СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса История Брянского края. 2015

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа элективного курса История Брянского края. 2015

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса История Брянского края. 2015»

Управление образования Брянской городской администрации


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №12»

при федеральном казенном учреждении

«Исправительная колония №1 УФСИН России по Брянской области»


«СОГЛАСОВАНО»

председатель методического объединения

МБОУ «ВСОШ №12» при ФКУ «ИК №1

УФСИН России по Брянской области»

____________________ Д.Г. Королев

протокол № ___ от «___»__________ 20__г.


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

МБОУ «ВСОШ №12» при ФКУ «ИК №1

УФСИН России по Брянской области»

____________________ М.Н. Городиский

приказ № ___ от «___»__________ 20__г.




ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ИСТОРИЯ БРЯНСКОГО КРАЯ»



Среднее общее образование (10-12 классы)




Разработал учитель:

Королев Д.Г.











Брянск, 2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Из перемен, которые переживала в конце XX в. отечественная школа, далеко не все оказались плодотворными. Однако, появившееся в последние годы на государственном уровне понимание, что школа должна не просто давать своим выпускникам определенную сумму знаний (с акцентом на ее соответствие неким западным стандартом), но и воспитывать их активными гражданами и подлинными патриотами своего Отечества, несомненно, является положительным. Одним из конкретных проявлений такого подхода стало включение в школьные программы по отечественной истории регионального ком­понента, т.е. истории родного края.

Это дало возможность Управлению образования администрации Брянской области при утверждении учебного базового плана предусмотреть с 2001 г. изучение В 10-Х классах общеобразовательных школ первой части учебного курса «Истории Брянского края» (с древнейших времен до конца XIX в.), а с 2002 г. в 11-х классах — второй части этого курса (XX в.). Общий объем занятий предусмотрен в количестве 68 часов.

Таким образом, на завершающем этапе получения школьниками Брянской Области общего среднего образования создаются благоприятные возможности, опираясь на уже изученный курс истории России, углубить представления о прошлом Отечества путем систематизированного изучения истории своей малой родины — области, района, города, поселка, села.

История любого края — часть общей истории Отечества, но основные закономерности исторического развития не одинаково про­являются в конкретных условиях различных регионов. Хотя Брянская область как единая административная общность возникла только в XX в., особенности политической, социально-экономической, духовно-культурной и даже повседневно-бытовой жизни ее населения на различных этапах отечественной истории были настолько заметны, роль Брянщины в межэтнических и межнациональных отно­шениях, во многих политических и военных событиях, в развитии промышленности, да и в других сферах оказывалась настолько существенной, что изучение истории Брянского края способно положительно повлиять на развитие у школьников интереса к исторической науке вообще. Несомненно также, что оно в состоянии активно помочь нашей молодежи в формировании лучших патриотических, гражданских, нравственных качеств.

Все эти цели, естественно, могут быть достигнуты лишь в том случае, если богатый историко-краеведческий материал не будет превращен на уроках в упрощенную и политизированную схему, а предстанет во всем многообразии и сложности, как реальная, харак­терная для своего времени жизнь, населенная многими людьми с их трудами и свершениями, радостями и невзгодами, с самыми разными судьбами и житейскими путями-дорогами (среди которых — и к храму, и к кабаку, и «в места отдаленные»).

Поскольку систематическое изучение «Истории Брянского края» в старших классах вводится впервые, а основные учебные пособия и дополнительная литература (о них речь впереди) в равной степени доступны и преподавателям, и учащимся, то настоящая про­грамма, содержащая рекомендации по структуре, примерному планированию и некоторым конкретным аспектам изучения названного курса, может стать главным учебно-методическим пособием, адресо­ванным непосредственно учителям истории старших классов Брянской области — тем, кому предстоит преподавать историю родного края.

Данная программа не является строю нормативным документом, а носит рекомендательный характер. Каждый думающий учитель вправе вносить в нес определенные коррективы с учетом конкретных исторических особенное! ей тех мест, где находится та или иная школа. Такой подход не только целесообразен, но и необходим, поскольку никакие общие учебные пособия и программы не в со­стоянии достаточно подробно осветить все особенности истории отдельных регионов области, каждого ее города, поселка или селения.

Поэтому из 34 часов, отведенных на изучение курса «Истории Брянского края» в 10-х классах (а затем такого же количества учебных часов ив 11-х классах), примерное планирование приводится из рас­чета 30 часов, а по 4 часа в 10—11 классах предполагается использовать по усмотрению учителя на изучение материалов, связанных с историей населенных пунктов микрорайона школы, либо на повторительно-обобщающие уроки.

Главными учебными пособиями при изучении названного курса станут две части «Истории Брянского края», подготовленные автор­скими коллективами брянских ученых. Первая часть, вышедшая из печати в текущем 2001 г. вторым изданием (с уточнениями и дополнениями) и уже поступившая в школы области, охватывает период с древнейших времен до конца XIX в. Выпуск второй части, посвященной XX веку, планируется на конец текущего — начало будущего года. Во всяком случае, к 2002-2003 учебному года она также поступит в школы.

Построение обеих частей «Истории Брянского края» однотипно. В текст каждой из книг включены: введение, 6 глав основного содержания (каждая глава делится на несколько параграфов), хроно­логическая таблица, список историко-краеведческой литературы. В конце каждой главы приводятся отрывки из документов, дополняющие основной материал.

Из-за значительного объема содержащейся в обеих книгах ин­формации общее число параграфов текста заметно больше, чем запланированное количество учебных занятий. Отсюда — необходимость внутри отдельных глав объединять одни параграфы, дробить на части — другие, но основные содержательные концепции остаются в целостном виде.

И автор программы, и авторы учебных пособий будут признательны тем читателям, кто найдет возможность передать им или высказать публично свои пожелания, предложения или замечания, направленные на дальнейшее совершенствование преподавания «Истории Брянского края».


Содержание программы



Часть I. С древнейших времен до конца XIX в.

Глава I. Брянский край в древности

1. Каменный век на территории Брянщины

2. Брянский край в эпоху бронзы, раннего железа и «великого переселения народов»

3. Заселение Брянщины славянами

Глава II. Брянский край в эпоху Древнерусского государства и феодальной раздробленности

1. В составе Киевской Руси

2. Древние города Брянщины

З. В составе Великого княжества Литовского

4. Культура Брянского края в X-XV вв.

Глава III. Брянщина в XVI-XVII вв.

1. Хозяйство, землевладение и население в XVI-XVII вв.

2. На защите юго-западных рубежей Российского государства

3. Брянский край в годы гражданской войны и иностранной ин­тервенции начала XVII в.

4. Последствия Смуты. Смоленская война. Укрепление границ

5. Политические события на Брянщине с 1648 г. до конца 1680-х гг.

6. Быт, культура, духовная жизнь в XV1-XVII вв.

Глава IV. Брянский край в XVIII веке.

1. Административное устройство, население и города Брянщи­ны в XVIII в.

2. Брянщина в годы Северной войны. Социальная обстановка в первой четверти XVIII в.

3. Хозяйственная жизнь Брянщины в XVIII в.

4. Социальное развитие Брянщины в середине — второй поло­вине XVIII в.

5. Социально-политические события в 1790-х гг.

6. Общественная, культурная жизнь и быт населения Брянщины в XVIII в.

Глава V. Брянщина в первой половине XIX в.

1. Административное устройство, уезды и города. Брянский край и Отечественная война 1812 г.

2. Брянская деревня первой половины XIX в.

3. Промышленное развитие на Брянщине в первой половине XIX в.

4.Брянцы в политической и общественной жизни России первой половины XIX в.

5.Брянцы в культурной жизни России первой половины XIX в. Жизнь церковная и монастырская

Глава VI. Брянщина во второй половине XIX в.

1. Отмена крепостного права на Брянщине. Пореформенная деревня

2. Развитие промышленности, транспорта и начало рабочего движения на Брянщине

3. Общественная и культурная жизнь Брянщины в пореформен­ные десятилетия

4. Участие брянцев в войнах России второй половины XIX в.

5.Брянцы в революционном движении 1860-х — 1880-х гг.

6.Брянцы в научной и культурной жизни России второй поло­вины XIX в. Быт и народная культура в XIX в.

Часть II. XX век

Глава I. Брянский край в начале XX века

1. Административное устройство, население и социально-экономическое развитие Брянщины в конце XIX — начале XX вв.

2.1905 год на Брянщине

3. Развитие революции в 1906-1907 гг. Столыпинская аграрная реформа

4. Промышленное развитие и рабочее движение на Брянщине в 1908-1914 гг.

5. Культурная жизнь на Брянщине в начале XX века

6. Брянский край в годы Первой мировой войны

Глава II. В огне революции и Гражданской войны (1917-1920 гг.)

1. Общественно-политическая жизнь на Брянщине с весны до осени 1917г. Установление власти Советов

2. Германская интервенция. Начальный этап Гражданской вой­ны

3. Гражданская война в 1919-1920 гг. и Брянщина

4. Ломка старого хозяйственно-социального уклада и перестройка культурной жизни в годы Гражданской войны

Глава III. Брянщина в 1920-е — 1930-е гг.

1. Административное устройство и население в 1920-е 1930-е гг. Брянщина в годы нэпа

2. Коллективизация сельского хозяйства на территории Брян­щины

3. Промышленное развитие в годы первых пятилеток

4. Социальные процессы и общественная жизнь на Брянщине в 1920-е — 1930-е гг. 1937 г. на Брянщине

5. Здравоохранение, просвещение, наука и культура на Брянщи­не в 1920-е — 1930-е гг.

6.Брянцы в общественно-политической, научной и культурной жизни страны в 1920-е — 1930-е гг.

Глава IV. Брянщина в годы Великой Отечественной войны

1. Оборонительные сражения на Брянщине в августе-октябре 1941г.

2. Фашистский оккупационный режим. Партизанское движение на Брянщине

3. Освобождение Брянщины в 1943 г.

4. Брянцы — герои Великой Отечественной войны

5. Трудовой подвиг брянцев в годы войны

Глава V. Брянщина со времени образования до середины 1980-х гг.

1. Образование Брянской области. Административное устройство и демографические процессы

2. Восстановление разрушенного войной хозяйства и социально-культурной сферы. Повседневная жизнь населения в по­слевоенные годы

3. Промышленное развитие Брянщины в 1950-е — 1980-е гг.

4. Развитие сельского хозяйства и жизнь сельского населения в 1950-е—1980-е гг.

5. Здравоохранение, образование, наука и культура в Брянской области в послевоенные десятилетия

6. Брянцы в общественно-политической, научной и культурной жизни СССР в середине — второй половине XX в.

Глава VI. Брянская область с середины 1980-х гг. до конца XX в.

1. Активизация общественной жизни во второй половине 1980-х гг. Плюсы и минусы «перестройки». Последствия Чернобыльской катастрофы

2. Общественно-политические и социально-экономические процессы в области в 1990-е гг.

3. Культурная жизнь на Брянщине в конце XX в.

Из 4 часов, оставленных на усмотрение учителя в 10-х классах и такого же количества часов в 11-х классах, можно предусмотреть по 2 часа на изучение следующего местного материала:

1. Исторические памятники на территории района (города) (в 10-х классах — археологические, архитектурные и т.п., в 11-х клас­сах— мемориальные в связи с Великой Отечественной вой­ной и др.).

2. Исторические личности, связанные с районом (городом).





ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПО ЭЕКТИВНОМУ КУРСУ «ИСТОРИЯ БРЯНСКОГО КРАЯ» на 2015-2016 учебный год

Количество часов по учебному плану

10 класс

I полугодие:

8 часов

II полугодие:

10 часов

За учебный год:

18 часов


Название темы

Всего часов

Кол-во

часов

урока

Наименование темы уроков

Кол-во часов

Дата проведения

Теория

Практика

Планируемая


Фактическая


Брянский край в древности. Брянский край в эпоху Древнерусского государства и феодальной раздробленности

8

6

2

1

Каменный век на территории Брянщины

1



2

Брянский край в эпоху бронзы, раннего железа и «великого переселения народов»

1



3

Заселение Брянщины славянами

1



4

В составе Киевской Руси. Древние города Брянщины

1



5

В составе Великого княжества Литовского

1



6

Культура Брянского края в X-XV веках

1



7

Презентация результатов изученного материала по теме «Брянский край в древности»

1



8

Презентация результатов изученного материала по теме «Брянский край в эпоху Древнерусского государства и феодальной раздробленности»

1



Брянщина в XVI-XVII веках. Брянский край в XVIII веке

10

8

2

9

Хозяйство, землевладение и население в XVI-XVII веках. На защите юго-западных рубежей Российского государства

1



10

Брянский край в годы гражданской войны и иностранной интервенции начала XVII века. Последствия Смуты. Смоленская война. Укрепление границ

1



11

Политические события на Брянщине с 1648 г. до конца 1680-х гг. Быт, культура, духовная жизнь в XVI-XVII веках

1



12

Административное устройство, население и города Брянщины в XVIII веке

1



13

Брянщина в годы Северной войны. Социальная обстановка в первой четверти XVIII века

1



14

Хозяйственная жизнь Брянщины в XVIII веке

1



15

Социальное развитие Брянщины в середине — второй половине XVIII века. Социально-политические события в 1790-х годах

1



16

Общественная, культурная жизнь и быт населения Брянщины в XVIII веке

1



17

Презентация результатов изученного материала по теме «Брянщина в XVI-XVII веках»

1



18

Презентация результатов изученного материала по теме «Брянский край в XVIII веке»

1




ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПО ЭЕКТИВНОМУ КУРСУ «ИСТОРИЯ БРЯНСКОГО КРАЯ» на 2016-2017 учебный год

Количество часов по учебному плану

11 класс

I полугодие:

8 часов

II полугодие:

10 часов

За учебный год:

18 часов



Всего часов

Кол-во

часов

урока

Наименование темы уроков

Кол-во часов

Дата проведения

Теория

Практика

Планируемая


Фактическая


Брянщина

в XIX века

8

6

2

1

Административное устройство, уезды и города. Брянский край и Отечественная война 1812 года

1



2

Брянская деревня первой половины XIX веке. Промышленное развитие на Брянщине в первой половине XIX века

1



3

Брянцы в политической и общественной жизни России первой половины XIX века. Брянцы в культурной жизни России первой половины XIX века. Жизнь церковная и монастырская

1



4

Отмена крепостного права на Брянщине. Пореформенная деревня. Развитие промышленности, транспорта и начало рабочего движения на Брянщине

1



5

Общественная и культурная жизнь Брянщины в пореформенные десятилетия. Участие брянцев в войнах России второй половины XIX века

1



6

Брянцы в революционном движении 1860-х - 1880-х годов. Брянцы в научной и культурной жизни России второй половины XIX века. Быт и народная культура в XIX веке

1



7

Презентация результатов изученного материала по теме «Брянщина в первой половине XIX века»

1



8

Презентация результатов изученного материала по теме «Брянщина во второй половине XIX века»

1



Брянский край в начале XX века. В огне революции и Гражданской войны

(1917-1920 годов)

10

8

2

9

Административное устройство, население и социально-экономическое развитие Брянщины в конце XIX — начале XX века. 1905 год на Брянщине

1



10

Развитие революции в 1906-1907 годов. Столыпинская аграрная реформа

1



11

Промышленное развитие и рабочее движение на Брянщине в 1908-1914 годов

1



12

Культурная жизнь на Брянщине в начале XX века. Брянский край в годы Первой мировой войны

1



13

Общественно-политическая жизнь на Брянщине с весны до осени 1917 года. Установление власти Советов

1



14

Германская интервенция. Начальный этап Гражданской войны

1



15

Гражданская война в 1919-1920 годов и Брянщина

1



16

Ломка старого хозяйственно-социального уклада и перестройка культурной жизни в годы Гражданской войны

1



17

Презентация результатов изученного материала по теме «Брянский край в начале XX века»

1



18

Презентация результатов изученного материала по теме «В огне революции и Гражданской войны (1917-1920 годов)»

1



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПО ЭЕКТИВНОМУ КУРСУ «ИСТОРИЯ БРЯНСКОГО КРАЯ» на 2017-2018 учебный год

Количество часов по учебному плану

12 класс

I полугодие:

8 часов

II полугодие:

10 часов

За учебный год:

18 часов



Всего часов

Кол-во

часов

урока

Наименование темы уроков

Кол-во часов

Дата проведения

Теория

Практика

Планируемая


Фактическая


Брянщина в 1920-е — 1930-е годы. Брянщина в годы Великой Отечественной войны

8

6

2

1

Административное устройство и население в 1920-е — 1930-е годы Брянщина в годы нэпа

1



2

Коллективизация сельского хозяйства на территории Брянщины. Промышленное развитие в годы первых пятилеток

1



3

Социальные процессы и общественная жизнь на Брянщине в 1920-е — 1930-е годы. 1937 год на Брянщине.

1



4

Здравоохранение, просвещение, наука и культура на Брянщине в 1920-е — 1930-е годы. Брянцы в общественно-политической, научной и культурной жизни страны в 1920-е — 1930-е годы

1



5

Оборонительные сражения на Брянщине в августе-октябре 1941 года. Фашистский оккупационный режим. Партизанское движение на Брянщине

1



6

Освобождение Брянщины в 1943 году. Брянцы — герои Великой Отечественной войны. Трудовой подвиг брянцев в годы войны

1



7

Презентация результатов изученного материала по теме «Брянщина в 1920-е — 1930-е годы»

1



8

Презентация результатов изученного материала по теме «Брянщина в годы Великой Отечественной войны»

1



Брянщина со времени образования до середины 1980-х годов. Брянская область с середины 1980-х годов до конца XX века

10

8

2

9

Образование Брянской области. Административное устройство и демографические процессы

1



10

Восстановление разрушенного войной хозяйства и социально-культурной сферы. Повседневная жизнь населения в послевоенные годы

1



11

Промышленное развитие Брянщины в 1950-е — 1980-е годы.

1



12

Развитие сельского хозяйства и жизнь сельского населения в 1950-е—1980-е годы

1



13

Здравоохранение, образование, наука и культура в Брянской области в послевоенные десятилетия

1



14

Брянцы в общественно-политической, научной и культурной жизни СССР в середине — второй половине XX века

1



15

Активизация общественной жизни во второй половине 1980-х годов Плюсы и минусы «перестройки». Последствия Чернобыльской катастрофы

1



16

Общественно-политические и социально-экономические процессы в области в 1990-е годы. Культурная жизнь на Брянщине в конце XX века

1



17

Презентация результатов изученного материала по теме «Брянщина со времени образования до середины 1980-х годов»

1



18

Презентация результатов изученного материала по теме «Брянская область с середины 1980-х годов до конца XX века»

1



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

ПО ЭЕКТИВНОМУ КУРСУ «ИСТОРИЯ БРЯНСКОГО КРАЯ»

на 2015-2018 учебные годы


10-12 классы

Виды объектов

учебно-методического

комплекта

Наименование объектов

учебно-методического комплекта

Учебники

История Брянского края. Часть I: С древнейших времен до конца XIX века. / Горбачев О.В., Дубровский А.М., Колосов Ю.Б., Крашенинников В.В., Шинаков Е.А. — Брянск: Издательство БГПУ, 2001.

История Брянского края. XX век. / Горбачев О.В., Колосов Ю.Б., Крашенинников В.В., Лупоядов В.Н., Тришин А.Ф. — Клинцы: Издательство КГТ, 2003



Разработал учитель:



____________________________


Д.Г. Королев






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!