СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактика суицидального поведения

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Профилактика суицидального поведения»

Тема. «Ценность жизни»

Цель. Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних.

Задачи. Формирование адаптивного отношения к жизни, стрессоустойчивости, осознание ценности жизни; развитие навыков взаимодействия, общения, сплочение коллектив; сформировать отношение к кризису как к возможности для саморазвития. Разработать стратегию поведения в кризисной ситуации.


1. Вступительное слово

Мы поговорим с вами сегодня о кризисных ситуациях и о том, как из них выйти. Слава Богу, такие ситуации случаются в нашей жизни нечасто, но когда они случаются, то способны перевернуть всю нашу жизнь вверх тормашками.

А пока давайте начнем наше занятие с простого и веселого упражнения.


2. Упражнение. «Найди и коснись»

Пояснение: Это упражнение – великолепный «миксер», с помощью которого участники перемешиваются, контактируют между собой, обращая при этом внимание на разные аспекты действительности. Игра развивает внимательное отношение к окружающим, активизирует наблюдательность и аналитические способности.

Инструкция: В этой игре я предлагаю вам расхаживать по классу и касаться руками разных вещей. Некоторые задания будут очень легкими, а некоторые, возможно, заставят вас задуматься, но вы должны быстро сообразить и выпутаться из этой ситуации. В этом упражнении главное – темп! Готовы?

Итак, найдите и коснитесь:

чего-либо красного;

холодного на ощупь;

шершавого;

круглого;

железного;

прозрачного;

чего-нибудь из золота;

до плеча одноклассника;

Это упражнение для разогрева, оно не требует обсуждения. В конце похвалите группу и плавно перейдите к следующему упражнению.

3. Мозговой штурм «Жизнь это...»

Цель. Осознать ценность жизни; развивать умения находить позитивные стороны жизни.

Обучающиеся записывают свои ассоциации к слову жизнь на звездах и приклеивают на ватман с изображением фейерверка.

Обсуждение.

Может ли жизнь состоять только из радости или только из горя?

Как вы понимаете фразу «Оптимист думает, что жизнь – это радость и счастье. Пессимист, напротив, видит трагедию и печаль. Реалист уверен, что жизнь – это и радость, и печаль, и трагедия, и счастье».

4. Практикум «Тренинг разрешения проблемных ситуаций».

Цели: Проанализировать конструктивные и неконструктивные способы выхода из сложных ситуаций; актуализировать активную позицию участников в решении проблем конструктивными способами и дать некий алгоритм, который может помочь в построении стратегии разрешения проблемной ситуации; развитие навыков помощи себе и другим в сложной ситуации.

Способов поведения в кризисных ситуациях существует много. Очень не просто сразу понять, насколько эффективен тот или иной способ поведения. Чтобы сориентироваться и выбрать наиболее эффективный способ поведения, вам предоставляется возможность пройти некую подготовку в «полевых условиях».

Мозговой штурм. Какие жизненные трудности, проблемные, критические ситуации могут произойти в жизни молодежи, людей вашего возраста? Каковы типичные способы поведения людей в данных ситуациях? (Записи ведущего на доске).

Как я обычно веду себя в критической ситуации? (Вопрос для самоанализа).

Распределение всех названных способов на конструктивные и неконструктивные.

Последствия неконструктивных способов (употребление алкоголя, психоактивных веществ, суицид): сохраняется и накапливается напряжение; есть уход от проблемы, но нет решения, могут возникнуть и негативные последствия; употребление ПАВ - это болото, из которого не выбраться; самоуничтожение не ведет к разрешению проблемы.

5. Упражнение «Способы улучшения настроения»

Цель: Развивать навыки взаимодействия; формировать адаптивное отношение к жизни, стрессоустойчивость.

Обучающиеся записывают свои способы улучшения настроения на звездах и приклеивают на ватман с изображением веселого смайлика.

Обсуждение.

Каким из перечисленных методов вы пользуетесь?

Какие помогают лучше?

Наше поведение целиком зависит от того, как мы настроены.

Когда настроение хорошее, мы терпимее относимся к тому, что, быть может, нам не совсем по душе. Нам кажется, что жизнь складывается хорошо, мы более энергичны. Эта энергия помогает нам хорошо учиться, находить контакт и со сверстниками, и со взрослыми.

Когда настроение плохое, у нас вырабатывается негативное отношение к действительности. В наших словах и поступках отражаются наши страхи, раздражение, у нас почти наверняка возникают проблемы с другими людьми. У нас угрюмый, недовольный вид. В такое время человек ведёт себя так, будто ненавидит весь мир. А окружающим неприятно общаться с таким человеком, и они отворачиваются от него.

6. Дискуссия по методу Джеффа. Учащимся зачитываются различные утверждения, и предлагается обозначить свою точку зрения по каждому из них, встав под табличку «ЗА» в одном углу комнаты, или под табличку «ПРОТИВ» в другом углу. Утверждения:

1. Судьба, определенно, не справедлива ко мне;

2. Лучше вообще не жить, чем жить плохо;

3. Если человек совершил какой-то промах в обществе, то об этом будут помнить все и всегда;

4. Если мои родные не пытаются меня понять и принять, я их могу наказать тем, что покончу с собой – пусть знают!

5. Суицид – это лучший способ быстро и навсегда избавиться от накопившихся проблем.

В процессе выполнения упражнения ведущий способствует обсуждению и анализу различных мнений ребят по каждому утверждению и нахождению реальных жизненных, литературных примеров. При этом строго соблюдается принцип безоценочности высказываний.

Как вы считаете, почему люди совершают этот шаг? Какими мотивами они руководствуются? (Размышления и ответы учащихся)

7. Теория «Стратегии выхода из кризисной ситуации»

Существует четыре основных стратегии поведения в кризисных ситуациях:

1) Преобразование.

Мы пытаемся что-то изменить в сложившейся ситуации, ищем ресурсы - внутренние или внешние. Стараемся. Боремся. Занимаем активную позицию. Это самый эффективный способ выхода из кризиса. Есть такая притча о лягушке, которая попала в кувшин с молоком. Она стала так сильно барахтаться, что молоко преобразовалось в масло, и она спаслась.

2) Приспособление.

Мы приспосабливаемся к кризису, адаптируемся к нему, спокойно ждем, что он с нами сделает. Мы как бы плывем по течению (в случае с опускающимся потолком - ложимся и ждем).

3) Поиск защиты.

Мы ищем защиты и помощи у других людей или у себя (становимся агрессивны).

Что же делать, если человек находится в состоянии кризиса? Как ему помочь? Ведь бесполезно ему говорить: «Успокойся!», «Все будет хорошо», «Это пустяк». Такие слова вряд ли на него подействуют.

В таких ситуациях хорошо применять некоторые формы активного слушания. Они позволяют просто слушать собеседника, показывая ему тем самым, что он не один, что мы готовы его поддержать.

мы даем понять собеседнику, что он не один, когда просто слушаем его;

не прерываем рассказ собеседника, пока он не «остынет»; применяем «ага-угу реакции» (такие фразы, как «да-да, угу, ну конечно…»);

когда собеседник прекращает говорить, задаем уточняющие вопросы;

главная задача – оставаться спокойным и не заразиться от собеседника его эмоциями.

Такое слушание позволяет:

показать собеседнику, что мы его слушаем; дать время собеседнику успокоиться.

4) Саморазрушение.

Это алкоголизм, наркозависимость, суицид и др.

8. Аутотренинг.

Существуют техники, которые помогают выйти из кризисной ситуации. Одна из таких техник называется Аутотренинг. Она доступна каждому человеку. Аутотренинг можно активно использовать, когда вы ощущаете себя одиноким и неспособным выйти из кризиса, когда вы думаете, что у вас нет сил и нет рядом людей, которые бы вас поддержали…

Попробуйте в эти минуты остаться с собой наедине, включите спокойную музыку, и вы обязательно отыщите внутренние ресурсы, которые помогут вам справиться с этой ситуацией.

Давайте попробуем сейчас ощутить на себе действие этой техники.

Пояснение: Включите спокойную музыку. Настройте ребят на серьезный лад, попросите их ничего не говорить во время этого упражнения. Скажите, что если кого-то не затронет это упражнение, не нужно портить его для остальных участников. Просто пусть посидят тихо до конца упражнения. Объясните: для того, чтобы проникнуться этим упражнением, надо внимательно слушать голос ведущего и делать то, что он говорит.

Ведущий должен заранее потренироваться в чтении текста, чтобы на самом занятии не запинаться и не торопиться!

Инструкция: Пожалуйста, сядьте так, чтобы вам было удобно. Закройте глаза.

Далее ведущий говорит под медитативную музыку размеренным, спокойным голосом. Не торопитесь! Делайте паузы между предложениями (где-то секунд 5-10).

Дышите ровно! Расслабьтесь! Вы ощущаете приятную тяжесть в руках и ногах. Ваши веки становятся тяжелыми. Дышите ровно и глубоко. Вы ощущаете приятное тепло в вашем теле. Вы ощущаете приятную тяжесть в руках и ногах. Ваши веки становятся еще тяжелее… Дышите ровно и глубоко… Вдох… Выдох… Вдох… Выдох… Вы перестаете ощущать свои ноги и руки. Вы как будто парите в воздухе. Вы ощущаете невероятную легкость. Такую легкость, что вот-вот полетите… Перед вашими глазами всплывают самые приятные случаи из вашей жизни… Вы вспоминаете и видите перед собой самое приятное, самое хорошее, что случилось с вами за последнее время…Вы видите ситуации, с которыми вы когда-то с успехом справились,… Зарядитесь от них силой и уверенностью, энергией и бодростью… Почувствуйте уверенность в себе! Найдите место этой силе в вашем теле… Это ваш неисчерпаемый запас! Когда вам будет плохо, вы сможете обратиться к нему, и он вам поможет,… Почувствуйте, как вы сильны! Насладитесь этим ощущением…Вы как будто стоите на высокой-высокой скале, и весь мир принадлежит вам! (дайте ребятам секунд 20-30) Это очень приятное ощущение!

Теперь представьте себе по очереди каждого из нас. Вы чувствуете себя полным бодрости и энергии. Сейчас я буду считать до трех… И как только я произнесу слово «три», вы откроете глаза и будете ощущать себя свежим и бодрым, способным справиться с любыми невзгодами… Раз, два, три…

Анализ упражнения:

Поделитесь своими ощущениями, чувствами от упражнения? Удалось ли следовать за моим голосом?

Кому понравилось? А кого «не зацепило»?

Аутотренинг – это специфическая техника, и она действительно может подходить не всем. Однако мы привыкли разговаривать как бы сами с собой, когда находимся наедине. И в кризисных ситуациях этот голос может стать нашим единственным помощником.

К аутотренингу необходимо привыкнуть. Его можно проводить и индивидуально, говоря себе, что «вы обязательно справитесь, обязательно найдете решение, выход их трудной жизненной ситуации». Подбадривайте себя. Ведь вы действительно в силах изменить любую ситуацию!

9. Упражнение «Весы»

Перед упражнением, психолог раздает учащимся сердечки из бумаги.

На столе у меня стоят весы - это весы жизни. Одну чашу весов назовем строчкой из песни «Я люблю тебя жизнь!» а другую чашу, также строчкой из песни «А нам все равно…». Я хочу, чтобы вы свое бумажное сердечко положили на ту чашу весов, на которую вам подсказывает ваше сердце, ваше внутренне состояние, ваше будущее.

10. Рефлексия «Самое важное сегодня…»

Я буду считать, что сегодняшнее занятие прошло успешно, если вы запомните для себя одну-единственную вещь: Человек - очень сильное существо! Мы с вами способны преодолеть все жизненные невзгоды, которые на нас свалятся! Главное - пытаться найти выход, делать для этого все и даже больше! У вас есть внутренние силы, а еще есть люди, которые готовы нам помочь.

Ищите! Боритесь! И удачи вам!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!