Взаимодействие школы и родителей в сфере профилактики девиантного поведения.
Педагог-психолог
Федорищева Юлия Дмитриевна
МБОУ СОШ № 65
По мнению специалистов, в последнее время имеют тенденцию к увеличению такие виды девиации, как курение и наркомания, употребление алкоголя, отказ учиться, сквернословие, уход из дома, агрессивность, раннее начало половой жизни, непослушание, ложь, токсикомания, воровство. Основная причина - влияние ситуации в семье: - недостаток внимания, контроля со стороны родителей; - негативный пример, который дают родители детям; - низкий уровень жизни; - безработица и пьянство родителей; - снижение интеллектуального уровня родителей.
Одно из направлений СПС МБОУ СОШ № 65
- Профилактика девиаций, работа с родителями: просвещение родителей учащихся,
- работа с родителями учащихся ВШУ, группы риска, ОВЗ.
- Основная цель: реконструкция детско - родительских взаимоотношений.
- Повышаем интеллектуальный уровень родителей: учим их понимать и слышать своих детей. Распознавать их потребности и бесконфликтно общаться.
Работа с учащимися группы риска и ВШУ
- Индивидуальные консультации с родителями;
- Просвещение родителей (групповые формы, рассылка рекомендаций, ссылок в чаты);
- Тренинги с детьми (Программа «Движение вверх»);
- Консультации с педагогами.
Индивидуальная работа с родителями.
- Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним.
- Диагностика родительского отношения Методика тест - опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин).
- 61 вопрос. Шкалы: Принятие-отвержение, гиперопека - симбиоз, авторитарность –инфантилизм.
Индивидуальная работа с родителями.
- Упражнение «Дом» - практикум для родителей, инструмент определения причин нежелательного поведения ребенка.
- Упражнение позволяет произвести анализ семейной ситуации и сопоставить ее с поведенческими проблемами ребенка.
- Мотивирует родителя на работу с ребенком.
ДОМ
Пирамида потребностей по Маслоу
-
-
-
-
- |-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| Физиологические потребности
- 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 (100%)
-
-
-
- |-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| Безопасность
- 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 (100%)
-
-
-
- |-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| Потребность в любви и
- 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 (100%) принадлежности
-
-
-
- |-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| Уважение
- 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 (100%)
-
-
- |-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| Самоактуализация
- 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 (100%)
10
9
8
7
6
5
4
3
2
1|
10-----9-----8-----7-----6-----5-----4-----3-----2-----1----- 0 -----1-----2-----3-----4-----5-----6-----7-----8-----9-----10
Любовь Уважение
10-----9-----8-----7-----6-----5-----4-----3-----2-----1----- 0 -----1-----2-----3-----4-----5-----6-----7-----8-----9-----10
Безопасность Физиологические
потребности
Работа с родителями
- Что я делаю вместе с ребенком?
- Что я говорю ребенку?
- Что я запрещаю ребенку?
- Что я разрешаю ребенку?
- Упражнение «Список правил»
- Правила, исполнения которых вы требуете от ребенка.
- Упражнение «Общение со смыслом»:
- то, что мы хотели сказать,
- что сказали,
- что услышал собеседник,
- что он понял,
- что хотел сказать в ответ,
- что сказал,
- что мы услышали
- и как его поняли.
Работа с родителями.
- Мотивирующий алгоритм беседы с ребёнком.
- Как построить своё обращение к ребёнку, чтобы он Вас услышал и выполнил Вашу просьбу?
- Перед тем, как обратиться с просьбой, обязательно проясните 4 пункта:
- 1. Чётко объясните ребёнку – что Вы от него хотите.
- 2. Скажите, зачем Вам это нужно.
- 3. Скажите, что он от этого получит.
- 4. Скажите сколько времени на это потребуется.
- Плюсы этого инструмента:
- -Обращение родителя с позиции «Взрослый-Взрослый».
- -Уважительный тон.
- -Прояснены главные вопросы: «Зачем я это делаю?», «Что это даст тебе?».
Работа с семьей дистанционно
- Упражнения «Совместное рисование».
- «Один карандаш».
- Задание «Правила семьи».
- Упражнение «Наш фотоальбом».
Работа с родителями.
- Техники саморегуляции (дыхательные, двигательные упражнения. Визуализация).
- Техника «Я - сообщения».
Выступления на родительских собраниях.
- Темы:
- Детская агрессия.
- Роль семьи в повышении учебной мотивации.
- Мотивы плохого поведения ребенка.
- В контакте ли вы со своим ребенком?
- Особенности подросткового возраста (5-е классы).
- Развитие эмоционального интеллекта.
Просвещение родителей.
- Как определить зависимость от гаджетов у детей?
- Рекомендации родителям первоклассников.
-Рекомендации родителям пятиклассников
- Как не допустить суицид у подростка?
Инфографика для родителей.
Просвещение родителей учащихся ОВЗ. Родительский клуб (до пандемии).
Просвещение родителей. Ссылки на ресурсы, вебинары.
https://ikp-rao.ru/roditelyam/
Институт коррекционной педагогики
http://concord.websib.ru/?page_id=11691
Областной центр диагностики и консультирования
https://www.edu54.ru/minobr/view/105716/114766/
Минобрнауки НСО
https://geroy.org/vebinar-dlya-roditelej /
Рассылка рекомендаций посредством WhatsApp
Рассылка рекомендаций посредством WhatsApp
Работа с родителями – диагностика дезадаптации.
Работа с учащимися – письмо родителям.
- Напиши своим родителям то, что ты не решаешься сказать им напрямую.
- Перечитай.
- Ты хотел бы, передать им это письмо?
- Ты бы хотел, чтобы я пригласила родителей на беседу?
Профилактики девиации
Свою работу я планирую в трех направлениях: работа с ребенком, (классом) родителями, педагогами.
Только в тесном контакте можно добиться положительных результатов.
Через сплочение и мобилизацию усилий детей, родителей, педагогов можно решать задачи сопровождения личностного и возрастного развития ребенка и профилактику девиантного поведения.
Спасибо за внимание!