СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профориентация старшеклассников в условиях школы-интерната.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профориентация старшеклассников в условиях школы-интерната.

Просмотр содержимого документа
«Профориентация старшеклассников в условиях школы-интерната.»

Профориентация старшеклассников в условиях школы-интерната.

У каждого взрослого человека есть своя история прихода к выбору профессии. Анализ жизненных ситуаций, данные статистики дают основание утверждать, что к этому выбору далеко не все подходили взвешенно и по собственному решению.

Молодое поколение видит, как быстро все меняется. В мире так много интересного, что хочется заниматься сразу всем. Родители хотят, чтобы  дети 13-17 лет определились с выбором будущей профессии. А чего хотят сами уже не дети? По мнению аналитиков, они хотят получать удовольствие от разнообразия жизни, чтобы работа приносила удовольствие и не отнимала много времени. Больше всего молодежь боится, что взрослая жизнь будет скучной и однообразной. Как устроить свою жизнь помогает профориентация.

Ведь часто бывает так: окончив профессиональное учебное заведение и начав работать, люди понимают, что это совсем не то, о чем мечтали. И если раньше учащиеся об этом задумывались ближе к окончанию школы, то теперь жизнь заставляет школьника, чуть ли не с 5 класса серьезно подходить к выбору жизненного пути. Сейчас часто стали встречаться молодые люди, иногда с улыбкой, иногда с грустью, рассказывающие о том, что их специальность, которая указана в дипломе, не соответствует той сфере деятельности, которую приходится выполнять. Не с радостью и успехом занимаются реализацией себя в этой жизни, а с грустью день ото дня выполняют дело, которое не приносит ни морального, ни материального удовлетворения. На вопрос: «Чем занят?» можно услышать ответ: «Да ничем, работаю».

Как найти свое дело? Как найти свою, но вместе с тем и ту, которая будет востребована, профессию на протяжении всей жизни. Эти вопросы особенно трудно решить детям с ОВЗ – слепым и слабовидящим. Ведь надо найти такое дело для себя, в котором он может стать лучшим в конкуренции с видящими людьми. Ведь никому не секрет, что современное общество ждет не слабого, а конкурентоспособного специалиста.

«Слепота – не приговор». Мы не знаем, кто и когда первым произнес эти слова. По своей сути, это девиз тысяч и тысяч людей, находивших во все времена силы и мужество, чтобы, вопреки недугу, быть хозяевами своей жизни, работать, мечтать, любить и быть любимыми, иными словами - жить полной грудью. История сохранила немало примеров того, как слабовидящие, а порой и полностью слепые добивались больших успехов на выбранном ими поприще.

Подготовка специалистов из числа слабовидящих и слепых, имеющих инвалидность I или II группы по зрению, ведется:

  • в библиотечных колледжах;

  • в колледжах культуры;

  • в педагогических учебных заведениях;

  • в музыкальных колледжах;

  • в профильном медицинском колледже, готовящем массажистов широкого профиля.

Многие слабовидящие и незрячие заканчивают вузы страны.

Но сейчас ситуация осложняется тем, что в наше время обучающимся очень непросто делать выбор из-за постоянно меняющейся ситуации на рынке труда, из-за нестабильности экономической ситуации, из-за незнания профессий, имеющих перспективу в будущем. Надо иметь в виду, что ежегодно появляются около 500 новых профессий, многие из которых «живут» лишь 10–15 лет, а затем либо исчезают, либо претерпевают кардинальные изменения.

Лет через 10-20 лет многих профессий не станет. Роботы и искусственный интеллект заменят врачей, бухгалтеров, юристов, маркетологов.

Уже сейчас  искусственный интеллект умеет писать продающие тексты, составлять исковые заявления, анализировать бухгалтерскую отчетность. А когда накопит достаточно данных о людях (личность, ценности, страхи, впечатления), сможет сконструировать для нас идеальный продукт, загрузить пользовательский опыт тестовой группы и предоставит возможность получить свой - не выходя из дома, благодаря виртуальной реальности.

С одной стороны это конечно угроза. А с другой - возможность реализовать себя среди востребованных профессий: разработчиков искусственного интеллекта, нейросетей, инженеров-робототехников. Эти профессии будут  актуальны до тех пор, пока программы не научатся программировать сами себя, а роботы создавать и обслуживать себе подобных. «Но это пока в недалеком будущем, а сейчас все же, нужно говорить о профессии и о сфере приложения своих талантов. Конечно, нужно показывать все многообразие мира, его динамику, развитие технологий, информировать о над и кросс профессиональных навыках, которые необходимы для успеха в карьере. Задача профориентатора состоит не только в том, чтобы диагностировать склонности ребенка "здесь и сейчас" и смоделировать оптимальную сферу их приложения через 5-6 лет. Важно спрогнозировать и динамику развития способностей ребенка, и попытаться увидеть, как изменится мир через 10-20 лет, найти место человека в новом мире", говорит Алла Носкова генеральный директор сайта Поступи Онлайн.

Я считаю, не столь важно заложить в слепом ребенке интерес и любовь к какой-то конкретной профессии, сколько необходимо развивать в нем определенные, присущие именно ему способности и таланты, научить применять их в жизни. Сориентировать сегодняшнего школьника с ОВЗ на завтрашний день, научить его трудиться и получать удовлетворение от плодов его труда. Адекватно оценивать свои реальные возможности, не завышать претензии к миру. Развивать креативность, учить генерировать новые идеи. Ведь может случиться, что ресурсы будут доступны всем, и уютней всего устроится тот, кто сможет их эффективней использовать на благо себя и мира.

Одним из наиболее сложных, требующих особого внимания этапов

профориентационной ориентации слепых и слабовидящих учащихся, профессиональная диагностика – изучение и оценка потенциальных профессиональных возможностей учащихся для установления степени соответствия его выбранным трудовым функциям с учетом своих возможностей. Особое место среди методов профессиональной диагностики занимают электронные тесты по профориентации. Комплект тестов на выявление трудовых склонностей и личностных характеристик значительно облегчает деятельность воспитателя, освобождая его от бумажной работы.

Эти автоматизированные методики позволяют получить мгновенные результаты исследований и аналитических выводов. А это более интересно ребятам получать мгновенные результаты, делать выводы, искать новые направления своего развития без потери времени, без обид на тестирующего, без сомнений, а вдруг это взрослые просто не справедливо меня оценивают. И что особенно важно в нынешнее сложное время во время пандемии, как будет востребована профессия в кризисное время. Предложить обучающимся подросткам рассматривать вариант развития себя в нескольких направлениях.

И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!