Жестокое обращение с детьми
Харченко Наталья Валентиновна
Жестокое обращение с детьми
Жестокое обращение, насилие над детьми - это одно из самых тяжелых преступлений и, к сожалению, довольно распространенное, особенно в неблагополучных семьях, а также в детских учреждениях
Жестокое обращение (а это несовершеннолетние граждане от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемое родителями, опекунами, попечителями (другими членами семьи ребенка), педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка
По степени тяжести выделяют 4 уровня насилия над детьми:
Пренебрежение нуждами
Эмоциональное
Физическое
Сексуальное
Жестокое обращение с детьми
Пренебрежение нуждами - когда игнорируются жизненные потребности ребенка (не кормят, не одевают, запирают в доме, не играют, не покупают игрушек, не разговаривают, не следят за чистотой и т.п.). При этом необходимо отметить, что от пренебрежения нуждами по статистике умирает больше детей, чем от прямой агрессии
Специфические типы пренебрежения
1) отказ от детей
2) отсутствие внимания к детям, предоставлены сами себе
3) пренебрежительное отношение к образованию, когда ребенок часто отсутствует на школьных занятиях
4) отсутствие заботы о здоровье ребенка, лишение ребенка медицинского обслуживания
Некоторые признаки небрежного отношения
Внешний облик ребенка:
постоянно немытый.
одежда грязная, не соответствует погодным условиям, возрасту, размеру
спутанные волосы
Состояние здоровья:
плохо выглядит из-за плохого питания:
недостаток веса
безразличие, вялость.
задержка роста
задержка психического и речевого развития
Привычки, связанные с едой:
попрошайничает, крадет и прячет еду
постоянно голоден
не знаком с типичными детскими продуктами
Поведение.
Хронические прогулы школьных занятий
Некоторые признаки глубокого небрежения.
Отсутствие медицинского ухода:
нехватка внимания к проблемам здоровья.
отсутствие лечения по поводу нарушения процесса питания
отсутствие лечения по поводу серьезных и хронических состояний организма.
Жестокое обращение с детьми
Эмоциональное насилие - это когда ребенка оскорбляют словами, сюда же относятся обвинения, угрозы, издевательства и высмеивания, а также отсутствие эмоционального тепла, перекладывание на ребенка ответственности за то, в чем он не виноват.
Некоторые признаки эмоционального насилия
Нарушение формирования режима и привычек:
нарушение сна
энурез
нарушение аппетита
сдерживание в игре
Расстройство контроля:
истерия
разрушительное поведение
жестокость
воровство
Жестокое обращение с детьми
Физическое насилие это чаще всего побои, затрещины и различные телесные повреждения от родителей, других взрослых или детей.
Некоторые признаки физического насилия
Кровоподтеки и рубцы:
необъяснимые, необычные, вызывающие подозрение, неслучайные следы человеческих рук; регулярно появляются после продолжительного отсутствия ребенка (во время выходных, каникул)
любые синяки у младенца
Ожоги, в том числе следы от сигары или сигарет
Переломы:
путаница в объяснениях причины
повторный перелом на том же месте
необъяснимые разрывы или ссадины
Поведение ребенка
Настороженно относится к контактам со взрослыми:
отказывается, отстраняется от контакта, отходит назад при прикосновении или приближении взрослого
страх раздевания, реакция страха на любые резкие движения
Проявляет беспокойство и тревогу:
когда плачут другие дети
в отношении обычных занятий, например, приема пищи, сна (ночные кошмары)
Проявляет страх:
защищается от боли, подавляя или блокируя неприятные воспоминания
Демонстрирует экстремальное поведение:
чрезмерная агрессивность
чрезмерное отстранение
неприятное, вредное или разрушительное поведение
Жестокое обращение с детьми
Сексуальное насилие - любое сексуальное действие по отношению к ребенку: прикосновения к гениталиям, эротические поцелуи, требование от ребенка этих действий, половой акт. Сюда же относятся наблюдения за действиями сексуального характера, показывание детям порнографии и привлечение их к таким съемкам, привлечение к проституции и др.
Некоторые признаки сексуального насилия
Сексуальное поведение:
демонстрирует странное, необычное для его возраста, искушенное знание или поведение в вопросах взаимоотношения полов (чем меньше возраст ребенка, тем явственнее выступает данный признак)
использует большое количество элементов сексуальной игры в отношении себя или своих игрушек
инициирует сексуальную игру в общении с другими детьми
Отношения с другими людьми:
плохие, в целом, отношения с другими детьми
нежелание участвовать в деятельности, связанной с физической активностью
чрезмерно уступчив
Эмоциональное состояние:
кажется отстраненным, погруженным в свои фантазии или необычно инфантильным
регрессивное поведение
постоянное депрессивное состояние
поведение, соответствующее поведению взрослого человека
побеги из дома.
разговоры о суициде
Последствия жестокого обращения и насилия на детей школьного возраста
Эмоционально отстранены и стремятся своими словами и поступками показать, что они в состоянии самостоятельно заботиться о себе
чувствуют себя неполноценными и недостойными общения с другими детьми
характерны частые эмоциональные вспышки, неспособность спокойно работать на уроках и другие неадекватные способы реагирования
может развиться хроническая тревога или депрессия
В социальном плане: «ролевая инверсия» (перестановка) у детей школьного возраста обычно является одним из показателей того, что они подвергаются насилию
трудности с обучением
ребенок может прибегать к асоциальным поступкам — бить других детей, ломать предметы, ругаться, обзываться, лгать и воровать
Факторы риска, способствующие жестокому обращению с детьми
Факторами риска являются:
- неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов или мачех
- наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы
- безработица, постоянные финансовые трудности
- постоянные супружеские конфликты
- статус беженцев, вынужденных переселенцев
- низкий уровень культуры, образования, негативные семейные традиции
- нежеланный ребенок
- умственные или физические недостатки ребенка
- «трудный» ребенок
Факторы риска, способствующие жестокому обращению с детьми
« Неправильное воспитание» (дефекты воспитания) следует рассматривать как важное условие для возникновения психогенных расстройств, как фактор, подготавливающий «психологическую почву»
Признаки неправильного воспитания:
- инверсия воспитательных ролей (бабушка исполняет роль матери),
- конфликтный характер воспитания,
- преобладание рационального аспекта, отношение к детям как к «почти взрослым»
- недостаточное внимание к половым аспектам в формировании личности детей
- шаблонность, схематизм, недостаток индивидуализации
- разрыв между словом и делом
- дефицит «душевной щедрости»
- несоответствие повышенных ожиданий и требований родителей реальным психофизическим возможностям ребенка
- негибкость
- несогласованность
Факторы риска, способствующие жестокому обращению с детьми
А. Личко и К. Леонгард выявили наиболее неблагоприятные сочетания воспитательных тенденций, влияющих на развитие ребенка, формирование отклоняющегося поведения:
Гипопротекция – безнадзорность, недостаток опеки
Эмоциональное отвержение
Повышенная моральная ответственность (на ребенка возлагают надежды, которые он не в силах оправдать, обязанности, которые он не в состоянии выполнить)
Неустойчивый, противоречивый стиль воспитания (резкая смена стиля, переход от либерального к авторитарному и обратно, от внимания к отвержению)
Технологии психолого-социальной помощи семье
Первый этап:
Работа с семьей начинается с проведения тщательного обследования семьи, диагностики семейных проблем и ресурсов.
В процессе диагностики необходимо основываться на следующих системных принципах:
плохое обращение с ребенком рассматривается как один из аспектов функционирования неблагополучной семьи;
диагностика направлена на всех членов семьи
признается, что потребности есть у всех членов семьи, и что каждый их них может быть в некотором смысле жертвой
важно помнить, что в семье нет одного виноватого, каждый член семьи по своему страдает
доброжелательно и уважительно относится к семье, учитывает ее чувства и права
диагностика не нацелена на определение вины
Технологии психолого-социальной помощи семье
Второй этап: планирование работы с неблагополучной семьей
достижение соглашения с семьей по поводу потребностей ребенка и семьи
согласовать цели, выделять краткосрочные, промежуточные и долгосрочные цели
оценить ресурсы, необходимые для достижения целей (с опорой преимущественно на ресурсы семьи