СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактика, раннее выявление и ранняя комплексная помощь с отклонениями в развитии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профилактика, раннее выявление и ранняя комплексная помощь с отклонениями в развитии

Просмотр содержимого документа
«Профилактика, раннее выявление и ранняя комплексная помощь с отклонениями в развитии»

Основы дошкольной специальной педагогики и психологии

Тема: Профилактика, раннее выявление и ранняя комплексная помощь с отклонениями в развитии









Составил педагог

Дроздова Ольга Дмитриевна



































Оглавление

Введение

  1. Понятие, причины и классификация нарушений развития

  2. Факторы, способствующие возникновению нарушений психического развития.

  3. Методы ранней диагностики нарушений развития

  4. Заключение

  5. Список использованной литературы





















































ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время особую социальную значимость приобретает внедрение в систему образования специальных организационных форм активной дифференцированной помощи детям, испытывающим значительные трудности в усвоении программ обучения, в адаптации к социальным требованиям общества. Испытывая систематические трудности в учёбе, дети теряют интерес сначала к «трудным» предметам, а затем и к школе в целом. Начальное отставание в учёбе ведёт к педагогической запущенности, трудновоспитуемости, школьной и социальной дезадаптации в подростковом возрасте. Своевременная психологическая и педагогическая помощь детям является необходимой предпосылкой их успешного обучения и воспитания. Многие проблемы трудностей в обучении кроются в младшем школьном возрасте. Анализируя результаты научных исследований, мы видим, что эффективная ранняя диагностика и комплексная коррекция отклонений психического развития позволяют предупредить появление вторичных отклонений, скорректировать уже имеющиеся, достичь более высокого уровня общего развития, а также способствует более успешной социальной адаптации и интеграции в современное общество. Психологическая помощь ребенку в условиях образовательного учреждения предполагает также и овладение психологами практическими навыками и умениями в области методов и техник игротерапии, арттерапии, конгруэнтной коммуникации и других способов психологического воздействия с целью эффективного преодоления трудностей развития ребенка, оптимизации его развития, формирования зрелой гармоничной личности. Наиболее эффективными для изучения психического развития детей школьного возраста являются методики, разработанные 5 отечественными учеными такими как: Л.С. Выготский, Т. А. Власова, И. И. Данюшевский, Л. В. Занков, С.Д. Забрамная, В.В. Ковалев, В.И Лубовский, Е.М. Мастюкова М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева, Е.К. Стребелева и др.









  1. Понятие, причины и классификация нарушений развития

В настоящее время обнаруживается тенденция к некоторому увеличению количества детей с нарушениями развития. Эти дети воспитываются в специальных детских садах, обучаются в специальных школах и школах-интернатах разного типа, в специальных дошкольных группах при детских садах общего типа, в специальных классах и логопедических пунктах при обычных школах. Поэтому в целях определения адекватной стратегии, тактики и технологии обучения, воспитания и развития детей, а также оказания им целенаправленной психолого-медико-педагогической помощи важны комплексная диагностика уровня и своеобразия их развития, выявление причин нарушений и отклонений развития. Когда речь заходит об отклонениях в развитии человека, необходимо уяснить понятие «норма». Личностно ориентированный подход как стратегия отечественного образования требует от педагога обеспечить индивидуальный путь развития не только среднестатистическому ребенку, но и тому, кто отличается неповторимостью. Норма предполагает такое сочетание личности и социума, когда она бесконфликтно и продуктивно выполняет ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные потребности, отвечая при этом требованиям социума соответственно ее возрасту, полу, психосоциальному развитию. Ориентация на норму важна на этапе выявления недостатков в развитии с целью определения специальной помощи. Существенное различие между нормальными и ненормальными людьми состоит в том, что психические черты у первых являются случайным признаком, от которого они могут легко освободиться, если захотят приложить соответствующие усилия. Исследователи считают ребенка нормальным при следующих условиях:

• когда уровень его развития соответствует уровню большинства детей его возраста или старшего возраста, с учетом развития общества, членом которого он является;

• когда ребенок развивается в соответствии с его собственным общим путем, определяющим развитие его индивидуальных свойств, способностей и возможностей, ясно и однозначно стремясь к полному развитию отдельных составных частей и их полной интеграции, преодолевая возможные отрицательные влияния со стороны собственного организма и средового окружения;

• когда ребенок развивается в соответствии с требованиями общества, определяющими как его актуальные формы поведения, так и дальнейшие перспективы его адекватного творческого социального функционирования в период зрелости (Пожар Л.).

Рассмотрим условия нормального развития ребенка. Г. М. Дульнев и А. Р. Лурия считают основными из них следующие показатели:

1)нормальная работа головного мозга и его коры. Патогенные воздействия нарушают нормальное соотношение раздражительных и тормозных процессов, анализ и синтез поступающей информации, взаимодействие между блоками мозга, отвечающими за различные аспекты психической деятельности человека;

2)нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов;

В научной литературе содержатся различные подходы к классификации нарушении психического развития. Поскольку эти классификации проводились в рамках их практического приложения к конкретным социальным проблемам специалистами разного профиля, содержание каждой из них детерминировалось соответствующими задачами и определялось профессиональной принадлежностью авторов. Одним из распространенных был клинико-педагогический подход к классификации нарушений развития. Он зародился в работах ученых, изучавших особенности проявлений нарушений развития детей в связи с их обучением и рассматривающих эти нарушения с учетом клинических данных. В 70-е годы прошлого века в нашей стране активно разрабатывались вопросы изучения причин школьной неуспеваемости. В 1967 году Т. А. Власовой и М. С. Певзнер было обращено внимание на группы детей, объединенных общими признаками «отклонения в развитии». Среди них выделялись группы детей:

 с сенсорными нарушениями (слуха, зрения, речи, функций опорно-двигательного аппарата и сенсомоторики);

 с задержкой психического развития;

 с астеническими или реактивными состояниями и конфликтными переживаниями (агрессивность, шоки, страхи, навязчивые мысли);  с психопатическими формами поведения (эмоциональные нарушения поведения);

 умственно недоразвитые (дети-олигофрены);

 с начальными проявлениями психических заболеваний (шизофрения, эпилепсия, истерия).

Эта классификация отражала действующую систему помощи и поддержки детей с нарушениями развития и обосновывала организационные формы их обучения и воспитания. Однако нельзя не отметить, что в целом «работающая практически» классификация содержит некоторые изъяны. В детской патопсихологии начало активно развиваться направление, представленное школой Б. В. Зейгарник, ориентированное на дифференциацию аномалий развития детей и разработку методов психолого педагогической коррекции. Ключевым понятием этой научной школы является понятие «психический дизонтогенез», заимствованное из медицины. Термином «дизонтогенез» обозначают различные формы нарушений онтогенеза (развития индивида в отличие от развития вида), включая и ранний, постнатальный, ограниченный теми сроками, когда морфологические системы организма еще не достигли зрелости. Впервые термин «дизонтогения» ввел Швальбе (1927), обозначив им отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального развития. Направление психологического анализа психического днзонтогенеза впервые определил Л. С. Выготский (1936), осуществив поиск психологических механизмов нарушений психического развития детей с опорой на модель нормальной психической деятельности и учетом двух взаимосвязанных линий развития — биологической и социально-психической. Л. С. Выготским сделан выдающийся вклад в изучение аномалий развития. На модели умственной отсталости он сформулировал ряд общетеоретических положений, оказавших фундаментальное влияние на все дальнейшее изучение аномалий развития. Это, во-первых, положение о том, что развитие аномального ребенка подчиняется тем же основным закономерностям, которые характеризуют развитие здорового ребенка. Во-вторых, Л. С. Выготский сформулировал также положение, согласно которому у аномального ребенка выделяются разные группы дефектов: первичный, связанным с повреждением ЦНС, и вторичные дефекты, отражающие нарушения психического развития в условиях первичного 12 дефекта. Он показал, как именно влияют вторичные дефекты на прогноз развития и возможности психолого-педагогической коррекции. Эти положения нашли развитие в ряде теоретических и экспериментальных исследований в русле разработки системы обучения и воспитания аномальных детей (Занков Л. В., 1935; Соловьев И. Я., 1957; Боскис Р. М, 1965; Шиф Ж. И., 1965; Власова Т. Л.,1972; Лубовский В. А., 1978 и др.). Классификация нарушений психического развития у детей, созданная в русле патопсихологической науки В. В. Лебединским (1985), является одной из наиболее распространенных. Она построена на базе теоретических идей Л. С. Выготского, исследованиях Г. Н. Сухаревой (1959), Л. Каннера (1955), В. В. Ковалева (1995). В ее основу были положены представления отечественных и зарубежных ученых о направлениях нарушений психического развития человека: ретардации — как запаздывании или приостановки всех сторон психического развития; дисфункции созревания, что связано с морфофункциональной возрастной незрелостью ЦНС; повреждении развития — изолированное повреждение начавшей развиваться структуры пли системы; асинхронии - диспропорциональности развития. В классификации психического дизонтогенеза В. В. Лебединского представлены три группы дизонтогений. Первая группа — отклонения но типу ретардации (отставания): недоразвитие и задержанное развитие, что включает умственную отсталость и задержку психического развития. Вторая группа — по типу асинхроний (диспропорциональность): искаженное и дисгармоническое развитие, что включает ранний детский аутизм и психопатии. Третья группа — по типу повреждения (поломка, выпадение): поврежденное и дефицитарное развитие, что включает органическую деменцию и тяжелые нарушения анализаторных систем: зрения, слуха, 13 опорно-двигательного аппарата, речи, развитие в условиях соматических заболеваний .

Спецификой вариантов недостаточного развития является недостаточность по отношению к средненормативному всех (тотальное, задержанное) или отдельных (парциальное) психических функций, их базовых составляющих. Асинхронное развитие характеризуется нарушением основного принципа развития (гетерохронии), когда наблюдаются сложные сочетания недоразвития, ускоренного (акселеративного) развития, искаженного развития, как отдельных психических функций, так и структуры их базовых составляющих (с преимущественным нарушением базовой аффективной составляющей). Основанием выделения группы поврежденного развития служит наличие повреждающего влияния на мозг того или иного фактора, искажающего в первую очередь органические основы развития, а вторично (в зависимости от большого количества факторов: локализации, сроков, объема, выраженности, качества поражения и т. д.) — воздействующего на всю структуру дальнейшего психического развития. Каждая группа отклоняющегося развития (в соответствии с принципиально отличающимися качественными характеристиками) может быть подразделена на отдельные подгруппы.

Таким образом, в классификации психического дизонтогенеза В. В. Лебединского выделены: недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, дефицитарное развитие, искаженное развитие, дисгармоническое развитие. На тип возникшей у ребенка дизонтогении влияют так называемые параметры дизонтогенеза. В соответствии с представлениями М. С. Певзнер, В. В. Лебединского, Э. Г. Симерницкой называют такие параметры, как:

• время и длительность воздействия повреждений (возрастная 14 обусловленность дизонтогении). Чем раньше произошло поражение, тем вероятнее является недоразвитие психических функций;

• этиология (причины и условия возникновения нарушений);

• локализация, интенсивность и распространенность патологического процесса. Локальные формы: дефекты отдельных анализаторных систем. Системные нарушения: интеллектуальные дефекты (УО, ЗПР);

• степень нарушения межфункциональных связей и иерархических координации. При общем повреждении нервной системы в первую очередь страдают те функции, которые находятся в сенситивном периоде развития. Основой для специальной психологии и специальной педагогики послужило заключение Л.С. Выготского о том, что развитие психики аномальных детей подчиняется тем же основным закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормального ребенка (положение о цикличности психического развития; положение о неравномерности психического развития; положение о соотношении биологических и социальных факторов в процессе психического развития).

Закономерности, общие для всех типов аномального развития.

1) снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации.

2) трудность словесного опосредствования.

3) замедление процесса формирования понятий.

С развитием детской нейропсихологии наметился еще один подход к классификации нарушений развития (Л. С. Цветкова, Н. К. Корсакова, Ю. В. Микадзе, Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева, А. В. Семенович, О. Н. Усанова и др). В нем анализируются варианты онтогенеза психики той части детской популяции, которую можно определить как неблагополучную, дезадаптивную относительно учебной (социальной) деятельности. Наиболее полно непропсихологический подход к классификации 15 представлен в работах А. В. Семенович (1998, 2000). Ею выделены и подробно описаны синдромы отклоняющегося развития, которые могут служить основой для классификации нарушений. Они дифференцируются на «синдромы информированности» (I) и «синдромы дефицитарности» (II). Методологически подобное разделение связано с учетом степени зрелости мозговых систем и соответствия этой зрелости возрастному уровню ребенка. I. Синдромы информированности:

1) функциональная несформированность префронтальных (лобных) отделов мозга;

2) функциональная несформированность левой височной области;

3) функциональная несформированность межполушарных взаимо действий транскортикального уровня (мозолистого тела);

4) функциональная несформированность правого полушария мозга.

II. Синдромы дефицитарности:

1) функциональная дефицитарность подкорковых образований (базальных ядер) мозга;

2) функциональная дефицитарность стволовых образований мозга, дисгенетический синдром. Почему же нейропсихологический подход к классификации нарушений развития оказался продуктивным? Во-первых, потому, что главное в нем — это знание того, какие именно составляющие психики, входящие в разные виды деятельности, связаны с работой известных на сегодняшний день зон мозга. Во-вторых, потому что понимая взаимосвязь высших психических функций и мозга, можно правильно определить механизм нарушения, а также понять, почему и конкретно как нарушена та или иная функция. Именно такое понимание является базисом научно обоснованной программы помощи ребенку. Нейропсихологический подход к изучению отклонений в развитии в 16 настоящее время широко востребован также и потому, что его основные принципы применимы как для изучения нормально развивающихся детей, так и для детей с отклонениями в развитии. На современном этапе для специальной психологии важно выработать оптимальную стратегию анализа аномалий когнитивного и социально личностного развития у детей, позволяющую определить механизмы отклонений и на этой основе их классифицировать. Для этого, прежде всего, необходимо сфокусировать внимание на биологических и социальных (средовых) факторах риска недостаточности психофизиологического развития.





















2. Факторы, способствующие возникновению нарушений психического развития.

Биологические:

- хромосомные нарушения, - генные мутации, - эндогенные заболевания (заболевание, при котором нарушен один из ферментов, неправильный обмен), - патология щитовидной железы, -нарушение внутриутробного формирования (травматические повреждения, прием лекарств, вредное производство, радиация, гормональные таблетки),

- поражение в натальном периоде (период рождения)- неправильное расположение плода, родовые пути узкие, - асфиксия - удушение плода, ребенок запутывается в пуповине, - период раннего постнатального развития - период особой хрупкости младенца (2-2,5 года),

- специфические инфекции (менингит, хламидиоз, корь, краснуха).

Социальные:

- различные виды социальной и эмоциональной депривации, - социальные и психологические стрессоры;

- эмоционально сильные события, связанные с межличностным общением (смерть близких);

абьюзы (от abuse - брань, оскорбление);

- скандалы в родительской семье.

По времени воздействия патогенные факторы делятся на:

• пренатальные (до начала родовой деятельности);

• натальные (в период родовой деятельности);

• постнатальные (после родов, особенно в период с раннего детства до трех лет. Л. С. Выготский заложил основы изучения проблемных детей. Он говорил: «Мы должны говорить не о болезни, а о симптомах нарушения развития». Нарушением психического развития обозначают различные формы нарушений онтогенеза, действующие в пренатальный, натальный, постнатальный периоды. К основным типам нарушений психического развития можно отнести: отклонения по типу ретардации и дисфункцию созревания (недоразвитие, задержанное психическое развитие); отклонения по типу повреждения (органическая деменция, тяжелые нарушения анализаторных систем); отклонения по типу асинхронии с преобладанием эмоционально-волевых нарушений (ранний детский аутизм, психопатии).



Методы ранней диагностики нарушений развития

В отечественной психологии и педагогике давно признана необходимость систематического контроля за ходом психического развития детей. Контроль за психическим развитием ребенка позволяет:

– своевременно обнаружить нарушения в онтогенезе;

– дает возможность организовать работу по компенсации, коррекции и предупреждению вторичных отклонений в развитии. в связи с этим необходимо всестороннее изучение особенностей развития детей дошкольного возраста, основных типов нормального и аномального развития их многообразии.

Современная диагностика детей опирается на ряд основополагающих принципов:

1) комплексный подход к диагностике – это означает всестороннее обследование и оценка особенностей развития ребенка, охватывающее познавательную деятельность, поведение, эмоции, состояние зрения, слуха, двигательной сферы, неврологический статус, соматическое состояние;

2) целостное и системное изучение ребенка – это предполагает обнаружение не просто отдельных проявлений нарушений психического развития, но и связей между ними, определение причин, и установление иерархии обнаруженных нарушений или отклонений в развитии;

3) динамическое изучение ребенка – принцип динамического изучения опирается на концепцию Л.С. Выготского о двух уровнях умственного развития ребенка – актуальным и потенциальном, т.е. зоне «ближайшего развития». Это возможно определить в процессе сотрудничества ребенка со взрослым при усвоении ребенком новых способов действия;

4) учет возрастных особенностей развития – это значит необходимо ориентироваться при изучении ребенка на возрастную периодизацию. В отечественной психологии признана определенная последовательность стадий развитии, которые не могут опережать друг друга;

5) качественный анализ результатов диагностики – его содержание определяют параметры: – отношение ребенка к заданиям; – способы ориентировки в условиях задания; – характер его ошибок; – отношение к результату своей деятельности. При этом необходимо определить уровень психического развития ребенка и его личностные особенности. Качественный анализ не противопоставляется учету количественных данных, и они выступают во взаимосвязи. Начали работать психолого-медико педагогические консультации (ПМПК). Эта служба в своей деятельности руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, действующим законодательством об образовании Российской Федерации и проектом типового положения о ПМПК. Вместе с тем, деятельность ПМПК потребовала:

1) научного понимания возрастной диагностики психического развития;

2) разработки принципов отбора методик для психолого-педагогического обследования ребенка, а также параметров оценки психического развития. Эта проблема возникла в связи с тем, что во многих странах мира теория и практика в области диагностики психического развития ребенка сводится к традиционным принципам и методам, ориентированным на тестирование. Как показывает практика, в первую очередь, такое изучение необходимо детям с легкими нарушениями высшей нервной деятельности, так как отклонения у них начала проявляются на поведенческом уровне и лишь позднее – в учебной деятельности. Это приводит к тому, что легкие мозговые дисфункции выявляются главным образом в школьном возрасте, когда клиническая картина становится выраженной, а психологические проблемы приобретают глубокий и генерализованный характер. Современные методы диагностики отклонений в психическом развитии с использованием вариантов диагностического обучения разработанные Е.А. Стребелевой позволяют выявить нарушения в раннем и дошкольном возрасте. Е.А. Стребелева отмечает, что есть еще один важный аспект диагностической деятельности – это консультирование. Практика показывает, что у некоторых детей дошкольного возраста наблюдаются невротические и патохарактерологические проявления в поведении – повышенная конфликтность и агрессивность, что осложняет межличностные отношения ребенка в коллективе сверстников. В отдельных случаях это связано с неблагополучными отношениями взрослых в семье, с отсутствием единых требований к воспитанию ребенка, которые не учитывают его личностные, возрастные особенности и потребности. И как указывает Е.А. Стребелева, служба психолого-педагогического консультирования позволяет наметить пути улучшения социальной ситуации развития ребенка, определить условия коррекции его личностных качеств, дает рекомендации по установлению правильных взаимоотношений в семье и коллективе сверстников. На современном этапе развития консультативно-диагностической службы работа должна быть направлена:

– на активную пропаганду психологических знаний среди учителей, воспитателей и родителей;

– на разработку рекомендаций по организации коррекционно-педагогической работы с детьми;

– на профилактику отклонений от нормального хода психического развития ребенка. В настоящее время важнейшей задачей психолого-педагогического консультирования является работа с родителями. Известно, что характер семейного воспитания оказывает влияние на становление образа «Я» в детском возрасте, позиции ребенка по отношению к миру. Именно в семье создаются уникальные условия для формирования ценностных ориентации, установок, эмоционального отношения к другим людям, что создает основу для развития личности ребенка в целом. Успешность коррекционной работы, направленной на формирование адекватного типа семейного воспитания в случаях его нарушений, во многом определяется особенностями родительской позиции. Отсюда следует, что основной задачей работы с родителями является повышение уровня их психологической грамотности, компетентности в области психолого-педагогических знаний о закономерностях развития ребенка. Особую направленность составляет работа с родителями, воспитывающими детей с нарушениями в развитии, в целях разрешения их собственных личностных проблем, накладывающих отпечаток на характер семейного воспитания. Е.А. Стребелева выделяет конкретные задачи психолого-педагогического обследования детей:

1) раннее выявление отклонений в развитии, их коррекция и профилактика нарушений в поведении и деятельности;

2) выявление причин и характера первичных нарушений в развитии у ребенка, а также определение степени этого нарушения;

3) выявление индивидуально-психологических особенностей развития обследуемого ребенка (личностных и интеллектуальных); 4) определение условий воспитания ребенка;

5) обоснование педагогического прогноза;

6) разработка индивидуальной коррекционной программы развития;

7) организация коррекционной работы с родителями и детьми. Диагностика познавательного развития показывает реальные достижения ребенка, сложившиеся в ходе воспитания и обучения. Но как указывает Е.А. Стребелева, следует иметь в виду, что в случаях серьезных недостатков в умственном развитии необходимо применять не только метод психолого-педагогического эксперимента, но и другие методы: изучение истории развития ребенка, наблюдение за поведением и игрой. В более сложных случаях требуется клиническое, нейрофизиологическое, патопсихологическое изучение ребенка. Е.А. Стребелевой определены основные параметры оценки умственной деятельности ребенка: принятие задания; способы выполнения задания; обучаемость в процессе обследования; отношение к результату своей деятельности.

Методы ранней помощи.

Основополагающий термин абилитационной педагогики «ранняя помощь» обозначает комплексную психолого-медико-социально-педагогическую деятельность в системе специального образования. От эффективной организации ранней комплексной помощи в определяющей степени зависят предупреждение инвалидности и (или) снижение степени ограничения жизнедеятельности и трудоспособности.

Под предупреждением инвалидности понимается осуществление комплекса мер, направленных на профилактику возникновения физических, умственных, психических и сенсорных дефектов (профилактика первого уровня) или на предупреждение перехода дефекта в постоянное функциональное ограничение или инвалидность (профилактика второго уровня). Предупреждение инвалидности может предусматривать не только осуществление мер медицинского характера, в частности оказание первичной медико-санитарной помощи, предродовой и послеродовой уход, хирургическую коррекцию, но и раннюю стимуляцию развития ребенка с целью профилактики возникновения вторичных отклонений в процессе становления психофизических функций. Особенности развития ребенка в раннем возрасте, пластичность центральной нервной системы и способность к компенсации нарушенных функций обуславливают важность ранней помощи.

Ранняя помощь предполагает широкий спектр долгосрочных медико-психолого-социально-педагогических услуг, ориентированных на семью и осуществляемых в процессе согласованной (командной) работы специалистов разного профиля.

Ранняя помощь представляет собой систему специально организованных мероприятий, каждый элемент которой может рассматриваться как самостоятельное направление деятельности учреждений, находящихся в ведении органов здравоохранения, образования и социальной защиты населения:

• обнаружение младенца с отставанием или риском отставания в развитии, предполагающее единство ранней диагностики, идентификации, скрининга и направления в соответствующую территориальную службу ранней помощи;

• определение уровня развития ребенка и проектирование индивидуальных программ раннего развития;

• обучение и консультирование семьи;

• оказание первичной помощи в реализации развивающих программ в условиях как семьи, так и специально организованной педагогической среды, отвечающей особым образовательным потребностям младенца (группы развития);

• целевая работа по развитию сенсомоторной сферы ребенка;

• психологическая и правовая поддержка семьи;

• ранняя плановая или экстренная медицинская коррекция;

• координация деятельности всех социальных институтов и служб в оказании полного комплекса услуг семье и ребенку в рамках индивидуальной программы развития.

Ранняя помощь детям с нарушениями развития имеет устойчивую медицинскую (клиническую) основу. Успехи медицинской науки и практики сделали возможным нивелировать действие врожденного дефекта на ход психофизического развития ребенка. Во многом этому способствовали скрининговые исследования пренатального, неонатального и раннего развития, а также хирургические и медикаментозные средства коррекции врожденных нарушений, создающих риск детской инвалидности.

Скрининг - метод обследования больших групп детской популяции с целью выявления нуждающихся в болееточной диагностике. Наиболее известны в области ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии ультразвуковой скрининг плода, скрининг на фенилкетонурию и врожденный гипотериоз, выявление пороков развития слуха и зрения, а также генетических синдромов с применением суперсовременных медицинских технологий, например позитронно-эмиссионной томографии мозга. В настоящее время термин «скрининг» употребляется также в области детской психологии и трактуется как «скрининг развития». Социальные науки определяют раннее детство как «стадию жизненного цикла человека, на которой происходит становление организма, развитие его важнейших функций, активная социализация индивида (т.е. усваивается определенная система знаний, норм, ценностей, осваиваются социальные роли, способствующие формированию полноценного и полноправного члена общества)»

Социализация — это многогранный процесс усвоения человеком опыта

общественной жизни. Это процесс превращения человека из природного существа в общественное, из индивида в личность.

Понятие «социализация» в контексте абилитационной педагогики означает процесс освоения культуры человеческих отношений, социальных норм поведения, видов деятельности, форм общения на ранних этапах развития ребенка. Особое значение этот процесс приобретает в зависимости от структуры общества, образующего социальную среду.

Социализация — процесс двусторонний. С одной стороны, ребенок усваивает социальный опыт, ценности, нормы, установки, присущие обществу и социальным группам, в которые он входит, а с другой — в процессе социализации индивид активно воспроизводит значимую систему социальных связей и социальный опыт

Сопровождение — новый для нашей страны вид социальной помощи,

которая носит нематериальный характер, предполагает индивидуальную поддержку в решении проблем семьи и осуществляется посредством реализации разнообразных коррекционно-педагогических, социально-пси-хологических, защитно-правовых и реабилитационных программ. Ребенок не должен чувствовать себя объектом благотворительной помощи, воспитания, обучения, коррекции, исправления, объектом работы взрослых.

Инклюзивное образование — новая форма образования в нашей стране. Имеющийся практический опыт показывает, что не существует универсальной для всех детей единой модели инклюзии, для разных категорий детей с особыми образовательными потребностями необходимы различные модели обучения, позволяющие максимально реализовать потенциал каждого ребенка.

Абилитационная компетентность родителей — система ценностей, знаний, навыков, определяющих возможность полноценно осуществлять процесс абилитации детей младенческого и раннего возраста из групп медицинского, генетического и социального риска отклонений в развитии.

Ранняя комплексная помощь требует одновременного участия в работе с маленьким ребенком и его семьей междисциплинарной команды специалистов, представляющих различные области научно- практического знания. Врачи и специальные педагоги-дефектологи, детские и семейные психологи, специалисты по развитию движений и музыкально-ритмическому воспитанию, логопеды и социальные работники должны создать оптимальные условия развития младенца и ребенка раннего возраста, поддержать родителей, помочь им, максимально увеличить их уровень компетентности в области воспитания ребенка с особыми потребностями. Возникает необходимость в выработке качественно новых подходов к подготовке профессионалов в области инновационной психолого-педагогической деятельности с детьми младенческого и раннего возраста, а также с их родителями.

Ранняя помощь как начальное звено системы специального образования призвана улучшить условия жизни и развития детей с ограниченным потенциалом возможностей, а также детей, чье развитие обусловлено негативным действием множественных факторов риска.





















































Заключение

Наличие комплексной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья позволяет эф­фективно компенсировать отклонения в психическом развитии ребенка и, следовательно, позволит сократить долю детей, которые по достижении школьного возраста будут нуждаться в специальном образовании в условиях специализированных учреждений. Своевременная по­мощь и коррекция дают исключительную возможность «сгладить» имеющиеся недостатки и проблемы в раз­витии, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценное развитие ребенка..

Проблема выявления детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является на сегодняшний день одной из актуальнейших задач общества. Чем раньше будет выявлен ребенок с ОВЗ, тем скорее ему (и его родителям) можно будет ока­зать квалифицированную помощь со сторону различных специалистов (психологов, педагогов, медицинских ра­ботников и т. д.).

В решении данной проблемы немаловажную роль играет государство, которое не может и не должно оставаться в стороне. Именно поэтому Министерством образования РФ была разработана «Программа соз­дания единой государственной системы раннего выяв­ления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии», которая должна оказывать психоло­го-педагогическую поддержку детям с ОВЗ, их роди­телям и специалистам. Ее функционирование в масштабах всей страны обеспечит каждой семье возможность своевременной, ранней медико-психо­лого-педагогической диагностики развития ребенка, определения его специальных психологических и об­разовательных потребностей, создаст условия для эф­фективного преодоления или коррекции отклонений в развитии ребенка.





















Список литературы:



  1. «Дети с ограниченными возможностями». Хрестоматия, Москва, 2010г.

  2. Игнатьева С.А., Блинов Ю.А. «Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии», Москва, «Владос», 2004г.

  3. «Коррекционная педагогика в начальном образовании» под ред Кумариной, Москва, «Академия», 2009г.

  4. Маллер А.Р., Цикато Г.В. «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью», Москва,»Академия», 2012г.

  5. Мишина Г.А., Моргачева Е.Н. «Коррекционная и специальная педагогика», Москва, « Форум-Инфра-М», 2007г

  6. Л. И. Аксенова «Ранняя помощь детям с ограниченными возможностями здоровья», Москва Юрайт , 2018г








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!