СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактика жестокого обращения с детьми

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Профилактика жестокого обращения с детьми»

    Жестокое обращение с детьми       Харченко Наталья Валентиновна

Жестокое обращение с детьми

Харченко Наталья Валентиновна

Жестокое обращение с детьми  Жестокое обращение, насилие над детьми - это одно из самых тяжелых преступлений и, к сожалению, довольно распространенное, особенно в неблагополучных семьях, а также в детских учреждениях Жестокое обращение (а это несовершеннолетние граждане от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемое родителями, опекунами, попечителями (другими членами семьи ребенка), педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка  По степени тяжести выделяют 4 уровня насилия над детьми: Пренебрежение нуждами Эмоциональное Физическое Сексуальное

Жестокое обращение с детьми

Жестокое обращение, насилие над детьми - это одно из самых тяжелых преступлений и, к сожалению, довольно распространенное, особенно в неблагополучных семьях, а также в детских учреждениях

Жестокое обращение (а это несовершеннолетние граждане от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемое родителями, опекунами, попечителями (другими членами семьи ребенка), педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка

По степени тяжести выделяют 4 уровня насилия над детьми:

Пренебрежение нуждами

Эмоциональное

Физическое

Сексуальное

Жестокое обращение с детьми Пренебрежение нуждами - когда игнорируются жизненные потребности ребенка (не кормят, не одевают, запирают в доме, не играют, не покупают игрушек, не разговаривают, не следят за чистотой и т.п.).  При этом необходимо отметить, что от пренебрежения нуждами по статистике умирает больше детей, чем от прямой агрессии

Жестокое обращение с детьми

Пренебрежение нуждами - когда игнорируются жизненные потребности ребенка (не кормят, не одевают, запирают в доме, не играют, не покупают игрушек, не разговаривают, не следят за чистотой и т.п.). При этом необходимо отметить, что от пренебрежения нуждами по статистике умирает больше детей, чем от прямой агрессии

 Специфические типы пренебрежения    1) отказ от детей 2) отсутствие внимания к детям, предоставлены сами себе 3) пренебрежительное отношение к образованию, когда ребенок часто отсутствует на школьных занятиях 4) отсутствие заботы о здоровье ребенка, лишение ребенка медицинского обслуживания

Специфические типы пренебрежения

1) отказ от детей

2) отсутствие внимания к детям, предоставлены сами себе

3) пренебрежительное отношение к образованию, когда ребенок часто отсутствует на школьных занятиях

4) отсутствие заботы о здоровье ребенка, лишение ребенка медицинского обслуживания

Некоторые признаки небрежного отношения  Внешний облик ребенка:  постоянно немытый.  одежда грязная, не соответствует погодным условиям, возрасту, размеру  спутанные волосы   Состояние здоровья:  плохо выглядит из-за плохого питания:  недостаток веса  безразличие, вялость.  задержка роста  задержка психического и речевого развития   Привычки, связанные с едой:  попрошайничает, крадет и прячет еду  постоянно голоден  не знаком с типичными детскими продуктами  Поведение.  Хронические прогулы школьных занятий   Некоторые признаки глубокого небрежения.  Отсутствие медицинского ухода:  нехватка внимания к проблемам здоровья.  отсутствие лечения по поводу нарушения процесса питания  отсутствие лечения по поводу серьезных и хронических состояний организма.

Некоторые признаки небрежного отношения

Внешний облик ребенка:

постоянно немытый.

одежда грязная, не соответствует погодным условиям, возрасту, размеру

спутанные волосы

Состояние здоровья:

плохо выглядит из-за плохого питания:

недостаток веса

безразличие, вялость.

задержка роста

задержка психического и речевого развития

Привычки, связанные с едой:

попрошайничает, крадет и прячет еду

постоянно голоден

не знаком с типичными детскими продуктами

Поведение.

Хронические прогулы школьных занятий

Некоторые признаки глубокого небрежения.

Отсутствие медицинского ухода:

нехватка внимания к проблемам здоровья.

отсутствие лечения по поводу нарушения процесса питания

отсутствие лечения по поводу серьезных и хронических состояний организма.

Жестокое обращение с детьми  Эмоциональное насилие - это когда ребенка оскорбляют словами, сюда же относятся обвинения, угрозы, издевательства и высмеивания, а также отсутствие эмоционального тепла, перекладывание на ребенка ответственности за то, в чем он не виноват.

Жестокое обращение с детьми

Эмоциональное насилие - это когда ребенка оскорбляют словами, сюда же относятся обвинения, угрозы, издевательства и высмеивания, а также отсутствие эмоционального тепла, перекладывание на ребенка ответственности за то, в чем он не виноват.

Некоторые признаки эмоционального насилия   Нарушение формирования режима и привычек: нарушение сна энурез нарушение аппетита сдерживание в игре Расстройство контроля: истерия разрушительное поведение жестокость воровство

Некоторые признаки эмоционального насилия

Нарушение формирования режима и привычек:

нарушение сна

энурез

нарушение аппетита

сдерживание в игре

Расстройство контроля:

истерия

разрушительное поведение

жестокость

воровство

Жестокое обращение с детьми  Физическое насилие это чаще всего побои, затрещины и различные телесные повреждения от родителей, других взрослых или детей.

Жестокое обращение с детьми

Физическое насилие это чаще всего побои, затрещины и различные телесные повреждения от родителей, других взрослых или детей.

Некоторые признаки физического насилия  Кровоподтеки и рубцы: необъяснимые, необычные, вызывающие подозрение, неслучайные следы человеческих рук; регулярно появляются после продолжительного отсутствия ребенка (во время выходных, каникул) любые синяки у младенца  Ожоги, в том числе следы от сигары или сигарет  Переломы: путаница в объяснениях причины повторный перелом на том же месте необъяснимые разрывы или ссадины  Поведение ребенка  Настороженно относится к контактам со взрослыми: отказывается, отстраняется от контакта, отходит назад при прикосновении или приближении взрослого страх раздевания, реакция страха на любые резкие движения  Проявляет беспокойство и тревогу: когда плачут другие дети в отношении обычных занятий, например, приема пищи, сна (ночные кошмары)  Проявляет страх: защищается от боли, подавляя или блокируя неприятные воспоминания  Демонстрирует экстремальное поведение: чрезмерная агрессивность чрезмерное отстранение неприятное, вредное или разрушительное поведение

Некоторые признаки физического насилия

Кровоподтеки и рубцы:

необъяснимые, необычные, вызывающие подозрение, неслучайные следы человеческих рук; регулярно появляются после продолжительного отсутствия ребенка (во время выходных, каникул)

любые синяки у младенца

Ожоги, в том числе следы от сигары или сигарет

Переломы:

путаница в объяснениях причины

повторный перелом на том же месте

необъяснимые разрывы или ссадины

Поведение ребенка

Настороженно относится к контактам со взрослыми:

отказывается, отстраняется от контакта, отходит назад при прикосновении или приближении взрослого

страх раздевания, реакция страха на любые резкие движения

Проявляет беспокойство и тревогу:

когда плачут другие дети

в отношении обычных занятий, например, приема пищи, сна (ночные кошмары)

Проявляет страх:

защищается от боли, подавляя или блокируя неприятные воспоминания

Демонстрирует экстремальное поведение:

чрезмерная агрессивность

чрезмерное отстранение

неприятное, вредное или разрушительное поведение

Жестокое обращение с детьми Сексуальное насилие - любое сексуальное действие по отношению к ребенку: прикосновения к гениталиям, эротические поцелуи, требование от ребенка этих действий, половой акт. Сюда же относятся наблюдения за действиями сексуального характера, показывание детям порнографии и привлечение их к таким съемкам, привлечение к проституции и др.

Жестокое обращение с детьми

Сексуальное насилие - любое сексуальное действие по отношению к ребенку: прикосновения к гениталиям, эротические поцелуи, требование от ребенка этих действий, половой акт. Сюда же относятся наблюдения за действиями сексуального характера, показывание детям порнографии и привлечение их к таким съемкам, привлечение к проституции и др.

Некоторые признаки сексуального насилия   Сексуальное поведение: демонстрирует странное, необычное для его возраста, искушенное знание или поведение в вопросах взаимоотношения полов (чем меньше возраст ребенка, тем явственнее выступает данный признак) использует большое количество элементов сексуальной игры в отношении себя или своих игрушек инициирует сексуальную игру в общении с другими детьми  Отношения с другими людьми: плохие, в целом, отношения с другими детьми нежелание участвовать в деятельности, связанной с физической активностью чрезмерно уступчив  Эмоциональное состояние: кажется отстраненным, погруженным в свои фантазии или необычно инфантильным регрессивное поведение постоянное депрессивное состояние поведение, соответствующее поведению взрослого человека побеги из дома. разговоры о суициде

Некоторые признаки сексуального насилия

Сексуальное поведение:

демонстрирует странное, необычное для его возраста, искушенное знание или поведение в вопросах взаимоотношения полов (чем меньше возраст ребенка, тем явственнее выступает данный признак)

использует большое количество элементов сексуальной игры в отношении себя или своих игрушек

инициирует сексуальную игру в общении с другими детьми

Отношения с другими людьми:

плохие, в целом, отношения с другими детьми

нежелание участвовать в деятельности, связанной с физической активностью

чрезмерно уступчив

Эмоциональное состояние:

кажется отстраненным, погруженным в свои фантазии или необычно инфантильным

регрессивное поведение

постоянное депрессивное состояние

поведение, соответствующее поведению взрослого человека

побеги из дома.

разговоры о суициде

Последствия жестокого обращения и насилия на детей школьного возраста     Эмоционально отстранены и стремятся своими словами и поступками показать, что они в состоянии самостоятельно заботиться о себе  чувствуют себя неполноценными и недостойными общения с другими детьми  характерны частые эмоциональные вспышки, неспособность спокойно работать на уроках и другие неадекватные способы реагирования  может развиться хроническая тревога или депрессия  В социальном плане: «ролевая инверсия» (перестановка) у детей школьного возраста обычно является одним из показателей того, что они подвергаются насилию  трудности с обучением  ребенок может прибегать к асоциальным поступкам — бить других детей, ломать предметы, ругаться, обзываться, лгать и воровать

Последствия жестокого обращения и насилия на детей школьного возраста

Эмоционально отстранены и стремятся своими словами и поступками показать, что они в состоянии самостоятельно заботиться о себе

чувствуют себя неполноценными и недостойными общения с другими детьми

характерны частые эмоциональные вспышки, неспособность спокойно работать на уроках и другие неадекватные способы реагирования

может развиться хроническая тревога или депрессия

В социальном плане: «ролевая инверсия» (перестановка) у детей школьного возраста обычно является одним из показателей того, что они подвергаются насилию

трудности с обучением

ребенок может прибегать к асоциальным поступкам — бить других детей, ломать предметы, ругаться, обзываться, лгать и воровать

Факторы риска, способствующие жестокому обращению с детьми  Факторами риска являются:  - неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов или мачех  - наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы  - безработица, постоянные финансовые трудности  - постоянные супружеские конфликты  - статус беженцев, вынужденных переселенцев  - низкий уровень культуры, образования, негативные семейные традиции  - нежеланный ребенок  - умственные или физические недостатки ребенка  - «трудный» ребенок

Факторы риска, способствующие жестокому обращению с детьми

Факторами риска являются:

- неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов или мачех

- наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы

- безработица, постоянные финансовые трудности

- постоянные супружеские конфликты

- статус беженцев, вынужденных переселенцев

- низкий уровень культуры, образования, негативные семейные традиции

- нежеланный ребенок

- умственные или физические недостатки ребенка

- «трудный» ребенок

Факторы риска, способствующие жестокому обращению с детьми  « Неправильное воспитание» (дефекты воспитания) следует рассматривать как важное условие для возникновения психогенных расстройств, как фактор, подготавливающий «психологическую почву»  Признаки неправильного воспитания:  - инверсия воспитательных ролей (бабушка исполняет роль матери),  - конфликтный характер воспитания,  - преобладание рационального аспекта, отношение к детям как к «почти взрослым»  - недостаточное внимание к половым аспектам в формировании личности детей  - шаблонность, схематизм, недостаток индивидуализации  - разрыв между словом и делом  - дефицит «душевной щедрости»  - несоответствие повышенных ожиданий и требований родителей реальным психофизическим возможностям ребенка  - негибкость  - несогласованность

Факторы риска, способствующие жестокому обращению с детьми

« Неправильное воспитание» (дефекты воспитания) следует рассматривать как важное условие для возникновения психогенных расстройств, как фактор, подготавливающий «психологическую почву»

Признаки неправильного воспитания:

- инверсия воспитательных ролей (бабушка исполняет роль матери),

- конфликтный характер воспитания,

- преобладание рационального аспекта, отношение к детям как к «почти взрослым»

- недостаточное внимание к половым аспектам в формировании личности детей

- шаблонность, схематизм, недостаток индивидуализации

- разрыв между словом и делом

- дефицит «душевной щедрости»

- несоответствие повышенных ожиданий и требований родителей реальным психофизическим возможностям ребенка

- негибкость

- несогласованность

Факторы риска, способствующие жестокому обращению с детьми  А. Личко и К. Леонгард выявили наиболее неблагоприятные сочетания воспитательных тенденций, влияющих на развитие ребенка, формирование отклоняющегося поведения:   Гипопротекция – безнадзорность, недостаток опеки   Эмоциональное отвержение   Повышенная моральная ответственность (на ребенка возлагают надежды, которые он не в силах оправдать, обязанности, которые он не в состоянии выполнить)   Неустойчивый, противоречивый стиль воспитания (резкая смена стиля, переход от либерального к авторитарному и обратно, от внимания к отвержению)

Факторы риска, способствующие жестокому обращению с детьми

А. Личко и К. Леонгард выявили наиболее неблагоприятные сочетания воспитательных тенденций, влияющих на развитие ребенка, формирование отклоняющегося поведения:

Гипопротекция – безнадзорность, недостаток опеки

Эмоциональное отвержение

Повышенная моральная ответственность (на ребенка возлагают надежды, которые он не в силах оправдать, обязанности, которые он не в состоянии выполнить)

Неустойчивый, противоречивый стиль воспитания (резкая смена стиля, переход от либерального к авторитарному и обратно, от внимания к отвержению)

Технологии психолого-социальной помощи семье  Первый этап:  Работа с семьей начинается с проведения тщательного обследования семьи, диагностики семейных проблем и ресурсов.  В процессе диагностики необходимо основываться на следующих системных принципах:  плохое обращение с ребенком рассматривается как один из аспектов функционирования неблагополучной семьи;  диагностика направлена на всех членов семьи  признается, что потребности есть у всех членов семьи, и что каждый их них может быть в некотором смысле жертвой  важно помнить, что в семье нет одного виноватого, каждый член семьи по своему страдает  доброжелательно и уважительно относится к семье, учитывает ее чувства и права  диагностика не нацелена на определение вины

Технологии психолого-социальной помощи семье

Первый этап:

Работа с семьей начинается с проведения тщательного обследования семьи, диагностики семейных проблем и ресурсов.

В процессе диагностики необходимо основываться на следующих системных принципах:

плохое обращение с ребенком рассматривается как один из аспектов функционирования неблагополучной семьи;

диагностика направлена на всех членов семьи

признается, что потребности есть у всех членов семьи, и что каждый их них может быть в некотором смысле жертвой

важно помнить, что в семье нет одного виноватого, каждый член семьи по своему страдает

доброжелательно и уважительно относится к семье, учитывает ее чувства и права

диагностика не нацелена на определение вины

Технологии психолого-социальной помощи семье  Второй этап: планирование работы с неблагополучной семьей  достижение соглашения с семьей по поводу потребностей ребенка и семьи  согласовать цели, выделять краткосрочные, промежуточные и долгосрочные цели  оценить ресурсы, необходимые для достижения целей (с опорой преимущественно на ресурсы семьи

Технологии психолого-социальной помощи семье

Второй этап: планирование работы с неблагополучной семьей

достижение соглашения с семьей по поводу потребностей ребенка и семьи

согласовать цели, выделять краткосрочные, промежуточные и долгосрочные цели

оценить ресурсы, необходимые для достижения целей (с опорой преимущественно на ресурсы семьи


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!