Профилактическое занятие с учащимися среднего звена
«Вся правда об алкоголе»
Пояснительная записка |
Цель занятия | Создание условий для снижения риска приобщения к употреблению алкоголя среди учащихся. |
Задачи занятия | Способствовать формированию ответственного отношения воспитанников к собственному здоровью и негативного отношения к употреблению алкоголя; Расширить круг реалистичных представлений учащихся о социальных и медицинских последствиях употребления алкоголя; Научить подростков критическому осмыслению рекламы алкогольных изделий. |
Адресат | Учащиеся среднего звена. |
Описание занятия | Форма проведения – групповое занятие. Продолжительность занятия составляет 40 минут. Структура занятия: - введение, постановка проблемы, целеполагание; - работа по теме занятия; - обобщение полученной информации, обратная связь. Методы работы на занятии: словесные (беседа, групповая дискуссия, обсуждение); наглядные (демонстрация рекламного ролика, социальных антиалкогольных роликов, компьютерной презентации); практические (выполнение детьми практического задания). |
Основные понятия для освоения учащимися | алкоголь, социальные и медицинские последствия употребления алкоголя, возраст, с которого разрешается законом РФ приобретение алкоголя, меры социальной политики в отношении ограничения алкоголизации населения, приемы воздействия рекламы на сознание человека. |
Необходимое оборудование | Мультимедийная техника и компьютер. Рекламный ролик пива марки «Овип Локос» Ролики социальной антирекламы алкоголя проекта «Общее дело» Компьютерная презентация «Влияние алкоголя на внутренние органы человека». Лист с перечнем пословиц и поговорок о вредных привычках на каждую мини – группу (Приложение №1). |
Использованные источники литературы и Интернет-ресурсов | Интернет – сайт – «Youtube.com» / Режим прямого доступа: www.youtube.com Интерент – сайт «Психология на ВУЗЛИБ.ру» / режим прямого доступа: http://www.psichology.vuzlib.net/book_o762_page_9.html Всероссийское Иоанно - Предтеченское Православное братство «Трезвение» / Режим прямого доступа: http://trezvenie.org/video/animation/ |
Профилактическое занятие для учащихся среднего звена
«Вся правда об алкоголе»
Ход занятия:
Организационный момент, постановка проблемы, определение целей занятия.
- Ребята, сегодняшнее занятие посвящено одной и вредных привычек – употреблению алкоголя. На занятии мы с вами определим, что такое алкоголь, как он влияет на человека, так ли вредна эта привычка - употреблять алкоголь, какой вред наносит алкоголь здоровью человека, его деятельности, жизни в целом?
А начать я хочу сегодняшнее занятие с дискуссии на вопрос - Что такое алкоголь?
Дискуссия «Что такое алкоголь?»
- Как вы думаете, что такое алкоголь? (учащиеся высказывают собственные предположения – вещество, которое дурманит, опьяняет и т.д.)
- Давайте обратимся с вами к словарю (энциклопедии), чтобы узнать, что же означает слово «АЛКОГОЛЬ».
Алкоголь (алкогольные напитки) - напитки, содержащие этанол (этиловый спирт). Характерной особенностью алкогольных напитков являются то, что они, попадая в организм, изменяют состояние сознания человека.
В зависимости от степени опьянения (мало или много выпил человек) отличается и картина изменения сознания человека, его поведения, его состояния.
Если человек выпил немного – для него становится характерным повышенное настроение, чувство комфорта, желание общаться. Люди становятся говорливыми, речь громкая, быстрая, мимика утрированная, жесты размашистые, движения порывистые, но точные. Внимание легко отвлекается, память ухудшается. Через 2 - 4 часа наступают вялость и сонливость.
Если человек выпил значительно больше (значительные дозы алкоголя) – речь его делается смазанной (непонятной для окружающих), походка - шаткой, с покачиваниями, почерк резко меняется. Нередко возникает тошнота, рвота. Настроение неустойчивое: повышенное настроение чередуется с раздражительностью, озлобленностью, склонностью к скандалам и агрессии. Внимание переключается с трудом, ориентировка сохранена. Возбуждение сменяется глубоким сном, за которым следуют разбитость, вялость, головная боль. Некоторые события в состоянии опьянения помнятся смутно.
Отдельные специалисты действие алкогольных напитков сравнивают с действием наркотиков на организм и сознание человека, считают их схожими, в связи с чем алкоголь причисляют к наркотическим веществам, потому что:
- как и наркотики, алкоголь изменяет сознание человека (воздействует на нервную систему и изменяет психику),
- как и от наркотиков, у человека от алкоголя формируется зависимость (человек без употребления алкогольных напитков испытывает эмоциональную неустойчивость, раздражительность, неудовлетворенность, становится конфликтным),
- как и в случае с наркотиками, продолжительное употребление алкоголя может приводить к тяжёлым последствиям для здоровья человека и его общественного благополучия.
- Какие же алкогольные напитки вам известны? (учащиеся демонстрируют свои знания по этому вопросу).
- Как вы думаете, какой алкогольный напиток является наиболее популярным среди современной молодежи? (пиво).
- Из каких источников (где?, у кого?) вы обычно узнаете о тех или иных алкогольных напитках? (учащиеся перечисляют: среди знакомых ребят, дома, по телевизору…)
- Да, ребята, множество информации, в том числе, и об алкоголе, мы узнаем с вами из средств массовой информации (телевидения, сети Интернет), а точнее рекламы.
- Обращали ли вы когда-нибудь внимание на рекламные ролики, например, пива? (учащиеся высказываются).
Просмотр рекламного ролика пива марки «ОВИП ЛОКОС».
- Я предлагаю вам сейчас посмотреть рекламный ролик пива одной марки, но не для того, что сделать рекламу этого пива, а для того, чтобы оценить какую обычно информацию об алкоголе рекламщики (специалисты, создающие рекламу) преподносят потребителям и почему.
- Оценить рекламный ролик я предлагаю с помощью следующих вопросов (вопросы фиксируются на классной доске).
Вопросы для обсуждения (пятый вопрос намеренно не отображается на доске, а задается устно после обсуждения всех предыдущих вопросов):
О чем эта реклама?
Какое настроение эта реклама создает у тебя?
Какие приемы использованы в рекламе для создания такого настроения (какая музыка, какие цвета, какие слова и др.)?
Чего добиваются рекламщики, создавая подобную рекламу?
Вопрос №5: Что нам не рассказала реклама?
Демонстрируется рекламный ролик пива марки «Овип Локос».
- И так, ребята, мы с вами посмотрели рекламный ролик, давайте попробуем его обсудить с помощью предложенных вопросов.
- Первый вопрос - О чем эта реклама? (учащиеся высказываются: о пиве, пиве марки «Сокол»…)
- Второй вопрос - Какое настроение эта реклама создает у вас? (учащиеся высказываются: радостное, веселое, хотелось танцевать, музыка классная…). Пожалуй, я с вами соглашусь. Реклама повышает настроение, даже мне хотелось подвигаться под музыку, использованную в рекламе.
- Какие же приемы использованы в рекламе для создания такого приподнятого настроения: какая музыка, какие цвета, какие слова и др.? (учащиеся высказывают свои предположения)
Музыка в рекламном ролике использована современная – подвижная, танцевальная в стиле RAP. Цветовая гамма тоже в положительных тонах – много зеленого, белого цвета, повышающих настроении, успокаивающих. Слова, использованные в рекламе («Во имя добра», «Пиво «Сокол» с нами всегда», «Овип Локос – это жизнь в полный рост, а не игра» и т.д.) также не говорят о чем-то плохом, создают уверенность, что пиво «Овип Локос» создано для добра.
- Чего добиваются рекламщики, создавая подобную рекламу? (учащиеся говорят свои предположения: чтобы люди больше покупали это пиво). Правильно, ребята, это делается сознательно, чтобы повысить уровень продаж пива, чтобы пиво покупала молодежь.
- Какую информацию о пиве рекламщики предоставили потребителям? (учащиеся высказывают свои предположения) Только положительную, для чего использовали множество хитростей – и цвет, и музыку и красивые слова. А что же не рассказала нам реклама? Что сознательно упускается из вида в рекламе? (учащиеся высказывают свои предположения: о том, как влияет алкоголь на человека, его здоровье и т.д.)
- Я полностью с вами согласна, алкоголь губительно влияет на организм человека, а как это происходит мы узнаем, посмотрев компьютерную презентацию.
Демонстрация компьютерной презентации «К чему приводит употребление алкоголя» (с комментированием, обсуждение вопросов «Что нам не рассказала реклама?» и «Почему?»)
- С помощью презентации мы узнаем, что именно происходит с основными органами человека в результате употребления алкоголя.
а) Мозг.
- Первый орган, который страдает в результате употребления алкоголя – мозг человека. Знаете ли вы, зачем человеку нужен мозг? (Для того, чтобы мыслить, думать, соображать, учиться, узнавать новое и т.д.)
- На представленном изображении, слева, показан мозг человека, который ведет здоровый образ жизни, не употребляет алкоголь (демонстрируется Слайд №2 Презентации). Мозг такого человека похож на грецкий орех. Бороздки на его поверхности – это извилины. Чем больше извилин в мозге человека, тем он умнее и сообразительнее. Справа на изображении показан мозг человека, долгое время употребляющего алкоголь. Чем он отличается от изображения слева? (Размером, формой)
- Правильно. Когда человек выпивает, вредные вещества, содержащиеся в алкоголе, попадают в кровь. С кровью они поступают в мозг и разрушают его клетки – нейроны. Клетки мозга умирают – мозг уменьшается в размерах, искривляется его форма, пропадают извилины.
- Как вы думаете, может ли человек с таким мозгом хорошо думать, соображать, учиться? (Учащиеся высказываются)
б) Сердце.
- Следующий орган, страдающий от алкоголя – сердце. Сердце в организме человека выполняет функцию насоса: оно перекачивает кровь в организме, доставляя питательные вещества ко всем его клеточкам. У каждого человека сердце имеет свой размер. Чтобы узнать, какого размера бьется в вашей груди сердце, нужно сжать кулак. Какого размера ваш кулк – такого размера у вас и сердце.
- На изображении слева показано сердце человека, который ведет здоровый образ жизни и не употребляет алкоголь (демонстрируется Слайд №3 Презентации). А справа показано, как выглядит сердце больного человека. В глаза сразу же бросается, что они отличаются размером. Сердце человека, злоупотребляющего спиртным, больше в несколько раз сердца здорового человека. Оно покрыто толстым слоем жира. Такое сердце работает медленно, неэффективно, перекачивает меньше крови, а со временем может совсем остановиться.
в) Печень.
- Печень в организме человека выполняет функцию очистительной фабрики. Она очищает наш организм от всех вредных веществ, попадающих из внешней среды.
- Любите ли вы чипсы, сухарики, газированный напитки, жвачки? (Дети отвечают утвердительно) А знаете ли вы, что в этих продуктах содержится много вредных и часто опасных для здоровья веществ. Для того чтобы организм не отравился и существует печень. Печень здорового человека представлена на изображении слева (демонстрируется Слайд №4 Презентации).
- А в алкоголе содержится в сотни раз больше вредных веществ. Алкоголь, попадая с кровью в печень, засоряет ее намного больше, чем другие вещества. В результате печень со временем изнашивается, обрастает жиром, гниет изнутри – такая печень изображена на рисунке справа. Печень злоупотребляющего алкоголем человека перестает очищать его организм, организм засоряется вредными веществами, человек погибает.
- Сегодня вы узнали, как страдают от алкоголя мозг, сердце и печень. Но я еще раз хочу напомнить вам, что в результате употребления алкоголя страдают все органы человека, каждая клеточка, каждая частичка нашего организма.
- Что же нам не рассказала реклама? (Дети высказываются). А почему? (Дети высказываются). Подытоживая все сказанное вами, необходимо отметить, что каждый человек должен критически относится к рекламе любых продуктов, в том числе алкогольных напитков. Создатели рекламы сознательно не информируют потребителей о вредоносном воздействии алкоголя (пива), чтобы повысить уровень продаж своей продукции. Это необходимо знать и помнить.
- В последнее время правительство нашей страны и различные социальные институты, понимая, что среди жителей России все больше появляется людей с алкогольной зависимостью, приняли решении, что необходимо вести просветительскую работу среди населения. Для чего стали создаваться социальные ролики антирекламы алкогольных напитков. Я предлагаю посмотреть несколько подобных роликов – о том, как алкоголь влияет на мозг, сердце, печень и т.д.
Демонстрируются ролики социальной антирекламы.
- Ребята, алкоголь разрушает не только здоровье человека, но и всю его жизнь. Как это происходит, я предлагаю узнать из народных пословиц и поговорок.
Выполнение практического задания «Народная мудрость» в мини – группах, последующее обсуждение пословиц и поговорок о влиянии алкоголя.
- Ребята, а что такое пословицы и поговорки? (Это высказывания людей, в которых заключена какая-то мудрость, умная мысль). Я предлагаю вам выполнить следующее практическое задание. Каждая мини – группа получит листок с пословицами и поговорками о вредных привычках, вам же в ходе совместного обсуждения необходимо найти и подчеркнуть пословицы и поговорки по теме сегодняшнего занятия – о влиянии алкоголя на жизнь человека.
Учащиеся работают в группах.
- Давайте подведем итоги вашей групповой работы. Получившиеся результаты вы можете сравнить с информацией на экране (Демонстрируется Слайд №5 презентации, где представлены пословицы и поговорки об употреблении алкоголя).
- Ребята, мало знать о тех или иных пословицах и поговорках, необходимо их понимать и уметь объяснить. Поэтому я предлагаю вам попробовать объяснить представленные пословицы и поговорки об алкоголе:
а) «Выпил вина – так и стал без ума».
- Как вы думаете, что имеется в виду в этой поговорке? (Дети высказываются). Правильно ребята, выпивший человек часто не понимает, что с ним происходит. Он совершает много глупостей – может совершить преступление, может доставить другим неприятности и т.д., чего бы не сделал в трезвом виде. Кроме этого, пьющий человек разрушает свой мозг. Мозг перестает работать, а человек в результате – плохо соображает, не может нормально мыслить, узнавать новое.
б) «Сколько муж выпьет вина, столько жена и дети прольют слез».
- А что эта пословица хочет сказать нам? (Дети высказываются). Да, ребята. Пьяный человек часто причиняет вред не только самому себе, но и окружающим его людям, особенно – родственникам. Пьяный человек становится агрессивным, грубым, непредсказуемым, может сказать в адрес своих близких обидные слова, ударить их, выгнать из дома. В итоге все окружающие его люди страдают.
в) «Водка и труд рядом не идут».
- Ребята, давайте подумаем, о чем эта пословица? (Дети высказываются). Конечно, ребята, пьяный человек не может правильно и четко выполнять свою работу. Любое действие у него вызывает затруднение. Даже если человек идет на работу трезвый, а накануне выпил, у него болит голова, он плохо соображает, а значит, плохо справляется со своей работой. Такого работника долго не держат на рабочем месте и увольняют.
г) «Без ума пьет – без угла живет».
- О чем же говорится в этой поговорке? (Дети высказываются). Правильно, ребята, пьющий человек не нужен своей семье (он не работает, не приносит в семью деньги, причиняет боль своим родственникам), его прогоняют, он остается без дома. Некоторые алкоголики (люди, не умеющие жить без алкоголя, употребляющие его ежедневно в больших количествах) сами продают свои дома, квартиры для того, чтобы приобрести больше алкоголя, а потом вынуждены жить в подвалах, подъездах, питаться на улице.
- Итак, ребята, перечисленные пословицы и поговорки дают нам понять, что алкоголь оказывает плохое влияние не только на здоровье человека, но и другие сферы его жизни: лишает человека его работы, жилья, семьи.
Информирование учащихся - «Меры государственной политики по ограничению алкоголизации среди молодежи»
- На уровне государства, правительства России существуют законодательные акты, которые регулирую вопросы распространения алкоголя в России. Какие это законы и постановления, с какой целью разработаны?
Законы, законодательные акты об:
Ограничении продажи алкогольных напитков несовершеннолетним: продажа алкоголя разрешена только с 18 лет (Причина ограничения - незрелость личности подростков и детей, неумение предугадывать последствия собственных действий, неумение осознать, что алкоголь очень вреден для организма, неспособность принять правильное решение – не употреблять алкоголь. Цель ограничения – снизить риск приобщения к алкогольным напиткам в детском и подростковом возрасте).
Ограничении времени продажи алкогольных напитков: продажа крепких алкогольных напитков запрещена после 23.00. в большинстве регионов РФ, в отдельных регионах – с 22.00. (Причина ограничения – высокий процент преступлений в вечернее и ночное время людьми, находящимися в алкогольном опьянении. Цель ограничения – снижение уровня преступности).
Ограничении распития алкогольных напитков в общественных местах: распитие алкогольных напитков запрещено в скверах, парках, учреждениях здравоохранения и образования, т.е. в местах большого скопления людей. При этом распитие алкоголя разрешено только в специально отведенных местах: кафе, ресторанах, барах (Причина ограничения – отрицательный пример выпивающих людей в общественных местах для детей и подростков, опасность поведения пьяных, находящихся в общественных местах рядом детьми и другими категориями людей. Цель ограничения – ограничение распространения алкоголизации среди населения)
Ограничении рекламы алкогольных напитков на телевидении: рекламные ролики алкогольных напитков на телевидении разрешены только после 22.00. (Причина ограничения - незрелость личности подростков и детей, неумение критически относится к увиденному, анализировать глубинный смысл. Цель ограничения – снизить риск приобщения к алкогольным напиткам в детском и подростковом возрасте).
Упражнение «Закончи предложение».
- В завершении занятия я предлагаю продолжить незаконченные предложения: «На занятии я узнал…», «Новым для меня было…», «Я сделал для себя вывод, что…» (Учащиеся высказываются).
Домашнее задание.
- Ребята, я предлагаю каждому из вас в свободное время продумать и нарисовать этикетку пива (или другого алкогольного напитка), по изображениям которой было бы понятно, как алкоголь влияет на здоровье человека.
Приложение №1.
Раздаточные материал к заданию «Народная мудрость»
Народная мудрость:
Курить – здоровью вредить.
Водка белая, но красит нос и чернит душу.
Сколько муж выпьет вина, столько жена и дети
прольют слез.
Курильщики впускают врага в свой рот,
который похищает их мозг.
Водка и труд рядом не идут.
Заядлого курильщика муха крылом перешибет.
Без ума пьет - без угла живет.
Труд деньги собирает, а курение их по ветру пускает.
Один курит, а весь дом болеет.