Пояснительная записка
Данная программа элективного курса адресована учащимся 9-х классов, которая ориентирована на знакомство с различными типами и видами профессиональной деятельности. Профориентация – это определение человеком своего места в профессиональном мире. Программа курса «Профессиональная ориентация учащихся» рассчитана на 34 часа и разделена на темы. Состоит из теоретической и практической части. Теоретическая включает изучение мира труда и профессий. Практическая часть представлена в виде тестирования, практических занятий по курсу с использованием деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, элементов исследовательской и проектной деятельности.
Цель курса:подвести учащегося к взвешенному, самостоятельному выбору профессиональной деятельности, сформировать психологическую готовность к профессиональному самоопределению. Оказать помощь учащимся в решении проблемы профессионального выбора.
Задачи курса:
- Выявление профессиональных склонностей и интересов учащихся;
- Расширение представлений о мире профессий и их особенностях;
- Формирование общей готовности к самоопределению, активизация проблемы выбора профессии;
- Способствование нравственному самосовершенствованию учащегося, его готовности к социальному самоопределению и поиску жизненных ценностей.
Предполагаемые формы ведения занятий – лекции, дискуссии, ролевые игры, анализ конкретных ситуаций, элементы тренинга.
Ожидаемый результат
1. формирование знаний учащихся о специфике современного рынка труда и его развитии;
2. формирование у учащихся адекватных представлений о себе и своём профессиональном соответствии;
3. принятие учащимися осознанного решения о профессиональном выборе направления дальнейшего обучения;
4. создание условий для повышения готовности подростков к социально-профессиональному самоопределению.
Содержание программы
Тема 1.Сущность профессионального самоопределения - 1 час.
Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение. Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности. Возможные схемы решения задач о выборе профессии.
Тема 2. Структура профессионального выбора - 2 часа.
Информированность, автономность, умение принимать решения, умение планировать, эмоциональное отношение к выбору.
Тема 3. Профессиональный план - 1 час.
Цели планирования, перспективное планирование, этапы планирования профессионального пути.
Тема 4. Выбор профессии - 2 час.
Классификация профессий. Способы классификации профессий. Характеристика профессий по общим признакам профессиональной деятельности.
Тема 5. Правила выбора профессии - 1 час.
Учет состояния здоровья при выборе профессии. Понятие о психофизиологическом и медицинском отборе. Типы профессий по медицинским противопоказаниям. Возможности получения психофизиологической и медицинской консультаций.
Тема 6. Классификация профессий - 2 час.
Общее понятие о профессии, специальности, должности.
Классификация профессий по отраслям , основным признакам.
Тема 7. Особенности личности и их влияние на профессиональное становление личности - 2 час.
Основные психические характеристики типов темперамента, волевые качества личности.
Тема 8. Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении - 3 час.
Ощущение и восприятие. Виды ощущений. Виды восприятия, воображения, памяти, внимания, мышления. Эмоциональное состояние личности..
Тема 9. Профессиональная проба и ее роль в профессиональном самоопределении - 3час.
Примеры профессиональных проб.
Тема 10 Рынок и его требования к специалистам -2 час.
Цель труда и его результаты. Умственный и физический труд. Критерии тяжести труда.
Современные требования к труду. Предметы и средства труда. Условия труда. Специализация. Квалификация.
Культура труда. Спрос на рынке труда и престижность профессий
Тема 11 Ознакомительная анкета – 1 час.
Анкетирование.
Тема 12 Тест: «Оценка Экстраверсии – интроверсии» -1 час.
Тема 13 Профессиональная карьера – 2 часа.
Планирование карьеры, готовность к профессиональной карьере.
Тема 14 Стратегия плана профессиональной карьеры – 1 час.
Осознание ценности труда, необходимости базовой профессиональной подготовки. Общая ориентировка в мире профессий.
Тема 15 Анкетирование «методика диагностики направленности Б.Басса» - 1 час.
Ориентационная анкета
Тема 16 Тест «Самооценка уверенности в себе» - 1 час.
Тема 17 Технология успеха в профессиональной деятельности – 3 часа.
Принцип равновесия и баланса. Уровень мотивации работника и успех. Начало профессиональной деятельности. Фактор целеполагания и профессиональный успех. Успешная стратегия построения профессиональной карьеры.
Тема 18 Тест «Сила воли» - 1 час.
Тест.
Тема 19 Тест «Конфликтная ли вы личность?» - 1 час.
Тема 20 Развивающая ролевая игра «Продавцы – покупатели» - 2 часа.
Тема 21 Тест «Профессиональная готовность» - 1 час.
Тема 22 Зачетное занятие – 1 час
Требования к уровню подготовки учащихся освоивших элективный курс
Учащиеся будут знать/ понимать:
- разнообразие профессий в мире;
- многообразие личностных особенностей необходимых для реализации себя в профессии;
- о психофизиологическом и медицинском отборе в выборе профессии;
- современные требования к труду.
После изучения данного курса учащиеся должны уметь:
- находить информацию о профессиональной подготовке;
- ориентироваться в перечне учебных заведений реализующих профессиональную подготовку;
- анализировать и оценивать свои способности при выборе профессии.
Литература:
1. Профессиональное самоопределение.
2. Планирование профессиональной карьеры.
3.Путь в профессию.
Тематическое планирование
№ | Тема | Форма занятий | Дата план. | Дата факт. |
1 | Сущность профессионального самоопределения | Лекция | | |
2 | Структура профессионального выбора | Лекция | | |
3 | Профессиональный план | Лекция | | |
4-5 | Выбор профессии | «Круглый стол», практическая работа | | |
6 | Правила выбора профессии | Лекция | | |
7-8 | Классификация профессий | Лекция, практическая работа | | |
9-10 | Особенности личности и их влияние на профессиональное становление личности | Лекция | | |
11-12-13 | Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении | Лекция, практическое занятие | | |
14-15-16 | Профессиональная проба и ее роль в профессиональном самоопределении | Лекция, практическое занятие | | |
17-18 | Рынок и его требования к специалистам | Лекция, беседа | | |
19 | Ознакомительная анкета | Анкетирование | | |
20 | Тест: «Оценка Экстраверсии – интроверсии» | Тестирование | | |
21-22 | Профессиональная карьера | Лекция, беседа | | |
23 | Стратегия плана профессиональной карьеры | Лекция | | |
24 | Анкетирование «методика диагностики направленности Б.Брасса» | Анкетирование | | |
25 | Тест «Самооценка уверенности в себе» | Тестирование | | |
26-27-28 | Технология успеха в профессиональной деятельности | Лекция, практическое занятие | | |
29 | Тест «Сила воли» | Тестирование | | |
30 | Тест «Конфликтная ли вы личность?» | Тестирование | | |
31-32 | Развивающая ролевая игра «Продавцы – покупатели» | Ролевая игра | | |
33 | Тест «Профессиональная готовность» | Тестирование | | |
34 | Зачетное занятие | Зачет | | |