СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа духовно-нравственного развития для обучающихся 7 класса "Ступеньки нравственности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План воспитательной работы на учебный год для обучающихся 7 класса.

Просмотр содержимого документа
«Программа духовно-нравственного развития для обучающихся 7 класса "Ступеньки нравственности"»

Пояснительная записка

На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача духовно-нравственного развития и воспитания заключается в формировании такой личности. Поэтому задача педагога сверхсложная: он должен раскрыть внутренний мир школьника и заложить основы нравственных отношений, тем самым, формируя нравственную воспитанность.

Программа создаёт условия для развития личности и ее самореализации на основе компетентности и «умения учиться». « Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нём воспитание идёт впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания, как пищу, необходимую для дальнейшего роста и становления личности школьника». (Ш.А.Амонашвили. )

Программа «Духовно-нравственного воспитания» предусматривает – воспитание Благородного человека, Гражданина России. Как раз то, что мы хотим видеть в наших детях, а так же – раскрывает и дает проявить потенциальные творческие и научные возможности учащихся, несущие им и нам счастье и радость жизни.

Планирование духовно-нравственной работы является значимым звеном в общей системе деятельности учителя и школы. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.

Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.

Актуальность программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

В современном обществе в связи с экономическим, образовательным и духовным расслоением существует многообразие представлений о человеке и его предназначении в жизни. Различные партии, фракции, организации, религиозные концессии, национальные объединения формулируют свои, нередко противоположные друг другу цели воспитания. Вопрос о целях воспитания представляется особо значимым сейчас еще и потому, что идет процесс формирования нового поколения российских граждан и введения новых образовательных концепций.

Воспитание гражданина – одно из главных условий национального возрождения. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе русских и чувашских национальных традиций, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей.

Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса. Все вышесказанное учитывалось при составлении комплексной программы духовно-нравственного воспитания обучающихся /



Нормативно-правовые документы

Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени основного общего образования являются:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации»

  • Конвенция ООН о правах ребенка

  • Конституция Российской федерации (Ст.1,10,17,15,19,32,43,50,51,52)

  • Семейный кодекс РФ. Раздел 4 « Права и обязанности родителей и детей»

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников

  • Учебный план образовательного учреждения МКОУ «Верхнелюбажская средняя общеобразовательная школа» Фатежского района Курской области на 2017-2018 учебный год принят на заседании педагогического совета № от г.

Цель программы:

Развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России.

Задачи:

  • формировать социальную солидарность, толерантность, нравственный смысл труда, эстетическое развитие личности;

  • формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учетом потребностей рынка труда;

  • формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих личности обучающегося и ориентированной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;

  • формирование экологической культуры.

  • развивать духовный мир обучающихся, самовыражение личности в творчестве и искусстве;

  • освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения;

  • воспитывать уважение к труду и людям труда, нравственный смысл труда, творчество и созидание .

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания

Программа духовно-нравственного воспитания «Я – Гражданин своей страны» опирается на традиционные источники нравственности такие как:

  • патриотизм - любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;

  • социальная солидарность - свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство;

  • гражданственность – долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

  • семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

  • здоровье – состояние психического и физического благополучия;

  • труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

  • наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

  • традиционные религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

  • искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;

  • природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

  • человечество - мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.



Принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени основного общего образования

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования направлена на формирование морально-нравственного, личностно развивающего, социально открытого уклада школьной жизни. Категория «уклад школьной жизни» является базовой для организации пространства духовно-нравственного развития обучающегося, его эффективной социализации и своевременного взросления.

Уклад школьной жизни – это процесс формирования жизни обучающихся, организуемый педагогическим коллективом школы при активном и согласованном участии семьи, общественных организаций, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.

Уклад школьной жизни моделирует пространство культуры с абсолютным приоритетом традиционных нравственных начал. Школа вводит ребенка в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность ребенок должен сам, через собственную деятельность. Педагогическая поддержка нравственного самоопределения школьника есть одно из условий его духовно – нравственного развития. В процессе нравственного самоопределения пробуждается в человеке главное – совесть, его нравственное самосознание.

Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. В содержании программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся школы должны быть актуализованы определенные идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов России, в культурных традициях народов мира. Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада школьной жизни, придают ему нравственные измерения.

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру – ведущий метод нравственного воспитания. Пример – это модель выстраивания отношений ребенка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершенного значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечивает возможность построения собственной системы ценностных отношений.

Принцип диалогического общения. Диалогическое общение школьника со сверстниками, родителями, учителем и с другими взрослыми играет большую роль в формировании ценностных отношений. Диалог исходит из признания и уважения права школьника свободно выбирать и присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Выработка собственной системы ценностей невозможны без диалогического общения ребенка со взрослым.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация – устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы - яркие, эмоционально-привлекательные образы людей. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребенка.

Принцип полисубъектности воспитания. Школьник включен в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности. Уклад школьной жизни предусматривает, что деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития и воспитания при ведущей роли образовательного учреждения должна быть по возможности согласована. Национальный воспитательный идеал, система базовых национальных ценностей должны быть приняты всеми субъектами развития и воспитания обучающимися.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Один из основателей системно-деятельностного подхода – А.Н. Леонтьев, определял воспитание как преобразование знания о ценностях в реально действующие мотивы поведения. Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами. Применительно к организации пространства воспитания и социализации школьника, пространства его духовно-нравственного развития системно-деятельностный подход имеет свои особенности: - воспитание как деятельность должно охватывать все виды образовательной деятельности: учебной, внеурочной, внешкольной.

системно-деятельностный подход учитывает утрату семьей и школой монополии на воспитание и предусматривает, что деятельность различных субъектов воспитания и социализации, при ведущей роли общеобразовательной школы, должна быть по возможности согласован

Занятия проводятся во внеурочное время 1 раз в неделю по 40 мин. На занятиях присутствует весь класс. Срок реализации программы 1 год.

Формы внеурочной работы с детьми:

- экскурсии, целевые прогулки, туристические поездки;

- детская благотворительность;

- разнообразные проекты;

- организация выставок (совместная деятельность детей и родителей);

- тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия);

- организация спортивных соревнований, традиционных праздников и дел;

- проведение совместных праздников школы и общественности;

- беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания;

- рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.



2. Основное содержание воспитания и социализации обучающихся

2.1. «Я – гражданин» (воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека)

Цель: осознание учащимися как нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему; профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.

Задачи: расширять знания

  • о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

  • о политической жизни России, Чувашии, их традициях;

о национальных героях и важнейших событиях истории России, и ее народах;

  • интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России;

  • стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, своей страны;

  • любовь к образовательному учреждению, своему селу, области, народу России;

  • уважение к защитникам Отечества;

  • умение отвечать за свои поступки;

  • ценностного отношения к своему национальному языку и культуре, как государственному, языку межнационального общения;

  • негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

  • воспитывать свободную демократическую личность.

Содержание:



• общее представление о политическом устройстве российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о символах государства, их историческом происхождении и социально-культурном значении, о ключевых ценностях современного общества России;

• системные представления об институтах гражданского общества, их истории и современном состоянии в России и мире, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

• понимание и одобрение правил поведения в обществе, уважение органов и лиц, охраняющих общественный порядок;

• осознание конституционного долга и обязанностей гражданина своей Родины;

• системные представления о народах Чувашии, России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны, знание национальных героев и важнейших событий отечественной истории;

• негативное отношение к нарушениям порядка в классе, школе, общественных местах, к невыполнению человеком своих общественных обязанностей, к антиобщественным действиям, поступкам.



Ценности направления: любовь к России, к своему народу,  к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям.



Планируемые результаты:

  • ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, родному языку, народным традициям, старшему поколению;

  • знания об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

  • опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

  • опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

  • знания о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

Месяц

Мероприятие

сентябрь

Показ фильмов по ПДД «Улица полна неожиданностей»

октябрь

Классный час «Права и обязанности»

ноябрь

Информационный час «Толерантность - это гармония в многообразии»

декабрь

Информационный час «Мы живем по закону» 

январь

Беседа «Защита Родины – долг каждого»

февраль

Уроки – мужества «Мы гордимся вами»

март

Беседа «Причины наших поступков»

апрель

Сюжетно - ролевая игра «Все мы разные, но все мы равные»

май

Литературно – музыкальная композиция «Ваша победа – наша жизнь»»



2.2. « Я – помощник» (воспитание социальной ответственности и компетентности)

Цель: развитие и формирование общественной активности обучающихся, организационной культуры, гражданской позиции.

Задачи: повысить социальную активность в совместной деятельности;

  • достичь взаимопонимания и уважения среди старших и младших;

  • снять агрессивность сильных по отношению к слабым;

  • знать навыки бесконфликтного общения;

  • формировать чувства ответственности;

  • помочь в определении профессиональных интересов;

  • развить позитивные личностные качества каждого;

  • уметь передавать и сохранять традиции;

  • уметь организовать КТД;

  • обучение взаимодействию с социальными структурами: изучение устройства социума, сотрудничество со структурами социума при организации деятельности, социальное проектирование;

  • развитие коммуникативных навыков;

  • формирование собственного конструктивного стиля общественного поведения.



Содержание:

• осознанное принятие роли гражданина, знание гражданских прав и обязанностей, приобретение первоначального опыта ответственного гражданского поведения;

• усвоение позитивного социального опыта, образцов поведения подростков и молодёжи в современном мире;

• освоение норм и правил общественного поведения, психологических установок, знаний и навыков, позволяющих обучающимся успешно действовать в современном обществе;

• приобретение опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками, старшими и младшими, взрослыми, с реальным социальным окружением в процессе решения личностных и общественно значимых проблем;

• осознанное принятие основных социальных ролей, соответствующих подростковому возрасту:

- социальные роли в семье: сына (дочери), брата (сестры), помощника, ответственного хозяина (хозяйки), наследника (наследницы);

- социальные роли в классе: лидер — ведомый, партнёр, инициатор, референтный в определённых вопросах, руководитель, организатор, помощник, собеседник, слушатель;

- социальные роли в обществе: гендерная, член определённой социальной группы, потребитель, покупатель, пассажир, зритель, спортсмен, читатель, сотрудник и др.;

• формирование собственного конструктивного стиля общественного поведения.

Месяц

Мероприятие

сентябрь

Классный час «Наш мир без террора»

октябрь

Классный час «Вредные привычки, их влияние на здоровье подростков. Профилактика вредных привычек в семье»

ноябрь

Час общения «Что такое добро»

декабрь

Диспут «Когда язык – наш враг»

январь

Презентация «Дом, в котором мы живем»

февраль

Вечер «Защитникам России – хвала и честь!»

март

Занятие «Я и мой мир вокруг меня»

апрель

Беседы по теме "Почему существует Всемирный день охраны труда?", "Из истории Всемирного дня охраны труда"

май

Тематические классные часы, посвященные семьи.



2.3 «Я – человек» (воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания)

Цель нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования, предъявляемые обществом, превратить во внутренние стимулы развития личности каждого ребенка и воспитывать такие социально-значимые качества личности, как долг, совесть, достоинство, толерантность, милосердие.



Задачи:

  • сформировать первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;

  • сформировать представления о правилах поведения;

  • сформировать элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

  • воспитывать уважительное отношение к людям разных возрастов;

  • развивать способность к установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке.

Содержание:

• сознательное принятие базовых национальных российских ценностей;

• любовь к школе, городу Чебоксары, Республике Чувашии, народу, России, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества; желание продолжать героические традиции многонационального российского народа;

• понимание смысла гуманных отношений; понимание высокой ценности человеческой жизни; стремление строить свои отношения с людьми и поступать по законам совести, добра и справедливости;

• понимание значения религиозных идеалов в жизни человека и общества, нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи, умение выполнять их независимо от внешнего контроля;

• понимание значения нравственно-волевого усилия в выполнении учебных, учебно-трудовых и общественных обязанностей; стремление преодолевать трудности и доводить начатое дело до конца;

• умение осуществлять нравственный выбор намерений, действий и поступков; готовность к самоограничению для достижения собственных нравственных идеалов; стремление вырабатывать и осуществлять личную программу самовоспитания;

• понимание и сознательное принятие нравственных норм взаимоотношений в семье; осознание значения семьи для жизни человека, его личностного и социального развития, продолжения рода;

• отрицательное отношение к аморальным поступкам, проявлениям эгоизма и иждивенчества, равнодушия, лицемерия, грубости, оскорбительным словам и действиям, нарушениям общественного порядка.



Ценности направления: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания. Представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.



Планируемые результаты:

  • знания о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями,

  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

  • уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

  • знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.

Месяц

Мероприятие

сентябрь

Этическая беседа «Роскошь человеческого общения»

октябрь

Беседа «Спеши делать добро!»

ноябрь

Игровой час «Нравственность»

декабрь

Викторина «Здоровье – дороже золота»

январь

Классный час «Оглянись вокруг!»

февраль

Час общения «Как закаляться?»

март

Устный журнал «История нашего города»

апрель

Классный час «Профессии наших родителей»

май

Час нравственности «Семейные ценности»



2.4. «Я и труд» (воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни)

Цель: формирование ответственного отношения к труду и его продуктам.

Задачи:

  • сформировать первоначальные представления о нравственных основах труда и значении в жизни человека и общества;

  • сформировать первоначальные навыки коллективной работы;

  • развивать умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении трудовых заданий;

  • воспитывать уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

  • формировать бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам.



Содержание:

• понимание

необходимости научных знаний для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве;

• осознание нравственных основ образования;

• осознание нравственной природы труда, его роли в жизни человека и общества, в создании материальных, социальных и культурных благ; знание и уважение трудовых традиций своей семьи, трудовых подвигов старших поколений;

• умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы, соблюдать порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

• сформированность позитивного отношения к учебной и учебно-трудовой деятельности, общественно полезным делам, умение осознанно проявлять инициативу и дисциплинированность, выполнять работы по графику и в срок, следовать разработанному плану, отвечать за качество и осознавать возможные риски;

• бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам; поддержание чистоты и порядка в классе и школе; готовность содействовать в благоустройстве школы и её ближайшего окружения;

• нетерпимое отношение к лени, безответственности и пассивности в образовании и труде



Ценности направления: трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость.



Планируемые результаты:

  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

  • ценностное и творческое отношение к учебному труду;

  • знания о различных профессиях;

  • навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, взрослыми;

  • осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

  • опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

  • потребности и умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;

  • мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности

Месяц

Мероприятие

сентябрь

Конкурс поделок из природного материала «Город мастеров»,

октябрь

Беседа «Труд красит человека»

ноябрь

Час общения «Трудно быть матерью»

декабрь

Конкурс рисунков «Конституция глазами детей»

январь

Классный час «Труд красит человека»

февраль

Игра «Товар, покупатель, продавец»

март

Выставка «Подарок маме»

апрель

Классный конкурс стенгазет «Жизнь – это…»

май

Час общения «Церкви и монастыри»



2.5. «Я и культура» (воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание)

Цель: формирование эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.



Задачи:

  • формировать устойчивый интерес к искусству, способность воспринимать его исторические и национальные особенности;

  • сформировать представления о душевной и физической красоте человека;

  • развивать чувство прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

  • развивать интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

  • развивать интерес к занятиям художественным творчеством;

  • развивать стремление к опрятному внешнему виду.

Содержание:

• ценностное отношение к прекрасному, восприятие искусства как особой формы познания и преобразования мира;

• эстетическое восприятие предметов и явлений действительности, развитие способности видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни;

• представление об искусстве народов России.



Ценности направления: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество. 



Планируемые результаты:

  • умения видеть красоту в окружающем мире;

  • умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

  • знания об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

  • опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

  • опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

  • мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи

Месяц

Мероприятие

сентябрь

Классный час «Природа вокруг нас и мы в природе»

октябрь

Ролевая игра «Умей сказать «нет»

ноябрь

Викторина «Я и мода»

декабрь

Праздник «Новогоднее веселье» (чаепитие)

январь

Классная фотовыставка «Новогодние забавы»

февраль

Познавательный час «В мире моды»

март

Классный час «Прекрасное в моей жизни»

апрель

Классный час "День здорового смеха"

май

Классный час «За светлый майский День Победы, спасибо, Родины солдат!»



Планируемые результаты программы духовно-нравственного воспитания.



Программа обеспечивает достижение обучающимся следующих личностных, метапредметных результатов.

Личностные результаты:

Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, национально-культурные традиции Чувашии;

Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям,

Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.

 Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные результаты:

Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.

Умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

 Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.







Критерии эффективности функционирования рабочей программы духовно-нравственного воспитания и социализации (названия тестов, анкет)



Внеурочная деятельность на ступени основного общего образования - одна из составляющих образовательного процесса, «работающая» на единый результат наряду с урочной и внешкольной деятельностью. Поэтому так важен вопрос оценки ее результатов.

Оценку внеурочной деятельности следует осуществлять комплексно, по нескольким параметрам:

1. Анализ общего состояния внеурочной деятельности:

  • включенность обучающихся в систему внеурочной деятельности;

  • ресурсная обеспеченность процесса функционирования системы внеурочной деятельности обучающихся.

2. Эффективность внеурочной деятельности:

  • личность школьника (на разных ступенях образования данный параметр будет уточняться в зависимости от становления личностных характеристик выпускника («портрета выпускника начальной (основной, средней) школы»);

  • детский коллектив;

  • профессиональная позиция педагога.

3. Продуктивность внеурочной деятельности:

  • уровень достижения ожидаемых результатов;

  • достижения обучающихся в выбранных видах внеурочной деятельности;

  • рост мотивации к внеурочной деятельности.

4. Удовлетворенность участников деятельности ее организацией и результатами.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Библиографический список литературы для педагогов:

1. Арефьев И. П. Духовно-нравственное воспитание: нерешенные вопросы / И. П. Арефьев // Педагогика. – 2012. – № 7. – С. 49-54.

2.Багашев, А. Духовно-нравственное воспитание молодежи / А. Багашев // Воспитание школьников. – 2008. – N9. – С. 10-13

3.Байкова Л.А., Гребенкина Л. К. и др. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 256 с.

4.Белоусова О. В. Социально-педагогический мониторинг уровня воспитанности. Методическое пособие. – М.: перспектива, 2009. – 104 с.

5.Васильева Т. Е. Музейная педагогика как средство формирования духовно-нравственных ценностей / Т. Е. Васильева, О. Г. Панченко // Воспитание школьников. – 2011. – N 4. – С. 37-41.

6.Германова Е. А. Стимулирование учащихся к духовному развитию / Е. А. Германова // Воспитание школьников. – 2012. – № 3. – С. 27-31.

7.Гликман И. З. Теория и методика воспитания. – М.: НИИ школьных технологий, 2008. – 320 с.

8.Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников: метод. конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвешение, 2010. – 223 с.

9.Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданиниа России. – М.: ОАО « Издательство «Просвещение»,2009. – 36 с.

10.Деричева И. А. Кафедра профессора Степанова Е. Н. Формы и способы гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания. Лекция № 10. Правовые дискуссионные игры как эффективное средство гражданско-правового воспитания школьников / И. А. Деричева // Классный руководитель. – 2013. – № 3. – С. 96-105.

11.Нечаев М. П. Диагностика результатов воспитательного процесса в школе: Учебно-методическое пособие. – М.:5 за знания, 2009. – 176 с.

12.Планирование воспитательной работы в классе. Методическое пособие / Под ред. Е. Н. Степанова. – М.: Сфера, Творческий центр, 2006. – 160 с.

13.Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе. – М.: Владос, 2008. – 256 с.

14.Фадеева Е. И. Социально-психологические основы деятельности руководителя-лидера. – М.: Перспектива, 2008. – 79 с.

15.Чанышев А. Х. Воспитание подрастающего поколения – приоритет образования / А. Х. Чанышев // Воспитание школьников. – 2013. – № 4. – С. 68-70




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!