СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования "Мой мир - Искусства" 2016г.-2017г.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитывая красотой, мы учим детей тонким наблюдениям, глубокому проникновению в мир искусства, воспитываем стремление своими руками творить прекрасное вокруг себя.

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "Мой мир - Искусства" 2016г.-2017г.»

Краевое государственное казенное учреждение

«Центр содействия

семейному устройству пгт Преображения»

Утверждаю

Директор КГКУ «Центр содействия

семейному устройству детей – сирот

и детей, оставшихся без попечения

родителей , пгт Преображения»

_______________/ Свистунова С.Н./

«___»____________________ 2016г.

Программа дополнительного образования

«Мой мир - Искусства»

(художественно – эстетическое воспитание)

(для воспитанников 6-12 лет)

(срок реализации 3 года)

Первый блок «Волшебная кисточка»

(2016г.- 2017г.)




Разработала Мостовая Нина Анатольевна

Воспитатель первой категории.






1.Пояснительная записка:

Художественно-эстетическое воспитание - одно из ведущих путей воспитания. Основная направленность работы по художественно-эстетическому воспитанию - предоставление разнообразных возможностей для раскрытия природных задатков и способностей ребёнка, формирование творческой личности.

Культура - великое богатство, накопленное человечеством в сфере духовной и материальной жизни людей, высшее проявление творческих сил и способностей человека. Моя задача - помочь воспитанникам приобщиться к культуре своего народа, к ее мировым сокровищам. Мерой культуры и воспитанности можно считать интеллигентность.

Художественно-эстетическое образование и воспитание – одно из ведущих путей воспитания. Важность и значимость художественно - эстетического

воспитания ребенка особенно актуальна в наше время, когда нигилизм, товарно-рыночная психология, псевдо культурная продукция отодвинули истинные человеческие ценности, разрушают нравственные идеалы, зомбируют умы ребенка низкопробными, развращающими, низменными потребностями, когда ценность заменяется ценой, а грубая сила, изворотливость и ложь становятся "достоинствами".

Задача художественно-эстетического воспитание - рассматривается не в свете достижения престижных образцов, а сточки зрения творческой самореализации ребенка.

Искусство - это не только комплекс отдельных дисциплин, но и художественная, творческая деятельность воспитанников в изучении предметов, а также вся внеклассная деятельность, направленная на формирование внутреннего мира растущего человека, его нравственного облика.

Учебная, воспитательная и художественно-эстетическая работа представляет собой единый, неразрывный процесс. Такое взаимодействие составляющих элементов работы базируется на убеждённости в огромной воспитательной роли искусства, в его благотворном влиянии на учебно-воспитательный процесс.

Основная направленность работы по художественно-эстетическому воспитанию - предоставление разнообразных возможностей для раскрытия природных задатков и способностей ребёнка (в театрализованных постановках, рисовании, пении, танцах и др.) - формирование творческой личности.


2. Цель и задачи программы


Целью программы является: воспитание гармоничной личности ребёнка, воспитание ценностного отношения к искусству и народным традициям, а так же эстетического вкуса.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1. формирование образного мира ребёнка;

2. приобщение детей к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;

3. развитие интуиции с творческой интеллектуальной деятельностью, способность понимать и ценить прекрасное;

4. использование возможностей искусства, художественно-творческой деятельности в целях саморазвития, самосовершенствования ребенка, самореализации его творческих способностей;

5. обучение этическим нормам и правилам.

6. привлечение детей к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных, духовно-нравственных ценностей, накопленных поколениями


3. Сроки реализации программы.

Программа рассчитана на 3 года. Она определяет содержание и основные пути развития системы художественно-эстетического воспитания ребенка, ее основных компонентов и направлена на дальнейшее становление нравственной, духовной, свободной и творческой личности; воспитание ценностного отношения к искусству, эстетического вкуса, приобщение к культуре, развитие умения видеть и ценить прекрасное, обучение этическим нормам и правилам.

Программа состоит из трех блоков:

Первый блок «Волшебная кисточка» - (2016г.- 2017г.)

Второй блок «Музыкальная шкатулка» - (2017г.- 2018г.)

Третий блок « Литературная проза» - (2018г.- 2019г.)


4. Основные направления реализации программы


Комплекс программных мероприятий предусматривает охват художественно-эстетическим воспитанием всех детей.

1. Развитие форм и методов художественно-эстетического воспитания на основе новых информационных технологий для совершенствования процесса художественно-эстетического воспитания .

2. Развитие методических основ художественно-эстетического воспитания предусматривает:

3. Координация деятельности основного, дополнительного образования, внеклассной деятельности и работы общественных организаций в интересах художественно-эстетического воспитания.


5. Принципы художественно-эстетической деятельности


1. Принцип развития

2. Принцип индивидуальности

3. Принцип творчества и успеха

4. Принцип поддержки и доверия

5. Принцип ответственности


6. Формы и методы работы с детьми

Поставленные задачи выполняются посредством внеурочной деятельности:

- дополнительное образование (кружки, творческие объединения)

- мероприятия (конкурсы, классные часы, выставки, диспуты, викторины).


7.Ожидаемые результаты


Воспитывая красотой, мы учим детей тонким наблюдениям, глубокому проникновению в мир искусства, воспитываем стремление своими руками творить прекрасное вокруг себя. Главное здесь – создание благоприятных условий для развития творческой природы ребенка, создание взаимосвязи искусства, направленной на обеспечение целостного художественно-творческого развития воспитанника. Я считаю, что жизнь детей должна быть яркой, красочной, эмоциональной, что детей должны окружать музыка, произведения искусства, цветы. Важно, чтобы дети были включены в этот процесс, были активными участниками. Необходимо, чтобы все пели, все танцевали, создавали произведения искусства (пусть не шедевры). Занятия вокалом, театром, танцами, ИЗО должны стать для детей средством самовыражения, самоутверждения.


8. Первый блок «Волшебная кисточка».


ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.


Цель: Развивать важнейшее для творчества умение изображать, видеть и понимать художественные образы.


Основные задачи:

• помочь овладеть приемами рисования красками, мелками, карандашами;

• донести до понимания детей, о чем может говорить искусство;

• научить воспринимать художественные образы и выражать цветом, линией передавать, настроение, состояние;

  • Познакомить детей с выдающимися художниками.

  • Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования.


9. Предполагаемый результат первого учебного года:


• учащиеся узнают на практике, чем и как работает художник;

• научатся изображать предметы, животных, человека, украшать, срисовывать;

• смогут понимать, о чем говорит искусство.

Развитие продуктивной деятельности:


Предметное рисование.

Совершенствовать умение изображать предметы по памяти и с натуры. Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги).

Совершенствовать технику изображения. Продолжать развивать свободу и одновременно точность движений руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность.

Расширять набор материалов, которые дети могут использовать в рисовании (гуашь, акварель, сухая и жирная пастель, сангина, угольный карандаш, глеевая ручка и др.).

Предлагать соединять в одном рисунке разные материалы для создания выразительного образа. Направлять внимание детей на новые способы работы с уже знакомыми материалами (например, рисовать акварелью по сырому слою); разные способы создания фона для изображаемой картины: при рисовании акварелью и гуашью — до создания гневного изображения; при рисовании пастелью и цветными карандашами фон может быть подготовлен как вначале, так и по завершении основного изображения.

Продолжать формировать умение свободно владеть карандашом при выполнении линейного рисунка, упражнять в плавных поворотах руки при рисовании округлых линии, завитков в разном направлении (от веточки и от конца завитка к веточке, вертикально и горизонтально), учить осуществлять движение всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм, одними пальцами — при рисовании небольших форм и мелких деталей, коротких линий, штрихов, травки (хохлома), оживок (городецкая) и др.

Развивать умение видеть красоту созданного изображения и в передаче формы, плавности, слитности линий или их тонкости, изящности, ритмичности расположения линий и пятен, равномерности закрашивания рисунка; чувствовать плавные переходы оттенков цвета, получившиеся при равномерном закрашивании и регулировании нажима на карандаш.

Развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, опираясь на реальную окраску предметов, декоративную роспись, сказочные сюжеты; учить создавать цвета и оттенки. Постепенно подводить детей к обозначению цветов, включающих два оттенка (желто-зеленый, серо-голубой) или уподобленных природным (малиновый, персиковый и т.п.).

Обращать их внимание на изменчивость цвета предметов (например, в процессе роста помидоры зеленые, а созревшие – красные). Учить замечать изменение цвета в природе в связи с изменением погоды (небо голубое в солнечный день и серое в пасмурный). Развивать цветовое восприятие в целях обогащения колористической гаммы рисунка.

Закреплять умение детей различать оттенки цветов и передавать их в рисунке; развивать восприятие, способность наблюдать и сравнивать цвета окружающих предметов, явлений (нежно-зеленые только что появившиеся листочки, бледно-зеленые стебли одуванчиков и их темно-зеленые листья и т. П.).


Сюжетное рисование.

Совершенствовать умение детей размещать изображения на листе в соответствии с их реальным расположением (ближе или дальше от рисующего; ближе к нижнему краю листа – передний план или дальше от него – задний план); передавать различия в величине изображаемых предметов (дерево высокое, цветок ниже дерева; воробышек маленький, ворона большая и т.п.). Формировать умение строить композицию рисунка; передавать движения людей и животных, растений, склоняющихся от ветра. Продолжать формировать умение передавать в рисунках как сюжеты народных сказок, так и авторских произведений (стихотворений, сказок, рассказов); проявлять самостоятельность в выборе темы, композиционного и цветового решения.


Декоративное рисование.

Продолжать развивать декоративное творчество детей; умение создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых детям и новых (городецкая, гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись и др,). Формировать умение выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определенного вида. Закреплять умение создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек; расписывать вылепленные детьми игрушки.

Закреплять умение при составлении декоративной композиции на основе того или иного вида народного искусства использовать характерные для него элементы узора и цветовую гамму.


Развитие детского творчества


  • Формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности. Обогащать сенсорный опыт, включать в процесс ознакомления с предметами движении рук по предмету.

  • Продолжать развивать образное эстетическое восприятие, образные представления, формировать эстетические суждения; учить аргументированно и развернуто оценивать свои работы и работы сверстников, обращая внимание на обязательность доброжелательного и уважительного отношения к работам товарищей.

  • Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства, к художественно-творческой деятельности.

  • Воспитывать самостоятельность; развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, лепке и аппликации, используя выразительные средства.

  • Совершенствовать умение рисовать с натуры; развивать аналитические способности, умение сравнивать предметы между собой, выделять особенности каждого предмета.

  • Совершенствовать умение изображать предметы, передавая их форму, величину строение, пропорции, цвет, композицию.

  • Продолжать развивать коллективное творчество. Воспитывать стремление действовать согласованно, договариваться о том, кто какую часть работы будет выполнять, как отдельные изображения будут объединяться в общую картину.

  • Формировать умение замечать недостатки своих работ и исправлять их: вносить дополнения для достижения большей выразительности создаваемого образа.


Приобщение к изобразительному искусству


  • Формировать основы художественной культуры. Продолжать развивать интерес к искусству. Закреплять знания об искусстве как виде творческой деятельности людей., о видах искусства (декоративно-прикладное, изобразительное искусство, литература, музыка, архитектура, театр, танец, кино, цирк).

  • Расширять знания детей об изобразительном искусстве, развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства. Продолжать знакомить детей с произведениями живописи; И. Шишкин («Рожь», «Утро в сосновом лесу»), И. Левитан («Золотая осень», «Март» «Весна. Большая вода»), А. Саврасов («Грачи прилетели»), А. Пластов («Полдень», «Летом», «Сенокос»), В. Васнецов («Аленушка», «Богатыри». «Иван - царевич на Сером волке») и др.

  • Расширять представление о скульптуре малых форм, выделяя образные средства выразительности (форма, пропорции, цвет, характерные детали, поза, движения и др.). Расширять представления о художниках — иллюстраторах детской книги (И. Билибин, Ю. Васнецов, В. Конашевич, В. Лебедев, Т. Маврика, Е. Чарушин и др.).

  • Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством (гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись), с керамическими изделиями, народными игрушками.

  • Продолжать знакомить с архитектурой, закреплять и обогащать знания детей о том, что существуют здания различного назначения (жилые дома, магазины, кинотеатры, детские сады, школы и др.).

  • Развивать умение выделять сходство и различия архитектурных сооружений одинакового назначения. Учить выделять одинаковые части конструкции и особенности деталей.

  • Познакомить со спецификой храмовой архитектуры: купол, арки, аркатурный поясок по периметру здания, барабан (круглая часть под куполом) и т.д. Знакомить с архитектурой, опираясь на региональные особенности местности, в которой они живут. Рассказать детям, что, как и в каждом виде искусства, в архитектуре есть памятники, которые известны во всем мире: в России это Кремль, собор Василия Блаженного, Зимний дворец, Исаакиевский собор, Петергоф, памятники «Золотого кольца» и другие — в разных городах свои.

  • Развивать умение передавать в художественной деятельности образы архитектурных сооружений, сказочных построек. Поощрять стремление изображать детали построек (наличники, резной подзор по контуру крыши).

  • Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания; учить самостоятельно создавать художественные образы в разных видах деятельности.

  • Объяснять детям значение органов чувств человека для художественной деятельности, учить соотносить органы чувств с видами искусства (музыку слушают, картины рассматривают, стихи читают и слушают и т.д.).

  • Познакомить детей с историей и видами искусства; учить различать народное и профессиональное искусство. Формировать положительное отношение к искусству.

  • Расширять представления о разнообразии народного искусства, художественных промыслов (различные виды материалов, разные регионы страны и мира). Воспитывать интерес к искусству родного края; прививать любовь и бережное отношение к произведениям искусства.

  • Поощрять активное участие детей в художественной деятельности по собственному желанию и под руководством взрослого.

  • Эстетическая развивающая среда. Продолжать расширять представления детей об окружающей среде (оформление помещений, участка детского дома, парка, сквера).

  • Развивать стремление любоваться красотой объектов окружающей среды: изделиями народных промыслов, природой, архитектурными сооружениями.

  • Учить детей выделять радующие глаз компоненты окружающей среды (окраска стен, мебель, оформление участка и т.п.).

  • Привлекать детей к оформлению выставок в группе, детском доме, к организации игровых уголков, расположению материалов для самостоятельной творческой деятельности и т.п.

  • Формировать у детей умение эстетически оценивать окружающую среду, высказывать оценочные суждения, обосновывать свое мнение.


10. Планируемые результаты освоения Программы


  • Различает виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура.

  • декоративно-прикладное и народное искусство.

  • Называет основные выразительные средства произведений искусства.

  • Создает индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные,

предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений.

  • Использует разные материалы и способы создания изображения (нетрадиционная техника рисования).


11. Мониторинг эффективности программы


  • Мониторинг занятости в кружках и творческих объединениях.

  • Мониторинг творческих достижений воспитанников.



























СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа». М., 2006

2. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации, подготовительная к школе группа ». М., 2006

3. Дрезнина М.Г. «Каждый ребёнок – художник». М., 2002

4. Программа члена Союза художников Казахстана,

5. Телеушева Т.Н. в соавторстве с искусствоведом Клявиной И.М.

6. Шевченко Л.Л. «Православная культура» экспериментальное учебное

пособие 1-2 год обучения. 2005 .

7. Рабочие тетради по основам народного искусства. «Искусство – детям»

М., 2003

8. Величко Н. К. «Роспись: техники, приемы, изделия». М., 1999

9. Герчук Ю.Я. «Что такое орнамент»

10. Кастерман Ж. «Живопись: рисуй и самовыражайся» 2002 г.

11. Конева Г.М. «Бумага: играем, вырезаем, клеим». 2001 г.

12. Жегалова С.К. Росписи Хохломы. – М.: Детская литература, 1991.


ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ.


1. Бусеева-Давыдова И.Л. Игрушки Крутца. – М: Детская литература, 1991.

2. Жегалова С.К. Росписи Хохломы. – М.: Детская литература, 1991.

3. Расписные изделия мастеров Урала. – М., 1983.

4. Яхнин Л.Л. Воздушные узоры. – М., 1988.

5. Рабочие тетради по основам народного искусства. «Искусство – детям»

М., 2003

6. Кастерман Ж. «Живопись: рисуй и самовыражайся» 2002 г.

7. Конева Г.М. «Бумага: играем, вырезаем, клеим». 2001 г.












Календарно-тематический план по реализации

программы «Мой мир-Искусства»

(Художественно – эстетическое воспитание)

Первый блок «Волшебная кисточка»

(2016г.-2017г.)



Содержание

Количество занятий


Теория

Практика

1

Водная часть. Что такое искусство?

1


2

Мой любимый художник.

1


3

Художники иллюстраций детских книг «Пегас».

1


4

Архитектурные памятники.

1


5

Православная культура.

1


6

Рисунки древности.

1


7

Скульптура.

1


8

Живопись.

1


9

Графика.

1


10

Палитра красок.

1

1

11

Предметное рисование.

  1. «Полевой букет».

  2. «Чайный сервиз».

1


1

1

12

Сюжетное рисование.

  1. «Рыбки в аквариуме».

  2. «Колобок» по русской народной сказке.

1


1

1

13

Декоративное рисование.

  1. «Матрешка» - хохлома.

  2. «Чашка» - гжель.

  3. «Индюк» - дымковская.

  4. «Поднос» - жостовская.

1


1

1

1

1

14

Нетрадиционная техника рисования.

  1. «Цветные ладошки».

  2. «Я люблю рисовать…»

1


1

1

15

«Расписные изделия» - выставка творческих работ детей.


1

16

Мониторинг творческих достижений детей.

1



Итого

15

12

Всего

27 занятий



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!