Профилактика предупреждения преступлений и правонарушений обучающихся.
Методика воспитательно - профилактической работы.
МБОУ Арбатская СОШ
Социальный педагог Медведева Т.В
89831981554
Профилактика предупреждения преступлений среди детей и подростков, совершаемых ими, является приоритетной задачей социального направления политики государства. Она включает в себя воспитательные, правовые, организационные меры воздействия, благодаря которым выявляются и ликвидируются обстоятельства и условия, приводящие к совершению правонарушений. Основной причиной преступлений совершаемых детьми, является неосознанность ими всей серьезности. Условиями для совершения преступления чаще всего являются неблагополучное окружение, безнадзорность и беспризорность.
Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед обществом сегодня, является поиск путей снижения роста преступлений среди несовершеннолетних и повышение эффективности их профилактики. Профилактика должна проводиться как среди подростков, так и среди их родителей или законных представителей. В случае если они ненадлежащим образом исполняют или не исполняют вовсе свои обязанности по воспитанию, содержанию и образованию своих детей. А так же в случаях, когда взрослые отрицательно влияют на поведение несовершеннолетних лиц или жестоко с ними обращаются.
Основными задачами деятельности, профилактики преступлений среди детей являются:
-предупреждение правонарушений несовершеннолетними, выявление причин и обстоятельств, которые этому способствуют;
-защита прав и интересов ребенка;
-социально-педагогическая реабилитация подростков, которые находятся в социально опасном положении;
-обнаружение и пресечение ситуаций, когда в преступления могут быть вовлечены дети.
Ранняя профилактика является более приоритетной задачей так как она позволяет выявить и устранить асоциальные изменения в личности ребенка, которые еще не стали устойчивыми. А значит в последующем есть большая вероятность, того, что будет предупреждено преступление.
Меры профилактики преступлений, применяемые на ранних стадиях, это:
-выявление неблагополучного воспитания и плохих условий проживания ребенка, формирование ценностей и взглядов у ребенка.
-выявление и ликвидация источников негативного воздействия на подростка. Которые могут способствовать асоциальному образу мышления и дальнейшему совершению правонарушений со стороны ребенка;
Методы профилактики преступлений на данном этапе включают в себя:
-прогнозирование , которое основано на изменении личностных особенностей детей-правонарушителей и условий при которых происходит нарушение ими закона;
-анализ статистических данных, позволяющий определить ряд общих признаков, свидетельствующих об отклонениях в формировании личности ребенка.
Что бы предостеречь ребенка и помочь ему мы стараемся найти свой подход в этом направлении работы.
Для достижения данной цели нами поставлены и решаются задачи:
1.Воспитание у учащихся нравственно-правовой убежденности, законопослушного поведения и основ толерантности (через серии классных часов, бесед, уроков обществознания истории и права).
2.Профилактика и ликвидация педагогической и социальной запущенности (проведение педагогических советов).
3. Усиление роли семьи в социализации школьников, сближение интересов родителей и педагогов по формированию гармонично развитой личности.
Работа по профилактике преступлений и правонарушений среди учащихся предполагает целый комплекс социально-профилактических мер. Направленных на оздоровление условий жизни детей, на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности ребенка, а так же формирование правовой культуры и повышение правовой грамотности, способствующих правовому воспитанию.
-индивидуальные, групповые формы работы с учащимися по профилактике предупреждению правонарушений
-проведение психолого-педагогической диагностики, выявления причин по которым совершаются преступления и правонарушения
-проведение классных часов
-проведение индивидуальных консультаций по желанию учащихся и запросам классных руководителей и родителей.
-Вовлечение учащихся, особенно детей группы риска) в кружки, спортивные секции, организация досуга во внеурочное время и осуществление контроля за их посещаемостью.
-организация ролевых игр и тематических бесед. Проведение коррекционно-развивающих занятий в группах.
-планирование и организация досуга учащихся в дни школьных каникул, работа школьного лагеря.
-проведение совместных рейдов в вечернее время и посещение неблагополучных семей.
-контрол за успеваемостью и поведением, формирование микроклимата в коллективе.
Данные формы работы в комплексе с другими профилактическими мерами направлены на изучение прав ребенка, формирование у подростков правовой культуры и общечеловеческих ценностей. Воспитание уважения к правам и свободам личности, воспитание чувства собственного достоинства и справедливости, формирования законопослушного поведения и основ толерантности, воспитание чувства ответственности за свои поступки, развития умения определять свою личностную позицию и делать правильный выбор.
В целом это и формирует правовую культуру и способствует профилактике предупреждения правонарушений и преступлений среди учащихся, важным фактором, влияющим на их поведение, является семья. Каждый взрослый, и в первую очередь родитель, в ответе за то, что происходит с его ребенком.
Работа с родителями по профилактике и предупреждению правонарушений и преступлений среди учащихся строится следующим образом.
Проведение общешкольных родительских собраний с привлечением медицинских работников, специалистов правоохранительных органов.
Проведение лекций и бесед для родителей, оформление стендов в помощь родителям;
Обследование жилищно-бытовых условий семьи, проведение рейдов в неблагополучные семьи.
Для того что бы работа выполняемая с родителями была сделана в полном объеме с педагогическим коллективом проводится следующая деятельность.
-доведение информации о состоянии преступности среди несовершеннолетних.
-проведение консультаций по вопросам профилактики преступлений против несовершеннолетних
-проведение консультаций с классными руководителями по предупреждению правонарушений среди учащихся;
-составление индивидуальных программ развития направления коррекционно-развивающей работы для трудных подростков;
Важно что бы каждый выполнял работу на своем участке в полном соответствии и согласии с действиями других, что бы планируемые мероприятия были не случайны и носили непрерывный характер, тогда проводимая деятельность будет эффективной.
Профилактика совершения преступлений основывается на принципах гуманного отношения к детям, демократии и поддержки семьи, а также на индивидуальном подходе к каждому ребенку с соблюдением конфиденциальности полученных сведении. При проведении работ с несовершеннолетними им разъясняются их права и возможность защиты собственных интересов.