Профилактика самовольных уходов и правонарушений подростков, проживающих в условиях центра помощи детям
Профилактика самовольных уходов и правонарушений воспитанников, нами понимается как система социальных, правовых, педагогических и психологических мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних. Перед администрацией и педагогами Шолоховского центра помощи детям стоит задача организации системы действий по профилактике отклонений в развитии личности и поведении детей и подростков, имеющих склонности к самовольным уходам из центра помощи детям и правонарушениям. Эта задача решается по трём направлениям:
Административные меры по предупреждению самовольных уходов и правонарушений воспитанников.
Психологическая, педагогическая и социальная реабилитация и адаптация подростков, входящих в группу «риска».
Розыск воспитанников, допустивших самовольный уход из учреждения.
С воспитателями и воспитанниками были проведены дополнительные инструктажи по безопасности жизнедеятельности. Для воспитателей разработаны рекомендации по организации профилактики самовольных уходов и правонарушений среди подростков, проживающих в условиях центра помощи детям.
Администрацией центра помощи детям организуется взаимодействие с правоохранительными органами, администрацией города и муниципальными образовательными учреждениями, в которых обучаются воспитанники для предупреждения бродяжничества и правонарушений, определения мер ответственности и плана совместных действий.
Рассматривая занятость воспитанников во внеучебное время как фактор профилактики адиктивного поведения, администрация центра помощи детям создаёт условия для включённости воспитанников в систему дополнительного образования и спортивных секций на уровне учреждения, школы и хутора.
Ежегодно все воспитанники центра помощи детям проходят медицинскую, психологическую, педагогическую и социальную диагностики. На основании итогов мониторинга развития воспитанников выявляется группа подростков имеющих трудности в поведении и склонность к самовольным уходам. По данной группе выявляются причины асоциального поведения, вырабатываются рекомендации по индивидуальному психолого-педагогическому сопровождению воспитанников. Составляется программа индивидуального сопровождения, в рамках которой проводят свою работу педагоги-психологи, воспитатели, социальные педагоги, инструктора по физкультуре и труду, педагоги дополнительного образования, медицинские работники. В программу включены индивидуальные особенности подростков, диагностические данные, рекомендации специалистов и индивидуальные планы работы, обеспечивающие профилактику и коррекцию поведения подростков группы «риска».
2. Социальными педагогами с такими детьми ведется целенаправленная социально-педагогическая работа: информирование об ответственности за самовольные уходы и их последствия через просмотр видеоматериала, организацию правовых тренингов, проведение индивидуального правового консультирования и разъяснительных бесед.
3. На воспитательных встречах дополнительно проводится работа по правовой пропаганде, организуется просмотр и обсуждение художественных и документальных фильмов, телепередач, отражающих негатив правонарушений, проводятся встречи с успешными выпускниками. В течение учебного года воспитатели проводят тематические занятия: «Твои права и обязанности», «Наркомания и ее последствия для человека», «Что со мной происходит?», – рекомендации медицинских работников по вопросам, связанным с изменениями, происходящими в организме подростка в период полового созревания.
4. Составлен и реализуется план работы по организации занятости воспитанников, имеющих склонность к самовольным уходам из учреждения. В план включены мероприятия, направленные на решение следующих задач: формирование у подростков нравственных качеств, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни; обучение навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения во взаимоотношениях между подростками.
6. Работа по профилактике самовольных уходов и правонарушений среди детей и подростков в центре помощи детям проводится в тесном сотрудничестве с Комиссией по делам несовершеннолетних КДНиЗП Шолоховского района
Повышение уровня правовой грамотности происходит на общих сборах воспитанников центра помощи детям.
Обеспечение безопасности жизнедеятельности воспитанников является основным в деятельности персонала центра помощи детям, поэтому при обнаружении факта самовольного ухода ребёнка из учреждения немедленно принимаем следующие меры к его розыску: создаётся группа по розыску воспитанника, совершившего самовольный уход из учреждения, в которую входят: заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, педагог-психолог, воспитатель;
- незамедлительно направляется заявление о розыске воспитанника в МО МВД РФ, составляется ориентировка;
- организуется опрос детей, связанный с выяснением обстоятельств ухода воспитанника и определением его примерного местонахождения;
- проводится самостоятельный розыск;
- организуется оповещение, опрос, беседы и встречи с родителями и родственниками воспитанника для оказания помощи в возращении ребёнка в центр помощи детям;
- организуется взаимодействие с правоохранительными органами по розыску воспитанника: по согласованию совместных поисковых мероприятий: выезды по адресам предполагаемого места нахождения ребёнка, проживания родителей и родственников;
После возвращения воспитанника в центр помощи детям педагог-психолог организует меры по реабилитации ребенка, выявляет причины девиантного поведения, подготавливает рекомендации воспитателям по дальнейшей работе с воспитанником. Далее с воспитанником проводится работа, описанная в направлении «реабилитация и адаптация воспитанников, самовольно ушедших из центра помощи детям».
В целом педагогический коллектив центра помощи детям, смотрит на воспитание, как на очень сложный процесс, в котором взаимно влияют друг на друга и те, кто воспитывает, и те, кого воспитывают. По нашему мнению, никогда не бывает так, чтобы один только давал, наставлял, действовал, а другой только пассивно все принимал. В действительности дают и принимают оба или, лучше сказать, все, кто участвует в воспитательном процессе. Основа воспитания – это не только педагогическое искусство или какая-то особая мудрость. Основа воспитания – это взаимное доверие и симпатия, любовь воспитателя и воспитанника.