Пояснительная записка
На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача духовно-нравственного развития и воспитания заключается в формировании такой личности. Поэтому задача педагога сверхсложная: он должен раскрыть внутренний мир школьника и заложить основы нравственных отношений, тем самым, формируя нравственную воспитанность.
Программа создаёт условия для развития личности и ее самореализации на основе компетентности и «умения учиться». « Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нём воспитание идёт впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания, как пищу, необходимую для дальнейшего роста и становления личности школьника». (Ш.А.Амонашвили. )
Программа «Духовно-нравственного воспитания» предусматривает – воспитание Благородного человека, Гражданина России. Как раз то, что мы хотим видеть в наших детях, а так же – раскрывает и дает проявить потенциальные творческие и научные возможности учащихся, несущие им и нам счастье и радость жизни.
Планирование духовно-нравственной работы является значимым звеном в общей системе деятельности учителя и школы. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.
Актуальность программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
В современном обществе в связи с экономическим, образовательным и духовным расслоением существует многообразие представлений о человеке и его предназначении в жизни. Различные партии, фракции, организации, религиозные концессии, национальные объединения формулируют свои, нередко противоположные друг другу цели воспитания. Вопрос о целях воспитания представляется особо значимым сейчас еще и потому, что идет процесс формирования нового поколения российских граждан и введения новых образовательных концепций.
Воспитание гражданина – одно из главных условий национального возрождения. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе русских и чувашских национальных традиций, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей.
Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса. Все вышесказанное учитывалось при составлении комплексной программы духовно-нравственного воспитания обучающихся /
Нормативно-правовые документы
Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени основного общего образования являются:
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации»
Конвенция ООН о правах ребенка
Конституция Российской федерации (Ст.1,10,17,15,19,32,43,50,51,52)
Семейный кодекс РФ. Раздел 4 « Права и обязанности родителей и детей»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников
Учебный план образовательного учреждения МКОУ «Верхнелюбажская средняя общеобразовательная школа» Фатежского района Курской области на 2017-2018 учебный год принят на заседании педагогического совета № от г.
Цель программы:
Развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России.
Задачи:
формировать социальную солидарность, толерантность, нравственный смысл труда, эстетическое развитие личности;
формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учетом потребностей рынка труда;
формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих личности обучающегося и ориентированной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;
формирование экологической культуры.
развивать духовный мир обучающихся, самовыражение личности в творчестве и искусстве;
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения;
воспитывать уважение к труду и людям труда, нравственный смысл труда, творчество и созидание .
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания
Программа духовно-нравственного воспитания «Я – Гражданин своей страны» опирается на традиционные источники нравственности такие как:
патриотизм - любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
социальная солидарность - свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство;
гражданственность – долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
здоровье – состояние психического и физического благополучия;
труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
традиционные религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
человечество - мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени основного общего образования
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования направлена на формирование морально-нравственного, личностно развивающего, социально открытого уклада школьной жизни. Категория «уклад школьной жизни» является базовой для организации пространства духовно-нравственного развития обучающегося, его эффективной социализации и своевременного взросления.
Уклад школьной жизни – это процесс формирования жизни обучающихся, организуемый педагогическим коллективом школы при активном и согласованном участии семьи, общественных организаций, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.
Уклад школьной жизни моделирует пространство культуры с абсолютным приоритетом традиционных нравственных начал. Школа вводит ребенка в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность ребенок должен сам, через собственную деятельность. Педагогическая поддержка нравственного самоопределения школьника есть одно из условий его духовно – нравственного развития. В процессе нравственного самоопределения пробуждается в человеке главное – совесть, его нравственное самосознание.
Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. В содержании программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся школы должны быть актуализованы определенные идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов России, в культурных традициях народов мира. Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада школьной жизни, придают ему нравственные измерения.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру – ведущий метод нравственного воспитания. Пример – это модель выстраивания отношений ребенка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершенного значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечивает возможность построения собственной системы ценностных отношений.
Принцип диалогического общения. Диалогическое общение школьника со сверстниками, родителями, учителем и с другими взрослыми играет большую роль в формировании ценностных отношений. Диалог исходит из признания и уважения права школьника свободно выбирать и присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Выработка собственной системы ценностей невозможны без диалогического общения ребенка со взрослым.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация – устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы - яркие, эмоционально-привлекательные образы людей. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребенка.
Принцип полисубъектности воспитания. Школьник включен в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности. Уклад школьной жизни предусматривает, что деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития и воспитания при ведущей роли образовательного учреждения должна быть по возможности согласована. Национальный воспитательный идеал, система базовых национальных ценностей должны быть приняты всеми субъектами развития и воспитания обучающимися.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Один из основателей системно-деятельностного подхода – А.Н. Леонтьев, определял воспитание как преобразование знания о ценностях в реально действующие мотивы поведения. Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами. Применительно к организации пространства воспитания и социализации школьника, пространства его духовно-нравственного развития системно-деятельностный подход имеет свои особенности: - воспитание как деятельность должно охватывать все виды образовательной деятельности: учебной, внеурочной, внешкольной.
- системно-деятельностный подход учитывает утрату семьей и школой монополии на воспитание и предусматривает, что деятельность различных субъектов воспитания и социализации, при ведущей роли общеобразовательной школы, должна быть по возможности согласован
Занятия проводятся во внеурочное время 1 раз в неделю по 40 мин. На занятиях присутствует весь класс. Срок реализации программы 1 год.
Формы внеурочной работы с детьми:
- экскурсии, целевые прогулки, туристические поездки;
- детская благотворительность;
- разнообразные проекты;
- организация выставок (совместная деятельность детей и родителей);
- тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия);
- организация спортивных соревнований, традиционных праздников и дел;
- проведение совместных праздников школы и общественности;
- беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания;
- рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.
2. Основное содержание воспитания и социализации обучающихся
2.1. «Я – гражданин» (воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека)
Цель: осознание учащимися как нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему; профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.
Задачи: расширять знания
о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
о политической жизни России, Чувашии, их традициях;
о национальных героях и важнейших событиях истории России, и ее народах;
интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России;
стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, своей страны;
любовь к образовательному учреждению, своему селу, области, народу России;
уважение к защитникам Отечества;
умение отвечать за свои поступки;
ценностного отношения к своему национальному языку и культуре, как государственному, языку межнационального общения;
негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
воспитывать свободную демократическую личность.
Содержание:
• общее представление о политическом устройстве российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о символах государства, их историческом происхождении и социально-культурном значении, о ключевых ценностях современного общества России;
• системные представления об институтах гражданского общества, их истории и современном состоянии в России и мире, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
• понимание и одобрение правил поведения в обществе, уважение органов и лиц, охраняющих общественный порядок;
• осознание конституционного долга и обязанностей гражданина своей Родины;
• системные представления о народах Чувашии, России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны, знание национальных героев и важнейших событий отечественной истории;
• негативное отношение к нарушениям порядка в классе, школе, общественных местах, к невыполнению человеком своих общественных обязанностей, к антиобщественным действиям, поступкам.
Ценности направления: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям.
Планируемые результаты:
ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, родному языку, народным традициям, старшему поколению;
знания об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
знания о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Месяц | Мероприятие |
сентябрь | Показ фильмов по ПДД «Улица полна неожиданностей» |
октябрь | Классный час «Права и обязанности» |
ноябрь | Информационный час «Толерантность - это гармония в многообразии» |
декабрь | Информационный час «Мы живем по закону» |
январь | Беседа «Защита Родины – долг каждого» |
февраль | Уроки – мужества «Мы гордимся вами» |
март | Беседа «Причины наших поступков» |
апрель | Сюжетно - ролевая игра «Все мы разные, но все мы равные» |
май | Литературно – музыкальная композиция «Ваша победа – наша жизнь»» |
2.2. « Я – помощник» (воспитание социальной ответственности и компетентности)
Цель: развитие и формирование общественной активности обучающихся, организационной культуры, гражданской позиции.
Задачи: повысить социальную активность в совместной деятельности;
достичь взаимопонимания и уважения среди старших и младших;
снять агрессивность сильных по отношению к слабым;
знать навыки бесконфликтного общения;
формировать чувства ответственности;
помочь в определении профессиональных интересов;
развить позитивные личностные качества каждого;
уметь передавать и сохранять традиции;
уметь организовать КТД;
обучение взаимодействию с социальными структурами: изучение устройства социума, сотрудничество со структурами социума при организации деятельности, социальное проектирование;
развитие коммуникативных навыков;
формирование собственного конструктивного стиля общественного поведения.
Содержание:
• осознанное принятие роли гражданина, знание гражданских прав и обязанностей, приобретение первоначального опыта ответственного гражданского поведения;
• усвоение позитивного социального опыта, образцов поведения подростков и молодёжи в современном мире;
• освоение норм и правил общественного поведения, психологических установок, знаний и навыков, позволяющих обучающимся успешно действовать в современном обществе;
• приобретение опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками, старшими и младшими, взрослыми, с реальным социальным окружением в процессе решения личностных и общественно значимых проблем;
• осознанное принятие основных социальных ролей, соответствующих подростковому возрасту:
- социальные роли в семье: сына (дочери), брата (сестры), помощника, ответственного хозяина (хозяйки), наследника (наследницы);
- социальные роли в классе: лидер — ведомый, партнёр, инициатор, референтный в определённых вопросах, руководитель, организатор, помощник, собеседник, слушатель;
- социальные роли в обществе: гендерная, член определённой социальной группы, потребитель, покупатель, пассажир, зритель, спортсмен, читатель, сотрудник и др.;
• формирование собственного конструктивного стиля общественного поведения.
Месяц | Мероприятие |
сентябрь | Классный час «Наш мир без террора» |
октябрь | Классный час «Вредные привычки, их влияние на здоровье подростков. Профилактика вредных привычек в семье» |
ноябрь | Час общения «Что такое добро» |
декабрь | Диспут «Когда язык – наш враг» |
январь | Презентация «Дом, в котором мы живем» |
февраль | Вечер «Защитникам России – хвала и честь!» |
март | Занятие «Я и мой мир вокруг меня» |
апрель | Беседы по теме "Почему существует Всемирный день охраны труда?", "Из истории Всемирного дня охраны труда" |
май | Тематические классные часы, посвященные семьи. |
2.3 «Я – человек» (воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания)
Цель нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования, предъявляемые обществом, превратить во внутренние стимулы развития личности каждого ребенка и воспитывать такие социально-значимые качества личности, как долг, совесть, достоинство, толерантность, милосердие.
Задачи:
сформировать первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
сформировать представления о правилах поведения;
сформировать элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
воспитывать уважительное отношение к людям разных возрастов;
развивать способность к установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке.
Содержание:
• сознательное принятие базовых национальных российских ценностей;
• любовь к школе, городу Чебоксары, Республике Чувашии, народу, России, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества; желание продолжать героические традиции многонационального российского народа;
• понимание смысла гуманных отношений; понимание высокой ценности человеческой жизни; стремление строить свои отношения с людьми и поступать по законам совести, добра и справедливости;
• понимание значения религиозных идеалов в жизни человека и общества, нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи, умение выполнять их независимо от внешнего контроля;
• понимание значения нравственно-волевого усилия в выполнении учебных, учебно-трудовых и общественных обязанностей; стремление преодолевать трудности и доводить начатое дело до конца;
• умение осуществлять нравственный выбор намерений, действий и поступков; готовность к самоограничению для достижения собственных нравственных идеалов; стремление вырабатывать и осуществлять личную программу самовоспитания;
• понимание и сознательное принятие нравственных норм взаимоотношений в семье; осознание значения семьи для жизни человека, его личностного и социального развития, продолжения рода;
• отрицательное отношение к аморальным поступкам, проявлениям эгоизма и иждивенчества, равнодушия, лицемерия, грубости, оскорбительным словам и действиям, нарушениям общественного порядка.
Ценности направления: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания. Представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.
Планируемые результаты:
знания о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями,
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
Месяц | Мероприятие |
сентябрь | Этическая беседа «Роскошь человеческого общения» |
октябрь | Беседа «Спеши делать добро!» |
ноябрь | Игровой час «Нравственность» |
декабрь | Викторина «Здоровье – дороже золота» |
январь | Классный час «Оглянись вокруг!» |
февраль | Час общения «Как закаляться?» |
март | Устный журнал «История нашего города» |
апрель | Классный час «Профессии наших родителей» |
май | Час нравственности «Семейные ценности» |
2.4. «Я и труд» (воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни)
Цель: формирование ответственного отношения к труду и его продуктам.
Задачи:
сформировать первоначальные представления о нравственных основах труда и значении в жизни человека и общества;
сформировать первоначальные навыки коллективной работы;
развивать умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении трудовых заданий;
воспитывать уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
формировать бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам.
Содержание:
• понимание
необходимости научных знаний для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве;
• осознание нравственных основ образования;
• осознание нравственной природы труда, его роли в жизни человека и общества, в создании материальных, социальных и культурных благ; знание и уважение трудовых традиций своей семьи, трудовых подвигов старших поколений;
• умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы, соблюдать порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
• сформированность позитивного отношения к учебной и учебно-трудовой деятельности, общественно полезным делам, умение осознанно проявлять инициативу и дисциплинированность, выполнять работы по графику и в срок, следовать разработанному плану, отвечать за качество и осознавать возможные риски;
• бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам; поддержание чистоты и порядка в классе и школе; готовность содействовать в благоустройстве школы и её ближайшего окружения;
• нетерпимое отношение к лени, безответственности и пассивности в образовании и труде
Ценности направления: трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость.
Планируемые результаты:
ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
ценностное и творческое отношение к учебному труду;
знания о различных профессиях;
навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, взрослыми;
осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
потребности и умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности
Месяц | Мероприятие |
сентябрь | Конкурс поделок из природного материала «Город мастеров», |
октябрь | Беседа «Труд красит человека» |
ноябрь | Час общения «Трудно быть матерью» |
декабрь | Конкурс рисунков «Конституция глазами детей» |
январь | Классный час «Труд красит человека» |
февраль | Игра «Товар, покупатель, продавец» |
март | Выставка «Подарок маме» |
апрель | Классный конкурс стенгазет «Жизнь – это…» |
май | Час общения «Церкви и монастыри» |
2.5. «Я и культура» (воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание)
Цель: формирование эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Задачи:
сформировать представления о душевной и физической красоте человека;
развивать чувство прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
развивать интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
развивать интерес к занятиям художественным творчеством;
развивать стремление к опрятному внешнему виду.
Содержание:
• ценностное отношение к прекрасному, восприятие искусства как особой формы познания и преобразования мира;
• эстетическое восприятие предметов и явлений действительности, развитие способности видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни;
• представление об искусстве народов России.
Ценности направления: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.
Планируемые результаты:
умения видеть красоту в окружающем мире;
умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
знания об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи
Месяц | Мероприятие |
сентябрь | Классный час «Природа вокруг нас и мы в природе» |
октябрь | Ролевая игра «Умей сказать «нет» |
ноябрь | Викторина «Я и мода» |
декабрь | Праздник «Новогоднее веселье» (чаепитие) |
январь | Классная фотовыставка «Новогодние забавы» |
февраль | Познавательный час «В мире моды» |
март | Классный час «Прекрасное в моей жизни» |
апрель | Классный час "День здорового смеха" |
май | Классный час «За светлый майский День Победы, спасибо, Родины солдат!» |
Планируемые результаты программы духовно-нравственного воспитания.
Программа обеспечивает достижение обучающимся следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты:
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, национально-культурные традиции Чувашии;
Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям,
Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты:
Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
Умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Критерии эффективности функционирования рабочей программы духовно-нравственного воспитания и социализации (названия тестов, анкет)
Внеурочная деятельность на ступени основного общего образования - одна из составляющих образовательного процесса, «работающая» на единый результат наряду с урочной и внешкольной деятельностью. Поэтому так важен вопрос оценки ее результатов.
Оценку внеурочной деятельности следует осуществлять комплексно, по нескольким параметрам:
1. Анализ общего состояния внеурочной деятельности:
2. Эффективность внеурочной деятельности:
личность школьника (на разных ступенях образования данный параметр будет уточняться в зависимости от становления личностных характеристик выпускника («портрета выпускника начальной (основной, средней) школы»);
детский коллектив;
профессиональная позиция педагога.
3. Продуктивность внеурочной деятельности:
уровень достижения ожидаемых результатов;
достижения обучающихся в выбранных видах внеурочной деятельности;
рост мотивации к внеурочной деятельности.
4. Удовлетворенность участников деятельности ее организацией и результатами.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Библиографический список литературы для педагогов:
1. Арефьев И. П. Духовно-нравственное воспитание: нерешенные вопросы / И. П. Арефьев // Педагогика. – 2012. – № 7. – С. 49-54.
2.Багашев, А. Духовно-нравственное воспитание молодежи / А. Багашев // Воспитание школьников. – 2008. – N9. – С. 10-13
3.Байкова Л.А., Гребенкина Л. К. и др. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 256 с.
4.Белоусова О. В. Социально-педагогический мониторинг уровня воспитанности. Методическое пособие. – М.: перспектива, 2009. – 104 с.
5.Васильева Т. Е. Музейная педагогика как средство формирования духовно-нравственных ценностей / Т. Е. Васильева, О. Г. Панченко // Воспитание школьников. – 2011. – N 4. – С. 37-41.
6.Германова Е. А. Стимулирование учащихся к духовному развитию / Е. А. Германова // Воспитание школьников. – 2012. – № 3. – С. 27-31.
7.Гликман И. З. Теория и методика воспитания. – М.: НИИ школьных технологий, 2008. – 320 с.
8.Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников: метод. конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвешение, 2010. – 223 с.
9.Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданиниа России. – М.: ОАО « Издательство «Просвещение»,2009. – 36 с.
10.Деричева И. А. Кафедра профессора Степанова Е. Н. Формы и способы гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания. Лекция № 10. Правовые дискуссионные игры как эффективное средство гражданско-правового воспитания школьников / И. А. Деричева // Классный руководитель. – 2013. – № 3. – С. 96-105.
11.Нечаев М. П. Диагностика результатов воспитательного процесса в школе: Учебно-методическое пособие. – М.:5 за знания, 2009. – 176 с.
12.Планирование воспитательной работы в классе. Методическое пособие / Под ред. Е. Н. Степанова. – М.: Сфера, Творческий центр, 2006. – 160 с.
13.Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе. – М.: Владос, 2008. – 256 с.
14.Фадеева Е. И. Социально-психологические основы деятельности руководителя-лидера. – М.: Перспектива, 2008. – 79 с.
15.Чанышев А. Х. Воспитание подрастающего поколения – приоритет образования / А. Х. Чанышев // Воспитание школьников. – 2013. – № 4. – С. 68-70