Тема. «Ценность жизни»
Цель. Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних.
Задачи. Формирование адаптивного отношения к жизни, стрессоустойчивости, осознание ценности жизни; развитие навыков взаимодействия, общения, сплочение коллектив; сформировать отношение к кризису как к возможности для саморазвития. Разработать стратегию поведения в кризисной ситуации.
1. Вступительное слово
Мы поговорим с вами сегодня о кризисных ситуациях и о том, как из них выйти. Слава Богу, такие ситуации случаются в нашей жизни нечасто, но когда они случаются, то способны перевернуть всю нашу жизнь вверх тормашками.
А пока давайте начнем наше занятие с простого и веселого упражнения.
2. Упражнение. «Найди и коснись»
Пояснение: Это упражнение – великолепный «миксер», с помощью которого участники перемешиваются, контактируют между собой, обращая при этом внимание на разные аспекты действительности. Игра развивает внимательное отношение к окружающим, активизирует наблюдательность и аналитические способности.
Инструкция: В этой игре я предлагаю вам расхаживать по классу и касаться руками разных вещей. Некоторые задания будут очень легкими, а некоторые, возможно, заставят вас задуматься, но вы должны быстро сообразить и выпутаться из этой ситуации. В этом упражнении главное – темп! Готовы?
Итак, найдите и коснитесь:
чего-либо красного;
холодного на ощупь;
шершавого;
круглого;
железного;
прозрачного;
чего-нибудь из золота;
до плеча одноклассника;
Это упражнение для разогрева, оно не требует обсуждения. В конце похвалите группу и плавно перейдите к следующему упражнению.
3. Мозговой штурм «Жизнь это...»
Цель. Осознать ценность жизни; развивать умения находить позитивные стороны жизни.
Обучающиеся записывают свои ассоциации к слову жизнь на звездах и приклеивают на ватман с изображением фейерверка.
Обсуждение.
Может ли жизнь состоять только из радости или только из горя?
Как вы понимаете фразу «Оптимист думает, что жизнь – это радость и счастье. Пессимист, напротив, видит трагедию и печаль. Реалист уверен, что жизнь – это и радость, и печаль, и трагедия, и счастье».
4. Практикум «Тренинг разрешения проблемных ситуаций».
Цели: Проанализировать конструктивные и неконструктивные способы выхода из сложных ситуаций; актуализировать активную позицию участников в решении проблем конструктивными способами и дать некий алгоритм, который может помочь в построении стратегии разрешения проблемной ситуации; развитие навыков помощи себе и другим в сложной ситуации.
Способов поведения в кризисных ситуациях существует много. Очень не просто сразу понять, насколько эффективен тот или иной способ поведения. Чтобы сориентироваться и выбрать наиболее эффективный способ поведения, вам предоставляется возможность пройти некую подготовку в «полевых условиях».
Мозговой штурм. Какие жизненные трудности, проблемные, критические ситуации могут произойти в жизни молодежи, людей вашего возраста? Каковы типичные способы поведения людей в данных ситуациях? (Записи ведущего на доске).
Как я обычно веду себя в критической ситуации? (Вопрос для самоанализа).
Распределение всех названных способов на конструктивные и неконструктивные.
Последствия неконструктивных способов (употребление алкоголя, психоактивных веществ, суицид): сохраняется и накапливается напряжение; есть уход от проблемы, но нет решения, могут возникнуть и негативные последствия; употребление ПАВ - это болото, из которого не выбраться; самоуничтожение не ведет к разрешению проблемы.
5. Упражнение «Способы улучшения настроения»
Цель: Развивать навыки взаимодействия; формировать адаптивное отношение к жизни, стрессоустойчивость.
Обучающиеся записывают свои способы улучшения настроения на звездах и приклеивают на ватман с изображением веселого смайлика.
Обсуждение.
Каким из перечисленных методов вы пользуетесь?
Какие помогают лучше?
Наше поведение целиком зависит от того, как мы настроены.
Когда настроение хорошее, мы терпимее относимся к тому, что, быть может, нам не совсем по душе. Нам кажется, что жизнь складывается хорошо, мы более энергичны. Эта энергия помогает нам хорошо учиться, находить контакт и со сверстниками, и со взрослыми.
Когда настроение плохое, у нас вырабатывается негативное отношение к действительности. В наших словах и поступках отражаются наши страхи, раздражение, у нас почти наверняка возникают проблемы с другими людьми. У нас угрюмый, недовольный вид. В такое время человек ведёт себя так, будто ненавидит весь мир. А окружающим неприятно общаться с таким человеком, и они отворачиваются от него.
6. Дискуссия по методу Джеффа. Учащимся зачитываются различные утверждения, и предлагается обозначить свою точку зрения по каждому из них, встав под табличку «ЗА» в одном углу комнаты, или под табличку «ПРОТИВ» в другом углу. Утверждения:
1. Судьба, определенно, не справедлива ко мне;
2. Лучше вообще не жить, чем жить плохо;
3. Если человек совершил какой-то промах в обществе, то об этом будут помнить все и всегда;
4. Если мои родные не пытаются меня понять и принять, я их могу наказать тем, что покончу с собой – пусть знают!
5. Суицид – это лучший способ быстро и навсегда избавиться от накопившихся проблем.
В процессе выполнения упражнения ведущий способствует обсуждению и анализу различных мнений ребят по каждому утверждению и нахождению реальных жизненных, литературных примеров. При этом строго соблюдается принцип безоценочности высказываний.
Как вы считаете, почему люди совершают этот шаг? Какими мотивами они руководствуются? (Размышления и ответы учащихся)
7. Теория «Стратегии выхода из кризисной ситуации»
Существует четыре основных стратегии поведения в кризисных ситуациях:
1) Преобразование.
Мы пытаемся что-то изменить в сложившейся ситуации, ищем ресурсы - внутренние или внешние. Стараемся. Боремся. Занимаем активную позицию. Это самый эффективный способ выхода из кризиса. Есть такая притча о лягушке, которая попала в кувшин с молоком. Она стала так сильно барахтаться, что молоко преобразовалось в масло, и она спаслась.
2) Приспособление.
Мы приспосабливаемся к кризису, адаптируемся к нему, спокойно ждем, что он с нами сделает. Мы как бы плывем по течению (в случае с опускающимся потолком - ложимся и ждем).
3) Поиск защиты.
Мы ищем защиты и помощи у других людей или у себя (становимся агрессивны).
Что же делать, если человек находится в состоянии кризиса? Как ему помочь? Ведь бесполезно ему говорить: «Успокойся!», «Все будет хорошо», «Это пустяк». Такие слова вряд ли на него подействуют.
В таких ситуациях хорошо применять некоторые формы активного слушания. Они позволяют просто слушать собеседника, показывая ему тем самым, что он не один, что мы готовы его поддержать.
мы даем понять собеседнику, что он не один, когда просто слушаем его;
не прерываем рассказ собеседника, пока он не «остынет»; применяем «ага-угу реакции» (такие фразы, как «да-да, угу, ну конечно…»);
когда собеседник прекращает говорить, задаем уточняющие вопросы;
главная задача – оставаться спокойным и не заразиться от собеседника его эмоциями.
Такое слушание позволяет:
показать собеседнику, что мы его слушаем; дать время собеседнику успокоиться.
4) Саморазрушение.
Это алкоголизм, наркозависимость, суицид и др.
8. Аутотренинг.
Существуют техники, которые помогают выйти из кризисной ситуации. Одна из таких техник называется Аутотренинг. Она доступна каждому человеку. Аутотренинг можно активно использовать, когда вы ощущаете себя одиноким и неспособным выйти из кризиса, когда вы думаете, что у вас нет сил и нет рядом людей, которые бы вас поддержали…
Попробуйте в эти минуты остаться с собой наедине, включите спокойную музыку, и вы обязательно отыщите внутренние ресурсы, которые помогут вам справиться с этой ситуацией.
Давайте попробуем сейчас ощутить на себе действие этой техники.
Пояснение: Включите спокойную музыку. Настройте ребят на серьезный лад, попросите их ничего не говорить во время этого упражнения. Скажите, что если кого-то не затронет это упражнение, не нужно портить его для остальных участников. Просто пусть посидят тихо до конца упражнения. Объясните: для того, чтобы проникнуться этим упражнением, надо внимательно слушать голос ведущего и делать то, что он говорит.
Ведущий должен заранее потренироваться в чтении текста, чтобы на самом занятии не запинаться и не торопиться!
Инструкция: Пожалуйста, сядьте так, чтобы вам было удобно. Закройте глаза.
Далее ведущий говорит под медитативную музыку размеренным, спокойным голосом. Не торопитесь! Делайте паузы между предложениями (где-то секунд 5-10).
Дышите ровно! Расслабьтесь! Вы ощущаете приятную тяжесть в руках и ногах. Ваши веки становятся тяжелыми. Дышите ровно и глубоко. Вы ощущаете приятное тепло в вашем теле. Вы ощущаете приятную тяжесть в руках и ногах. Ваши веки становятся еще тяжелее… Дышите ровно и глубоко… Вдох… Выдох… Вдох… Выдох… Вы перестаете ощущать свои ноги и руки. Вы как будто парите в воздухе. Вы ощущаете невероятную легкость. Такую легкость, что вот-вот полетите… Перед вашими глазами всплывают самые приятные случаи из вашей жизни… Вы вспоминаете и видите перед собой самое приятное, самое хорошее, что случилось с вами за последнее время…Вы видите ситуации, с которыми вы когда-то с успехом справились,… Зарядитесь от них силой и уверенностью, энергией и бодростью… Почувствуйте уверенность в себе! Найдите место этой силе в вашем теле… Это ваш неисчерпаемый запас! Когда вам будет плохо, вы сможете обратиться к нему, и он вам поможет,… Почувствуйте, как вы сильны! Насладитесь этим ощущением…Вы как будто стоите на высокой-высокой скале, и весь мир принадлежит вам! (дайте ребятам секунд 20-30) Это очень приятное ощущение!
Теперь представьте себе по очереди каждого из нас. Вы чувствуете себя полным бодрости и энергии. Сейчас я буду считать до трех… И как только я произнесу слово «три», вы откроете глаза и будете ощущать себя свежим и бодрым, способным справиться с любыми невзгодами… Раз, два, три…
Анализ упражнения:
Поделитесь своими ощущениями, чувствами от упражнения? Удалось ли следовать за моим голосом?
Кому понравилось? А кого «не зацепило»?
Аутотренинг – это специфическая техника, и она действительно может подходить не всем. Однако мы привыкли разговаривать как бы сами с собой, когда находимся наедине. И в кризисных ситуациях этот голос может стать нашим единственным помощником.
К аутотренингу необходимо привыкнуть. Его можно проводить и индивидуально, говоря себе, что «вы обязательно справитесь, обязательно найдете решение, выход их трудной жизненной ситуации». Подбадривайте себя. Ведь вы действительно в силах изменить любую ситуацию!
9. Упражнение «Весы»
Перед упражнением, психолог раздает учащимся сердечки из бумаги.
На столе у меня стоят весы - это весы жизни. Одну чашу весов назовем строчкой из песни «Я люблю тебя жизнь!» а другую чашу, также строчкой из песни «А нам все равно…». Я хочу, чтобы вы свое бумажное сердечко положили на ту чашу весов, на которую вам подсказывает ваше сердце, ваше внутренне состояние, ваше будущее.
10. Рефлексия «Самое важное сегодня…»
Я буду считать, что сегодняшнее занятие прошло успешно, если вы запомните для себя одну-единственную вещь: Человек - очень сильное существо! Мы с вами способны преодолеть все жизненные невзгоды, которые на нас свалятся! Главное - пытаться найти выход, делать для этого все и даже больше! У вас есть внутренние силы, а еще есть люди, которые готовы нам помочь.
Ищите! Боритесь! И удачи вам!