СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развивающая психолого-педагогическая программа «Загадки моего Я»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивающая психолого-педагогическая программа

«Загадки моего Я»

I.Аннотация

Научные, методологические и методические основания программы             Подростковый возраст - это время, когда складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психологическое здоровье, общественную и личную зрелость. В связи с этим исследование особенностей подросткового возраста заслуживает особого внимания, о чем свидетельствуют труды таких ученых как П.П. Блонский, В.П. Кащенко, И.А. Сикорский, С.А. Беличева, .С.Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн и др.  Среди многочисленных факторов, оказывающих влияние на самооценки у подростков, психологи выделяют межличностные взаимоотношения со сверстниками. Именно от них зависит эмоциональное самочувствие подростка.

Подростковый возраст является значимым для становления нового уровня самосознания личности, формирования Я-концепции, выражающейся в стремлении понять себя, осознать свою уникальность и неповторимость. Развитие самосознания подростка происходит под влиянием ведущих потребностей возраста, а именно самоутверждения и общения с другими людьми.

Вместе с тем подросток чувствует, что не умеет, не может оценить себя, не знает, каким образом и при помощи каких критериев это можно сделать. Отсюда возникают проблемы, связанные с обострением "чувства Я", слабым развитием рефлексии, негативной самооценкой и конфликтными ситуациями со сверстниками и взрослыми. Подростковый возраст является переломным, кризисным моментом в становлении школьника. В связи с этим возникает необходимость в своевременной психолого-педагогической поддержке подростка, которая может осуществляться посредством проведения развивающих занятий, направленных на развитие социально-психологических умений и навыков.

Подростковый период — важнейший этап жизни человека, время выборов, которые во многом определяют последующую судьбу. Это время можно сравнить с остановкой Ивана-Царевича на развилке дорог около камня: «Налево пойдешь... направо пойдешь...» В одну сторону — путь к реальной взрослости, сопровождающейся принятием на себя ответственности за свою жизнь, пониманием смысла собственного бытия, ощущением жизненного счастья. В другую  — к взрослости иллюзорной, инфантильной или в некоторых случаях асоциальной, к взрослости с эмоциональными и физическими проблемами. Именно в этот период формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремление ощутить себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, внутри которого оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее. Поэтому так важно, чтобы у подростков была возможность поговорить о себе, исследовать себя, получить некоторые знания  о  себе. Основными новообразованиями в подростковом возрасте являются: сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении. Решающее значение  приобретает в этом возрасте стремление подростка найти свое место в обществе, ярко выраженное желание играть определенную роль в коллективе. Все это способствует возникновению у подростка желания понять, что представляет собой он сам, пробуждает ответственное, критическое отношение к себе и к другим людям.

 

 Профилактическая программа  направлена на развитие навыков самопознания и коммуникативной культуры подростков. Темы занятий подобраны, исходя из основных вопросов, которые пытается для себя решить подросток: "Кто я такой? Каким меня воспринимают окружающие? Как научиться понимать себя и других людей?"

 

Цель данной программы: Формирование навыков самопознания и саморазвития, познания других людей.

Задачи программы:

1.Способствовать познанию обучающимися своего характера, своих достоинств и           недостатков, адекватно оценивать себя и воспринимать других.

2.Способствовать развитию у подростков навыков общения

3. Осознание и выражение своих чувств.

Адресат

Все без исключения обучающиеся 5-6 классов

Продолжительность курса

Программа рассчитана на 12 занятий продолжительностью 40 минут. Занятия проводятся 1 раз в 2недели. Сроки реализации программы: 1 учебный год

Ожидаемые результаты:

1.Оптимальный уровень развития адекватной самооценки.

2.Позитивные  жизненные цели , устойчивая  мотивация к их достижению

3.Умение осознавать и выражать свои чувства, понимать и принимать окружающих людей.

4.Знание своих особенностей.

Структура программы:

 Рабочая программа рассчитана на обучающихся 5-6  классов. Состоит из занятий, которые могут проводиться 1 раз в 2 недели. Занятия включают в себя практические упражнения, теоретические блоки, беседы, диагностические методики.

1. Вводная часть (знакомство с целью занятий, общими правилами общения,      создание комфортных условий для занятий).

2.Основная часть (формирование практических навыков общения и взаимодействия, принятие своего «Я», освоение способов регуляции эмоционального состояния).

3.Заключительная часть (рефлексия приобретенных умений, сознательное применение коммуникативных навыков).

 

Учебный план программы

Цель программы: Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.

Категория обучающихся: Обучающиеся 5-6 классов.

Срок обучения: 1  учебный год

Режим занятий: проводятся один раз в две недели

 

Наименование тем

Всего часов

В том числе

Форма контроля

теоретических

практических

1

Знакомство

1

0,75

0,25

 

2

Я и другие

1

 

1

 

3

Самооценка

1

 

1

 

4

Уверенное поведение

1

0,25

0,75

 

5

Чувства и эмоции

1

0,25

0,75

 

6

Хозяин эмоций

1

 

1

 

7

Стресс

1

0,25

0,75

 

8

Общение

1

0,25

0,75

 

9

Живое общение

1

 

1

 

10

Конфликт

1

0,25

0,75

 

11

Как избежать конфликтов

1

0,25

0,75

 

12

Прощание

1

 

1

 

 

 

 

Учебная программа:

Пояснительная записка:  Актуальность данной программы обусловлена тем, что именно в этот период у подростков формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремление ощутить себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, иными словами  – формируются личностные смыслы жизни.

Цель данной программы: Фрмирование навыков самопознания и саморазвития,познания других людей.

Задачи программы:

1.Способствовать познанию обучающимися своего характера, своих достоинств и                      недостатков, адекватно оценивать себя и воспринимать других.

2.Способствовать формированию адекватной установки  в отношении школьных трудностей - установки преодоления

 Структура:

1.Упражнения-активаторы , используемые для создания доброжелательной рабочей обстановки и снятия психологических барьеров в общении.

2. Обсуждение, происходящее в промежутках между занятиям.

3.Разминка в виде игры или упражнения, способствующая включению в групповую работу.

4.Упражнения, направленные на формирование адекватной самооценки.

5.Упражнения, способствующие формированию позитивных жизненных целей и развитию мотивации к их достижения.

6.Групповые дискуссии, как способ развития способностей к анализу и прогнозу ситуации.

7.Рефлексия –подведение итогов занятия, получение обратной связи обучающимися и тренером.

Методы реализации программы: Упражнения, игры- активаторы, дискуссии.

Сроки и этапы реализации: Программа рассчитана на 12 занятий продолжительностью 40 минут. Занятия проводятся 1 раз в 2недели. Сроки реализации программы: 1 учебный год

Ожидаемые результаты:

1.Оптимальный уровень развития адекватной самооценки.

2.Позитивные  жизненные цели , устойчивая  мотивация к их достижению

3.Умение осознавать и выражать свои чувства, понимать и принимать окружающих людей.

4.Знание своих особенностей.

Система контроля:

-количественные:.Методика изучения самооценки Т.В.Дембо-С.Я.Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан. Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению Ч.Д.Спилбергера в модификации А.Д.Андреевой.

-качественные: обратная связь

 

Просмотр содержимого документа
«Развивающая психолого-педагогическая программа «Загадки моего Я»»

Профилактическая

психолого-педагогическая программа

«Загадки моего Я»

I.Аннотация

Научные, методологические и методические основания программы
Подростковый возраст - это время, когда складываются, оформляются
устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального
реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого
человека, его физическое и психологическое здоровье, общественную и
личную зрелость. В связи с этим исследование особенностей подросткового
возраста заслуживает особого внимания, о чем свидетельствуют труды таких
ученых как П.П. Блонский, В.П. Кащенко, И.А. Сикорский, С.А. Беличева, .С.Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн и др.
Среди многочисленных факторов, оказывающих влияние на самооценки у подростков,
психологи выделяют межличностные взаимоотношения со сверстниками. Именно от них зависит эмоциональное самочувствие подростка.

Подростковый возраст является значимым для становления нового уровня самосознания личности, формирования Я-концепции, выражающейся в стремлении понять себя, осознать свою уникальность и неповторимость. Развитие самосознания подростка происходит под влиянием ведущих потребностей возраста, а именно самоутверждения и общения с другими людьми.

Вместе с тем подросток чувствует, что не умеет, не может оценить себя, не знает, каким образом и при помощи каких критериев это можно сделать. Отсюда возникают проблемы, связанные с обострением "чувства Я", слабым развитием рефлексии, негативной самооценкой и конфликтными ситуациями со сверстниками и взрослыми. Подростковый возраст является переломным, кризисным моментом в становлении школьника. В связи с этим возникает необходимость в своевременной психолого-педагогической поддержке подростка, которая может осуществляться посредством проведения развивающих занятий, направленных на развитие социально-психологических умений и навыков.

Подростковый период — важнейший этап жизни человека, время выборов, которые во многом определяют последующую судьбу. Это время можно сравнить с остановкой Ивана-Царевича на развилке дорог около камня: «Налево пойдешь... направо пойдешь...» В одну сторону — путь к реальной взрослости, сопровождающейся принятием на себя ответственности за свою жизнь, пониманием смысла собственного бытия, ощущением жизненного счастья. В другую — к взрослости иллюзорной, инфантильной или в некоторых случаях асоциальной, к взрослости с эмоциональными и физическими проблемами. Именно в этот период формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремление ощутить себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, внутри которого оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее. Поэтому так важно, чтобы у подростков была возможность поговорить о себе, исследовать себя, получить некоторые знания  о  себе. Основными новообразованиями в подростковом возрасте являются: сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении. Решающее значение приобретает в этом возрасте стремление подростка найти свое место в обществе, ярко выраженное желание играть определенную роль в коллективе. Все это способствует возникновению у подростка желания понять, что представляет собой он сам, пробуждает ответственное, критическое отношение к себе и к другим людям.



Профилактическая программа направлена на развитие навыков самопознания и коммуникативной культуры подростков. Темы занятий подобраны, исходя из основных вопросов, которые пытается для себя решить подросток: "Кто я такой? Каким меня воспринимают окружающие? Как научиться понимать себя и других людей?"


Цель данной программы: Формирование навыков самопознания и саморазвития, познания других людей.

Задачи программы:

1.Способствовать познанию обучающимися своего характера, своих достоинств и недостатков, адекватно оценивать себя и воспринимать других.

2.Способствовать развитию у подростков навыков общения

3. Осознание и выражение своих чувств.

Адресат

Все без исключения обучающиеся 5-6 классов

Продолжительность курса

Программа рассчитана на 12 занятий продолжительностью 40 минут. Занятия проводятся 1 раз в 2недели. Сроки реализации программы: 1 учебный год

Ожидаемые результаты:

1.Оптимальный уровень развития адекватной самооценки.

2.Позитивные жизненные цели , устойчивая мотивация к их достижению

3.Умение осознавать и выражать свои чувства, понимать и принимать окружающих людей.

4.Знание своих особенностей.

Структура программы:

Рабочая программа рассчитана на обучающихся 5-6 классов. Состоит из занятий, которые могут проводиться 1 раз в 2 недели. Занятия включают в себя практические упражнения, теоретические блоки, беседы, диагностические методики.

1. Вводная часть (знакомство с целью занятий, общими правилами общения, создание комфортных условий для занятий).

2.Основная часть (формирование практических навыков общения и взаимодействия, принятие своего «Я», освоение способов регуляции эмоционального состояния).

3.Заключительная часть (рефлексия приобретенных умений, сознательное применение коммуникативных навыков).


Учебный план программы

Цель программы: Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.

Категория обучающихся: Обучающиеся 5-6 классов.

Срок обучения: 1 учебный год

Режим занятий: проводятся один раз в две недели


Наименование тем

Всего часов

В том числе

Форма контроля

теоретических

практических

1

Знакомство

1

0,75

0,25


2

Я и другие

1


1


3

Самооценка

1


1


4

Уверенное поведение

1

0,25

0,75


5

Чувства и эмоции

1

0,25

0,75


6

Хозяин эмоций

1


1


7

Стресс

1

0,25

0,75


8

Общение

1

0,25

0,75


9

Живое общение

1


1


10

Конфликт

1

0,25

0,75


11

Как избежать конфликтов

1

0,25

0,75


12

Прощание

1


1





Учебная программа:

Пояснительная записка: Актуальность данной программы обусловлена тем, что именно в этот период у подростков формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремление ощутить себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, иными словами – формируются личностные смыслы жизни.

Цель данной программы: Фрмирование навыков самопознания и саморазвития,познания других людей.

Задачи программы:

1.Способствовать познанию обучающимися своего характера, своих достоинств и недостатков, адекватно оценивать себя и воспринимать других.

2.Способствовать формированию адекватной установки в отношении школьных трудностей - установки преодоления

Структура:

1.Упражнения-активаторы , используемые для создания доброжелательной рабочей обстановки и снятия психологических барьеров в общении.

2. Обсуждение, происходящее в промежутках между занятиям.

3.Разминка в виде игры или упражнения, способствующая включению в групповую работу.

4.Упражнения, направленные на формирование адекватной самооценки.

5.Упражнения, способствующие формированию позитивных жизненных целей и развитию мотивации к их достижения.

6.Групповые дискуссии, как способ развития способностей к анализу и прогнозу ситуации.

7.Рефлексия –подведение итогов занятия, получение обратной связи обучающимися и тренером.

Методы реализации программы: Упражнения, игры- активаторы, дискуссии.

Сроки и этапы реализации: Программа рассчитана на 12 занятий продолжительностью 40 минут. Занятия проводятся 1 раз в 2недели. Сроки реализации программы: 1 учебный год

Ожидаемые результаты:

1.Оптимальный уровень развития адекватной самооценки.

2.Позитивные жизненные цели , устойчивая мотивация к их достижению

3.Умение осознавать и выражать свои чувства, понимать и принимать окружающих людей.

4.Знание своих особенностей.

Система контроля:

-количественные:.Методика изучения самооценки Т.В.Дембо-С.Я.Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан. Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению Ч.Д.Спилбергера в модификации А.Д.Андреевой.

-качественные: обратная связь





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!