Муниципальное общеобразовательное учреждение
Относовская средняя школа
Вяземского района Смоленской области
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС
для 9 класса
«ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ –
ЗАЛОГ БУДУЩЕГО ЗДОРОВЬЯ»
Разработан
учителем биологии
Сюриной Галиной Анатольевной
2014
Элективный курс «Здоровый образ жизни – залог будущего здоровья» подготовлен для учащихся, желающих связать свое будущее с медициной, а так же желающих пересмотреть отношение к своему здоровью.
Пояснительная записка.
Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало.
Два правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем, что попало, есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.
Омар Хайям.
Программа предлагаемого курса является ориентационной и призвана оказать решающее воздействие на формирование здорового образа жизни; должна убедить учащихся в том, что здоровье – непреходящая ценность для человека, для семьи и общества; дать знания с целью профилактики СПИДа, наркомании, алкоголизма и других заболеваний.
Программа адресована школьнику; именно его она знакомит с самым тонким инструментом познания окружающего мира – с самим собой, т.к. знание собственных сильных и слабых сторон заставляет человека понять и признать сильные и слабые стороны другого.
Программа рассчитана на 17 часов, лучше ее вести с начала учебного года по одному часу в неделю, используя только активные методы преподавания.
Из 17 рабочих часов 9 часов занимают практические занятия.
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ:
- содействовать сохранению и укреплению здоровья школьников;
- сформировать у них навыки организации здорового образа жизни;
- сформировать у школьников представление об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
- формирование у школьников через цикл учебных дисциплин и внеурочных форм деятельности системы знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни, мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей.
В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧАЩИЕСЯ ПРИОБРЕТАЮТ ЗНАНИЯ:
- о роли здоровья в жизни человека и общества;
- об отношении государства к здоровью человека;
- о проблемах гиподинамии и правилах питания ;
- о гигиене тела, труда и отдыха;
- о путях заражения ВИЧ, ЗППП;
- о психоактивных веществах (ПАВ) и их основных видах.
НА ОСНОВЕ УСВОЕННЫХ ЗНАНИЙ ФОРМИРУЮТСЯ УМЕНИЯ:
- правильного хранения продуктов и блюд
- грамотного составления индивидуального рациона ;
- соблюдения режима дня;
СОГЛАСНО ПОЛУЧЕННЫМ ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ ЗАКРЕПЛЯЮТСЯ НАВЫКИ:
- ориентироваться в многообразии факторов, влияющих на организм человека;
- бережного отношения к здоровью окружающих и к собственному;
- усвоения жизненных ценностей, в первую очередь касающихся здоровья человека.
С О Д Е Р Ж А Н И Е К У Р С А
1. Здоровье – наше богатство (2часа)
1.1. Понятие «здоровье» - психическое, физиологическое и нравственное здоровье.
Роль здоровья в жизни человека и общества в целом.
Отношение государства к здоровью человека.
ЗОЖ – основа здорового тела и духа.
1.2 Практическая работа: тест – анкета для самооценки школьниками факторов риска ухудшения здоровья; самодиагностика.
2. Движение – «кладовая жизни» (2часа).
2.1 Проблема гиподинамии, древность и современность оздоравливающих систем;
йога, аэробика, фитнесс, бодибилдинг.
2.2 Практическая работа: однодневный пеший поход с целью выявления тренированности организма.
3. Питание – основа жизни (4часа).
3.1 Пищевые вещества и продукты их превращений, их физиологическая роль и значение в питании и здоровье школьников.
3.2 Основные группы пищевых продуктов и их значение в питании. Принципы рационального питания, пищевая ценность основных групп продуктов питания. Питание в особых условиях, при заболеваниях различной этиологии.
3.3 Гигиена питания:
- инфекционные болезни, передаваемые через пищу;
- правила хранения продуктов и блюд;
- ядовитые растения и грибы;
- питание и болезни;
- эстетика питания.
3.4. Практическая работа: составление индивидуального рациона питания в зависимости от образа жизни и профессии человека.
4. Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний (4часа).
4.1 Гигиена тела, полости рта;
4.2 Гигиена труда и отдыха; режим дня, биоритмы, периоды изменения работоспособности, влияние микроклимата, утомление и его профилактика.
Экзамен – это стресс, как его предупредить.
4.3. Микробы в организме человека, механизмы защиты, классификация инфекционных болезней.
Основная информация по вопросам ВИЧ и ЗППП.
4.4 Практикум: основные меры профилактики инфекционных заболеваний.
5. Культура потребления медицинских услуг (2часа).
5.1 Необходимые медицинские знания для сохранения здоровья;
5.2. Некоторые медицинские навыки.
Привычки и поведение.
Основы законодательства РФ об охране здоровья населения.
6. Предупреждение употребления ПАВ. (1 час).
6.1 Общее представление о ПАВах, основные их виды.
Юридическая и личная ответственность за применение ПАВ.
Итоговое занятие (2часа).
Практическая работа: Итоговая самодиагностика: взятие функциональных проб.
Практическая работа: защита рефератов на тему: « ЗОЖ – залог будущего России».
Т Е М А Т И Ч Е С К О Е П Л А Н И Р О В А Н И Е
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Форма занятия |
1. | Здоровье – наше богатство. | 1 | лекция |
| Тест – анкета. Самодиагностика. | 1 | пр. работа |
2. | Движение – кладовая жизни. | 1 | лекция |
| Однодневный поход. | 5 | поход |
3. | Питание – основа жизни. | 1 | лекция |
| Пищевые вещества, их значение в питании и здоровье школьника. | 1 | пр. работа |
| Основные группы пищевых продуктов и их значение в питании. | 1 | пр. работа |
| Гигиена питания. Составление индивидуального рациона питания. | 1 | пр. работа |
4. | Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний. Гигиена тела, полости рта. | 1 | консультация |
| Гигиена труда и отдыха. | 1 | лекция |
| Микробы в организме, классификация инфекционных заболеваний. | 1 | семинар |
| Основные меры профилактики инфекционных заболеваний. | 1 | пр. работа |
5. | Культура потребления медицинских услуг. Необходимые медицинские знания для сохранения здоровья. | 1 | исследовательский проект |
| Основы законодательства РФ об охране здоровья населения. | 1 | консультация |
6. | Предупреждение ПАВ. | 1 | лекция |
7. | ЗОЖ – залог будущего России. | 2 | защита рефератов |
| ИТОГО | 17 | |
Р Е К О М Е Н Д У Е М А Я Л И Т Е Р А Т У Р А
Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Здоровье (Вопросы здоровья в школьном курсе биологии). - М.,2003
Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье школьника - М.,Просвещение,1988
Колесов Д.В. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке – М., Педагогика 1989
Прохоренков В.В. и др. Заболевания, передающиеся половым путем – Красноярск, 1994
Покровский А.А. Беседы о питании – М., Экономика, 1984
Конь И.Я. Рациональное питание и сохранение здоровья детей – М., 2000