Развивающая психолого-педагогическая программа
«Загадки моего Я»
I.Аннотация
Научные, методологические и методические основания программы Подростковый возраст - это время, когда складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психологическое здоровье, общественную и личную зрелость. В связи с этим исследование особенностей подросткового возраста заслуживает особого внимания, о чем свидетельствуют труды таких ученых как П.П. Блонский, В.П. Кащенко, И.А. Сикорский, С.А. Беличева, .С.Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн и др. Среди многочисленных факторов, оказывающих влияние на самооценки у подростков, психологи выделяют межличностные взаимоотношения со сверстниками. Именно от них зависит эмоциональное самочувствие подростка.
Подростковый возраст является значимым для становления нового уровня самосознания личности, формирования Я-концепции, выражающейся в стремлении понять себя, осознать свою уникальность и неповторимость. Развитие самосознания подростка происходит под влиянием ведущих потребностей возраста, а именно самоутверждения и общения с другими людьми.
Вместе с тем подросток чувствует, что не умеет, не может оценить себя, не знает, каким образом и при помощи каких критериев это можно сделать. Отсюда возникают проблемы, связанные с обострением "чувства Я", слабым развитием рефлексии, негативной самооценкой и конфликтными ситуациями со сверстниками и взрослыми. Подростковый возраст является переломным, кризисным моментом в становлении школьника. В связи с этим возникает необходимость в своевременной психолого-педагогической поддержке подростка, которая может осуществляться посредством проведения развивающих занятий, направленных на развитие социально-психологических умений и навыков.
Подростковый период — важнейший этап жизни человека, время выборов, которые во многом определяют последующую судьбу. Это время можно сравнить с остановкой Ивана-Царевича на развилке дорог около камня: «Налево пойдешь... направо пойдешь...» В одну сторону — путь к реальной взрослости, сопровождающейся принятием на себя ответственности за свою жизнь, пониманием смысла собственного бытия, ощущением жизненного счастья. В другую — к взрослости иллюзорной, инфантильной или в некоторых случаях асоциальной, к взрослости с эмоциональными и физическими проблемами. Именно в этот период формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремление ощутить себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, внутри которого оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее. Поэтому так важно, чтобы у подростков была возможность поговорить о себе, исследовать себя, получить некоторые знания о себе. Основными новообразованиями в подростковом возрасте являются: сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении. Решающее значение приобретает в этом возрасте стремление подростка найти свое место в обществе, ярко выраженное желание играть определенную роль в коллективе. Все это способствует возникновению у подростка желания понять, что представляет собой он сам, пробуждает ответственное, критическое отношение к себе и к другим людям.
Профилактическая программа направлена на развитие навыков самопознания и коммуникативной культуры подростков. Темы занятий подобраны, исходя из основных вопросов, которые пытается для себя решить подросток: "Кто я такой? Каким меня воспринимают окружающие? Как научиться понимать себя и других людей?"
Цель данной программы: Формирование навыков самопознания и саморазвития, познания других людей.
Задачи программы:
1.Способствовать познанию обучающимися своего характера, своих достоинств и недостатков, адекватно оценивать себя и воспринимать других.
2.Способствовать развитию у подростков навыков общения
3. Осознание и выражение своих чувств.
Адресат
Все без исключения обучающиеся 5-6 классов
Продолжительность курса
Программа рассчитана на 12 занятий продолжительностью 40 минут. Занятия проводятся 1 раз в 2недели. Сроки реализации программы: 1 учебный год
Ожидаемые результаты:
1.Оптимальный уровень развития адекватной самооценки.
2.Позитивные жизненные цели , устойчивая мотивация к их достижению
3.Умение осознавать и выражать свои чувства, понимать и принимать окружающих людей.
4.Знание своих особенностей.
Структура программы:
Рабочая программа рассчитана на обучающихся 5-6 классов. Состоит из занятий, которые могут проводиться 1 раз в 2 недели. Занятия включают в себя практические упражнения, теоретические блоки, беседы, диагностические методики.
1. Вводная часть (знакомство с целью занятий, общими правилами общения, создание комфортных условий для занятий).
2.Основная часть (формирование практических навыков общения и взаимодействия, принятие своего «Я», освоение способов регуляции эмоционального состояния).
3.Заключительная часть (рефлексия приобретенных умений, сознательное применение коммуникативных навыков).
Учебный план программы
Цель программы: Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.
Категория обучающихся: Обучающиеся 5-6 классов.
Срок обучения: 1 учебный год
Режим занятий: проводятся один раз в две недели
№
|
Наименование тем
|
Всего часов
|
В том числе
|
Форма контроля
|
теоретических
|
практических
|
1
|
Знакомство
|
1
|
0,75
|
0,25
|
|
2
|
Я и другие
|
1
|
|
1
|
|
3
|
Самооценка
|
1
|
|
1
|
|
4
|
Уверенное поведение
|
1
|
0,25
|
0,75
|
|
5
|
Чувства и эмоции
|
1
|
0,25
|
0,75
|
|
6
|
Хозяин эмоций
|
1
|
|
1
|
|
7
|
Стресс
|
1
|
0,25
|
0,75
|
|
8
|
Общение
|
1
|
0,25
|
0,75
|
|
9
|
Живое общение
|
1
|
|
1
|
|
10
|
Конфликт
|
1
|
0,25
|
0,75
|
|
11
|
Как избежать конфликтов
|
1
|
0,25
|
0,75
|
|
12
|
Прощание
|
1
|
|
1
|
|
Учебная программа:
Пояснительная записка: Актуальность данной программы обусловлена тем, что именно в этот период у подростков формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремление ощутить себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, иными словами – формируются личностные смыслы жизни.
Цель данной программы: Фрмирование навыков самопознания и саморазвития,познания других людей.
Задачи программы:
1.Способствовать познанию обучающимися своего характера, своих достоинств и недостатков, адекватно оценивать себя и воспринимать других.
2.Способствовать формированию адекватной установки в отношении школьных трудностей - установки преодоления
Структура:
1.Упражнения-активаторы , используемые для создания доброжелательной рабочей обстановки и снятия психологических барьеров в общении.
2. Обсуждение, происходящее в промежутках между занятиям.
3.Разминка в виде игры или упражнения, способствующая включению в групповую работу.
4.Упражнения, направленные на формирование адекватной самооценки.
5.Упражнения, способствующие формированию позитивных жизненных целей и развитию мотивации к их достижения.
6.Групповые дискуссии, как способ развития способностей к анализу и прогнозу ситуации.
7.Рефлексия –подведение итогов занятия, получение обратной связи обучающимися и тренером.
Методы реализации программы: Упражнения, игры- активаторы, дискуссии.
Сроки и этапы реализации: Программа рассчитана на 12 занятий продолжительностью 40 минут. Занятия проводятся 1 раз в 2недели. Сроки реализации программы: 1 учебный год
Ожидаемые результаты:
1.Оптимальный уровень развития адекватной самооценки.
2.Позитивные жизненные цели , устойчивая мотивация к их достижению
3.Умение осознавать и выражать свои чувства, понимать и принимать окружающих людей.
4.Знание своих особенностей.
Система контроля:
-количественные:.Методика изучения самооценки Т.В.Дембо-С.Я.Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан. Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению Ч.Д.Спилбергера в модификации А.Д.Андреевой.
-качественные: обратная связь
Просмотр содержимого документа
«Развивающая психолого-педагогическая программа «Загадки моего Я»»
Профилактическая
психолого-педагогическая программа
«Загадки моего Я»
I.Аннотация
Научные, методологические и методические основания программы
Подростковый возраст - это время, когда складываются, оформляются
устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального
реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого
человека, его физическое и психологическое здоровье, общественную и
личную зрелость. В связи с этим исследование особенностей подросткового
возраста заслуживает особого внимания, о чем свидетельствуют труды таких
ученых как П.П. Блонский, В.П. Кащенко, И.А. Сикорский, С.А. Беличева, .С.Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн и др.
Среди многочисленных факторов, оказывающих влияние на самооценки у подростков,
психологи выделяют межличностные взаимоотношения со сверстниками. Именно от них зависит эмоциональное самочувствие подростка.
Подростковый возраст является значимым для становления нового уровня самосознания личности, формирования Я-концепции, выражающейся в стремлении понять себя, осознать свою уникальность и неповторимость. Развитие самосознания подростка происходит под влиянием ведущих потребностей возраста, а именно самоутверждения и общения с другими людьми.
Вместе с тем подросток чувствует, что не умеет, не может оценить себя, не знает, каким образом и при помощи каких критериев это можно сделать. Отсюда возникают проблемы, связанные с обострением "чувства Я", слабым развитием рефлексии, негативной самооценкой и конфликтными ситуациями со сверстниками и взрослыми. Подростковый возраст является переломным, кризисным моментом в становлении школьника. В связи с этим возникает необходимость в своевременной психолого-педагогической поддержке подростка, которая может осуществляться посредством проведения развивающих занятий, направленных на развитие социально-психологических умений и навыков.
Подростковый период — важнейший этап жизни человека, время выборов, которые во многом определяют последующую судьбу. Это время можно сравнить с остановкой Ивана-Царевича на развилке дорог около камня: «Налево пойдешь... направо пойдешь...» В одну сторону — путь к реальной взрослости, сопровождающейся принятием на себя ответственности за свою жизнь, пониманием смысла собственного бытия, ощущением жизненного счастья. В другую — к взрослости иллюзорной, инфантильной или в некоторых случаях асоциальной, к взрослости с эмоциональными и физическими проблемами. Именно в этот период формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремление ощутить себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, внутри которого оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее. Поэтому так важно, чтобы у подростков была возможность поговорить о себе, исследовать себя, получить некоторые знания о себе. Основными новообразованиями в подростковом возрасте являются: сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении. Решающее значение приобретает в этом возрасте стремление подростка найти свое место в обществе, ярко выраженное желание играть определенную роль в коллективе. Все это способствует возникновению у подростка желания понять, что представляет собой он сам, пробуждает ответственное, критическое отношение к себе и к другим людям.
Профилактическая программа направлена на развитие навыков самопознания и коммуникативной культуры подростков. Темы занятий подобраны, исходя из основных вопросов, которые пытается для себя решить подросток: "Кто я такой? Каким меня воспринимают окружающие? Как научиться понимать себя и других людей?"
Цель данной программы: Формирование навыков самопознания и саморазвития, познания других людей.
Задачи программы:
1.Способствовать познанию обучающимися своего характера, своих достоинств и недостатков, адекватно оценивать себя и воспринимать других.
2.Способствовать развитию у подростков навыков общения
3. Осознание и выражение своих чувств.
Адресат
Все без исключения обучающиеся 5-6 классов
Продолжительность курса
Программа рассчитана на 12 занятий продолжительностью 40 минут. Занятия проводятся 1 раз в 2недели. Сроки реализации программы: 1 учебный год
Ожидаемые результаты:
1.Оптимальный уровень развития адекватной самооценки.
2.Позитивные жизненные цели , устойчивая мотивация к их достижению
3.Умение осознавать и выражать свои чувства, понимать и принимать окружающих людей.
4.Знание своих особенностей.
Структура программы:
Рабочая программа рассчитана на обучающихся 5-6 классов. Состоит из занятий, которые могут проводиться 1 раз в 2 недели. Занятия включают в себя практические упражнения, теоретические блоки, беседы, диагностические методики.
1. Вводная часть (знакомство с целью занятий, общими правилами общения, создание комфортных условий для занятий).
2.Основная часть (формирование практических навыков общения и взаимодействия, принятие своего «Я», освоение способов регуляции эмоционального состояния).
3.Заключительная часть (рефлексия приобретенных умений, сознательное применение коммуникативных навыков).
Учебный план программы
Цель программы: Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.
Категория обучающихся: Обучающиеся 5-6 классов.
Срок обучения: 1 учебный год
Режим занятий: проводятся один раз в две недели
№ | Наименование тем | Всего часов | В том числе | Форма контроля |
теоретических | практических |
1 | Знакомство | 1 | 0,75 | 0,25 | |
2 | Я и другие | 1 | | 1 | |
3 | Самооценка | 1 | | 1 | |
4 | Уверенное поведение | 1 | 0,25 | 0,75 | |
5 | Чувства и эмоции | 1 | 0,25 | 0,75 | |
6 | Хозяин эмоций | 1 | | 1 | |
7 | Стресс | 1 | 0,25 | 0,75 | |
8 | Общение | 1 | 0,25 | 0,75 | |
9 | Живое общение | 1 | | 1 | |
10 | Конфликт | 1 | 0,25 | 0,75 | |
11 | Как избежать конфликтов | 1 | 0,25 | 0,75 | |
12 | Прощание | 1 | | 1 | |
Учебная программа:
Пояснительная записка: Актуальность данной программы обусловлена тем, что именно в этот период у подростков формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремление ощутить себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, иными словами – формируются личностные смыслы жизни.
Цель данной программы: Фрмирование навыков самопознания и саморазвития,познания других людей.
Задачи программы:
1.Способствовать познанию обучающимися своего характера, своих достоинств и недостатков, адекватно оценивать себя и воспринимать других.
2.Способствовать формированию адекватной установки в отношении школьных трудностей - установки преодоления
Структура:
1.Упражнения-активаторы , используемые для создания доброжелательной рабочей обстановки и снятия психологических барьеров в общении.
2. Обсуждение, происходящее в промежутках между занятиям.
3.Разминка в виде игры или упражнения, способствующая включению в групповую работу.
4.Упражнения, направленные на формирование адекватной самооценки.
5.Упражнения, способствующие формированию позитивных жизненных целей и развитию мотивации к их достижения.
6.Групповые дискуссии, как способ развития способностей к анализу и прогнозу ситуации.
7.Рефлексия –подведение итогов занятия, получение обратной связи обучающимися и тренером.
Методы реализации программы: Упражнения, игры- активаторы, дискуссии.
Сроки и этапы реализации: Программа рассчитана на 12 занятий продолжительностью 40 минут. Занятия проводятся 1 раз в 2недели. Сроки реализации программы: 1 учебный год
Ожидаемые результаты:
1.Оптимальный уровень развития адекватной самооценки.
2.Позитивные жизненные цели , устойчивая мотивация к их достижению
3.Умение осознавать и выражать свои чувства, понимать и принимать окружающих людей.
4.Знание своих особенностей.
Система контроля:
-количественные:.Методика изучения самооценки Т.В.Дембо-С.Я.Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан. Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению Ч.Д.Спилбергера в модификации А.Д.Андреевой.
-качественные: обратная связь