СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа деятельности окружного школьного парламента «Я Лидер»

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Эффективность развития ученического самоуправления в системе дополнительного образования во многом определены компетентностью всех членов воспитательного процесса. Говоря о компетенции учащихся, мы, прежде всего, предполагаем владение ими специальными организаторскими знаниями и умениями, необходимыми для участия в жизни коллектива.

Какими же умениями и навыками должен обладать современный лидер? Несомненно, актуальными остаются знания о закономерностях развития коллектива, приёмы эффективного общения, навыки планирования и анализа деятельности, работа в творческой группе и т.д.

 Программа «Лидерство» направлена на развитие этих качеств у школьников.

Программа деятельности окружного школьного парламента «Лидерство» разработана на основе авторской образовательной программы Е.М. Смекаловой «Школа Лидерства».

Программа направлена на социализацию и развитие личности школьников Октябрьского округа г. Иркутска, формирование ученических органов самоуправления и взаимодействия их между собой на уровне округа и города.

Программа разработана с учетом психологических особенностей среднего и старшего школьного возраста. Тематические блоки программы подобраны в соответствии с актуальными потребностями школьников, возникающими в процессе формирования и развития личностных качеств, важных для эффективной самореализации, самоактуализации и самоопределения в этом возрасте.

Просмотр содержимого документа
«Программа деятельности окружного школьного парламента «Я Лидер»»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ИРКУТСКА

КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОДА ИРКУТСКА ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА



РАССМОТРЕНО

МО организационно-массового отдела

МБУДО г. Иркутска ЦДТ

Протокол № ___ от ________ 2016 г.

Руководитель МО

__________/ Л.В. Петухова /








УТВЕРЖДЕНО

Директор

_____________/ Е.Н. Разумилова /

МБУДО г. Иркутска ЦДТ

Приказ № _______________

от «____»____________ 2016 г.


Программа деятельности окружного

школьного парламента

«Лидерство»

социально-педагогической направленности

для учащихся среднего и старшего школьного возраста







Разработчик:

.,

педагог-организатор

МБУДО г. Иркутска

Центра детского творчества










2017 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Эффективность развития ученического самоуправления в системе дополнительного образования во многом определены компетентностью всех членов воспитательного процесса. Говоря о компетенции учащихся, мы, прежде всего, предполагаем владение ими специальными организаторскими знаниями и умениями, необходимыми для участия в жизни коллектива.

Какими же умениями и навыками должен обладать современный лидер? Несомненно, актуальными остаются знания о закономерностях развития коллектива, приёмы эффективного общения, навыки планирования и анализа деятельности, работа в творческой группе и т.д.

Программа «Лидерство» направлена на развитие этих качеств у школьников.

Программа деятельности окружного школьного парламента «Лидерство» разработана на основе авторской образовательной программы Е.М. Смекаловой «Школа Лидерства».

Программа направлена на социализацию и развитие личности школьников Октябрьского округа г. Иркутска, формирование ученических органов самоуправления и взаимодействия их между собой на уровне округа и города.

Программа разработана с учетом психологических особенностей среднего и старшего школьного возраста. Тематические блоки программы подобраны в соответствии с актуальными потребностями школьников, возникающими в процессе формирования и развития личностных качеств, важных для эффективной самореализации, самоактуализации и самоопределения в этом возрасте.

Программа включает в себя, различные формы работы, что способствует активному вовлечению школьников воспитательный процесс и более быстрому достижению педагогических целей за счет приобретения участниками собственного опыта в игровых и тренинговых формах работы.

Развитие качеств успешной личности достигается за счет коррекции личностных качеств школьников, мешающих достижению жизненного успеха (неуверенность в себе, неадекватная самооценка, агрессивность, повышенный уровень тревожности.) и развитии личностных качеств, способствующих достижению жизненного успеха (уверенность, адекватная самооценка, толерантность).


Цели и задачи программы:

Цель: Создание условий для развития личностных и коллективных лидерских ориентаций школьников Октябрьского округа г. Иркутска в процессе деятельности окружного школьного парламента


Задачи:

  • Приобретение социальных знаний и умений лидера;

  • Формирование мотивации к социально значимой деятельности;

  • Развитие творческих способностей;

  • Формирование общественно активного коллектива;

  • Развитие аналитического и критического мышления, воображения и рефлексивной культуры.


Адресная аудитория:

Адресная аудитория данной программы представляет собой группу старшеклассников 15-17 лет.


Сроки и режим реализации программы:

Срок реализации программы - 1 год.


Форма проведения занятий.

Программа реализуется в различных формах занятий с участниками окружного школьного парламента.

Входящие в программу занятия проводятся преимущественно в интерактивной форме и включают в себя социально-психологические тренинги, психологические и деловые игры, дискуссии, конкурсы, проектирование, праздники, экскурсии, КТД.


План-программа занятий

п/п

Наименование тематических разделов и тем

Всего часов

Из них:




теория

практика

I.

Портрет лидера.




1.1

Вводное занятие

2

1

1

1.2

Портрет лидера.

4

2

2

1.3.

Самодиагностика.

4

2

2

1.4

Мы вместе.

6

2

4

Итого

16

7

9

II.

Структура, функции и средства общения

2.1

Общение. Структура и средства общения.

(речевые и невербальные)

4

2

2

2.2

Позиции и стили общения.

4

2

2

Итого


8


4


4


III.

Коллективное целеполагание

3.1

Как создать коллектив?

4

2

2

3.2

Разработка сценария, организация мероприятия


8

4

4

3.3

Мастерская журналиста.

4

2

2

Итого

16

8

8

IV.

Игровое направление

4.1

Коллективные игры в больших группах.

6

2

4

4.2

Творческая организация друзей.

4

1

3

4.3

Игротехники.

4

1

3

Итого

14

4

10

V.

Планирование своей жизни и будущего


5.1

Самовоспитание и достижение жизненных целей.

8

4

4

5.2

Самоопределение. (Проектная деятельность)

4

1

3

5.3

«Стратегия успеха моей жизни» (итоговые занятия).

6

2

4

Итого

18

7

11

Всего

72

30

42


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел I. «Портрет лидера»

Тема 1.1. Вводное занятие

Теория 1 час. Создание доброжелательной атмосферы для сотрудничества, раскрытие основных понятий: деловое общение, цель общения, лидерство.

Практика 1 час. Знакомство подростков друг с другом, установление правил работы в группе. Упражнения: «Ассоциация», «Звездный час»

Тема 1.2. Портрет лидера

Теория 2 часа. «Кто такой лидер?» - дискуссия.

Практика 2 час. Задание «Портрет лидера» соц. проектирование.

Тема 1.3. Самодиагностика

Теория 2 часа. Понятие «самоотношениЯ», личностные особенности.

Практика 2 часа. Психодиагностика:

- психогеометрический тест;

- тест Р.Б. Кэттелла (многофакторный опросник личности)

Тема 1.4. Мы вместе

Теория 2 часа. Понятия: Команда, группа, коллектив.

Практика 4 часа. Проект «Построим дом», защита проектов.

Раздел II. «Структура, функции и стили общения»

Тема 2.1. Общение. Структура и средства общения

Теория 2 часа. Общение. Стороны общения (коммуникативная, интерактивная, перцептивная). Интонация. Мимика, жесты, поза, взгляд, язык. Знание основных терминов: Коммуникация. Перцепция. Мимика. Команда. Успех. Этикет. Основные каналы общения. Невербальное общение. Позы и жесты. Походка. Межличностное пространство. Знание основных терминов. Невербальная коммуникация. Межличностное общение. Коммуникативные навыки. Интонация. Темп и громкость речи. Форма изложения.

Практика 2 часа. Тест КОС. Ролевые игры: «Здравствуй и прощай», «Давайте познакомимся». Упражнение «Проблемы общения у всех». Общение. Тест «Понимаете ли вы язык мимики и жестов?» Анализ ситуаций. Упражнения «Продемонстрируй состояние», «передай чувство», «Монета». Упражнения: «Двенадцать Я», «Согласие».



Тема 2.2 Позиции в общении

Теория 2 часа. Различные состояния «Я». Эго-состояние «Родитель». Эго-состояние «Взрослый». Эго-состояние «Ребенок».

Практика 2 часа. Схема Томаса А. Харриса. Тест «Три Я». Анализ ситуаций. Ролевые игры на эго-состояния.

Раздел III. «Коллективное целеполагание»

Теми 3.1. Как создать коллектив?

Теория 2 часа. Формирование у подростков представлений о коллективе, коллективном труде

Практика 2 часа. Упражнения: «Тренировка эмоциональной устойчивости», «Дрессировка», «Коллективная идея».

Тема 3.2 Разработка сценария, организация мероприятия

Теория 4 часа. Основные правила разработки сценариев различных мероприятий, работа с библиотечными фондами, интернет ресурсами. Знакомство с основными этапами организации мероприятия.

Практика 4 часа. Упражнения: «Праздник за час», «Сегодня веселимся».

Тема 3.3. Мастерская журналиста

Теория 2 часа. Обучение подростков способам написания статей, оформлению, созданию заголовков. Основные понятия: эмоциональное написание, конструктивные способы написания статей.

Практика 2 часа. Упражнения: «Лист гласности», «Детский блок», «Внимание! Новости».

Раздел IV. Игровое направление

Тема 4.1. Коллективные игры в больших группах

Теория 2 часа. Формирование основных понятий коллективной игры, задача, цель.

Практика 4 часа. Разучивание коллективных игр «Волшебные слова», «Лошадка», «Зеркало», «Делай как я», «Модные движения» и т.д.

Тема 4.2. Творческая организация друзей

Теория 1 час. Развитие у подростков положительного отношения к совместной творческой деятельности через совместную деятельность на основе общего интереса. Формирование основных понятий.

Практика 3 часа. Упражнения: «Объявление», «Открытие фирмы», «Защити свой выбор», «Презентация проекта».

Тема 4.3. Игротехники

Теория 1 час. Привить основное понятие игротехники, работать над созданием условной базовой модели игрового поведения подростков.

Практика 3 часа. Упражнения: «Я-актер», «Я-творец», «Выиграй!»

Раздел V. Планирование своей жизни и будущего

Тема 5.1. Самовоспитание и достижение жизненных целей

Теория 4 часа. Принцип выполнения творческой работы «Составление путеводителя жизни». Знание таких понятий как, воспитание, самовоспитание, направленность личности, самооценка.

Практика 4 часа. Тест «Я – концепция», «Самооценка». Упражнения «Слежка», «Чистка луковицы», «Приятие» (П. Ферручи). Задача «Цепь».


Тема 5.2. Самоопределение (Проектная деятельность)

Теория 1 час. Формирование активной жизненной позиции. Основные понятия: физическое, психическое, духовное здоровье, мировоззрение, самоактуализация.

Практика 3 час. Упражнения: «Лотерея», ПРОЕКТ «20 000 дней».

Тема 5.3. Стратегия успеха моей жизни (итоговое занятие)

Теория 2 часа. Осознание подростками необходимости планировать свое будущее, выстраивать стратегию достижения успеха и осуществлять шага по ее реализации. Основные понятия: индивидуальность, неповторимость, мировоззрение, самоактуализация.

Практика 4 часов. Упражнение: конкурс проектов «Стратегия успеха моей жизни»


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Основной формой проведения занятий является социальный тренинг, так как тренинговая форма обучения является наиболее эффективной для того, чтобы сформировать у обучающихся практические навыки. На тренинге участники обучающего процесса имеют возможность одновременно с получением информации обсуждать неясные моменты, задавать вопросы, тут же закреплять полученные знания, формировать навыки поведения. В тренинге информация усваивается быстрее, участники активно вовлекаются в процесс, а сам процесс обучения становится легче и интереснее.

Основой процесса познания во время тренинга является приобретение собственного опыта. Игровые формы снимают внутренние зажимы и запреты. А при таких условиях обучение становится самой жизнью с яркими эмоциональными переживаниями, активным мыслительным процессом, мощной динамикой личностного роста.

Особое место в программе отводится играм, представляющим собой целостное, законченное действо, совершенно самостоятельное, имеющее свою внутреннюю систему целей и правил. Она позволяет участникам получить опыт для их настоящей, реальной жизни. В программе используется несколько видов игр:

Игровые «оболочки». Игровой сюжет выступает обрамлением, фоном, на котором решаются развивающие задачи.

«Игры-проживания». Индивидуальное и групповое освоение игрового пространства, построение его в рамках межличностных отношений, осмысление ценностей личного бытия в создавшейся жизненной ситуации.

«Игры-драмы». Самоопределение каждого участника в игровой ситуации, совершение им ценностно-смыслового выбора и проживания его последствий.

«Деловые игры». В играх данного вида происходит освоение и осмысление инструментальных задач, связанных с построением реальной деятельности, достижением конкретных целей, структурированием системы деловых отношений с другими людьми.

Групповая дискуссия представляет собой совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, позволяющее прояснить (возможно, изменить мнения, позиции и установки) участников группы в процессе непосредственного общения.

В программе также используется педагогическая технология «Творческая организация друзей». Где творческая организация друзей (ТОД) - это творческое объединение учащихся, друзей по интересам для реализации и социализации себя посредством совместного взаимодействия для решения общих задач. Отметим, что такое объединение друзей это полностью добровольная, самостоятельная, самодеятельная организация детей, иначе говоря, это система педагогических действий на общую радость и пользу. Где ведущая роль отводиться созданию:

- Атмосферы добра, взаимовыручки.

- Творческой задачи, проблемной ситуации, которую нужно разрешить и при этом найти оптимальные пути, способы, средства ее преодоления.

- Творческого взаимодействия и социализации, где более успешные и знающие дети в микро группе учат, подсказывают и помогают остальным, причем роль такого лидерства постоянно меняется в зависимости от ситуации и путей ее разрешения

При таких условиях ТОД сможет в полной мере себя проявить и добиться максимально положительных результатов в рамках данной программы.

Также используется проектная технология, основной целью которой является создание условий для развития умения старшеклассников учиться на собственном опыте и опыте других обучающихся в процессе разработки проекта. Проект представляет собой деятельность одного учащегося или группы, в которой они самостоятельны и активны на протяжении всего цикла: сами придумывают и планируют работу, находят необходимые ресурсы, выполняют поставленные задачи и облекают результат работы в явную значимую форму, которая может быть представлена.

Принципы тренинговой работы:

1. Принцип активности. Активность участников тренингов носит особый характер, отличный от активности человека, слушающего лекцию или читающего книгу. На тренингах участники вовлекаются в специально разработанные действия. Это может быть проигрывание той или иной ситуации, выполнение упражнений. Задания, которые позволяют принимать в них участие всем участникам, значительно повышают эффективность занятий.

2. Принцип исследовательской (творческой) позиции. Этот принцип означает, что участники в ходе занятий осознают не только идеи, известные педагогу, ведущему занятия, но и раскрывают свои собственные ресурсы и возможности. Занятия постоянно держат в творческом напряжении, создавая условия для проживания ситуации и самостоятельной выработки собственной модели поведения.

3. Принцип объективации поведения. В ходе занятий поведение участников переводится с импульсивного на объективированный уровень.

Универсальным средством объективации поведения является обратная связь.

Методы воспитания и обучения, применяемые в программе.

Среди методов воспитания и обучения, применяемых на занятиях, можно выделить три группы: методы убеждения, стимулирующие (или возвратно-оценочные) методы и методы организации жизни и деятельности участников.

Убеждение представляет собой процесс логического обоснования какого-либо суждения или умозаключения. В рамках программы палитра методов убеждения разнообразна. В программе применяются четыре основные группы методов убеждения:

- информационные (когда участникам программы в готовом виде предлагаются понятия и представления о чем-либо);

- поисковые (когда участники программы совместно с педагогом включаются в поиск ответов на поставленный вопрос);

- дискуссионные (когда участникам программы предлагаются различные пути решения проблем, и они сами идут к правильному ответу в ходе дискуссии);

- взаимного просвещения (когда понятия о чем-либо взаимно обогащаются через различные организационные формы, реализуемые самими участниками программы.

Стимулирующие (возвратно-оценочные) методы являются сильнейшим средством воздействия на личность человека. К ним относятся: одобрение и осуждение, поощрение и наказание. Их назначение - регулировка через эмоционально-волевую сферу проявляющихся положительных и отрицательных качеств личности участника программы: стимулирование положительных и торможение отрицательных.

Методы организации жизни и деятельности участников призваны воздействовать на их поведенческо-деятельностную сферу. Их цель - научить определенным навыкам, умениям и формам поведения от простейших действий до сознательных социальных актов.



Материально-техническое оснащение

Для проведения занятий с окружным школьным парламентом используется учебный класс, в котором есть необходимое пространство для групповой тренинговой работы. Необходимо наличие средств ИКТ и мультимедийной аппаратуры для демонстрации видеоматериалов.



Литература для педагога:

1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М. 1993.

2. Бурменская Г.В. Возрастно-психологическое консультирование. М., 1991.

3. Еремин В.А. Улица-подросток- воспитатель. М., 1991.

4. Кондратенко В.Т., Чернявская А.Г. По лабиринтам души подростка. Минск., 1991.

5. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. М., 1999.

6. Махов Ф.С. Подросток и свободное время. Л., 1982

7. Мудрик А.В. Социализация и воспитание подрастающего поколения. М., 1990.

8 . Платонова Н.М. Основы социальной педагогики. СПб., 1997.

9. Титов Б. А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. СПб, 1997.

10. Трегубов Б.А. Свободное время молодежи: сущность, управление. СПб., 1991.

11. Холостова Е. И. Социальная работа с детьми. Учебное пособие. М., 2008.



Литература для детей:

1. Добротворский И.Л. Технологии успеха. 1001 совет школьнику. – М.: ВЛАДОС, 2006.-186 с.

2. Жуганов А.В. Творческая активность личности: содержание, пути формирования и реализации. Л., 1991.

3. Стрельцов Ю.А. Общение в сфере свободного времени. М., 1991.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!