СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактика детских суицидов в школе. Советы психолога

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Профилактика детских суицидов в школе. Советы психолога»

Профилактика детских суицидов в школе. Советы психолога

В нашей стране престижно иметь высшее образование. Родители готовы пойти на все, чтобы отдать ребенка в элитную школу или оплатить услуги репетиторов. От детей ждут высоких оценок и побед на олимпиадах. В итоге неудачи в учебе они воспринимают как крах всей жизни. Эту и другие проблемы, которые приводят к детским суицидам, родители должны решать вместе с педагогами.

Психологи уверяют: детский суицид можно предотвратить. Ведь решение уйти из жизни ребенок редко принимает внезапно. Как правило, оно формируется не один день и даже не одну неделю. Нужно только вовремя заметить тревожные сигналы.

Поддержите ребенка в кризисной ситуации

Если у ученика развелись родители, умер кто-то из родственников или в его жизни произошло другое неприятное событие (например, ему пришлось уйти из спорта из-за травмы или он остался без друга, потому что тот уехал в другой город), постарайтесь его поддержать и отвлечь от грустных мыслей. Самое лучшее в этой ситуации – найти для ребенка интересное и полезное занятие. Пригласите его поучаствовать в театральной постановке, назначьте ответственным за подготовку команды класса к соревнованию или запишите в кружок программистов.

Поводом для беспокойства должны стать резкие изменения в поведении:

  • нарушение сна, аппетита, неопрятность в одежде;

  • внезапные приступы гнева;

  • вялость, апатия, потеря интереса к занятиям, ранее доставлявшим удовольствие;

  • резкое снижение успеваемости, пропуски занятий, регулярные нарушения дисциплины;

  • отстраненность от школьной жизни, равнодушие к одноклассникам;

  • увлечение депрессивными субкультурами (эмо, готы);

  • разговоры о смерти, потустороннем мире;

  • высказывания о нежелании жить, прямые или косвенные («Скоро это все закончится», «Хорошо бы заснуть и не проснуться»);

  • символическое прощание (раздача любимых вещей).

Как построить разговор с учеником в кризисной ситуации1

Этапы разговора

Примеры фраз

Начало

«Мне показалось, что в последнее время ты выглядишь расстроенным. У тебя что-то случилось?»

Прояснение намерений

«Было ли тебе когда-нибудь так тяжело, что хотелось, чтобы это все поскорее закончилось?»

Активное слушание

«Правильно ли я понял, что…" (далее нужно пересказать то, что вы узнали от ребенка, чтобы он убедился, что вы действительно его поняли)

Расширение перспектив

«Давай подумаем, какой может быть выход из этой ситуации? Как ты раньше справлялся с трудностями? Чтобы бы ты посоветовал сделать другу?»

Нормализация, вселение надежд

«Всем иногда бывает грустно. Кажется, что ты неспособен что-либо изменить. Но это состояние проходит»

Изменения в поведении ребенка могут произойти и без видимых внешних причин. Поэтому учителя и родители должны всегда быть начеку.

Пример. Педагог красноярской школы предотвратила самоубийство ученицы. Социальный педагог нашла в школьной тетради черновик предсмертной записки. Девочка задумывалась о самоубийстве из-за тяжелого материального положения семьи. Ее направили в реабилитационный центр.

Иногда родители видят, что с ребенком что-то происходит, но не обращаются за помощью к специалистам: недооценивают угрозу или боятся, что это навредит репутации семьи. Попросите их прийти на беседу к директору школы и пригласите на эту встречу педагога-психолога или детского психиатра.

Объясните родителям, что суицидальное поведение может быть обусловлено болезнью, например, эмоциональными расстройствами, которые протекают по особым психопатологическим механизмам. Ребенок с такими отклонениями в здоровье нуждается в профессиональной психиатрической помощи.

Практика показывает, что дети часто решаются на самоубийство из-за ссор с родителями и неразделенной любви. Желательно, чтобы у школьного педагога-психолога были доверительные отношения с учениками, тогда они смогут рассказать ему о проблемах, которые их беспокоят.

Если ребенок в кризисной ситуации хочет поговорить с вами, ни в коем случае не игнорируйте это. Покажите ему, что его переживания для вас важны и вы готовы его выслушать и помочь.

Часто на последний шаг дети решаются, потому что взрослые не считают их проблемы серьезными. Рекомендации психолога помогут построить разговор и подскажут какие выражения использовать, а от каких лучше воздержаться.

Что можно и что нельзя говорить ученику в кризисной ситуации

Фразы, которые говорит ученик

Рекомендуемые варианты ответа

Нерекомендуемые варианты ответа

«Ненавижу учебу, школу, учителей…»

«В твоей жизни есть люди, которым ты важен и дорог»

«Когда я был в твоем возрасте…» «Да ты просто лентяй!»

«Все кажется таким безнадежным…»

«Иногда мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у тебя проблемы и какую из них надо решить в первую очередь»

«Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе»

«Всем было бы лучше без меня»

«Кому именно? На кого ты обижен? Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит»

«Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом»

«Вы не понимаете меня!»

«Что я сейчас должен понять? Я действительно хочу это знать»

«Кто же может понять молодежь в наши дни?» «Я очень хорошо тебя понимаю»

«Я совершил ужасный поступок…»

«Давай сядем и поговорим об этом»

«Что посеешь, то и пожнешь»

«А если у меня не получится?»

«Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное»

«Если не получится, значит, ты недостаточно постарался»

Создайте в школе безопасную психологическую среду На заметку

Пресуицид – состояние, при котором повышена вероятность совершения суицида.

Парасуицид – намеренное причинение вреда своему здоровью, не приводящее к смерти

Издевательства учителей и одноклассников часто становятся причиной самоубийства. Попав в такую ситуацию, дети, как правило, не обращаются за помощью к завучу или директору. Они уверены, что администрация школы встанет на сторону обидчика или не сможет их защитить.

Проверяйте каждую жалобу на учителя

Если родители или ученики жалуются на слишком строгого учителя, проведите расследование. Учитель может навредить ребенку и не применяя запрещенные методы воспитания.

Создайте в школе службу примирения. Она поможет решить конфликт до того, как он перейдет в острую фазу.

Пример. Девочка пыталась покончить с собой из-за плохих отметок по математике. 13-летняя ученица челябинской школы выпрыгнула из окна недостроенного здания. Ее удалось спасти. Свой поступок девочка объяснила тем, что учительница унижала ее и занижала ей оценки. Мама девочки неоднократно жаловалась директору, просила перевести дочь в другой класс, но директор никаких мер не предприняла.

Не допускайте травли учеников в классах Обратите внимание

Если ребенок предпринял попытку самоубийства, контролируйте его поведение первые три месяца – большинство повторных попыток приходится именно на этот период

К сожалению, такие ситуации в школах не редкость. Классные руководители не всегда на них реагируют, потому что считают, что ученик-изгой сам провоцирует агрессию. Однако травля не зависит от поведения жертвы. Если преследуемый ученик покидает школу, мучители, как правило, находят ему замену.

Разбирайтесь в каждом случае прилюдного оскорбления и драки между учениками: возможно, кого-то из них постоянно обижают, а вы стали свидетелем только одного эпизода.

Пример. Переселенец из Донецка пытался покончить с собой из-за травли одноклассников. Ученик столичной школы перерезал себе вены в ванной. Врачам удалось его спасти. Выяснилось, что в школе его на каждой перемене били и обзывали. Классная руководительница знала об этом, но не вмешивалась.

Научите детей правильно относиться к информации в интернете

О проблеме пропаганды подростковых суицидов в интернете стали говорить и писать в конце 2015 года. Тогда специалисты Лиги безопасного интернета заметили, что в социальных сетях активизировались сообщества суицидальной направленности. В них размещались видеозаписи сцен самоубийств, в которых героизировались погибшие дети. Вступить в сообщество мог любой желающий. Число подписчиков в некоторых группах достигало 10–12 тысяч человек.

В августе 2016 года в Следственном комитете РФ состоялось совещание по вопросам предупреждения самоубийств несовершеннолетних. По его итогам была создана межведомственная рабочая группа для подготовки предложений по совершенствованию уголовного законодательства. В результате в УК РФ были внесены изменения. Теперь за склонение несовершеннолетних к самоубийству, в том числе через «группы смерти» в соцсетях, преступнику грозит до восьми лет тюремного заключения.

Администрация школы должна донести эту информацию до педагогов и родителей и организовать профилактическую работу со всеми участниками образовательного процесса.

Пример. Учитель спас школьницу от «группы смерти». Учитель красноярской школы увидел на руках семиклассницы порезы и сообщил об этом родителям и в правоохранительные органы. Во время проверки выяснилось, что школьница была вовлечена в игру одной из «групп смерти» в социальных сетях. От неустановленных лиц ей по интернету приходили сообщения, провоцирующие на суицидальные действия. Следственный комитет РФ по Красноярскому краю возбудил уголовное дело по статье «Доведение до самоубийства».

Чек-лист

Будьте внимательны к ребенку:

– обсуждайте с ним внутриличностные проблемы;
– учите распознавать источник дискомфорта;
– воспитывайте уверенность в себе

К сожалению, школьники могут быть не только жертвами подстрекателей, но и сами подталкивать других людей к суициду.

Пример. Школьница рассылала задания с призывом к суициду. На Камчатке арестована 17-летняя девушка, которая склоняла своих подписчиков к самоубийству. Она находила в социальных сетях странички, где люди делились своими личными проблемами. Сначала она давала новым знакомым советы и втиралась в доверие, а потом рассылала задания. Выполняя одно из них, жительница Хабаровска попыталась спрыгнуть с крыши. Ее спасли сотрудники правоохранительных органов. Школьница объяснила свои действия тем, что ей было интересно «получится ли».

Проведите с учениками разъяснительную беседу, которая поможет сформировать у них понимание недопустимости подобных действий и ответственности за их последствия.

Иногда ребенок хочет попросить о помощи, но ему нелегко сделать это напрямую. Поэтому во многих странах, в том числе в России, предусмотрены анонимные консультации детей и подростков.

Повесьте памятки с телефоном доверия на информационных стендах в школе. Кроме того, их можно раздать ученикам во время тематических классных часов, а родителям – во время собраний.

Шпаргалка Телефоны доверия

1. Единый общероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей: 8-800-2000-122 (бесплатно, круглосуточно).

Психологическое консультирование, экстренная и кризисная психологическая помощь.

2. Линия помощи «Дети Онлайн»: 8-800-25-000-15 (бесплатно, с 09.00 до 18.00 московского времени по рабочим дням), [email protected].

Психологическая и информационная поддержка детей и подростков, которые столкнулись с проблемами в Интернете.

3. Кризисная линия доверия МЧС России: 8-800-333-44-34 (бесплатно по России).

Круглосуточные экстренные консультации психолога для тех, у кого возникли жизненные проблемы.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!