Министерство образования Российской Федерации
Главное управление общего и профессионального образования
Иркутской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
МИР РАСЧЁТНЫХ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
ПО ХИМИИ
для 9 классов
Разработал: Бархатова Е.В.,
учитель химии,
1 квалификационная категория
Усть-Илимск, 2005
Пояснительная записка
Особенности курса
Программа элективного курса по химии «Мир расчётных задач по химии» предназначена для учащихся 9 классов. Разработана на основе учебного пособия Г.И. Штремплера «Методика решения расчётных задач по химии. 8-11 кл.» - М.: Просвещение, 2001.
Программа рассчитана на 34 часа.
Данная программа элективного курса относится к предметно-ориентированному виду программ. Курс предполагает выход за рамки традиционных учебных программ: расширенный углубленный вариант методики решения задач базового курса.
Цель курса: создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения, развитие и укрепление интереса учащихся к химии; создание условий для самооценки их подготовленности и желания углублённо изучать предмет в профильной школе; обогащение познавательного и эмоционально-смыслового личного опыта восприятия химии путём расширения знаний, выходящих за рамки обязательной учебной программы.
Задачи курса:
Обучающие функции (их можно считать ведущими) обеспечиваются формированием важных структурных элементов знаний, осмыслением химической сущности явлений, умением применять усвоенные знания в конкретно заданной ситуации.
Воспитывающие функции реализуются формированием мировоззрения, осознанным усвоением материала, расширением кругозора в краеведческих, политехнических вопросах. Учебные задачи являются действенным средством воспитания трудолюбия, настойчивости, воли, характера.
Развивающие функции проявляются в результате формирования научно-теоретического, логического, творческого мышления, развития смекалки учащихся, в будущем — изобретательности и ориентации на профессию химика.
В системе школьного образования и воспитания определенная роль отводится химии. Ее изучение способствует формированию мировоззрения, развивает у учащихся умение видеть химизм процессов, происходящих в природе и технике, ориентирует школьников на выбор «химических» профессий.
Как показали наблюдения, при изучении химии используется преимущественно описательная часть курса. Количественные закономерности рассматриваются не систематически, хотя изучение химических явлений, законов и теорий без учета количественной стороны явлений может привести к поверхностным или ошибочным представлениям. Умение решать расчетные задачи является одним из показателей уровня развития химического мышления школьников, глубины усвоения ими учебного материала.
На психолого-педагогической основе в свете политехнической подготовки учащихся в программе показаны общие подходы к решению типовых расчетных химических задач, методика их решения с точки зрения рационального приложения идей математики и физики, показаны разные способы решения.
Значение решения задач в школьном курсе химии переоценить трудно. Решение задач — это практическое применение теоретического материала, приложение научных знаний на практике. Успешное решение задач учащимися, поэтому является одним из завершающих этапов в самом познании.
Решение задач требует от учащихся умения логически рассуждать, планировать, делать краткие записи, производить расчеты и обосновывать их теоретическими предпосылками, дифференцировать определенные проблемы на отдельные вопросы, после ответов, на которые решаются исходные проблемы в целом. При этом не только закрепляются и развиваются знания и навыки учащихся, полученные ранее, но и формируются новые.
Решение задач как средство контроля и самоконтроля развивает навыки самостоятельной работы; помогает определить степень усвоения знаний и умений и их использования на практике; позволяет выявлять пробелы в знаниях и умениях учащихся и разрабатывать тактику их устранения.
Решение задач — прекрасный способ осуществления межпредметных и курсовых связей, а также связи химической науки с жизнью. При решении задач развиваются кругозор, память, речь, мышление учащихся, а также формируется мировоззрение в целом; происходит сознательное усвоение и лучшее понимание химических теорий, законов и явлений. Решение задач развивает интерес учащихся к химии, активизирует их деятельность, способствует трудовому воспитанию школьников и их политехнической подготовке, выбору естественнонаучного профиля обучения.
| На материале базового курса неорганической и органической химии. Рассматриваются комбинированные и усложненные задачи. Все это позволяет расценивать курс как составную часть курса углублённого изучения химии. |
| Решение задач не самоцель, а цель и средство обучения и воспитания учащихся. Химическая учебная задача — это модель проблемной ситуации, решение которой требует от учащихся мыслительных и практических действий на основе знания законов, теорий и методов химии, направленная на закрепление, расширение знаний и развитие химического мышления. Данный курс решения задач: учит мыслить, ориентироваться в проблемной ситуации; предполагает активную продуктивную деятельность с определенной глубиной, широтой и самостоятельностью решения, которая должна быть направлена на установление переноса знаний на новые объекты; проявляет взаимосвязь представлений и понятий; содействует конкретизации и упрочению знаний; ведет к лучшему пониманию учащимися химических явлений в свете важнейших теорий; позволяет установить связь химии с другими предметами, особенно с физикой и математикой; является средством закрепления в памяти учащихся химических законов и важнейших понятий; служит одним из способов учета знаний и проверки навыков, полученных в процессе изучения предмета; воспитывает в процессе изучения у учащихся умение использовать полученные знания для решения практических проблем, тем самым связывая обучение с жизнью и деятельностью человека. |
| Учебные пособия, дополнительная литература, справочники, энциклопедии, хрестоматии, электронные/мультимедийные пособия: А б к и н Г. Л. Задачи и упражнения по химии для средней школы: Пособие для учителей.— М.: Просвещение, 1980. А к о ф ф Р. Искусство решения проблемы.— М.: Мир, 1982. Лурье Ю. Ю. Справочник по аналитической химии.— М.: Химия, 1989. Скатова Н.Н., Губаева Е.С. Олимпиадные задачи по химии. – Иркутск: ИПКРО, 2002. Стоцкий Л. Р. Методические указания по правильному применению величин и их единиц в школьном курсе химии // Химия в школе.— 1980.— № 5.— С. 72; № 6.— С. 68. Стоцкий Л. Р. Физические величины и их единицы.— М.: Просвещение, 1984. Штремплер Г.И. Методика решения расчётных задач по химии. 8-11 кл.: Пособие для учителя - М.: Просвещение, 2001 Ярославцева Т. С. Решение расчетных задач по химии в средних ПТУ.—М.: Высш. шк., 1985. Изменения в основных терминах и единицах измерения в связи с введением Международной системы единиц (СИ)//Там же.—1982.— Т. 37.— №5.— С. 957. Краткий справочник физико-химических величин / Под ред. А. А. Равделя, А. М. Пономаревой.— Л.: Химия, 1983. Методические указания. Внедрение и применение СТ СЭВ 1052—78. Метрология. Единицы физических величин. РД 50—160—79.— М., 1979. Об использовании понятий и терминов «эквивалент» и «нормальный» // Аналитич. химия.— 1982.— Т. 37.— № 5.— С. 946. |
| |
| Учащиеся могут выбрать: объект изучения (метод решения задачи, тип задачи, тематические задачи) вид отчётных работ из предложенных (тест, контрольная работа, защита способа решения задачи) литературу, по которой они будут готовить отчётные работы |
| Критерии оценки уровня достижений учащихся: наблюдение активности на занятиях, беседы с учащимися, родителями, экспертные оценки других педагогов, анализ работ учащихся, тестирование, контрольная работа, защита рационального способа решения задачи, анкетирование. Итоговая аттестация по результатам изучения курса проводится по результатам специальной зачетной работы (экзамен, тест). Отметка будет выставляться в форме оценки. Формы и содержание контроля уровня достижений учащихся согласовываются с требованиями контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по базовому курсу. |
| Анкетирование на первом и последнем занятии, собеседование в процессе работы после выполнения каждого вида обязательных работ (т.е. не мене 3 раз за цикл обучения) |
| Итоговая контрольная работа, олимпиада, защита работ учащихся. |
Цели:
иметь представление об обязательных для изучения разделах курса, возможностях выбора своего пути при изучении данного курса;
знать понятийный аппарат изучаемого курса, методы, приёмы, алгоритмы, способы решения расчётных задач курса;
уметь выбирать объект изучения, оформлять результаты своей работы (в виде задачи, защиты способа её решения), планировать свою деятельность по изучению курса и решению задач курса, использовать различные способы, алгоритмы решения задач, осуществлять самоконтроль за результатами своей деятельности;
владеть навыками решения расчётных задач, составления алгоритмов их решения,
3. Структура курса
Общие вопросы методики решения расчетных задач по химии
Цель: изучить общие методические рекомендации по решению расчётных задач; создать единую структуру процесса решения любой задачи
Расчетные задачи курса неорганической химии и методика их решения
Цель: совершенствовать знания и умения учащихся в решении расчётных задач курса неорганической химии.
Первоначальные химические понятия. Общие рекомендации к решению и оформлению расчетных задач
Растворы
Обобщение сведений об основных классах неорганических соединений
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома
Химическая связь. Строение вещества
Закон Авогадро. Галогены
Теория электролитической диссоциации. Подгруппа кислорода
Основные закономерности химических реакций. Производство серной кислоты
Подгруппа азота
Подгруппа углерода
Металлы
Электролиз расплавов и растворов электролитов.
Комбинированные и усложненные задачи
Цель: обобщить и углубить знания учащихся, полученные при изучении данного курса, подготовиться к олимпиаде, поступлению в ВУЗ
4.Содержание курса и учебная деятельность
Ссылка на цели | Часы | Тема занятий | Деятельность учащихся |
Иметь представление об обязательных для изучения разделах курса, возможностях выбора своего пути при изучении данного курса; Знать понятийный аппарат изучаемого курса, методы, приёмы, алгоритмы, способы решения расчётных задач курса | 2 | Общие вопросы методики решения расчетных задач по химии | Учащиеся знакомятся с общей структурой курса, его примерным содержанием, с формами, видами и планируемым объемом самостоятельных и итоговых работ. Лекция носит установочный характер и призвана подготовить учащихся к качественному выполнению самостоятельной работы. |
Уметь выбирать объект изучения, оформлять результаты своей работы (в виде задачи, защиты способа её решения), планировать свою деятельность по изучению курса и решению задач курса, использовать различные способы, алгоритмы решения задач, осуществлять самоконтроль за результатами своей деятельности; Владеть навыками решения расчётных задач, составления алгоритмов их решения, | 18 | Расчетные задачи курса неорганической химии и методика их решения | Учащиеся самостоятельно решают задачи, составляют алгоритмы их решения. Учитель исполняет роль консультанта. |
1 | Первоначальные химические понятия. Общие рекомендации к решению и оформлению расчетных задач |
3 | Растворы |
2 | Обобщение сведений об основных классах неорганических соединений |
1 | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома |
1 | Химическая связь. Строение вещества |
1 | Закон Авогадро. Галогены |
1 | Теория электролитической диссоциации. Подгруппа кислорода |
1 | Основные закономерности химических реакций. Производство серной кислоты |
1 | Подгруппа азота |
1 | Подгруппа углерода |
1 | Металлы |
1 | Электролиз расплавов и растворов электролитов. |
2 | Задачи различных типов и уровней трудности на электролиз |
14 | Комбинированные и усложненные задачи | На заключительном занятии подводятся итоги изучения элективного курса «Мир расчётных задач по химии». Учащиеся получают итоговые результаты индивидуального рейтинга по итогам работы, которые может быть включены в школьный портфолио. На заключительном занятии также целесообразно провести обсуждение содержания данного элективного курса, и форм его проведения, выяснить предложения и пожелания учащихся или провести итоговое анкетирование. |
ИТОГО: | 34 | | |
5. Ожидаемые результаты
Для подтверждения своей успешности в будущем профильном обучении учащимся необходимо:
Проявлять наличие стержневого интереса к химии;
Приобрести умения выбирать задания в соответствии с направленностью своих познавательных интересов;
Совершенствовать умения применять метод математического моделирования при решении прикладных химических задач.
Учебно-методическое обеспечение
Для учителя:
А б к и н Г. Л. Задачи и упражнения по химии для средней школы: Пособие для учителей.— М.: Просвещение, 1980.
А к о ф ф Р. Искусство решения проблемы.— М.: Мир, 1982.
Изменения в основных терминах и единицах измерения в связи с введением Международной системы единиц (СИ)//Там же.—1982.— Т. 37.— №5.— С. 957.
Методические указания. Внедрение и применение СТ СЭВ 1052—78. Метрология. Единицы физических величин. РД 50—160—79.— М., 1979.
Об использовании понятий и терминов «эквивалент» и «нормальный» // Аналитич. химия.— 1982.— Т. 37.— № 5.— с. 946.
Стоцкий Л. Р. Методические указания по правильному применению величин и их единиц в школьном курсе химии // Химия в школе.— 1980.— № 5.— С. 72; № 6.— с. 68.
Цитович И.К., Протасов П.Н. Методика решения расчётных задач по химии. - М.: Просвещение, 1983.
Штремплер Г.И. Методика решения расчётных задач по химии. 8-11 кл.: Пособие для учителя - М.: Просвещение, 2001
Ярославцева Т.С. Решение расчетных задач по химии в средних ПТУ.—М.: Высш. шк., 1985.
Для ученика:
Ерыгин Д.П., Шишкин Е.А. Методика решения задач по химии: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по биол. и хим. спец. - М.: Просвещение,1989. - 176с.
Краткий справочник физико-химических величин / Под ред. А. А. Равделя, А. М. Пономаревой.— Л.: Химия, 1983.
Скатова Н.Н., Губаева Е.С. Олимпиадные задачи по химии. – Иркутск: ИПКРО, 2002.
Стоцкий Л. Р. Физические величины и их единицы.— М.: Просвещение, 1984.
Лурье Ю. Ю. Справочник по аналитической химии.— М.: Химия, 1989.
Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Задачи по химии для поступающих в вузы: Учебное пособие. - 2-е изд.. исправ. и доп. - М.: Высш. школа, 1993. - 302 с.
Электронное издание «Виртуальная лаборатория. Решение задач».- МарГТУ, Лаборатория систем мультимедиа, 2004.
Приложение
Список литературы, использованной при подготовке программы:
А к о ф ф Р. Искусство решения проблемы.— М.: Мир, 1982.
Арефьев И.П. Подготовка учителя к профильному обучению старшеклассников // Педагогика. – 2003. - №5. – С. 49-55.
Артемова Л.К. «Профильное обучение»: опыт, проблемы, пути решения // Школьные технологии. – 2003. - №4. – С. 22-31.
Артемова Л. К. Профиль обучения диктует региональный рынок труда // Народное образование. – 2003. - №4. – С. 84-88.
Аршанский Е.Я. Специальная методическая подготовка будущего учителя химии к работе в условиях профильного обучения // Химия: методика преподавания в школе. – 2003. - №6. – С. 3-11.
Зайцев О. С. Пути формирования творческого мышления у школьников // Журнал Всесоюзного химического общества им. Д. И. Менделеева.— 1983.
Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики.— М.: Изд-во МГУ, 1981.
Методические рекомендации по разработки элективных курсов для профильной подготовки учащихся
Методика преподавания химии. / Под ред. Н. Е. Кузнецовой.— М.: Просвещение, 1984.
О различных вариантах моделей «портфеля образовательных достижений» («портфолио») выпускников основной школы. Министерство образования Российской Федерации, 25.08.2003
Синько Т.П. Элективные курсы. Естественнонаучное образование в школе: теория и практика //Имидж №4: МОУ экономический лицей, г. Новосибирск, 2004
Совершенствование обучения химии в 7—8 классах / Под ред. Р. Г. Ивановой.— М.: Просвещение, 1985.
Тихомиров О. и др. Психология мышления.— М.: Изд-во, МГУ, 1984.
Цитович И.К., Протасов П. Н. Методика решения расчетных задач по химии.— М.: Просвещение, 1983.
Ярославцева Т. С. Решение расчетных задач по химии в средних ПТУ.- М.: Высш. шк., 1985.
Приложение 2
Задачи для зачётной работы по теме «Растворы»
Электронное издание «Виртуальная лаборатория. Тренажёр для решения задач»
В 160 мл воды растворили 0,5 моль оксида серы (VI). Определить массовую долю растворенного вещества в полученном растворе.
Тонкую железную пластинку массой 100 г опустили в 250 г 20% раствора СuSO4. Через некоторое время пластинку вынули, высушили и взвесили. Ее масса оказалась равной 102 г. Определите массовые доли соединений в растворе после удаления из него металлической пластины.
2,3 г натрия растворили в 97,8 мл воды. Определить массовую долю растворенного вещества в полученном растворе.
5,6 л углекислого газа пропустили через 200 г 8% раствора гидроксида натрия. Определить массовые доли растворенных веществ в полученном растворе.
12,5 г медного купороса (CuSO4*5H2O) растворили в 87,5мл воды. Определить массовую долю растворенного вещества в полученном растворе.
Смешали 50 г медного купороса и 450 г раствора сульфата меди с массовой долей растворенного вещества 4%. Определить массовую долю СuSO4 в полученном растворе.
Определить объемы 10 М раствора NaOH (r=1,4 г/мл) и воды, необходимые для приготовления 200 г 10% раствора NaOH.
Необходимо приготовить 1 литр аккумуляторной серной кислоты (w%=36%, r=1,27 г/мл). Определите объем концентрированной серной кислоты (w%=96%, r=1,84 г/мл) и воды необходимые для этого.
В 150 г 20% раствора соляной кислоты опустили цинковую пластинку. Через некоторое время пластинку вынули, высушили и взвесили. При этом оказалось, что масса пластинки уменьшилась на 6,5 г. Определите массовую долю соляной кислоты в оставшемся растворе.
Нитрат калия можно получить осторожным растворением гидрокарбоната калия в рассчитанном количестве 20% раствора азотной кислоты и последующим охлаждением полученного раствора. Вычислите массовую долю выхода соли, выпадающей при охлаждении раствора, если известно, что массовая доля KNO3 в оставшемся растворе составляет 24%.
При действии на смесь карбидов кальция и алюминия избытка раствора соляной кислоты выделяется смесь газов с относительной плотностью по водороду, равной 10. Определить объемные и массовые доли газов в смеси, а также массовые доли карбидов в исходной смеси.
Определить массу SO3, которую необходимо добавить к 200 г 24,5% раствора серной кислоты, чтобы массовая доля растворенного вещества стала вдвое больше.
Вычислите массу глауберовой соли (Na2SO4*10H2O ), которую следует добавить к 50 г 5% раствора сульфата натрия, чтобы массовая доля растворенного вещества стала вдвое больше.
Определить объемы воды и хлороводорода, необходимые для приготовления 200 г 9,125% раствора соляной кислоты. Какой объем хлороводорода необходимо дополнительно растворить в этом растворе, чтобы концентрация хлороводорода стала в два раза больше?
Приложение 3
Примерные задания для тестирования
1.120 мл воды растворили 30 г вещества. Массовая доля вещества в полученном растворе:
1)25%; 2)20%; 3)30%; 4)12%.
2. В 120 г 10%-ного раствора вещества растворили еще 12 г этого же вещества. Массовая доля растворенного вещества во вновь полученном растворе:
1) 20,0% ; 2) 15,6%; 3) 16,8%; 4) 18,2%.
3. В 120мл (р = 1,2 г/мл) 15%-ного раствора вещества растворили еще 12 г этого же вещества. Массовая доля вещества во вновь полученном растворе:
1)28,0%; 2)23,3%; 3)21,5%; 4)19,8%.
4. Слили два раствора одного и того же вещества: 160 г 15%-ного и 140 г 12%-ного. Массовая доля вещества во вновь полученном растворе:
1)29,1%; 2)25,5%; 3)13,6%; 4)11,2%.
5. Из 180мл 25%-ного раствора вещества (р == 1,1 г/мл) выпарили 20мл воды. Массовая доля вещества во вновь полученном растворе:
1)27,8%; 2)28,1%; 3) 30,2%; 4) 31,3% .
6. В 712,2мл 5%-ного раствора соляной кислоты(р = 1,025 г/мл) растворили 33,6 л хлороводорода (н.у.). Массовая доля хлороводорода в полученном растворе:
1)12,5%; 2)11,6%; 3)12,8%; 4)13,1%
7. В 240 мл воды опустили 69 г натрия. После окончания реакции массовая доля продукта в растворе:
1)50,9%; 2)38,8%; 3)39,2%; 4)28,7%.
8. В 212,4мл 12%-ного раствора едкого натра (р = 1,13 г/мл) опустили 23 г натрия. После окончания реакции массовая доля щелочи в полученном растворе:
1)21,58%; 3)26,26%;
2)28,66%; 4)30,14%.
9. В 250 г 5%-ного раствора сульфата меди (II) растворили еще 125 г медного купороса. Массовая доля соли в полученном растворе:
1)36,66%; 3)28,78%;
2)32,12%; 4)24,66%.
10. В 320 г 5%-ного раствора сернистой кислоты растворили 33,6л сернистого газа (н. у.). Массовая доля кислоты в полученном растворе:
1)19,2%; 2)25,4%; 3)33,4%; 4)43,2%.
11. Для приготовления 200 мл 20%-ного раствора вещества с плотностью 1,05 г/мл нужно взять 30%-ный раствор этого же вещества с плотностью 1,07 г/мл объемом:
1)82,2 мл; 2) 100,4 мл;
3)130,8 мл; 4) 140,6 мл.
12. Чтобы получить 15%-ный раствор, нужно в 365 г 5%-ной соляной кислоты растворить следующий объем (н. у.) хлороводорода:
1)32,46 л; 3)15,83 л;
2) 26,35 л; 4) 10,15 л.
13. Чтобы получить 8%-ный раствор в 820 г 5%-ного раствора сернистой кислоты нужно растворить следующий объем (н. у.) сернистого газа:
1)7,17 л; 3)15,12 л;
2) 12,42 л; 4) 20,36 л.
14. Чтобы приготовить 160мл 15%-ного раствора вещества с плотностью 1,15 г/мл, нужно взять следующие объемы (мл) 5%-ного раствора (р = = 1,1 г/мл) и 25%-ного раствора (р = 1,2 г/мл) соответственно:
1)82,4 и 77,6; 2) 83,6 и 76,7;
3)88,0 и 72,0; 4) 75,5 и 84,5.
15. В 1л воды растворили 1 моль сульфата натрия. Концентрация соли в растворе (р = 1,03 г/мл): процентная, молярная, нормальная и его титр соответственно равны:
1)12,43%, 1.25М, 2,50 н, 0,25 г/мл; 2)15,05%, 0,85 М, 1,70 н, 0,14 г/мл; 3)13,45%, 0,96 М, 1,92 н, 0,15 г/мл; 4)12,43%, 0,90 М, 1,80 н, 0,13 г/мл.
16. В 1л воды растворили 1 моль гидросульфата кальция. Концентрация соли в полученном растворе, имеющем плотность 1,12 г/мл: процентная, молярная, нормальная и его титр соответственно равны:
1)10,25%, 1Д20М, 2,24н, 0,161 г/мл; 2)12,05%, 0,985 М, 1,97 н, 0,135 г/мл; 3)14,21%, 1Д50М, 2,30 н, 0,186 г/мл; 4)18,96%, 0,907 М, 0,45 н, 0,212 г/мл.
17. Слили 730 г 30%-ного раствора соляной кислоты и 400 г 20%-ного раствора едкого натра. Массовые доли кислоты и соли в полученном растворе будут соответственно равны:
1)12,92% и 10,35%; 2)14,32% и 11,45%; 3)13,76% и 10,97%; 4)11,23% и 9,85%.
18. Слили 980 г 20%-ного раствора серной кислоты и 560 г 30%-ного раствора едкого кали. В полученном растворе массовые доли средней и кислой солей соответственно равны:
1) 4,42% и 11,3%; 3) 5,60% и 13,2%;
2) 11,3% и 8,83%; 4) 13,2% и 5,60%.
19. К 630 г 2%-ного раствора азотной кислоты прилили 740 г 1,25%-ного раствора известковой воды. В полученном растворе массовые доли средней и основной солей соответственно равны:
1)10,3% и 3,67%; 3)0,9% и 0,43%;
2) 12,2% и 2,17%; 4) 14,1% и 1,95%.
20. В 1л воды растворили 34 г сероводорода. В полученном растворе содержится 0,03-1023 катионов водорода. Массовая доля и степень диссоциации кислоты соответственно равны:
1) 4,70% и 0,6% ; 3) 3,29% и 0,5%;
2) 4,49% и 0,4%; 4) 5,12% и 0,7%.
11