СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профориентационная игра для 9 класса

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок-игра по профориентации.

Просмотр содержимого документа
«Профориентационная игра для 9 класса»

Деловая игра для старшеклассников по профориентации

«Лабиринт выбора»



Цель: сформировать представление о сложности и осознанности выбора профессии в соответствии с индивидуальными особенностями личности.

Задачи:

- активизация знаний учащихся о многообразии профессий;

- побуждение учащихся к осознанному, мотивированному выбору профессии на основе понимания своих возможностей, интересов и склонностей;

- оказание психолого-педагогической поддержки учащимся для дальнейшего личностного роста.

Методы обучения:

беседа, использование иллюстраций, ТСО, ИКТ, тестирование;

Тип урока: комбинированный

Вид урока: практическая работа

Образовательная технология: проблемно-диалогическое обучение




Ход занятия

Вступительное слово:

«У меня растут года, будет и 17! Где работать мне тогда, чем заниматься?»

- Такими строками начинается всем известное с детства стихотворение В. Маяковского «Кем быть?», написанное поэтом почти столетие назад, в далёком 1928 году, но и сегодня не теряющие своей актуальности. Каждый молодой человек, на пороге выпуска из школы делает в своей жизни самый важный выбор – выбор профессии.

- Ребята, вы согласны, что выбор профессии - самый важный выбор? Почему вы так думаете?

- Профессиональная деятельность занимает примерно третью часть жизни каждого человека. Это немало. Особенно если учесть, что ещё одну третью часть своей жизни мы проводим во сне. Заниматься столько времени любимым делом – счастье, которое вполне достижимо, нужно только правильно выбрать профессию.

С целью максимальной осознанности выбора профессии в соответствии со своими индивидуальными склонностями, интересами и возможностями , мы сегодня проводим деловую игру по профориентации «Лабиринт выбора».

Эпиграфом к нашему занятию я хочу предложить вам слова древнего мыслителя

«Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным.»

-Как понимаете выражение?

Начнём с разминки "Игровая разминка".

Цепочка слов. Педаго г – г еоло г – г еогра ф – ф ельдше р … - р…



Игра первая: К, Р, О, П (представитель команды вытягивает незаполненные карточки с заданием)
Задание: надо придумать профессии или специальности, начинающиеся на заданную букву. Если названная профессия или специальность вызывает сомнение, команда должна объяснить, чем занимается представитель данной профессии или специальности.

Задание 1 «Реклама профессии» водитель, врач,. Деление на 2 группы

Во все времена реклама была сильнейшим двигателем. Вам предлагаю сделать рекламу профессии. (работа в группе 5-7 минут) Зашита (до 2 х минут).

Молодцы, вы замечательно справились с этим заданием, сделать такую интересную рекламу могут люди, которым известны особенности данных профессии, специфика.

Совсем недавно вы приняли участие в опросе Климова, типология профессий. Каждый из вас определился к какому типу профессий относитесь. Давайте вспомним эту типологию. Задание №2

Учащиеся рассаживаются по группам. (на столах лежит классификатор профессий)

Задание 2. Распределить профессии по типам, объяснить свой выбор. (работа в группе 3минуты).

«Типы профессий»

Распределите профессии по типам, заполнив таблицу.

Водитель, биолог, оператор ПК, бухгалтер, дизайнер, социальный работник, журналист, эколог, токарь, физик, учитель, вокалист, слесарь, зоотехник, строитель, кассир, врач, декоратор, судья, верстальщик, геолог, столяр, егерь, воспитатель, визажист.

Человек - Человек

Человек - Техника

Человек - Природа

Человек - Знаковая система

Человек - Художественный образ


Давайте проверим



Игра: "САМАЯ-САМАЯ ".

- А теперь вы ответите на вопросы с элементами юмора.
Сейчас вам будут предлагаться некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны по очереди называть те профессии, которые, по нашему мнению, в наибольшей степени соответствуют данной характеристике.
Назовите профессии:

Самая зеленая (садовод, лесник, специалист по ландшафтному дизайну, цветовод-декоратор, флорист, …) .

Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе ...)

Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель...)

Самая волосатая (парикмахер...)

Самая детская (воспитатель, педиатр, детский психолог, учитель...)

Самая смешная (юморист, клоун, пародист...)

Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, аниматор,...)

Самая серьезная (не имеет право на ошибку) (сапер, хирург, разведчик, полицейский, политик, психолог...)




Уточнение понятий : профессия, специальность, должность – обогащение словаря учащихся.

  • Профессия – это род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовки и являющихся источником существования.

  • Специальность – это вид занятия в рамках одной профессии.

            • Должность – это служебная обязанность, это круг действий, возложенных на определённого человека и обязательных для исполнения




Задание 3 Распределить профессии, должности, специальности в таблице. Работа в группе 3 минуты.

Подвижная игра «Времена года»

Сядьте в группы по дню рождения.(4 группы: лето, осень, зима, весна)

- А что необходимо знать при выборе своей будущей профессии? (свои возможности, состояние здоровья, свои профессиональные интересы и склонности, требования к профессии и ситуацию на рынке труда)




Психологи советуют: при выборе профессии необходимо учитывать три фактора “хочу”, “могу” и “надо

Фактор “хочу” – это ваши желания, интересы, склонности.

Фактор “могу” - это ваши знания, способности, состояние здоровья, возможности личности…

Фактор “надо” - это, прежде всего, потребность рынка труда в кадрах.

Рациональное соотношение этих образов “хочу”, “могу”, “надо” - является формулой выбора профессии

Задание 4 "Профессиональные качества”.

- Естественно, что каждая профессия требует определенного набора   качеств, которыми должен обладать представитель данной профессии.

Сейчас мы выясним качества, присущие тем профессиям, которые   выбираете вы – будущие выпускники школы. (Дети самостоятельно анализируют и перечисляют качества заданных профессий в карточках).

Водитель

Учитель

Повар

Бухгалтер

Самообладание

Дисциплина

Ответственность 

Хорошее цветовое восприятие 

Концентрированность внимания 

Быстрота реакции

Умение быстро ориентироваться в окружающей среде

Способность реагировать на неожиданный сигнал посредством определённых движений…

Любовь к детям Гуманность                   Образованность  

Терпение  

Находчивость     Самосовершенствование

Эрудированность Интуиция Воспитанность Информированность Коммуникабельность

Милосердие…

Самосовершенствование

Образованность Ответственность   Хороший глазомер 

Хорошо развитая вкусовая память, зрительная, обонятельная.

Твердость руки, устойчивость кистей рук  

Хорошая координация движений;

Оперативность …

Терпение Собранность Информированность

Коммуникабельность

Точность Образованность

Находчивость

Тактичность Интуиция

Ответственность     Порядочность Умение оперировать

цифрами, информацией…                                       




Задание 5. Назовите профессию по предложенной характеристике.


  • Человек данной профессии осуществляет методическое руководство правовой работой на предприятии, участвует в подготовке ответов при отклонении предприятием претензий. Дает справки и консультации работникам, гражданам о текущем законодательстве, а также содействует оформлению документов и актов правового характера. Для выполнения работы необходимо иметь оперативную и долговременную память, внимательность, коммуникабельность. Обязательно высшее специальное образование.(ЮРИСТ)

  • Участвует в постройке и ремонте жилых домов, зданий и других сооружений. Рубит стены из бревен, настилает полы, устанавливает оконные рамы и двери. В своей работе использует как ручные, так и механизированные орудия труда. Человек, владеющий этой профессией, должен уметь читать чертежи, знать способы разметки и изготовления деревянных конструкций. Достаточно иметь среднее профессионально-техническое образование. (ПЛОТНИК)




В этой профессии объединяются функции инженера, художника, психофизиолога, экономиста.

Её цель – в промышленных изделиях, бытовых приборах, мебели, интерьерах квартир, офисов гармонически совместить полезность, удобство и красоту, обеспечить надежность, привлекательность и конкурентоспособность. Человек этой профессии самостоятельно или совместно с другими специалистами совершенствует уже созданные объекты, участвует в проектировании, конструировании, опытной проверке новых объектов. Для этой профессии необходимы сочетание технической и художественной одаренности, развитое наглядно-образное мышление и воображение.(ДИЗАЙНЕР)


Выполняет технические функции и поручения руководителя, применяет рациональные методы работы с посетителями и документами, способствуя тем самым успешному решению основных задач организации. Регистрирует и анализирует письма, документы, систематизирует их по степени важности, ведет телефонные переговоры, записывает и передает задания руководителя по назначению, следит за их выполнением. Человек, владеющий этой профессией, должен уметь работать на персональном компьютере, пишущей машинке, средствах оргтехники. Необходимы хорошее знание русского языка, осведомленность в вопросах психологии общения, эстетики. Желательно знание иностранного языка.(СЕКРЕТАРЬ-РЕФЕРЕНТ)


Удостоверяет сделки, оформляет наследственные права граждан, договоры, свидетельствует копии документов. В своей работе должен знать правила оформления юридических документов, нормативные и руководящие материалы по правовой деятельности, действующее законодательство. Должен иметь высшее юридическое образование.(НОТАРИУС)


Упражнение по профориентации "Основной мотив твоего выбора"

Это упражнение помогает разобраться в том, что же двигает человеком при выборе профессии (распечатка 16 основных мотивов выдается каждому участнику).
Список мотивов включает 16 фраз. Дается задание: зачеркнуть 8 из 16 мотивов, которые к тебе меньше всего относятся. У ребят остается 8 мотивов. Следующие задание - зачеркнуть 4 мотива, которые в меньшей степени руководят тобой. Потом нужно исключить еще 2 менее важных из четырех. И потом удаляем еще один из двух.

- Давайте подведем итог этого упражнения (каждый подросток зачитывает свой мотив, который остался у него не зачеркнутый). Вывод делается педагогом исходя из ответов детей.



  • Задание 6  В течение 5 минут составить перечень профессий, представители которых приняли участие в создании данных предметов: книга, хлеб, шерстяной свитер, дом из кирпича.

Подведение итогов занятия:

Рефлексия: если наше занятие вы считаете полезным для себя, интересным и нужным, если сегодня вы узнали новую информацию, подошли на один шаг ближе к своему выбору – покажите большой палец вверх, если информация для вас ненужная, бесполезная и сегодня с урока ничего вы не взяли – палец вниз.

Заключительное слово педагога:

Однажды, на вопрос: "Что же такое счастье?" прозвучал такой ответ: "Счастье - это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой", а известный советский  педагог  Константин Дмитриевич Ушинский написал: "Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то  счастье само вас отыщет". Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии. Эта проблема рано или поздно встаёт перед любым человеком, в том числе и перед вами. И я вам желаю правильного выбора профессии, которая станет вашей судьбой.

Большое спасибо за урок!







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!