СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование информационно-нравственной культуры молодежи в условиях распространения Интернета

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование информационно-нравственной культуры молодежи в условиях распространения Интернета

Просмотр содержимого документа
«Формирование информационно-нравственной культуры молодежи в условиях распространения Интернета»



Формирование информационно-нравственной культуры молодежи

в условиях распространения Интернета


Аннотация: Представлены возможные способы защиты детей от информации, наносящей вред их психическому здоровью и умственно-нравственному развитию, определены форма и содержание совместной деятельности образовательных учреждений и родителей по формированию информационной культуры детей и навыков безопасного использования Интернета.


Современные компьютерные технологии стремительно развиваются и занимают все более важное место в системе образования и в жизни людей. Внедряя информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в учебный процесс, учителя могут организовать различные формы учебно-познавательной деятельности в классе и сделать самостоятельную деятельность учащихся более активной и целенаправленной. ИКТ можно рассматривать как средство доступа к учебной информации и источникам информации, предоставляет возможности для поиска, сбора и работы с ними.

Готовность детей к использованию современных компьютерных технологий и реализации полученной с их помощью информации для дальнейшего самообразования и духовно-нравственного воспитания должна стать одним из результатов обучения и воспитания на первой ступени средней школы. В современных условиях особую угрозу формированию и развитию мировозрения младших школьников и подростков представляют следующие угрозы: «суицидальные сайты», где дети получают информацию о том, как расстаться с жизнью; сайты, предоставляющие различные рецепты и советы по изготовлению и употреблению наркотиков; сайты, разжигающие национальную рознь и расовую ненависть, экстремизм, национализм, фашизм; сайты, разрушающие навыки реального общения и «убивающие» коммуникативные навыки подростков, например, порнографические сайты, сайты знакомств и виртуального общения, сайты о сектах, оказывающие негативное влияние на мировоззрение молодежи.

Через социальные сети подростки могут попасть под влияние радикальных политических групп и всевозможных религиозных сект. На эти сайты школьники могут попасть случайно, нажав всплывающие баннеры или перейдя по ссылкам. Серьезные риски возникают, когда после просмотра реальных сцен насилия и жестокости начинают восхищаться «героями» интернет-роликов.

Вовлечение в азартные игры – еще одна угроза, которая может оказать негативное влияние на детей. Даже онлайн-игры могут нанести непоправимый ущерб психическому и физическому здоровью ребенка, занимаю большую часть времени и отвлекая от учебы и спокойного отдыха. Помимо вышеупомянутых рисков и угроз, интернет также представляет опасность, напрямую связанную с личными изменениями у детей и подростков, а именно возникает интернет-зависимость. Эта угроза становится все более реальной, поскольку дети могут быть не в состоянии правильно оценить степень вредности воспринимаемой и передаваемой информации . Отчасти это связано с тем, что темпы развития информационных технологий настолько высоки, что и семья, и школа оказываются плохо подготовленными к новым видам угроз, а методы борьбы с ним и еще на разработаны.

Чтобы преодолеть негативное влияние интернета на детей, в учебных заведениях необходимо проводить целенаправленную просветительскую работу. Обучение школьников распознаванию угроз интернета и способам борьбы с ними – это совместная работа школы и семьи. Именно школы должны инициировать и организовать это сотрудничество, просвещать родителей и направлять учеников.

Учебные заведения вместе с родителями и детьми должны разработать единую стратегию безопасности. Эта стратегия должна включать обучение как педагогического персонала, так и родителей/детей. Обучение педагогов может проходить в форме семинаров, практикумов, круглых столов. На этих тренингах должны рассматриваться вопросы информационной безопасности в Интернете, вредный контент для детей и способы борьбы с ним, виды и формы информационно-психологического воздействия и способы защиты от него, правила и нормы сетевого этикета, причины девиантного поведения детей и способы действий по его предотвращению или устранению и т.д. Это необходимо. Работу с детьми необходимо проводить на разных возрастных этапах: начальном (2-4 классы) и среднем (5-9 классы).

На каждом этапе специальные формы и методы обучения должны быть адаптированы к особенностям возрастной группы. Изучаться вопросы безопасного использования Интернета могут не только в рамках предмета «Информатика», они могут быть так же интегрированы в предмет «Основы безопасности жизнедеятельности», во внеурочную деятельность или в рамках учебного (классного) времени.

При подготовке к преподаванию учителя самостоятельно формируют учебные материалы, учитывая возрастную группу класса, общий уровень развития учащихся, предполагаемую. Будущую деятельность, план изучения предмета, его интеграцию в учебный процесс, характеристики помещения и среды, наличие технических средств обучения, включая доступ в интернет, а также уровень подготовки самого учителя.

В связи с выше сказанным, основными задачами преподавателей в современную эпоху являются развитие индивидуальности учащихся с помощью средств массовой коммуникации и использование их в качестве материала, формирование коммнуникативной культуры с помощью СМИ, развитие навыков творческого общения, критического мышления и глобального сетевого взаимодействия. Можно сказать, что это умение полностью распознавать, интегрировать, анализировать и оценивать информацию, доступную через интернет. Современному учителю необходимы не только глубокие знания предмета и методики преподавания, но и общая социально-политическая грамотность, четкое понимание спектра интересов и предпочтений учеников. Учителя должны знать особенности и возможности средств массовой информации и уметь использовать их в образовательных целях, чтобы придать процессу обучения нравственное измерение.


На региональном сайте «Подросток и закон» размещаются и актуализируются информационные ресурсы для детей и родителей, посвященные безопасному поведению детей и родителей в сети Интернет:

- ссылки на информационные ресурсы, содействующие повышению уровня культуры информационной безопасности детей http://podrostok.edu.yar.ru/safety/links.html

- интерактивные игровые ресурсы, посвященные вопросам безопасного использования сети Интернет http://podrostok.edu.yar.ru/safety/game.html



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!