СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профессиональный модуль МДК 01.08. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профессиональный модуль МДК 01.08. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом. по специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах. Содержание обучения.

Просмотр содержимого документа
«Профессиональный модуль МДК 01.08. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом»



МДК.01.08. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом


74


Тема 8.1. Элементы музыкальной грамоты

Содержание

7

1

Музыкальный звук и его свойства (высота, длительность, сила звучания, тембр). Знакомство с му­зыкальной системой, звукорядом, делением на октавы, скрипичным и ба­совым ключами

1

2

Метроритм

Обозначение длительностей нот и пауз. Такт и тактовая черта. Понятие сильной и слабой доли. Размеры 2/4, 3/4, 4/4

2

3

Лад и тональность

Знакомство с понятиями музыкальный строй, тон, полутон. Знаки альтерации. Понятие о ладе, тональности. Мажорный лад и его строение Устойчивые и неус­тойчивые ступени. Разрешение неустойчивых ступеней. Строение ми­норного лада. Понятие о параллельном миноре. Мажорные и ми­норные тональности до 2-х знаков при ключе. Понятие об интервалах

2

4

Средства музыкальной выразительности

Общая характеристика и взаимосвязь основных средств музыкальной выразительности: метроритма, лада, динамики, тембра, регистра, темпа*. Динамические оттенки и их обозначения. Основные группы темпов, обозначение изменения темпа. Мелодия как средство музыкальной выра­зительности. Мелодический рисунок. Регистры, штрихи. Тембры голо­сов, классификация основных певческих голосов. Тембры музыкальных инструментов, деление инструментов на группы и подгруппы

2

Практические занятия

10


1

Музыкальная система. Звукоряд. Основные ступени и их названия. Октавы. Нотное письмо

Музыкальный строй. Полутон и целый тон. Производные ступени и их названия

Ритм и метр. Приёмы дирижирования

Интервалы. Аккорды

Лад и его элементы. Тональность. Знаки альтерации

2

Модуляция детских песен

Нотная запись песен, тактирование

Тема 8.2. Жанры музыкального искусства

Содержание

2

1

Классификация жанров. Вокальные жанры. Большие формы вокально-инструментальной и хоровой музыки. Инструментальные жанры. Сим­фоническая музыка. Опера. Балет. Жанровая музыка, джаз, современные направления в музыке

2

2

Мотив, фраза, предложение, период. Простые музыкальные формы: одночастная, двухчастная, трехчастная, куплетная, вариационная форма, форма рондо

2

Практические занятия

6


1

Анализ формы произведения

2

Слушание музыки по программе Д. Кабалевского (1 кл.)

3

Слушание музыки (одночастная, двухчастная, трёхчастная форма)

4

Музыкальный диктант

Тема 8.3. Музыка как составная часть образова­тельного процесса

Содержание

6

1

Теория и методика музыкального воспитания как наука о закономерностях управления музыкальным развитием ребенка. Взаимосвязь музыкального воспитания, обучения и развития детей как научная и практическая проблема. Общедидактические и специфические принципы (единства эмоционального и сознательного, художественного и технического) на занятиях музыкальным искусством

2





2

Цели и задачи музы­кального воспитания в начальных классах. Музыка в школе как учебный предмет. Требования к уроку музыки

2

3

Виды музыкальной деятельности, их значение в развитии ребенка. Структура урока. Межпредметные связи. Проблемы и значение использования музыки на уроках чтения, рисо­вания, природоведения и др.

2

Практические занятия

4


1

Составление фрагментов уроков с использованием различных видов музыкальной деятельности и использованием музыки на других уроках

Тема 8.4. Формы и методы организации музы­кальной деятельности в начальных классах

Содержание

6


1

Метод как способ достижения цели музыкального воспитания и сред­ство организации учебно-воспитательного процесса на уроке музыки. Метод и приём. Методы активизации музыкального восприятия. Использование проблемно-поисковых методов на уроке музыки. Характеристика методов, направленных на решение задач и освоение содержания музыкального образования

2

2

Урок музыки: организация, сходство с другими школьными предме­тами. Специфика урока музыки как урока искусства. Структура урока, вариативность структу­ры. Индивидуальные, групповые, коллективные формы музыкальной дея­тельности на уроке, коллективные эстетические эмоции и индивидуаль­ное «проживание» образа музыкальных произведений. Виды музыкальной деятельности на уроке, их роль в драматургии урока. Педагогическая импровизация на уроке музыки, необходимость кор­рекции проведения отдельных эпизодов урока в зависимости от результа­тов обучения, условий проведения данного эпизода или урока

2

3

Роль внеклассных занятий в формировании художественной культуры школьников, связь с общими направлениями работы школы. Специфика внеклассной работы со школьниками (добровольность участия, концен­трация на определенном виде деятельности). Значение внеклассных музыкальных мероприятий в воспитании и развитии детей младшего школьного возраста. Задачи, формы и виды внеклассных занятий по музыкальному воспи­танию (комплексные, тематические занятия, классные часы, праздники). Общешкольные музыкальные коллективы (хор, оркестр) и их организация. Краткая характеристика программы факультативных занятий музыкальным искусством в школе

2

Практические занятия

2


1

Разработка конспекта (фрагмента) урока музыки и внеклассного занятия

Тема 8.5. Планирование и учёт

музыкального воспитания в школе

Содержание

2

1

Виды планирования (поурочное, по четвертям), их роль в организации процесса музыкального воспитания и развития детей

2

2

Формы учёта (текущий, итоговый, коллективный, индивидуальный)

2

3

Трудности в оценке музыкальной успеваемости учащихся (различия в природных данных, условия развития, заинтересованности, склонностях и др.)

2

4

Роль текущего и итогового учёта в совершенствовании педагогического процесса

2

Практические занятия

2


1

Разработка фрагмента урока с использованием различных форм учёта музыкального воспитания младших школьников

Тема 8.6. Виды детской

музыкальной деятельно­сти

Содержание

2

1

Слушание музыки как один из основных видов музыкальной деятель­ности детей

2

2

Особенности музыкального восприятия младших школьни­ков

2

3

Методика проведения анализа музыкальных произведений

2

4

Этапы проведения анализа музыкальных произведений: вступительное слово учителя с целью эмоционального настроя на прослушивание музыкаль­ного произведения (методы и приемы активизации восприятия музыки с использованием иллюстративно-наглядного и литературного материала); прослушивание музыкального произведения и его анализ (средства му­зыкальной выразительности и их роль в создании образа, настроения); повторное прослушивание произведения

2

Тема 8.7. Развитие певческих

умений / вокально-хоровая работа

Содержание

2


1

Пение как важнейшее средство развития музыкальных способностей детей. Влияние песен на эмоциональное и нравственное воспитание ре­бенка

1

2

Особенности строения голосового аппарата детей младшего школьного возраста. Особенности развития и охрана детского голоса

2

Практические занятия

4


1

Упражнения в хоровом пении. Пение a capella. Пение каноном

Тема 8.8. Методика разучивания

песни с детьми

Содержание

2

1

Выбор песенного репертуара в соответствии с особенностями строе­ния голосового аппарата детей младшего школьного возраста и их певче­ского диапазона

2

2

Этапы разучивания песни: вступительная беседа, про­слушивание песни и ее анализ (содержание, настроение, средства музы­кальной выразительности), разучивание по фразам. Вокально-хоровые за­дачи – дикция, выразительность интонации, дыхание), исполнение пер­вого куплета (работа над соответствием содержания характеру исполне­ния

2

Тема 8.9. Методика ознакомления с музыкальными инструментами

Содержание

2


1

Детские музыкальные инструменты. Виды детских музыкальных ин­струментов

1

2

Методика обучения игре на детских музыкальных инстру­ментах. Овладение навыками элементарного сольного и ансамблевого исполнительства. Использование детских инструментов в зависимости от характера и художественного образа музыкального произведения. Беседы о русских народных, старинных инструментах, инструментах симфонического оркестра и др.

2

3

Форма построения беседы, доступность и логичность материала, вы­бор музыкальных произведений, использование наглядности, ТСО, игро­вые формы закрепления понятийного аппарата (кроссворд, ребус, недос­тающие буквы в словах), музыкально-слухового опыта (музыкальная викторина), закрепление зрительной памяти (инструмент в иллюстра­ции)

2

Практические занятия

2


1

Игра на детских музыкальных инструментах

Тема 8.10. Музыкально-ритмические движения

Содержание

2

1

Методика обучения музыкально-ритмическим движениям, про­стейшим элементам танцевальных движений

2

2

История развития танцевального и балетного искусства. П.И. Чайков­ский – реформатор балетного искусства. Балет «Щелкунчик» П.И. Чай­ковского

1

3

Беседы о балете (структура занятия, этапы, деятельность детей, требования к подбору музыкального материала, формы проверки и за­крепления материала, ТСО)

2

Тема 8.11. Анализ программ и учебников по музыке в начальных классах

Содержание

4


1

Принципы программы «Музыка», разра­ботанной под руководством Д.Б. Каба­левского

2

2

«Музыкальное искусство» В.О. Усачева, Л.В. Школяр, В.А. Школяр

1

3

«Музыка». Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

1

4

«Русский фольклор» Л.Л.Куприянова (факультативная программа)

1

Практические занятия

2


1

Разработка фрагмента урока по слушанию музыки; исполнение детских песен и танцев

Тема 8.12. «Музыка, обряды и праздники моего народа»

Содержание

3


1

«Разновидности русских народных песен»

2

2

«Рождество»

2

3

«Святки»

2

4

«Масленица. Встреча весны»

2

5

«Пасха»

2

Практические занятия

Составление фрагмента музыкального занятия; исполнение детских песен

2


Учебная практика «Наблюдение уроков и занятий»

Виды работ

6

– планирование и проведение наблюдений за осуществлением отдельных видов учебно-воспитательной работы в различных видах школ;

– наблюдение и анализ уроков музыки; обсуждение отдельных уроков в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработка предложений по их совершенствованию и коррекции;

– анализ уроков для установления соответствия содержания, методов и средств, поставленным целям и задачам;

– наблюдение и анализ психологических особенностей детей младшего школьного возраста, особенностей межличностных отношений школьников;

– применение на практике простейших диагностических методик для изучения психологических особенностей учащихся, с целью исследования явлений, накопления и систематизации информации, поиска и объяснения закономерностей;

– выделение общей организации работы на уроке (распределение времени, логику перехода от одного этапа к другому, управление учебной работой учащихся);

– определение объёма учебного материала, выделение рациональных способов работы учителя, анализ поведения и эмоционального настроя учащихся на уроке;

– определение системы работы учащихся на уроке (организованность и активность, методы и приёмы работы, отношение к учителю, учению, уроку, предмету; уровень усвоения знаний, умений; наличие умений творческого применения знаний; соответствие нагрузки возрастным особенностям учащихся);

– выделение результатов урока и занятия (выполнение плана урока; меры реализации общеобразовательной, развивающей и воспитательной задач, уровни усвоения знаний и способы деятельности учащихся по усвоению знаний, общая оценка результата)


Производственная практика «Пробные уроки и занятия»

Виды работ

22

– определение цели и задач урока, планирование и проведение уроков по музыке с учётом особенностей учебного предмета, возраста, класса, отдельных обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;

– применение различных средств, методов и форм организации учебной деятельности обучающихся на уроках по учебным предметам;

– проведение диагностики и оценки учебных достижений младших школьников с учётом особенностей возраста, класса и отдельных обучающихся, интерпретация результатов;

– осуществление отбора контрольно-измерительных материалов, педагогического контроля на уроках по всем учебным предметам, оценивания процесса и результатов деятельности обучающихся, выставление отметок;

– установление педагогически целесообразных взаимоотношений с обучающимися;

– осуществление работы с одарёнными детьми в соответствии с их индивидуальными особенностями;

– осуществление коррекционно-развивающей работы с обучающимися, имеющими трудности в обучении;

– соблюдение техники безопасности на занятиях;

– использование технических средств обучения (ТСО) в образовательном процессе;

– наблюдение, анализ и самоанализ уроков, обсуждение уроков в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;

– осуществление самоанализа, самоконтроля при проведении уроков;

– подбор и использование методической литературы (и др. источники информации), необходимой для подготовки к урокам;

– осуществление исследовательской деятельности в рамках выпускной квалификационной работы;

– ведение учебной документации


Примерная тематика домашних заданий

К теме 8.1:

1. Проработка конспектов занятий, материалов учебника (по вопросам к параграфам, составленным преподавателем)

2. Самостоятельное составление плана ответа по теме или подготовка по этому плану

К теме 8.2:

1. Изучение теоретического материала и подготовка ответов на контрольные вопросы, выданные преподавателем

2. Подготовка таблиц, схем, опорных конспектов

3. Слушание музыки по программе Д. Кабалевского

К теме 8.3:

1. Изучение теоретического материала и подготовка ответов на контрольные вопросы, выданные преподавателем

2. Написание рефератов и докладов

3. Самостоятельная работа с дополнительной литературой

К теме 8.4:

1. Изучение теоретического материала и подготовка ответов на контрольные вопросы, выданные преподавателем

2. Нетрадиционные задания обобщающего характера: составление теста по изученному материалу

К теме 8.5:

1. Проработка конспектов занятий, материалов учебника (по вопросам к параграфам, составленным преподавателем)

2. Составление фрагмента урока музыки

К теме 8.6:

1. Изучение теоретического материала и подготовка ответов на контрольные вопросы, выданные преподавателем

2. Слушание и анализ музыкальных произведений

3. Подготовка таблиц, схем, опорных конспектов

К теме 8.7:

1. Выделение в тексте основного и второстепенного материала

2. Чтение и анализ дополнительных литературных источников

3. Пение каноном.

К теме 8.8:

1. Выбор песенного репертуара в соответствии с особенностями строе­ния голосового аппарата детей младшего школьного возраста и их певче­ского диапазона

2. Чтение и анализ дополнительных литературных источников, периодической печати

К теме 8.9:

1. Изучение теоретического материала и подготовка ответов на контрольные вопросы, выданные преподавателем

2. Игра на детских музыкальных инструментах

К теме 8.10:

1. Самостоятельная работа с дополнительной литературой

2. Написание рефератов и докладов

К теме 8.11:

1. Проработка конспектов занятий, материалов учебника (по вопросам к параграфам, составленным преподавателем)

2. Выделение в тексте основного и второстепенного материала

3. Разработка фрагмента урока по слушанию музыки

К теме 8.12:

1. Самостоятельная работа с методической литературой

2. Составление конспекта (фрагмента) музыкального занятия







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!