СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профильные классы со спортивным уклоном – одна из форм сохранения и укрепления здоровья, улучшения физической подготовленности и повышения спортивных результатов учащихся

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предметом исследования является эффективность увеличения количества часов физической культуры.

Просмотр содержимого документа
«Профильные классы со спортивным уклоном – одна из форм сохранения и укрепления здоровья, улучшения физической подготовленности и повышения спортивных результатов учащихся»


Экспериментально-исследовательская работа












Профильные классы со спортивным уклоном –

одна из форм сохранения и укрепления здоровья, улучшения физической подготовленности

и повышения спортивных результатов учащихся















Автор-исполнитель: Войтюлевич Валерий Димитрович

учитель физической культуры

высшей квалификационной категории

МБОУ «Многопрофильный лицей»

г. Муравленко, ЯНАО




















  1. ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ:


Неблагоприятное экологическое состояние окружающей среды, низкий социально-экономический уровень жизни, колоссальные учебные нагрузки, -все эти факторы негативно влияют на здоровье современных школьников. Статистика утверждает, что из более чем 40 миллионов детей и подростков, только 10-15% признаются после окончания школы практически здоровыми. Детская смертность в 2-2,5 раза выше, чем в США, Англии, Франции. 7-7,5 млн детей имеют психические и неврологические заболевания, более 40% - хронические.

Значимость проблемы сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения и роль образовательных учреждений в ее разрешении подчеркивается Законом «Об образовании», статья 51, а также Типовым положением об общеобразовательных учреждениях Российской Федерации и постановлениями Правительства РФ от 09.09.96 г. № 1058 и от 15.01.97 г. № 38, в которых говорится, что образовательные учреждения создают условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся. Одним из условий обеспечения физического здоровья детей является содержание учебного плана. Многолетние наблюдения позволили мне сделать предположение о недостаточности учебных часов в учебном плане, отводимых на физическую культуру. Образовательную часть «Физическая культура» можно представить в учебном плане школы не только инвариантным компонентом, но и вариативной частью школьного учебного плана: физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме внеучебного дня, спортивные соревнования, туристические походы, занятия в школьных и спортивных секциях и кружках. Это позволяет организовать целостную систему занятий по физическому воспитанию учащихся экспериментального класса до 5 часов в неделю, и тем самым создать условия для сохранения и укрепления здоровья воспитанников, вовлечь их в активные разнообразные формы занятий физическими упражнениями и спортом. В своей работе я реализовал эту возможность, изменив Базисный учебный план в образовательной части «Физическая культура».



II. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ:


Предметом исследования является эффективность увеличения количества часов уроков физической культуры в неделю и занятий в спортивных секциях для учащихся профильного класса.

Цели и задачи эксперимента:

  • Создать условия для сохранения и укрепления здоровья, улучшения физической подготовленности учащихся;

  • подготовить учащихся к участию в городских, зональных и окружных соревнованиях;

  • привить учащимся интерес к ежедневным занятиям физическими упражнениями и спортом;

  • содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и положительных свойств личности;

  • обучить жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

  • развить двигательные способности учащихся.


  1. ГИПОТЕЗА:


Если мы увеличим количество уроков физкультуры в неделю и занятий в спортивных секциях, то улучшится сопротивляемость организма к простудным заболеваниям, повысится интерес к учебе и самостоятельным занятиям физической культурой и спортом; повысится физическая подготовленность, появится устойчивый интерес к участию в различных соревнованиях, улучшится успеваемость учащихся. При регулярных занятиях физкультурой и спортом выработаются такие качества, как: дружба, взаимопонимание, сопереживание, ответственность, взаимопомощь и взаимоуважение, дух соперничества, воля к победе, умение владеть своим телом и эмоциями. Чем больше времени учащиеся проводят в спортивных залах, на стадионах и игровых площадках, тем меньше степень вероятности их попадания под дурное влияние улицы, развития у них губительных для молодого организма привычек: тяга к алкоголю, курению, наркотикам.


IV. МЕТОДЫ И КОНКРЕТНЫЕ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ:


1. Методы изучения личности учащихся и коллектива класса:

  • систематические наблюдения на уроках, на занятиях в кружках по интересам и спортивных секциях, в походах выходного дня, Днях здоровья;

  • беседы с учащимися и родителями; беседы со школьным врачом с целью выявления отклонений в состоянии здоровья и степени утомляемости учащихся;

  • анализ документации;

  • анкетные письменные опросы;

  • изучение степени сформированности учебных навыков -двигательной активности, овладение техникой игры в волейбол и баскетбол, навыков самоконтроля.

2. Методы, направленные на создание благоприятных условий обучения и воспитания учащихся:

  • подготовка необходимых методических и дидактических материалов к урокам;

  • осуществление целого ряда педагогических приемов для создания благоприятных морально-психологических условий обучения и воспитания, снятия эмоционального напряжения учащихся;

  • накопление банка подвижных игр, увлекательных эстафет с элементами спортивных игр с целью овладения техникой и тактикой игры в волейбол и баскетбол.

3. Методы комплексного планирования и конкретизации задач обучения и воспитания учащихся класса.

4.Методы выбора рациональной структуры урока и темпы обучения и совершенствования на разных этапах.

5. Методы отбора оптимального содержания учебного материала:

  • анализ учебного материала и программы;

  • выделение главного в изучаемом материале;

  • использование межпредметных связей.

6. Методы анализа и самоанализа проводимых уроков.

7. Методы привлечения учащихся к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом.


V. СРОКИ ЭКСПЕРИМЕНТА: сентябрь 2015 - сентябрь 2018 гг.


VI. ЭТАПЫ ЭКСПЕРИМЕНТА:


I этап - март - июнь 2014 года. Предварительный этап.

  • Предварительное изучение спортивной подготовленности учащихся девятых классов с целью выявления кандидатов в профильный класс со спортивным уклоном.

  • Проведение педагогического консилиума с учителями основной школы

  • Проведение бесед с родителями о формировании данного класса

  • Подготовка спортивной базы для обучения учащихся


II этап - 2014-2015 год. Подготовительный этап.

Работа по формированию классного коллектива.

Проведение первичных тестов по физической культуре.

Изучение особенностей детей, их затруднений в учебе.

На данном этапе проводится обучение основам техники и тактики спортивных игр. Особое внимание уделяется общей физической подготовленности учащихся, развитию двигательных качеств, воспитанию нравственных и волевых качеств, повышению работоспособности и укреплению здоровья детей.

III этап - 2016-2018 год. Этап совершенствования

На этом этапе продолжается работа по совершенствованию общей физической подготовленности, развития двигательных качеств, техники и тактики военно-спортивных игр. Повышается интерес к занятиям в спортивных секциях по другим видам спорта и участию в различных соревнованиях.


VII.БАЗА: профильный класс с военно-спортивным уклоном МБОУ «Многопрофильный лицей».


VIII. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОЖИДАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ:


На последнем этапе эксперимента не менее 80% от общего числа учащихся должны войти в состав сборных команд школы по избранным видам спорта для участия в городских соревнованиях.

Процент сохранения здоровья учащихся, не состоящих на диспансерном учете, составит не менее 80%.

По окончании эксперимента 70-75% учащихся продолжат занятия физической культурой и спортом в школьных и городских спортивных секциях.


ВОЗМОЖНЫЕ НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ:


Возможно, что ежедневные, систематические занятия физической культурой и спортом, а также регулярное участие в соревнованиях различного уровня негативно повлияют на успеваемость учащихся по другим школьным предметам.


ХОД ЭКСПЕРИМЕНТА


Острота российских социально-экономических проблем все более усиливает проникновение в молодежную среду наркомании, токсикомании, табакокурения, употребления алкогольных напитков и других вредных привычек.

В последние годы наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей, подростков и молодежи России. По данным различных исследований

лишь около 10% молодежи имеют уровень физического состояния и здоровья, близкий к норме.

В соответствии с социально-экономическими потребностями современного общества, его дальнейшего развития и исходя из сущности общего среднего образования, целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему, гармоничному развитию личности. Установка на всестороннее развитие личности предполагает овладение школьниками основами физической культуры. Ее слагаемые – крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры.

Эксперимент по физической культуре предусматривает решение следующих задач:

  • содействие разностороннему развитию организма, сохранению и укреплению здоровья,

  • формирование у учащихся потребности в физическом самосовершенствовании и развитие у них важных физических и психологических качеств.

В ходе эксперимента к учащимся профильного класса предъявлялись следующие требования:

  • систематически посещать учебные занятия по физическому воспитанию;

  • проходить медицинское обследование в установленные сроки;

  • осуществлять самоконтроль за состоянием здоровья и физического развития, спортивной подготовленности;

  • активно овладевать знаниями по основам теории и методики физвоспитания;

  • самостоятельно выполнять физические упражнения, регулярно заниматься физкультурой и спортом;

  • активно участвовать в массовых оздоровительных и спортивных мероприятиях.

Работая учителем физической культуры в МБОУ «Многопрофильный лицей» и наблюдая за учащимися, я пришел к выводу, что успешность развития физической культуры и массового детско-юношеского спорта во многом определяется эффективностью процесса физического воспитания в образовательных учреждениях на основе увеличения физической активности обучающихся. Это достигается путем расширения как урочной, так и внеурочной форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы, совершенствования учебно-воспитательного процесса и тренировки как основных форм укрепления здоровья и физической подготовки школьников.

Для достижения этой цели необходимо соединение процесса физического воспитания в школах и ведение обязательных физкультурно-оздоровительных занятий (спортивных секций) за пределами учебного расписания. Данную проблему я решил положить в основу своего эксперимента в 2014 году.

На занятиях этими видами спорта применялось опережающее обучение.

Физическое воспитание в экспериментальном классе проводится на протяжении всего периода эксперимента и осуществляется в следующих формах:

учебные занятия:

  • обязательные занятия

  • консультативно-методические

  • индивидуальные занятия для учащихся

внеучебные занятия:

  • физические упражнения в режиме дня

  • занятия в секциях на базе школы, ДЮСШ и спортивных клубов;

  • массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия.

Комплексное использование всех форм физического воспитания должно обеспечить включение физкультуры в образ жизни учащихся, достижение оптимального уровня физической активности.

Данный эксперимент был рассчитан на три года. Его результатом стало доказательство того, что реализация такой технологии физического воспитания позволяет существенно повысить уровень физической подготовленности учащихся, создать основу для формирования у них здорового спортивного стиля жизни. Активные занятия учащихся данного класса физической культурой и спортом способствовали отказу от вредных привычек, укрепили здоровье, повысили работоспособность и сопротивляемость организма к инфекционно- простудным заболеваниям и вредным воздействиям внешней среды.

Ко времени завершения эксперимента учащиеся профильного класса активно участвовали в городских и зональных соревнованиях по волейболу и настольному теннису, где добивались хороших спортивных результатов.

При анализе промежуточных результатов можно сделать следующий вывод: необходимо уделять больше внимания общей физической подготовке учащихся, в частности, скоростно-силовым качествам и выносливости.

Тесты спортивно-оздоровительной программы «Президентские состязания» легли в основу физической подготовки учащихся профильного класса. Эти тесты включают в себя задания на проверку степени развития у учащихся силовых и скоростных качеств, прыгучести, гибкости и выносливости.

В профильном классе количество уроков физкультуры (10-11 класс) составляло 4-5 часов в неделю. В 8-9 классе количество уроков физкультуры 3 часа в неделю, но одновременно с этим было увеличено количество часов для занятий в спортивных секциях.

Для проведения эксперимента был определен второй, контрольный, класс этой же параллели. В профильном и контрольном классах, начиная с пятого класса, принимались тесты по программе «Президентские состязания» (приложение 2).

Через каждые полгода проводилось медицинское обследование профильного класса (приложение 3).

В профильном классе для оценки физического состояния организма учащихся и их физической подготовленности в своей работе я использую антропометрические индексы, упражнения-тесты и так далее.

С целью определения состояния органов дыхания используется ортостатическая проба. Обследуемый лежит на кушетке в течение пяти минут, затем подсчитывает частоту сердечных сокращений. В норме при переходе из положения лежа в положение стоя отмечается учащение пульса на десять-двенадцать ударов в минуту. Считается, что учащение его до восемнадцати ударов в минуту – удовлетворительная реакция, более двадцати – неудовлетворительная. Такое увеличение пульса указывает на недостаточную нервную регуляцию сердечно-сосудистой системы. В сентябре 2001 г. средний показатель

ЧСС при переходе из положения лежа в положение стоя увеличился в среднем на 11,5 ударов в минуту, что соответствует норме (приложение 4).

Также используется метод самоконтроля «с помощью дыхания» - так называемая проба Штанге. Необходимо сделать вдох, затем глубокий выдох, снова вдох, задержать дыхание, по секундомеру фиксируя время задержки дыхания. По мере увеличения тренированности время задержки дыхания увеличивается. Хорошо натренированные ученики могут задержать дыхание на 60-120 секунд (приложение 5). Ежегодно у учащихся профильного класса происходит увеличение времени задержки дыхания. В 9 классе средний показатель пробы Штанге составил 83 сек, что подтверждает факт хорошей тренированности учащихся.

Большое значение в повышении работоспособности вообще и при физической нагрузке в частности имеет уровень физического развития, массы тела, физическая сила, координация движений и т.д.

При занятиях физкультурой важно следить за весом тела. Это также необходимо, как следить за пульсом или артериальным давлением. Показатели веса тела являются одним из признаков тренированности. Для определения нормального веса тела используются различные способы, так называемые росто-весовые индексы. На практике применяется индекс Брока. Нормальный вес тела для людей ростом 155-165 сантиметров равен длине тела в см, из которой вычитают цифру 100; при 165-175 – вычитают 105; а при росте более 175 – больше 110. Если вес тела превышает данные росто-весовые индексы, то это считается отклонением в нормальном физическом развитии. Данные показатели веса тела у учащихся профильного класса свидетельствуют о том, что масса тела не превышает нормы (приложение 6).

Ежедневные занятия физической культурой и спортом благотворно влияют на общее состояние здоровья учащихся. Сравнивая пропуски уроков по болезни (простудные заболевания) в обоих классах, необходимо отметить, что в профильном классе происходит снижение их количества, а в контрольном 8-а классе – увеличение (приложение 14). В профильном классе ежегодно отслеживались антропометрические данные с целью изучения влияния занятий физической культурой и спортом на общее развитие организма учащихся. Осенью 2001 года в профильном и контрольном классе были проведены измерения ЖЕЛ (жизненной емкости легких) и силы кистей рук. Средний показатель ЖЕЛ в 9-с классе составил 3 л, а в 9-в классе – 2,3 л, а средний показатель силы кистей рук в 9-с - правая – 22,2 кг, левая – 20,3 кг, в 9-в – правая – 13,7 кг, левая – 12,8 кг. Процент сохранения здоровья учащихся профильного класса, не состоящих на диспансерном учете, составил 91,3% (при прогнозе 80%), а в контрольном классе – 78,2%.

Работая над темой «Профильные классы со спортивным уклоном – одна из форм сохранения и укрепления здоровья, улучшения физической подготовленности и повышения спортивных результатов учащихся», автор пришел к следующему выводу: для достижения того или иного уровня физической подготовленности, состояния здоровья, спортивных результатов, необходимо выполнять определенную по объему и интенсивности физическую нагрузку. Помимо обучающего характера, физическая культура в школе носит и развивающий характер, т.е. происходит развитие жизненно важных физических и моральных качеств. На базе этих качеств формируется здоровье, прививается интерес к ежедневным занятиям физической культурой и спортом, существенно повышается эффективность умственной деятельности детей, сводится к минимуму негативное влияние улицы.

Результатами своей деятельности в данном направлении автор работы делился на заседаниях школьного и городского МО, педагогическом совете школы, где получил положительную оценку со стороны коллег. Представляется эффективным внедрение опыта экспериментальной работы в другие школы города и создание в них оптимальных условий для занятий ФК и С как в учебное, так и в свободное от учебы время. Опыт работы автора в профильном классе со спортивным уклоном показывает, что такие условия являются реальным средством сохранения и укрепления здоровья учащихся и достижения высоких спортивных результатов.

Совместно с администрацией МБОУ «Школа №2» мы определили класс, в котором увеличили количество уроков физкультуры в неделю до 5 часов и вменили обязательные занятия в спортивных секциях во внеурочное время. Для участия в данном эксперименте был привлечен и другой класс этой же параллели. Он стал контрольным классом в проводимом эксперименте. В начале учебного года было проведено медицинское обследование учащихся обоих девятых классов.

Врачебный контроль за состоянием здоровья учащихся осуществляет школьный фельдшер. Преподаватель физического воспитания принимает активное участие в организации всех форм врачебного контроля. Основная цель врачебного обследования – определение и оценка состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности обследуемых. Полученные данные позволяют врачу рекомендовать адекватные виды физических упражнений, величину физических нагрузок и методику их применения в соответствии с состоянием организма учащегося.

Проводя повторные обследования, фельдшер совместно с учителем физвоспитания следит за динамикой изменений здоровья, физического развития и подготовленности, за правильностью и эффективностью хода физвоспитания. Контроль за состоянием обследуемого позволяет учитывать влияние занятий физическими упражнениями на организм занимающихся.

В начале эксперимента мною были проведены контрольные тесты в исследуемых классах (сгибание и разгибание рук в упоре лежа, прыжки в длину с места, поднимание туловища из положения лежа за 60 секунд, бег на 60 и 1000 метров).

Через полгода я вновь провел эти же тесты, подсчитал количество пропущенных по болезни уроков, провел медицинское обследование и, проанализировав все полученные данные в исследуемых классах, я пришел к выводу, что данные показатели в экспериментальном классе превзошли показатели контрольного класса с базовым стандартом уроков физической культуры в неделю (3 часа).

Далее подобный сравнительный анализ проводился с частотностью раз в полгода. Также в конце девятого класса совместно с психологом школы было проведено анкетирование учащихся экспериментального класса на предмет определения профильного вида спорта для занятий в спортивных секциях. Профильными для данного класса были определены спортивные игры: волейбол и баскетбол. Данные виды спорта были выбраны по следующим причинам:

  • наличие в школе необходимой материальной базы

  • возможность заниматься данными видами спорта круглый год, учитывая погодные условия региона

  • волейбол и баскетбол входят в Спартакиаду школьников

  • данные виды спорта положительно влияют на гармоничное развитие личности



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!