizika.ru 

http://teachmen.csu.ru 

http://www.pms.ru

 http://www.school2.kubannet.ru 

http://www.national-geographic.ru 

http://www.edu.yar.ru

 http://unk.future4you.ru 

http://www.ethnomuseum.ru 

http://www.td-shkolnik.com 

http://www.slovobook.ru 

http://www.findbook.ru 

http://newlit.ru 

http://www.silverage.ru 

http://www.eb.com 

http://lessons.study.ru 

http://www.unil.ch/fra 

http://www.lehrer-online.de 

http://window.edu.ru 

http://www.koob.ru 

http://www.labor.ru 

http://www.zonaprav.ru 

http://www.rao-ees.ru 

http://www.weforum.org/ 



Учитель: Крестинина В.П.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!