РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ИРКУТСКА
КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА ИРКУТСКА ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
| РАССМОТРЕНО МО организационно-массового отдела МБУДО г. Иркутска ЦДТ Протокол № ___ от ________ 2016 г. Руководитель МО __________/ Л.В. Петухова / | УТВЕРЖДЕНО Директор _____________/ Е.Н. Разумилова / МБУДО г. Иркутска ЦДТ Приказ № _______________ от «____»____________ 2016 г. | |
Программа деятельности окружного
школьного парламента
«Лидерство»
социально-педагогической направленности
для учащихся среднего и старшего школьного возраста
Разработчик:
.,
педагог-организатор
МБУДО г. Иркутска
Центра детского творчества
2017 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Эффективность развития ученического самоуправления в системе дополнительного образования во многом определены компетентностью всех членов воспитательного процесса. Говоря о компетенции учащихся, мы, прежде всего, предполагаем владение ими специальными организаторскими знаниями и умениями, необходимыми для участия в жизни коллектива.
Какими же умениями и навыками должен обладать современный лидер? Несомненно, актуальными остаются знания о закономерностях развития коллектива, приёмы эффективного общения, навыки планирования и анализа деятельности, работа в творческой группе и т.д.
Программа «Лидерство» направлена на развитие этих качеств у школьников.
Программа деятельности окружного школьного парламента «Лидерство» разработана на основе авторской образовательной программы Е.М. Смекаловой «Школа Лидерства».
Программа направлена на социализацию и развитие личности школьников Октябрьского округа г. Иркутска, формирование ученических органов самоуправления и взаимодействия их между собой на уровне округа и города.
Программа разработана с учетом психологических особенностей среднего и старшего школьного возраста. Тематические блоки программы подобраны в соответствии с актуальными потребностями школьников, возникающими в процессе формирования и развития личностных качеств, важных для эффективной самореализации, самоактуализации и самоопределения в этом возрасте.
Программа включает в себя, различные формы работы, что способствует активному вовлечению школьников воспитательный процесс и более быстрому достижению педагогических целей за счет приобретения участниками собственного опыта в игровых и тренинговых формах работы.
Развитие качеств успешной личности достигается за счет коррекции личностных качеств школьников, мешающих достижению жизненного успеха (неуверенность в себе, неадекватная самооценка, агрессивность, повышенный уровень тревожности.) и развитии личностных качеств, способствующих достижению жизненного успеха (уверенность, адекватная самооценка, толерантность).
Цели и задачи программы:
Цель: Создание условий для развития личностных и коллективных лидерских ориентаций школьников Октябрьского округа г. Иркутска в процессе деятельности окружного школьного парламента
Задачи:
Приобретение социальных знаний и умений лидера;
Формирование мотивации к социально значимой деятельности;
Развитие творческих способностей;
Формирование общественно активного коллектива;
Развитие аналитического и критического мышления, воображения и рефлексивной культуры.
Адресная аудитория:
Адресная аудитория данной программы представляет собой группу старшеклассников 15-17 лет.
Сроки и режим реализации программы:
Срок реализации программы - 1 год.
Форма проведения занятий.
Программа реализуется в различных формах занятий с участниками окружного школьного парламента.
Входящие в программу занятия проводятся преимущественно в интерактивной форме и включают в себя социально-психологические тренинги, психологические и деловые игры, дискуссии, конкурсы, проектирование, праздники, экскурсии, КТД.
План-программа занятий
№ п/п | Наименование тематических разделов и тем | Всего часов | Из них: |
| | | теория | практика |
I. | Портрет лидера. | | | |
1.1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
1.2 | Портрет лидера. | 4 | 2 | 2 |
1.3. | Самодиагностика. | 4 | 2 | 2 |
1.4 | Мы вместе. | 6 | 2 | 4 |
Итого | 16 | 7 | 9 |
II. | Структура, функции и средства общения |
2.1 | Общение. Структура и средства общения. (речевые и невербальные) | 4 | 2 | 2 |
2.2 | Позиции и стили общения. | 4 | 2 | 2 |
Итого | 8 | 4 | 4 |
III. | Коллективное целеполагание |
3.1 | Как создать коллектив? | 4 | 2 | 2 |
3.2 | Разработка сценария, организация мероприятия | 8 | 4 | 4 |
3.3 | Мастерская журналиста. | 4 | 2 | 2 |
Итого | 16 | 8 | 8 |
IV. | Игровое направление |
4.1 | Коллективные игры в больших группах. | 6 | 2 | 4 |
4.2 | Творческая организация друзей. | 4 | 1 | 3 |
4.3 | Игротехники. | 4 | 1 | 3 |
Итого | 14 | 4 | 10 |
V. | Планирование своей жизни и будущего |
5.1 | Самовоспитание и достижение жизненных целей. | 8 | 4 | 4 |
5.2 | Самоопределение. (Проектная деятельность) | 4 | 1 | 3 |
5.3 | «Стратегия успеха моей жизни» (итоговые занятия). | 6 | 2 | 4 |
Итого | 18 | 7 | 11 |
Всего | 72 | 30 | 42 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел I. «Портрет лидера»
Тема 1.1. Вводное занятие
Теория 1 час. Создание доброжелательной атмосферы для сотрудничества, раскрытие основных понятий: деловое общение, цель общения, лидерство.
Практика 1 час. Знакомство подростков друг с другом, установление правил работы в группе. Упражнения: «Ассоциация», «Звездный час»
Тема 1.2. Портрет лидера
Теория 2 часа. «Кто такой лидер?» - дискуссия.
Практика 2 час. Задание «Портрет лидера» соц. проектирование.
Тема 1.3. Самодиагностика
Теория 2 часа. Понятие «самоотношениЯ», личностные особенности.
Практика 2 часа. Психодиагностика:
- психогеометрический тест;
- тест Р.Б. Кэттелла (многофакторный опросник личности)
Тема 1.4. Мы вместе
Теория 2 часа. Понятия: Команда, группа, коллектив.
Практика 4 часа. Проект «Построим дом», защита проектов.
Раздел II. «Структура, функции и стили общения»
Тема 2.1. Общение. Структура и средства общения
Теория 2 часа. Общение. Стороны общения (коммуникативная, интерактивная, перцептивная). Интонация. Мимика, жесты, поза, взгляд, язык. Знание основных терминов: Коммуникация. Перцепция. Мимика. Команда. Успех. Этикет. Основные каналы общения. Невербальное общение. Позы и жесты. Походка. Межличностное пространство. Знание основных терминов. Невербальная коммуникация. Межличностное общение. Коммуникативные навыки. Интонация. Темп и громкость речи. Форма изложения.
Практика 2 часа. Тест КОС. Ролевые игры: «Здравствуй и прощай», «Давайте познакомимся». Упражнение «Проблемы общения у всех». Общение. Тест «Понимаете ли вы язык мимики и жестов?» Анализ ситуаций. Упражнения «Продемонстрируй состояние», «передай чувство», «Монета». Упражнения: «Двенадцать Я», «Согласие».
Тема 2.2 Позиции в общении
Теория 2 часа. Различные состояния «Я». Эго-состояние «Родитель». Эго-состояние «Взрослый». Эго-состояние «Ребенок».
Практика 2 часа. Схема Томаса А. Харриса. Тест «Три Я». Анализ ситуаций. Ролевые игры на эго-состояния.
Раздел III. «Коллективное целеполагание»
Теми 3.1. Как создать коллектив?
Теория 2 часа. Формирование у подростков представлений о коллективе, коллективном труде
Практика 2 часа. Упражнения: «Тренировка эмоциональной устойчивости», «Дрессировка», «Коллективная идея».
Тема 3.2 Разработка сценария, организация мероприятия
Теория 4 часа. Основные правила разработки сценариев различных мероприятий, работа с библиотечными фондами, интернет ресурсами. Знакомство с основными этапами организации мероприятия.
Практика 4 часа. Упражнения: «Праздник за час», «Сегодня веселимся».
Тема 3.3. Мастерская журналиста
Теория 2 часа. Обучение подростков способам написания статей, оформлению, созданию заголовков. Основные понятия: эмоциональное написание, конструктивные способы написания статей.
Практика 2 часа. Упражнения: «Лист гласности», «Детский блок», «Внимание! Новости».
Раздел IV. Игровое направление
Тема 4.1. Коллективные игры в больших группах
Теория 2 часа. Формирование основных понятий коллективной игры, задача, цель.
Практика 4 часа. Разучивание коллективных игр «Волшебные слова», «Лошадка», «Зеркало», «Делай как я», «Модные движения» и т.д.
Тема 4.2. Творческая организация друзей
Теория 1 час. Развитие у подростков положительного отношения к совместной творческой деятельности через совместную деятельность на основе общего интереса. Формирование основных понятий.
Практика 3 часа. Упражнения: «Объявление», «Открытие фирмы», «Защити свой выбор», «Презентация проекта».
Тема 4.3. Игротехники
Теория 1 час. Привить основное понятие игротехники, работать над созданием условной базовой модели игрового поведения подростков.
Практика 3 часа. Упражнения: «Я-актер», «Я-творец», «Выиграй!»
Раздел V. Планирование своей жизни и будущего
Тема 5.1. Самовоспитание и достижение жизненных целей
Теория 4 часа. Принцип выполнения творческой работы «Составление путеводителя жизни». Знание таких понятий как, воспитание, самовоспитание, направленность личности, самооценка.
Практика 4 часа. Тест «Я – концепция», «Самооценка». Упражнения «Слежка», «Чистка луковицы», «Приятие» (П. Ферручи). Задача «Цепь».
Тема 5.2. Самоопределение (Проектная деятельность)
Теория 1 час. Формирование активной жизненной позиции. Основные понятия: физическое, психическое, духовное здоровье, мировоззрение, самоактуализация.
Практика 3 час. Упражнения: «Лотерея», ПРОЕКТ «20 000 дней».
Тема 5.3. Стратегия успеха моей жизни (итоговое занятие)
Теория 2 часа. Осознание подростками необходимости планировать свое будущее, выстраивать стратегию достижения успеха и осуществлять шага по ее реализации. Основные понятия: индивидуальность, неповторимость, мировоззрение, самоактуализация.
Практика 4 часов. Упражнение: конкурс проектов «Стратегия успеха моей жизни»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Основной формой проведения занятий является социальный тренинг, так как тренинговая форма обучения является наиболее эффективной для того, чтобы сформировать у обучающихся практические навыки. На тренинге участники обучающего процесса имеют возможность одновременно с получением информации обсуждать неясные моменты, задавать вопросы, тут же закреплять полученные знания, формировать навыки поведения. В тренинге информация усваивается быстрее, участники активно вовлекаются в процесс, а сам процесс обучения становится легче и интереснее.
Основой процесса познания во время тренинга является приобретение собственного опыта. Игровые формы снимают внутренние зажимы и запреты. А при таких условиях обучение становится самой жизнью с яркими эмоциональными переживаниями, активным мыслительным процессом, мощной динамикой личностного роста.
Особое место в программе отводится играм, представляющим собой целостное, законченное действо, совершенно самостоятельное, имеющее свою внутреннюю систему целей и правил. Она позволяет участникам получить опыт для их настоящей, реальной жизни. В программе используется несколько видов игр:
Игровые «оболочки». Игровой сюжет выступает обрамлением, фоном, на котором решаются развивающие задачи.
«Игры-проживания». Индивидуальное и групповое освоение игрового пространства, построение его в рамках межличностных отношений, осмысление ценностей личного бытия в создавшейся жизненной ситуации.
«Игры-драмы». Самоопределение каждого участника в игровой ситуации, совершение им ценностно-смыслового выбора и проживания его последствий.
«Деловые игры». В играх данного вида происходит освоение и осмысление инструментальных задач, связанных с построением реальной деятельности, достижением конкретных целей, структурированием системы деловых отношений с другими людьми.
Групповая дискуссия представляет собой совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, позволяющее прояснить (возможно, изменить мнения, позиции и установки) участников группы в процессе непосредственного общения.
В программе также используется педагогическая технология «Творческая организация друзей». Где творческая организация друзей (ТОД) - это творческое объединение учащихся, друзей по интересам для реализации и социализации себя посредством совместного взаимодействия для решения общих задач. Отметим, что такое объединение друзей это полностью добровольная, самостоятельная, самодеятельная организация детей, иначе говоря, это система педагогических действий на общую радость и пользу. Где ведущая роль отводиться созданию:
- Атмосферы добра, взаимовыручки.
- Творческой задачи, проблемной ситуации, которую нужно разрешить и при этом найти оптимальные пути, способы, средства ее преодоления.
- Творческого взаимодействия и социализации, где более успешные и знающие дети в микро группе учат, подсказывают и помогают остальным, причем роль такого лидерства постоянно меняется в зависимости от ситуации и путей ее разрешения
При таких условиях ТОД сможет в полной мере себя проявить и добиться максимально положительных результатов в рамках данной программы.
Также используется проектная технология, основной целью которой является создание условий для развития умения старшеклассников учиться на собственном опыте и опыте других обучающихся в процессе разработки проекта. Проект представляет собой деятельность одного учащегося или группы, в которой они самостоятельны и активны на протяжении всего цикла: сами придумывают и планируют работу, находят необходимые ресурсы, выполняют поставленные задачи и облекают результат работы в явную значимую форму, которая может быть представлена.
Принципы тренинговой работы:
1. Принцип активности. Активность участников тренингов носит особый характер, отличный от активности человека, слушающего лекцию или читающего книгу. На тренингах участники вовлекаются в специально разработанные действия. Это может быть проигрывание той или иной ситуации, выполнение упражнений. Задания, которые позволяют принимать в них участие всем участникам, значительно повышают эффективность занятий.
2. Принцип исследовательской (творческой) позиции. Этот принцип означает, что участники в ходе занятий осознают не только идеи, известные педагогу, ведущему занятия, но и раскрывают свои собственные ресурсы и возможности. Занятия постоянно держат в творческом напряжении, создавая условия для проживания ситуации и самостоятельной выработки собственной модели поведения.
3. Принцип объективации поведения. В ходе занятий поведение участников переводится с импульсивного на объективированный уровень.
Универсальным средством объективации поведения является обратная связь.
Методы воспитания и обучения, применяемые в программе.
Среди методов воспитания и обучения, применяемых на занятиях, можно выделить три группы: методы убеждения, стимулирующие (или возвратно-оценочные) методы и методы организации жизни и деятельности участников.
Убеждение представляет собой процесс логического обоснования какого-либо суждения или умозаключения. В рамках программы палитра методов убеждения разнообразна. В программе применяются четыре основные группы методов убеждения:
- информационные (когда участникам программы в готовом виде предлагаются понятия и представления о чем-либо);
- поисковые (когда участники программы совместно с педагогом включаются в поиск ответов на поставленный вопрос);
- дискуссионные (когда участникам программы предлагаются различные пути решения проблем, и они сами идут к правильному ответу в ходе дискуссии);
- взаимного просвещения (когда понятия о чем-либо взаимно обогащаются через различные организационные формы, реализуемые самими участниками программы.
Стимулирующие (возвратно-оценочные) методы являются сильнейшим средством воздействия на личность человека. К ним относятся: одобрение и осуждение, поощрение и наказание. Их назначение - регулировка через эмоционально-волевую сферу проявляющихся положительных и отрицательных качеств личности участника программы: стимулирование положительных и торможение отрицательных.
Методы организации жизни и деятельности участников призваны воздействовать на их поведенческо-деятельностную сферу. Их цель - научить определенным навыкам, умениям и формам поведения от простейших действий до сознательных социальных актов.
Материально-техническое оснащение
Для проведения занятий с окружным школьным парламентом используется учебный класс, в котором есть необходимое пространство для групповой тренинговой работы. Необходимо наличие средств ИКТ и мультимедийной аппаратуры для демонстрации видеоматериалов.
Литература для педагога:
1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М. 1993.
2. Бурменская Г.В. Возрастно-психологическое консультирование. М., 1991.
3. Еремин В.А. Улица-подросток- воспитатель. М., 1991.
4. Кондратенко В.Т., Чернявская А.Г. По лабиринтам души подростка. Минск., 1991.
5. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. М., 1999.
6. Махов Ф.С. Подросток и свободное время. Л., 1982
7. Мудрик А.В. Социализация и воспитание подрастающего поколения. М., 1990.
8 . Платонова Н.М. Основы социальной педагогики. СПб., 1997.
9. Титов Б. А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. СПб, 1997.
10. Трегубов Б.А. Свободное время молодежи: сущность, управление. СПб., 1991.
11. Холостова Е. И. Социальная работа с детьми. Учебное пособие. М., 2008.
Литература для детей:
1. Добротворский И.Л. Технологии успеха. 1001 совет школьнику. – М.: ВЛАДОС, 2006.-186 с.
2. Жуганов А.В. Творческая активность личности: содержание, пути формирования и реализации. Л., 1991.
3. Стрельцов Ю.А. Общение в сфере свободного времени. М., 1991.