Ирбитское муниципальное образование
муниципальное общеобразовательное учреждение «Килачевская средняя общеобразовательная школа»
Приложение № 10
к Дополнительной образовательной программе МОУ «Килачевская СОШ»
Программа дополнительного образования
« Я и общество»
(направленность: социально-экономическая)
Срок реализации 1 год.
Возраст детей: 15 – 17 лет
Составитель:Тихонова
Екатерина Ивановна, педагог дополнительного образования
с. Килачевское
2017 г.
1.Пояснительная записка
Нормативное основание
Программа разрабатывается в соответствии с:
1. Федеральным законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Дополнительной общеобразовательной программой МОУ «Килачевская СОШ», принятой на заседании педагогического совета, протокол №1 от 31.08.2016, утвержденной директором МОУ « Килачевская СОШ», приказ № 66-е от 31.08.2016;
3. Положением о рабочей программе педагога, принятым на педагогическом совете, протокол №1 от 31.08.2016 г., утвержденным приказом директора МОУ Килачевская СОШ № 66-е от 31.08.2016.
Общая характеристика курса
Новые жизненные условия выдвигают свои требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, самостоятельными. Выявить одаренных детей, содействовать развитию их способностей, нравственного и духовного потенциала, творческой индивидуальности – важнейшая задача, на решении которой базируется формирование интеллектуальной элиты общества.
Обществознание занимает особое место в образовательном процессе. Как учебный предмет оно создает у учащихся представление о целостности общества. Способствует социализации личности, помогает учащимся адаптироваться к непростой социальной действительности. Формирует осознанное отношение к своему долгу.
Одной из основных задач современного образования является подготовка учащихся к жизни в постоянно меняющихся условиях, поэтому необходимо дать детям возможность приобщаться к постоянно меняющемуся, развивающемуся знанию и к новой информации, прививать им стремление к приобретению новых знаний.
Данная программа предназначена для одаренных детей 9-11-х классов. Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности одаренных детей, обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профориентацию. Она позволяет выявлять и поддерживать детей с выдающимися способностями.
Цель программы:
Обеспечить высокий уровень знаний учащихся по обществознанию, сформировать конструктивно думающую, свободную и динамичную в своих поступках личность, которая была бы способна интегрироваться в систему мировой и национальных культур.
Задачи программы:
вооружить учащихся знаниями в области предмета;
развить умения характеризовать основные социальные объекты, выделяя существенные признаки, закономерности развития;
выработать умения анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
способствовать развитию умению объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов, включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов,
общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества;
развить умение применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
сформировать опыт применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественно-политической деятельности; в решении типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, в межличностных отношениях между людьми различных национальностей и вероисповедания, для соотнесения своих действий и действий других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для решения вопросов в семейно-бытовой сфере;
способствовать интеллектуальному и эмоциональному развитию учащихся, развитию их творческой индивидуальности;
стимулировать познавательную активность учащихся, формировать у них потребность в самостоятельном приобретении знаний, к самосовершенству и саморазвитию;
оказание психолого-педагогической поддержки учащимся, и продвижение учащихся через подготовку к участию в Российских и международных интеллектуальных конкурсах.
Принципы реализации программы:
- всеобщность, непрерывность гуманитарного образования;
-преемственность и перспективность содержания, организационных форм и методов обучения на каждом этапе образования;
- компьютеризация обучения;
-перенос акцента в обучении на гуманитарное и культурологическое развитие учащихся и обеспечение гармоничности, т.е. органически взаимосвязанного и сбалансированного развития интуитивного, символического компонентов умственной деятельности;
-развитие продуктивного мышления, а также практических навыков его применения;
- приобщение к постоянно меняющемуся знанию и к новой информации,
- развитие стремления к приобретению знаний;
-наличие и свободное использование необходимых источников;
-поощрение инициативы и самостоятельности в учебе;
-развитие сознания и самосознания, понимание связей с другими людьми, природой, культурой и т.д.
Программа предполагает:
- различные формы занятий: традиционная, лекция, беседа, мини-соревнование, диктант, творческий проект, игра, конкурс, компьютерная презентация, тестирование с выбором ответа, самостоятельная работа, отработка навыков с помощью компьютерного тренажера;
- различные формы подведения итогов: выставки, олимпиады, тестирование, конференции, конкурсы, выступления.
Срок реализации программы: программа рассчитана: 1 год обучения: 34 часа.
Режим занятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия 45 минут. Занятия в учебной группе определяются в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
2. Учебно-тематический план 9 класс
№ | Тема занятия | Всего часов | Теория (час) | Практика (час) |
1. | Понятие «культура». | | 1 | |
2. | Духовная жизнь общества. | | | 1 |
3. | Образование. | | 1 | |
4. | Самообразование. | | 1 | |
5. | Искусство, его виды. | | | 1 |
6. | Искусство в жизни человека. | | | 1 |
7. | Наука в современном обществе. | | 1 | |
8. | Религия, ее роль в обществе. | | 1 | |
9. | Мораль, основные ценности и нормы. | | 1 | |
10. | Гуманизм. | | 1 | |
11. | Патриотизм. | | 1 | |
12. | Гражданственность. | | 1 | |
13. | Особенности развития российской культуры . | | | 1 |
14. | Социальное взаимодействие. | | 1 | |
15. | Социальные группы и их классификация. | | 1 | |
16. | Социальный статус. | | 1 | |
17. | Социальная роль. | | 1 | |
18. | Неравенство и социальная стратификация. | | 1 | |
19. | Социальная мобильность. | | 1 | |
20. | Социальная норма. | | | 1 |
21. | Отклоняющееся поведение. | | | 1 |
22. | Социальный контроль. | | 1 | |
23. | Семья и брак как социальные институт. | | 1 | |
24. | Демографическая и семейная политика в РФ. | | 1 | |
25 | Молодежь как социальная группа. | | | 1 |
26 | Этнические общности. | | 1 | |
27 | Межнациональные отношения. | | 1 | |
28 | Социальный конфликт и пути его разрешения. | | 1 | |
29 | Конституционные основы. | | 1 | |
30 | Национальная политика. | | 1 | |
31 | Социальные процессы. | | 1 | |
32 | Национальные конфликты. | | 1 | |
33 | Пути решения конфликтов. | | 1 | |
34 | Итоговое занятие | | | 1 |
| | 34 | 26 | 8 |
Учебно-тематический план 11 класс
№ | Тема занятия | Всего часов | Теория (час) | Практика (час) |
1. | Социальная природа политики. | | 1 | |
2. | Власть, ее происхождение. | | 1 | |
3. | Виды власти. | | | 1 |
4. | Политическая система. | | 1 | |
5. | Признаки государства. | | 1 | |
6. | Функции государства. | | 1 | |
7. | Формы государства. | | | 1 |
8. | Государственный аппарат. | | 1 | |
9. | Политические режимы. | | | 1 |
10. | Основные черты гражданского общества. | | 1 | |
11. | Правовое государство. | | 1 | |
12. | Местное самоуправления. | | 1 | |
13. | Политические партии. | | | 1 |
14. | Политические движения. | | 1 | |
15. | Политическая идеология. | | | 1 |
16. | Политические процессы. | | 1 | |
17. | Политическое сознание. | | 1 | |
18. | Политическая культура. | | 1 | |
19. | Избирательная система. | | 1 | |
20. | Мажоритарная избирательная система. | | | 1 |
21. | Пропорциональная избирательная система. | | | 1 |
22. | Смешанная избирательная система. | | | 1 |
23. | Политическая жизнь современной России. | | 1 | |
24. | Концепция государственной безопасности государства. | | 1 | |
25. | Вертикаль государственной власти. | | 1 | |
26. | Порядок формирования Совета Федерации. | | 1 | |
27. | Реформированная политическая система. | | 1 | |
28. | Концепция внешней политики государства. | | 1 | |
29. | Закон «О политических партиях». | | 1 | |
30 | Президент РФ. | | 1 | |
31. | Совет Федерации России. | | 1 | |
32. | Государственная Дума РФ. | | 1 | |
33. | Правительство РФ. | | 1 | |
34. | Обобщение. | | | 1 |
| | 34 | | 10 |
3. Содержание курса
«Человек и общество»
Человек: его бытие и познание. Биологическое и социальное в человеке. Бытие человека и его формы. Многообразие деятельности человека. Образ жизни и жизненный выбор человека. Общение как форма межличностных отношений. Познание человеком мира и самого себя. Личность: свобода и ответственность.
Общество как сложная динамическая система. Духовная жизнь человека. Мораль, моральные ценности и идеалы. Наука в жизни современного общества. Роль религии как формы духовной культуры. Место искусства в жизни человека. Образование и самообразование в условиях информационного общества. Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Общество как система. Многовариативность общественного развития: источники и движущие силы. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в.
« Социология»
Социальные отношения. Социальная структура общества, ее элементы. Социальная дифференциация общества. Социальные группы и их классификация. Молодежь как социальная группа. Социальный статус. Социальная роль. Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Социальный контроль. Семья и брак как 15
социальные институты. Демографическая и семейная политика в Российской Федерации. Нации и национальные отношения. Социальный конфликт. Конституционные основы национальной политики в Российской Федерации.
«Политика»
Политика как общественное явление. Понятие политики и ее основные элементы. Роль государства в политической системе. Политический процесс и его особенности в Российской Федерации. Гражданское общество и правовое государство. Власть. Государственная власть. Принцип единства и разделения властей. Формы государственного правления. Формы государственного устройства. Политический режим. Государственный режим. Типы политических режимов. Политический режим современной России. Политическая элита и политическое лидерство. Демократия. Принципы демократии. Политические партии и движения как субъекты политической сферы. Партийные системы. Избирательные системы. Выборы как основной инструмент демократии. Избирательные системы. Избирательное право. Избирательная система Российской Федерации.
Личность, общество и политика. Политическое сознание. Политическая культура, ее функции, типы и компоненты. Политическая социализация. Политическая идеология. Типы современных политических идеологий. Политика в международном масштабе. Международная политика. Геополитика – новая сфера политических исследований. Геополитическая система на современном этапе.
«Духовная жизнь»
Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая иэлитная культура; молодежная субкультура. Средства массовой информации. Искусство,его формы. Наука. Социальная и личностная значимость образования. Религия. Роль религии в жизни общества. Искусство. Образование. Мировые религии. Мораль. Нравственная культура. Тенденции духовной жизни современной России.
4. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Для реализации задач и достижения поставленных целей в учебном процессе используются новейшие педагогические технологии, в основе которых лежат: личностно - деятельностный поход, критическое творческое мышление, умение разрабатывать проблемы, принимать решения, сотрудничать в коллективе.
Реализация программы предусматривает использование методов и приемов развивающего, проблемного, модульного и дифференцированного обучения.
Формы проведения занятий: семинар, практикум, лекция, конференция, дискуссия, деловая игра, коллоквиум.
Задача учителя дополнительного образования – включить каждого учащегося в познавательную деятельность, в процесс нахождения истины, заинтересовать его этим процессом, поэтому в центре внимания такие формы занятий, которые способствуют организации диалога, живой и свободной взаимосвязи между учителем и учащимися, создают для каждого ученика возможность самовыражения.
5.Список литературы
1. Блотина Т.В. Конвенция о правах ребёнка и законодательство РФ в вопросах и коментириях.М.,2002.
2. Закон " Об образовании"
3. Изучение правил дорожного движения : сценарии, театрализованных занятий /Авт.-сост. Е.А.Гальцова. Волгоград , учитель,2007.
4. Конституция РФ.
5. Конвенция ООН о правах ребёнка .- М.:Семина Л.И..Рудомино, 2001.
6. Лебедев О.Е., Чепурных Е.Е., Майоров А.Н., о соблюдении прав детей в образовательных учреждениях РФ: Доклад . 2000. СПб.: образование - культура, 2001.
7. Лебев О.Е., Золотухина В.И., Кошкина В.С. Профилактика правонарушений несовершеннолетних; возможности системы образования: Аналитический доклад. М.; СПб.; Интеллект - Центр, 2011.
8.Методическое пособие к учебнику "Ответственность за правонарушение" Соколова Я.В. М.,1998.
9. Никитина А.Ф. Право и политика. М.Ростовцева
10. Семина Л.И. Мы - сограждане. М.: Бонфи,2002.
11. Семина Л.И Учитель и ученик: возможность диалога и понимания. И.: Бонфи, 2002.
12. Фришмах И.И. Методика работы педагога дополнительного образования.