СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профсоюзный урок по теме «Профессионалы будущего: ключевые компетенции, необходимые для успешной трудовой деятельности»

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок может быть использован на уроках экономики в теме "Рынок труда в 10-11 классе, на уроках географии в теме "Структура населения России: трудовые ресурсы", на занятиях элективных курсов по профориентации.

Просмотр содержимого документа
«Профсоюзный урок по теме «Профессионалы будущего: ключевые компетенции, необходимые для успешной трудовой деятельности»»

Профсоюзный урок по теме «Профессионалы будущего: ключевые компетенции, необходимые для успешной трудовой деятельности» в 10 классе



Учитель ГБОУ «Школа№1432» Бычкова Анна Анатольевна



Вид урока: урок новых знаний по теме «Профессионалы будущего: ключевые компетенции, необходимые для успешной трудовой деятельности».

Тип урока:  урок с применением информационных технологий, работа в группах.

Место урока:  данный урок может быть использован

  • на уроках экономики в теме "Рынок труда " в 9-11 классах (в зависимости от уровня изучаемого предмета)

  • на занятиях элективных курсов по профориентации

Цели урока:

Обучающая: систематизация представлений, обучающихся о существующем разнообразии профессий.

Развивающая: формировать экономическое мышление через самоанализ имеющихся ключевых компетенций, необходимых любому специалисту, начинающему свою трудовую деятельность, развитие умений и навыков сравнения и анализа, работы со статистическими данными, диаграммами и картами, формирование активности и уверенности в себе.

Воспитывающая: формировать коммуникативную компетентность через работу в группах, ответственность за экономические решения, уважение к труду, использование полученных знаний при выборе профессии и ориентации на рынке труда.

Форма урока: 

Деловая игра – работа в команде. Каждая команда представляет фирму заданной отрасли (сельское хозяйство, медицина, строительство). Отрасли хозяйства выбраны на предыдущем уроке исходя из предпочтений учащихся в выборе будущих профессий.

Ход урока:

  1. Организационный момент(1мин.)

Приветствие учащихся.

  1. Мозговой штурм (3мин.)

Учащимся предлагается посмотреть рекламный видеоролик «Атлас новых профессий» (слайд 1)

Учитель на основе просмотренного ролика просит учащихся сформулировать тему урока. Выслушивает варианты, корректирует и вместе с учащимися формулирует тему(слайд 2) и цели занятия (слайд 3).

  1. Актуализация опорных знаний учащихся. (6 мин.)

Итак, мы уже знакомились на уроке экономики с рынком труда. Назовите основные категории, с которыми мы работали на предыдущих уроках:

Что такое труд?

Учащиеся высказывают свои мнения и вместе с учителем формулируют определение.

Трудцеленаправленная деятельность человека, реализующего его физические и умственные способности для получения определенных материальных или духовных благ, именуемых на производстве продуктом труда, продуктом производства.

Затем учитель приводит развернутое определение, что такое достойный труд (слайд 4), которое сформулировано Международной организацией труда: «Это эффективный труд, в безопасных условиях, дающий работнику удовлетворение, возможность в полной мере проявить свои способности, навыки и мастерство, труд с достойной оплатой и справедливым распределением плодов прогресса и труда, труд, при котором права трудящихся защищены» (Приложение № 1 к постановлению Исполкома Федерации Независимых Профсоюзов России (ФНПР) от 22.08.2012 № 5-1.

А также информирует обучающихся (слайд 5), что с 2008 года Международная конфедерация профсоюзов (МКП), крупнейшее мировое профсоюзное объединение, организует Всемирный день действий за достойный труд (ВДДТ) 7 октября. Это день для мобилизации ресурсов профсоюзных организаций по всему миру: один день, когда все профсоюзы солидарно выступают в защиту достойного труда. Достойный труд должен быть в центре внимания политики и действий властей, чтобы восстановить экономический рост и создать новую глобальную экономику, в которой на первом плане — люди и создание рабочих мест как основное средство для выхода из кризиса.

Всемирный день действий за достойный труд предоставляет отличную возможность для широкого распространения профсоюзных идеалов, для помощи всем желающим вступить в профсоюз, для проявления глобальной солидарности трудящихся.

Учитель формулирует Стандарты Достойного труда (слайд 6):

Стандарты Достойного труда включают в себя четыре основные направления: заработная плата, занятость, социальное партнерство и социальное страхование.

1. Заработная плата.

• Минимальный размер оплаты труда на уровне минимального потребительского бюджета.

• Минимальная тарифная ставка (минимальный оклад) на уровне не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

• Минимальный размер оплаты труда – минимальная государственная гарантия по заработной плате работника за неквалифицированный труд в нормальных условиях труда.

• Уровень оплаты труда должен соответствовать квалификации работника, сложности, количеству, качеству и условиям труда.

• Равная оплата за труд равной ценности без какой - либо дискриминации.

• Обеспечение повышения реального содержания заработной платы.

• Государственное содействие системной организации нормирования труда.

2. Занятость.

• Полная и стабильная занятость населения.

• Востребованность на рынке труда граждан РФ, получивших профессиональное образование, и молодежи.

• Оптимизация привлечения иностранной рабочей силы.

• Обеспечение непрерывного профессионального развития работника.

• Достойный уровень жизни безработных граждан.

3. Социальное партнерство.

• Принятие проектов законодательных актов, нормативных правовых и иных актов в сфере трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений, на основе согласия всех сторон социального партнерства.

• Обязательность решения основополагающих вопросов в сфере трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений через коллективные договоры и соглашения.

• Обязанность выполнения коллективных договоров и соглашений.

• Обязанность распространения соглашения на каждого работодателя.

• Эффективная система разрешения трудовых споров.

• Реальное участие профсоюзов в управлении организацией.

4. Социальное страхование.

• Совершенствование пенсионного законодательства и повышение уровня пенсионного обеспечения граждан.

• Управление рисками здоровья экономически активного населения.

Вопросы для обсуждения:

Что такое рынок труда и занятость? Как связаны эти понятия?

Кто является главными действующими лицами на рынке труда?

От чего зависит уровень заработной платы?

  1. Работа в группах (6мин.)

(слайд 7) Перед Вами 9 качеств, которыми должен обладать работник (карточки со словами у команд на столе и на слайде8, приложение1):

ЧЕСТНОСТЬ

НАДЕЖНОСТЬ

КВАЛИФИКАЦИЯ

КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ

ЛИДЕРСТВО

ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ

ДЕЛОВИТОСТЬ

ВНЕШНИЕ ДАННЫЕ

УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ

Расположите их по степени важности для Вашей команды. Карточки прикрепите на доске в порядке убывания в поле Вашей команды.

Проверка выполненного задания.

Чем руководствовались при расстановке качеств по порядку? Скорее всего Вы составили рейтинг предпочтений работников, которых бы Вы взяли на работу в свою фирму.

Почему ответы такие разные?

Учитель делает вывод: действительно, все мы разные, у каждого из нас субъективное мнение относительно характера и поведения людей.

К сожалению, в жизни бывают непредсказуемые вещи: работник и честный, и надежный, и исполнительный, и образованный, а работы для него нет. Почему? И для многих таких, как он, дипломированных специалистов, нет…



  1. Объяснение нового материала (5мин.)

Давайте познакомимся с мнением специалистов. Минтруд подготовил статистические данные о востребованности специалистов в разных отраслях. (слайд 9)

Давайте посмотрим, с какими профессиями мы можем попрощаться уже совсем скоро. (Слайд 10)

  1. Работа в группах (5 мин.)



Пользуясь дополнительными источниками информации (Приложение 2) на ваших столах сформулируйте основные функции указанной на карточке профессии (Приложение 3). Объясните, на Ваш взгляд, причину «старения» данной профессии после 2020 г.

  1. Домашнее задание команд. (9 мин.)

Каждая фирма приготовила домашнее задание (слайд 11) – профессии будущего в своей отрасли. Давайте послушаем Ваши домашние задания и попытаемся ответить на вопрос – какие навыки и умения потребуются специалистам будущего? Учащиеся выступают со своими презентациями. (Приложения 4,5,6)

Вам не кажется, что профессиональные умения и навыки будущих профессий в ваших отраслях похожи? Давайте вместе сформулируем, какие профессиональные умения и навыки потребуются будущим специалистам? Учитель на доске записывает ответы учащихся. Давайте сравним ваши ответы с мнением специалистов (слайд 12). На самом деле это и есть те компетенции, необходимые для успешной трудовой деятельности в будущем. Из них можно выделить 4 ключевые (слайд 13)

  1. Работа в группах (5мин.)



– (слайд 14) Командам предлагается обсудить и сформулировать не менее трех умений, соответствующих заданной ключевой компетенции. Учитель выслушивает и дополняет ответы учащихся. (слайды 15,16,17,18)

  1. Закрепление материала (5мин.)

Мы выяснили, какими навыками и умениями должен обладать профессионал будущего. и в заключении, используя полученные знания, составьте сиквейн (Приложение 7) будущей профессии отрасли. Учитель раздает командам карточки с названиями новых профессий (Приложение 8) Заслушивает и комментирует ответы учащихся.



Ну и завершить урок мне хочется словами древнекитайского мыслителя Конфуция «Выберите себе работу по душе, и вам не придется работать ни одного дня в своей жизни». (Слайд 19) Спасибо за внимание!







Оборудование и литература урока:

Интерактивная доска, видеоролик, презентации (приложение 4,5,6), раздаточный материал (карточки умений и навыков, перечень и описание «стареющих» профессий, карточки названий «стареющих» профессий, карточки ключевых компетенций), учебник по курсу:

• Иванов С.И. Основы экономической теории. Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений с углубленным изучением экономики. Москва, Вита-Пресс, 2012г.

• Диск Профсоюзный урок – 2016. «Профессионалы будущего: ключевые компетенции, необходимые для успешной трудовой деятельности». Московская городская организация профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации.

• Атлас новых профессий. Агентство стратегических инициатив. Москва, 2014 г.







г. Москва, октябрь 2016 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!