Проводимые мероприятия, направленные на недопущение самовольных уходов несовершеннолетних из дома, из школы, предупреждения безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних, обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
Проблемы уходов детей из семьи актуальны для семей с признаками социального неблагополучия, когда родители не исполняют своих обязанностей по воспитанию детей, ведут асоциальный образ жизни. Семьи с признаками социального неблагополучия находятся в нашем образовательном учреждении на индивидуальном психологическом и социально-педагогическом контроле- сопровождении. В ситуации, когда семья по своему статусу определяется как асоциальная или «попавшая в трудную жизненную ситуацию», в деятельности социального педагога и педагога-психолога на первый план выходит работа по защите ребенка от неблагоприятной семейной ситуации. Основные усилия направляются на то, чтобы риск отрицательного влияния на него стал минимальным. Таким образом, с родителями, ближайшим окружением семьи проводится работа, направленная на изменение поведения, смену установок на воспитание ребенка, поддержку семьи. В любом случае действия специалистов направляются на соблюдение права ребенка жить в семье, сохранении воспитательного ресурса.
В МКОУ Воронцовская СОШ в разрешение данного вопроса включается весь педагогический состав, но основную работу выполняют директор, заместитель директора по воспитательной работе, педагог-психолог и социальный педагог.
Педагогическая помощь социального педагога в школе направлена на профилактику правонарушений среди несовершеннолетних, профилактику употребления психо-активных веществ, профилактику безнадзорности, беспризорности и социального сиротства.
Работа ведется по следующим этапам:
1.Диагностический, задачей которого является определение проблемного поля учащихся и их семей.
2.Организационно-методический направлен на координацию профилактической деятельности педагогического коллектива.
3.Консультационно-педагогический, то есть повышение уровня правовой грамотности обучающихся и их родителей, воспитание правовой культуры.
4.Здоровый образ жизни-пропаганда здорового образа жизни, профилактика безопасного поведения, укрепление физического здоровья, формирование антинаркотических установок, принятие правильных решений детьми в нестандартных ситуациях.
5.Социально-профилактический направлен на профилактику семейного неблагополучия, социального сиротства, укрепление семейных ценностей, повышение уровня саморазвития родителей, помощь семьям в решении психолого-педагогических проблем.
Психологическая помощь рассматривается как сложная многоуровневая система, включающая в себя диагностическую, психокоррекционную, консультативную работу, психологическую поддержку, направленную на защиту интересов ребенка и его семьи.
В качестве ключевых задач определяются следующие:
-преодоление внутрисемейного кризиса;
- изменение родительских установок и позиций;
-расширение сферы социального взаимодействия ребенка;
-формирование у ребенка адекватного отношения к себе и к другим.
Индивидуальная работа с подростками строится также в виде консультативной или психотерапевтической беседы, в соответствии с правилами ведения беседы. Запрос на индивидуальную консультативную помощь психолога может быть сформулирован как со стороны семьи ребенка (родители, ближайшие родственники), так и со стороны ребенка (подростка).
Важной задачей на начальном этапе консультирования является установление контакта с подростком и мотивирование его на участие в работе. Особенностью такого контакта являются партнерские отношения.
В консультировании подростков преимущественно используются методы разговорной терапии, т.е. именно разговор служит средством для устранения нарушений психологического здоровья.
Социальный педагог осуществляет и информационно-профилактическую работу с подростками. В целом, сущность профилактики ранних побегов из дома состоит в правильной ориентации родителей. Проводится разъяснительная работа со взрослыми о том, что ребенок нуждается в поддержке, сочувствии, в возможности личностного самовыражения, а не в авторитарном давлении.
Особое место в психолого-педагогической работе нашей школы занимает коррекционно-развивающая работа, включающая тренинги для родителей и учащихся.
Тематика занятий:
-Детско - родительские отношения;
-Побеги подростков из дома: мотивы и профилактика;
-Управление стрессами для предупреждения конфликтов в детско- родительских отношениях;
-Профилактика, управление и разрешение конфликтов в семье подростков;
-Технология выхода из конфликта. Способы урегулирования отношений в семье;
-Обучение эффективным моделям противостояния негативному влиянию и независимому поведению в сложных социальных ситуациях;
-Формирование навыков уверенного поведения, общения, разрешения конфликтных ситуаций со сверстниками и взрослыми;
-Развитие самопознания подростков в различных социальных ситуациях, определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях.
Вопрос, направленный на недопущение самовольных уходов несовершеннолетних из дома, из школы, предупреждения безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних, обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних в нашей школе всегда на контроле психолого-педагогической службы школы.
Проводимые мероприятия в этом направлении:
1.Ежедневный контроль за посещаемостью учащихся, выяснение причин пропусков занятий, сообщение родителям и принятие соответствующих мер.
2.Посещение учащихся на дому и выяснение причин.
3.Рассмотрение вопроса пропусков уроков без уважительных причин на Совете Профилактики по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних.
4.Проведение индивидуально-профилактических бесед и классных часов «О правах и обязанностях учащихся».
5.Приглашение инспекторов ПДН на общешкольные родительские собрания и для бесед со школьниками.
6.Привлечение воспитанников, склонных к самовольным уходам из дома или из школы, к занятиям в кружках.
7.Встречи со школьным медиатором и посещение комнаты психологической разгрузки.
8.Обеспечение занятости детей в период школьных каникул.
9.Контроль за организацией отдыха, оздоровления и занятости воспитанников, состоящих на контроле, в рамках летней оздоровительной компании.