СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса "Профессиональная ориентация учащихся"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа элективного курса "Профессиональная ориентация учащихся". Программа содержит пояснительную записку и тематическое планирование на 34 часа.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса "Профессиональная ориентация учащихся"»


Пояснительная записка

Данная программа элективного курса адресована учащимся 9-х классов, которая ориентирована на знакомство с различными типами и видами профессиональной деятельности. Профориентация – это определение человеком своего места в профессиональном мире. Программа курса «Профессиональная ориентация учащихся» рассчитана на 34 часа и разделена на темы. Состоит из теоретической и практической части. Теоретическая включает изучение мира труда и профессий. Практическая часть представлена в виде тестирования, практических занятий по курсу с использованием деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, элементов исследовательской и проектной деятельности.

Цель курса:подвести учащегося к взвешенному, самостоятельному выбору профессиональной деятельности, сформировать психологическую готовность к профессиональному самоопределению. Оказать помощь учащимся в решении проблемы профессионального выбора.

Задачи курса:

- Выявление профессиональных склонностей и интересов учащихся;

- Расширение представлений о мире профессий и их особенностях;

- Формирование общей готовности к самоопределению, активизация проблемы выбора профессии;

- Способствование нравственному самосовершенствованию учащегося, его готовности к социальному самоопределению и поиску жизненных ценностей.


Предполагаемые формы ведения занятий – лекции, дискуссии, ролевые игры, анализ конкретных ситуаций, элементы тренинга.


Ожидаемый результат

1. формирование знаний учащихся о специфике современного рынка труда и его развитии;

2. формирование у учащихся адекватных представлений о себе и своём профессиональном соответствии;

3. принятие учащимися осознанного решения о профессиональном выборе направления дальнейшего обучения;

4. создание условий для повышения готовности подростков к социально-профессиональному самоопределению.























Содержание программы

Тема 1.Сущность профессионального самоопределения - 1 час.

Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение. Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности. Возможные схемы решения задач о выборе профессии.

Тема 2. Структура профессионального выбора - 2 часа.

Информированность, автономность, умение принимать решения, умение планировать, эмоциональное отношение к выбору.

Тема 3. Профессиональный план - 1 час.

Цели планирования, перспективное планирование, этапы планирования профессионального пути.

Тема 4. Выбор профессии - 2 час.

Классификация профессий. Способы классификации профессий. Характеристика профессий по общим признакам профессиональной деятельности.

Тема 5. Правила выбора профессии - 1 час.

Учет состояния здоровья при выборе профессии. Понятие о психофизиологическом и меди­цинском отборе. Типы профессий по медицинским противопоказаниям. Возможности получения психофизиологической и медицинской консультаций.

Тема 6. Классификация профессий - 2 ча­с.

Общее понятие о профессии, специальности, должности.

Классификация профессий по отраслям , основным признакам.

Тема 7. Особенности личности и их влияние на профессиональное становление личности - 2 час.

Основные психические характеристики типов темперамента, волевые качества личности.

Тема 8. Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении - 3 час.

Ощущение и восприятие. Виды ощущений. Виды восприятия, воображения, памяти, внимания, мышления. Эмоциональное состояние личности..

Тема 9. Профессиональная проба и ее роль в профессиональном самоопределении - 3час.

Примеры профессиональных проб.

Тема 10 Рынок и его требования к специалистам -2 час.

Цель труда и его результаты. Умственный и фи­зический труд. Критерии тяжести труда.

Современные требования к труду. Предметы и средства труда. Условия труда. Специализа­ция. Квалификация.

Культура труда. Спрос на рынке труда и престижность профессий

Тема 11 Ознакомительная анкета – 1 час.

Анкетирование.

Тема 12 Тест: «Оценка Экстраверсии – интроверсии» -1 час.

Тема 13 Профессиональная карьера – 2 часа.

Планирование карьеры, готовность к профессиональной карьере.

Тема 14 Стратегия плана профессиональной карьеры – 1 час.

Осознание ценности труда, необходимости базовой профессиональной подготовки. Общая ориентировка в мире профессий.

Тема 15 Анкетирование «методика диагностики направленности Б.Басса» - 1 час.

Ориентационная анкета

Тема 16 Тест «Самооценка уверенности в себе» - 1 час.

Тема 17 Технология успеха в профессиональной деятельности – 3 часа.

Принцип равновесия и баланса. Уровень мотивации работника и успех. Начало профессиональной деятельности. Фактор целеполагания и профессиональный успех. Успешная стратегия построения профессиональной карьеры.

Тема 18 Тест «Сила воли» - 1 час.

Тест.

Тема 19 Тест «Конфликтная ли вы личность?» - 1 час.

Тема 20 Развивающая ролевая игра «Продавцы – покупатели» - 2 часа.

Тема 21 Тест «Профессиональная готовность» - 1 час.

Тема 22 Зачетное занятие – 1 час



Требования к уровню подготовки учащихся освоивших элективный курс


Учащиеся будут знать/ понимать:

- разнообразие профессий в мире;

- многообразие личностных особенностей необходимых для реализации себя в профессии;

- о психофизиологическом и меди­цинском отборе в выборе профессии;

- современные требования к труду.


После изучения данного курса учащиеся должны уметь:


- находить информацию о профессиональной подготовке;

- ориентироваться в перечне учебных заведений реализующих профессиональную подготовку;

- анализировать и оценивать свои способности при выборе профессии.





Литература:

1. Профессиональное самоопределение.

2. Планирование профессиональной карьеры.

3.Путь в профессию.

































Тематическое планирование


Тема

Форма занятий

Дата план.

Дата факт.

1

Сущность профессионального самоопределения

Лекция



2

Структура профессионального выбора

Лекция



3

Профессиональный план

Лекция



4-5

Выбор профессии

«Круглый стол», практическая работа



6

Правила выбора профессии

Лекция



7-8

Классификация профессий

Лекция, практическая работа



9-10

Особенности личности и их влияние на профессиональное становление личности

Лекция



11-12-13

Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении

Лекция, практическое занятие



14-15-16

Профессиональная проба и ее роль в профессиональном самоопределении

Лекция, практическое занятие



17-18

Рынок и его требования к специалистам

Лекция, беседа



19

Ознакомительная анкета

Анкетирование



20

Тест: «Оценка Экстраверсии – интроверсии»

Тестирование



21-22

Профессиональная карьера

Лекция, беседа



23

Стратегия плана профессиональной карьеры

Лекция



24

Анкетирование «методика диагностики направленности Б.Брасса»

Анкетирование



25

Тест «Самооценка уверенности в себе»

Тестирование



26-27-28

Технология успеха в профессиональной деятельности

Лекция, практическое занятие



29

Тест «Сила воли»

Тестирование



30

Тест «Конфликтная ли вы личность?»

Тестирование



31-32

Развивающая ролевая игра «Продавцы – покупатели»

Ролевая игра



33

Тест «Профессиональная готовность»

Тестирование



34

Зачетное занятие

Зачет





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!