21 марта 2024 г.
Тема.
«Россия умная:
узнаю о профессиях и достижениях
в сфере образования»
6-7 класс
Каждый день миллионы детей и взрослых людей по всей стране посещают разные учебные заведения:
детские сады,
техникумы,
школы,
университеты,
колледжи,
академии …
И во всех этих учебных заведениях работает большое количество людей разных профессий.
Все эти люди трудятся в сфере российского образования.
Какие направления объединяются словом «образование»?
получили дошкольное образование в детском саду,
посещаем школу,
ходим в кружки и секции,
старшие братья и сёстры учатся в колледжах и вузах
На протяжении всей истории человечества люди хотели познавать новое, развиваться, не останавливаться на достигнутом.
Наша эволюция,
техническая и научная революции были бы невозможны
без постоянного желания человека учиться и совершать новые открытия.
На Руси система образования начала формироваться ещё в 10 веке, когда стали появляться школы и училища, и до сегодняшнего дня она продолжала и продолжает развиваться.
А что же такое образование?
Образование —
это единый процесс
воспитания и обучения.
Его основная цель —
интеллектуальное, духовное, творческое, физическое и профессиональное
развитие человека.
Образование призвано обеспечить разностороннее развитие человека как личностное,
так и профессиональное,
во благо самого человека и общества.
А ещё учиться —
полезно для здоровья.
Некоторые исследования показывают, что учебная деятельность помогает улучшать самочувствие, уменьшает стресс и усиливает чувство счастья.
В России образование подразделяется на:
общее образование (детский сад, школа)
профессиональное (когда мы идём уже получать профессию в средние специальные или высшие учебные заведения)
дополнительное (кружки, секции и так далее)
профессиональное обучение (повышение квалификации по выбранной профессии, профессиональное переобучение).
Образование как отрасль представляет собой важнейшую составляющую российской экономики, которая объединяет учреждения, предприятия и организации, занимающиеся обучением, воспитанием, передачей знаний, учебной литературой, подготовкой квалифицированных кадров и так далее.
Система образования России также включает в себя образовательные стандарты, требования, программы различного вида, уровня и направленности.
В неё входят
органы государственной власти, которые отвечают за управление в сфере образования,
организации, которые проводят оценку качества образования.
Представляете,
какое количество профессионалов задействовано
в этой сфере!
Когда-то образование было доступно только избранным.
Согласно
Конституции Российской Федерации,
право на образование имеет каждый.
«С выставки «Россия»
«Было-стало»
Перед вами пустая таблица …
Стало
Было
Факты
1
2
3
4
5
и набор фактов.
Некоторые факты отражают картину в сфере образования в прошлом, а некоторые соответствуют сегодняшней ситуации. Но они все перемешались. Определите, какие факты из прошлого, а какие из настоящего, и впишите их парами в таблицу.
Факты
В 1990-е годы из-за экономического кризиса в стране школьная профориентация почти разрушена (1)
С 1 сентября 2023 года профориентационный минимум (профминимум) введён во всех школах Российской Федерации для обучающихся 6-11 классов (6)
С 1 сентября 2024 года в российские школы возвращается предмет «Труд», в который будут входить пять обязательных модулей: «Производство и технологии», «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов», «Компьютерная графика. Черчение», «Робототехника», «3D-моделирование, прототипирование, макетирование» и три факультативных модуля — «Автоматизированные системы», «Животноводство» и «Растениеводство» (2)
Нет специальных организаций или центров по поддержке талантливых детей и молодёжи (7)
Уроки труда (технологии) в школе предполагают в большей степени получение навыков ведения домашнего хозяйства и работы руками (8)
В рамках национального проекта «Образование» за четыре года (2019 — 2023) в России введено в эксплуатацию более 1300 новых школ (3)
Школьный журнал успеваемости и дневники существуют только в бумажном виде (4 )
Существуют электронные формы документации, в том числе электронный журнал и дневники обучающихся (9)
В 76 субъектах Российской Федерации функционируют региональные центры выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи (5)
В 1990-е годы резко сокращается строительство школ (10)
Проверим …
Стало
Было
Факты
С 1 сентября 2023 года профориентационный минимум (профминимум) введён во всех школах Российской Федерации для обучающихся 6-11 классов (6)
В 1990-е годы из-за экономического кризиса в стране школьная профориентация почти разрушена (1)
1
С 1 сентября 2024 года в российские школы возвращается предмет «Труд», в который будут входить пять обязательных модулей: «Производство и технологии», «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов», «Компьютерная графика. Черчение», «Робототехника», «3D-моделирование, прототипирование, макетирование» и три факультативных модуля — «Автоматизированные системы», «Животноводство» и «Растениеводство» (2)
Уроки труда (технологии) в школе предполагают в большей степени получение навыков ведения домашнего хозяйства и работы руками (8)
2
В рамках национального проекта «Образование» за четыре года (2019 — 2023) в России введено в эксплуатацию более 1300 новых школ (3)
В 1990-е годы резко сокращается строительство школ (10)
3
Школьный журнал успеваемости и дневники существуют только в бумажном виде (4)
Существуют электронные формы документации, в том числе электронный журнал и дневники обучающихся (9)
4
В 76 субъектах Российской Федерации функционируют региональные центры выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи (5)
5
Нет специальных организаций или центров по поддержке талантливых детей и молодёжи (7)
Какие факты удивили?
«Было-стало»
«Профессии в сфере образования»
А вы знаете, что педагоги — это самая востребованная профессия из всех существующих сейчас на рынке?
А педагоги — основа всей образовательной отрасли.
Как вы думаете, сколько людей работает в таком образовательном учреждении, как, например, наша школа?
А люди каких именно специальностей?
«Профессии в сфере образования»
Помогите каждому специалисту из справочника найти своё место на карте профессий.
Определите, какие из них относятся к основным специалистам сферы образования, какие к универсальным, а какие профессии только набирают обороты или появятся в ближайшем будущем.
Для проверки кликните по ячейке таблицы
Воспитатель — занимается воспитанием, обучением и развитием детей дошкольного возраста, заботится о детях и их безопасности.
Методист — занимается разработкой и внедрением различных методик и программ обучения, организует учебный процесс, создаёт условия для качественного образования, а также помогает педагогам и учащимся достигать своих целей в процессе обучения.
Педагог-психолог — создаёт комфортные психологические условия для обучения, оказывает психологическую поддержку и помощь в процессе адаптации и многое другое.
Доцент — учёное звание преподавателей высших учебных заведений, которые выступают обычно в роли лекторов. Наименование должности в высших учебных заведениях.
Музыкальный руководитель дошкольного учреждения — разрабатывает, организует и проводит образовательные и развлекательные музыкальные программы, отвечает за музыкальное развитие детей дошкольного возраста.
Разработчик образовательных траекторий — разрабатывает, планирует и оптимизирует под определённого человека или группу людей учебные программы и курсы и создаёт эффективные образовательные траектории.
Игропедагог — создаёт образовательные игровые сценарии и проводит занятия, чтобы в игровой форме развивать различные навыки у детей и взрослых.
Организатор детского технического творчества — ведёт кружки, направленные на развитие навыков технического творчества (моделирование, конструирование, робототехника и так далее).
Специалист по дистанционному обучению — разрабатывает, внедряет и поддерживает программы дистанционного обучения, создаёт и адаптирует учебный контент под формат онлайн-курсов.
Лаборант — научно-технический сотрудник высшего учебного заведения или другой организации, который готовит препараты и приборы для исследований, занятий, лабораторных работ и экзаменов, следит за лабораторным оборудованием и его исправностью.
Педагог дополнительного образования — занимается обучением и развитием детей и взрослых в различных областях: искусство, наука, спорт и другие. Его основная задача — дополнять и расширять уже полученные знания и навыки и/или развивать новые интересы и способности человека в различных секциях, кружках, студиях и так далее.
Учитель — педагог, который занимается обучением и воспитанием. Учитель передаёт ученикам знания по различным предметам, развивает их способности и интересы, формирует у них навыки и компетенции, необходимые для успешной жизни в обществе.
Мастер производственного обучения — осуществляет проведение учебной практики — когда обучающиеся оказываются на реальных рабочих местах и выполняют различные задачи.
Педагог СПО — преподаёт определённую дисциплину в учреждениях среднего профессионального образования.
Школьный библиотекарь — обеспечивает доступ к информационным ресурсам школы, к справочной, научно-учебной и методической литературе, отвечает за полноценное и своевременное пополнение библиотечного фонда, популяризирует чтение.
Место
Детский сад
Основные специалисты
Школа
Колледж/ техникум
ВУЗ
Универсальные
Центр
специалисты
Профессии
*
дополнительного
будущего
образования
Музыкальный
руководитель
дошкольного
учреждения
Воспитатель
Игропедагог
Методист
Школьный
библиотекарь
Учитель
Разработчик
образовательных
траекторий
Педагог-психолог
Мастер производственного обучения
Педагог СПО
Лаборант
Доцент
Специалист
по
дистанционному
обучению
Педагог
дополнительного
образования
Организатор детского технического
творчества
«Профессии в сфере образования»
У вас есть возможность самим придумать и вписать в таблицу какое-то учреждение и несколько специалистов.
Подумайте, что за организация это могла бы быть, и какие профессии вы бы ещё добавили на карту?
«Интервью с экспертом»
Игра «Факты»
«Верю» - «Не верю»
В России созданы и функционируют
более 17 тысяч центров образования
на базе сельских школ и образовательных учреждений малых городов.
НЕ ВЕРЮ
ВЕРЮ
ВЕРНО. Сеть образовательных центров «Точка роста» — это пространства, где ребята могут развивать свои таланты и учиться новому. Главная миссия центров — предоставить всем равные возможности для получения качественного образования,
независимо от места их проживания.
В России открыты около 100 инновационных образовательных центров для детей «Кванториум».
ВЕРЮ
НЕ ВЕРЮ
НЕВЕРНО. Уже функционируют 280 детских технопарков «Кванториум». Парки оснащены современным оборудованием, лабораториями и мастерскими, где можно получить практические навыки в различных областях, связанных с технологиями.
В рамках национального проекта «Образование» за четыре года (2019 — 2023) в России в образовательных организациях создано 500 тысяч новых мест дополнительного образования.
ВЕРЮ
НЕ ВЕРЮ
НЕВЕРНО. Создано более 1,2 миллиона новых мест дополнительного образования. К концу 2024 года планируется, что 80% российских ребят от 5 до 18 лет будут охвачены дополнительным образованием.
В 2023 году Министерством просвещения Российской Федерации было сформировано Всероссийское чемпионатное движение по профессиональному мастерству.
НЕ ВЕРЮ
ВЕРЮ
ВЕРНО. Движение направлено на поддержку талантливых молодых людей (старше 14 лет) и их трудоустройство в ведущие компании страны. Оно включает в себя мероприятия Чемпионата по профессиональному мастерству «Профессионалы» и Чемпионата высоких технологий.
Россия входит в топ-3 стран по итогам проведённой в 2021 году последней волны Международного исследования качества чтения и понимания текста (PIRLS) (проводится раз в пять лет).
НЕ ВЕРЮ
ВЕРЮ
ВЕРНО. Данное исследование проводится среди учащихся 4-х классов разных стран мира.
В 2023 году приняли закон о выдаче
серебряных медалей хорошистам.
НЕ ВЕРЮ
ВЕРЮ
ВЕРНО. В школы возвращается награда «За особые успехи
в учении» II степени. Выпускники, которые имеют
1-2 четвёрки, снова будут награждаться серебряными медалями. Ранее каждый регион сам решал, как поощрять таких учеников и какие давать льготы.
«Россия — моё будущее»
Новые технологии не обошли стороной и образовательную сферу, делая её с каждым годом всё технологичнее, а процесс обучения всё интереснее.
Цифровизация приходит на помощь и педагогическому составу:
у учителя сегодня появляются
новые возможности в подготовке уроков и их подаче.
«Будущее или реальность»
Игра
БУДУЩЕЕ или РЕАЛЬНОСТЬ
В России существует бесплатная образовательная социальная сеть.
БУДУЩЕЕ
РЕАЛЬНОСТЬ
РЕАЛЬНОСТЬ.
Информационно-коммуникационная платформа «Сферум», созданная Министерством просвещения и Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций (Минцифры) совместно с ведущими ИТ-компаниями страны, вот уже более двух лет делает обучение более интересным и удобным.
БУДУЩЕЕ или РЕАЛЬНОСТЬ
В разных регионах России
функционируют уникальные школы
с самыми передовыми методами обучения.
БУДУЩЕЕ
РЕАЛЬНОСТЬ
БУДУЩЕЕ.
В 2024 году начнётся строительство первых образовательных школ лидерского уровня — флагманских школ с передовыми технологиями и методиками обучения. Такие школы появятся в шести регионах. Это будут уникальные школы для талантливых ребят с возможностью проживания.
Всего до 2030 года откроется 12 таких школ.
БУДУЩЕЕ или РЕАЛЬНОСТЬ
В российских образовательных учреждениях действует программа всеобщего обучения плаванию.
БУДУЩЕЕ
РЕАЛЬНОСТЬ
БУДУЩЕЕ.
Программу «Плавание для всех» утвердили
в феврале 2024 года.
Всеобщее обучение детей и молодёжи плаванию и создание условий для этого в детских садах, школах и местах детского отдыха — основная задача программы.
До 2030 года обучение плаванию в рамках этой программы пройдут не менее
12,5 миллиона ребят.
БУДУЩЕЕ или РЕАЛЬНОСТЬ
В России работают федеральные центры цифрового образования.
БУДУЩЕЕ
РЕАЛЬНОСТЬ
РЕАЛЬНОСТЬ.
Более 260 центров цифрового образования «IT-куб» уже функционируют по всей стране.
В них ребята от 7 до 18 лет абсолютно бесплатно могут освоить образовательные программы
по ИТ-направлениям.
БУДУЩЕЕ или РЕАЛЬНОСТЬ
Для российских школьников существует программа образовательного туризма.
БУДУЩЕЕ
РЕАЛЬНОСТЬ
РЕАЛЬНОСТЬ.
Всероссийская программа образовательного и профориентационного туризма для школьников «Классная страна» стартовала в феврале 2023 года.
В разработке образовательных туристических маршрутов принимали участие сами школьники.
Авторы 25 образовательных маршрутов-победителей были награждены на выставке-форуме «Россия».
БУДУЩЕЕ или РЕАЛЬНОСТЬ
В России создано более 100 прогрессивных современных университетов.
БУДУЩЕЕ
РЕАЛЬНОСТЬ
БУДУЩЕЕ.
В рамках масштабной государственной программы по поддержке университетов «Приоритет-2030» запланировано создать минимум 100 таких университетов к 2030 году.
По инициативе Президента РФ программа будет продлена ещё на 6 лет.
БУДУЩЕЕ или РЕАЛЬНОСТЬ
В России запущен проект по вовлечению школьников в технологическое образование через мобильные игры.
БУДУЩЕЕ
РЕАЛЬНОСТЬ
РЕАЛЬНОСТЬ.
Это проект — национальная киберфизическая платформа «Берлога». Школьники могут обучаться и совершать открытия, создавать новые технологии и решать проблемы непосредственно в играх, с помощью платформы переходить из виртуального пространства в реальные технологические кружки. В пилотном режиме проект работает в Республике Башкортостан, присоединение остальных регионов планируется в 2024 году.
Узнали
о системе российского образования,
о возможностях получения и перспективах образования в нашей стране,
о профессиях, без которых сфера образования не представляется возможной,
о проектах будущего и многое другое.