СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профессиональное самоопределение подростков

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В это время года в моем кабинете начинают появляться подростки и  родители школьников выпускных классов, с запросом на профориентацию. Обычный расклад: «Вроде как способный, но ни к чему конкретному душа не лежит, интересов нет. Куда поступать-то?»

Нормальный выпускник бывает двух видов: первый с детства знает, чего хочет, читает много литературы, или занимается в профильных кружках, учится в профильном классе, и к 11 классу… вдруг понимает, что ему все надоело, и он вообще не хочет никуда поступать.

Второй ничем особенно не увлекается, его интересы во много зависят от того, что сейчас модно и актуально в его кругу, школьные учителя достали до печенок и мысль, что придется еще пять лет просиживать штаны, учась непонятно чему, не вызывает энтузиазма. Но впереди маячит пугало в армейском камуфляже, приходится делать хоть какой-то выбор.

И тем, и этим действительно нужна помощь и консультация. Что происходит с нашими детьми, почему они никуда не стремятся?

По-хорошему, так их надо на работу лет с 15, и женить всех для этого созревших. Потому что ни на что другое они по причине гормональной бури просто не годятся. Но мы же живем в цивилизованной, практически европейской стране. Поэтому нам придется сначала «поступать» деточек в ВУЗ, а потом еще и надеяться, что чадо дозреет до самообеспечения и работы по специальности. Может быть. А может быть, и нет.

Подростковая депрессия, в полный рост

Пример: Владику 17 лет, для своего возраста выглядит излишне молодо, и ведет себя как-то по-детски: явно меня стесняется, на вопросы отвечает односложно, перед каждым ответом коротко взглядывает на маму. Но ощущения, что они с мамой слиты в единой целое (как бывает), не возникает. Просто зажатый и робкий мальчик. Я почему-то обращаюсь к нему на «ты», хотя обычно с подростками перехожу на «вы». Он не кажется молодым человеком, я бы дала ему на вид лет 14.

Оканчивает школу в этом году, учится очень средне, редко-редко четверки, в основном – тройки, двоек нет только потому, что мама контролирует учебный процесс. В общем и целом, впечатление от него - как будто обесточенный, батарейки вставить забыли. Слегка оживляется, когда говорит о строительстве беседки на даче, но ненадолго, снова потухший взгляд в пол, односложные ответы.

Кроме всего прочего, у мальчика куча соматических болячек: от астмы и гастрита до проблем с почками, позвоночником.

Хочется то ли взять его на руки и покачать, то ли «придавить из жалости». Хотя нет, агрессии он не вызывает, совсем. Скорее, какое-то беспросветное уныние. Безнадежность. Тоска.

Вот, кажется, поймала. Тоска. Депрессия. Очень похоже на то.

Начинаю расспрашивать маму, как настроение, сколько спит, как ест, гуляет ли. Спит много, 14-16 часов в день, ест не очень, предпочитает сладкое и мучное (при этом худой, по нижней границе нормы). Не гуляет вообще. Друзей нет, девушки нет. Ничего не хочет.

Похоже, я угадала. Подростковая депрессия. Надо бы к психоневрологу обратиться, пусть антидепрессант, что ли, выпишет какой, сам он не вылезет.

Но нет. Мама против, и мальчик тоже. Давайте, вы его лучше протестируете и скажете, куда поступать.

Ох, ну хорошо, клиент всегда прав, будем работать по запросу, даже если запрос не отвечает реальным потребностям пострадавшего. Я же не врач, чтобы стращать будущей инвалидностью. А на самом деле, все к тому и идет.

Краткий отборочный тест, выясняем уровень интеллекта. Жуть. Раз он доучился до 11 класса обычной школы, понятно, что мальчишка нормальный, но он показывает результаты ниже самой низкой границы. Как у 10-летки. Я сижу в этой же комнате и вижу, как он делает задания. Медленно-медленно, вязко, читает чуть ли не по слогам, перечитывает по нескольку раз одно и то же и все равно «не въезжает». Практически слышно, с каким ржавым скрипом проворачиваются шестеренки у него в мозгу. Бедолага. Тоже очко в пользу версии «депрессия»: сильно замедленные мыслительные процессы, голова как будто ватой забита, это все пациенты отмечают.

Смотрю тест. Худо-бедно он справился с заданиями на пространственную ориентацию, простейшую арифметику, самую примитивную логику. Но все, что касается восприятия текста, общего культурного уровня, чуть более сложных задач – по нулям.

Делаем тест «Выбери область деятельности». Выбирает «человек-машина», на втором месте «человек-человек», но как его, замкнутого и робкого молчуна, отправлять в отдел продаж или на любой сервис – я не представляю.

Осторожно пробую еще расспросить. А вот вспомни, где тебе было очень хорошо? Чем ты вообще любишь заниматься? Ответ неожиданный: пионерский лагерь. Я крайне удивлена. А Владик продолжает (причем глаза у него оказываются блестящие и большие, и даже красивые, серые): я был шефом у малышей, учил их делать модели самолетов и воздушных змеев.

Владик даже руками начал размахивать, показывает, какие классные были змеи, он воодушевлен, расхаживает по кабинету, порывается начертить схему.

Угу, понятно. Вот он, ресурс. Учить детей что-то делать руками.

А что, это очень хороший вариант, говорю я владиковой маме. Учитель труда или мастер в колледже. Да, подхватывает мама, руки у него золотые, все, что хочешь, починит, может по несколько дней в гараже сидеть. И детей любит, с племянниками всегда гуляет, когда они в гости приезжают.

Я уже готова вздохнуть с облегчением: ура, мы нашли выход, мальчик явно заинтересовался, да и конкурс в педагогический институт на факультет «Технологии» ему вполне по силам.

Тут мама вздыхает и говорит, что, на её взгляд, это вообще не профессия. И денег никаких, и престижа ноль. И лучше она напряжется, но устроит мальчика в какой-нибудь платный вуз на факультет менеджмента или экономики.

Владик сдувается, как шарик Иа-Иа. Он садится обратно в кресло, голова повисает между опущенных плеч, кисти рук вяло лежат на коленях. Глаза потухли, на лице снова появляется выражение «что воля, что неволя».

Тоска.

Мальчик поступил туда, куда хотела мама, весеннюю сессию завалил, год пролежал на диване в тяжелейшей депрессии, сейчас работает в школе лаборантом, на ставке то ли 2, то ли 3 тысячи рублей.

Второй вариант: чего-то хочется, а кого – не знаю

Это больше про девочек, у них обычно фантазия до небес.

Пример: Приходит ко мне такая красавица-русалка: вся состоит из глаз и длинных волос. Единственное отличие от русалок – глаза приделаны к длинным-предлинным ногам. 15 лет, «предки» козлы, никто не понимает мятущуюся душу. Отчима ненавижу, младшую сестру ненавижу, с матерью собачусь, они мешают мне жить, не дают всю ночь до утра чатиться, а днем загоняют в школу.

В школе все тоже козлы, единственная отдушина – театральная студия, где барышня репетирует мюзикл на иностранном языке.

Смотреть на неё страшно и щекотно, такая она тоненькая и во все стороны ломается. Много экзальтации в голосе, преувеличенные жесты, вскрикивания и бурные слезы. А первоначальный запрос, как вы помните, все тот же: профориентация.

Тут ситуация, по сравнению с предыдущей, обратная: Ксюша успевает все, везде, ей интересно все, круглая почти отличница, в списке возможных специальностей фигурирует на первом месте, естественно, театральный. Но у мамы совсем другие приоритеты: что-нибудь про компьютеры (потому что сама математик, сможет помочь), что-нибудь про экономику (там папа на высокой должности), в крайнем случае – бухгалтерский учет (потому что можно начинать работать прямо с первого курса).

Вот про эту возможность работать мама говорит жарко и страстно. Такое впечатление, что от потенциальных заработков Ксюхи зависит, будет или нет семья голодать. Напоминаю вскользь, что по закону родители обязанысодержать детей до совершеннолетия, а если дети учатся на дневном очном отделении вуза – вплоть до его окончания. Но Ксюшина мама настаивает. Девочка должна себя содержать как можно раньше. Зачем – непонятно, похоже, это какие-то мамины проблемы. У неё есть свой собственный, как она говорит, опыт: пришлось выйти замуж, чтобы уехать от родителей. Поэтому лучше, чтобы у девушки была в руках профессия, которая кормит. Чтобы не зависеть от мужа. На следующий прием приходит папа (который с мамой в разводе уже 10 лет). У папы тоже свой собственный опыт: в 16 лет ушел из дома, работал, учился, всего добился сам. Знакомая песня, заслуживает всяческого уважения, но одно дело – здоровенный парень (видно, что здоровенный был, и ведет себя очень напористо, почти агрессивно), и совсем другое – нежная, хрупкая девочка 15 лет.

На наше счастье, мама ребенка оказалась в меру психологизирована и согласилась на терапевтическую работу с Ксюшей. В основном, чтобы снять остроту конфликта между всеми членами семьи. И оказалось, что когда Ксюша почувствовала себя более уверенно, поняла, что её слышат и с её мнением считаются, она перестала сопротивляться и протестовать и отлично справилась с поставленной задачей: хорошо сдала ЕГЭ и легко поступила на лингвистический факультет очень сильного вуза. Абсолютно всем довольна, от депрессии не осталось и следа, хорошо учится и продолжает играть в театральной студии.

Отношения в семье тоже наладились.

Мораль:

1.

Ориентируя ребенка на ту или иную специальность, в первую, вторую и все остальные очереди смотрите на его склонности и способности. Никакой человек не будет успешен в том, что ему неинтересно, или не по силам, или навязали извне. Кроме того, профессия, которая сейчас считается престижной и востребованной, через 5 лет может оказаться на последнем месте в рейтинге.

2.

В подростковом возрасте происходит тяжелая физическая перестройка всего организма. (Это вы все знаете, не буду углубляться). Одно из следствий этого процесса – депрессия, постоянное плохое настроение и самочувствие, снижение когнитивных способностей. Ребенок становится вялым, плаксивым, капризным, реально не можетТ учиться. Лучше проконсультироваться со специалистом и начать лечить болезнь, чем взывать к совести, пугать армией и вводить дисциплинарные меры.

3.

Ребенок родился не для того, чтобы воплощать ваши мечты и реализовывать ваши амбиции. Если вы сами окончили/ не окончили/ хотели, но не смогли (дальше подставьте название любого учебного заведения), это не значит, что ребенок должен сделать это за вас. Я знаю случаи, когда родители доводили детей до язвы желудка, истерик и серьезных проблем со здоровьем только потому, что чадо хотело учиться в Педагогическом Университете, а папа требовал только МГУ. Или только Физтех.

4.

На самом деле, в нашей стране выбор вуза вообще ни на что не влияет. Диплом ВШЭ – вовсе не гарантия трудоустройства в крупную международную компанию. Везде и всюду и всегда будут цениться: быстрые мозги; крепкое здоровье; легкий характер. Все. Остальному он научится, не отходя от станка.

Просмотр содержимого документа
«Профессиональное самоопределение подростков»

Пояснительная записка

Программа разработана с целью помощи подростку в профессиональном самоопределении. В качестве содержательной процессуальной модели построения программы выбрана схема построения личного профессионального плана Е.А. Климова. Особенностью этой программы является перенос акцента с акта выбора профессии на подготовку к профессиональной карьере путем:

*правильной оценки своих природных и приобретенных особенностей, свойств личности; *отработки и усвоения будущих социальных и профессиональных ролей в учебно-игровой ситуации; *формирования реальных представлений о мире профессий и социальной обстановке.

Данная программа разработана с учетом возрастных особенностей развития учащихся основной общей школы: переоценка своих возможностей, инфантилизм, незнание своих личностных особенностей

Рабочая программа элективного курса «Профессиональное самоопределение подростков» подкреплена нормативно-правовой базой документов федерального и регионального уровня. Основные из них – это Закон Российской Федерации «Об образовании», Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», постановление Министерства труда РФ от 29.08.95 г. № 47.

Перемены, происходящие сегодня в российском обществе, сказываются не только на системе экономических отношений, но и на духовном климате, на системе межличностных связей и отношений. На историческую арену выходят новые люди, обладающие иными представлениями о добре и зле, о том, что нравственно, а что безнравственно, что допустимо, а что категорически запрещено, что подлежит одобрению, а что осуждению общественным мнением. Система их жизненных ценностей во многом не совпадает с той, на выработку которой еще совсем недавно была направлена деятельность всей системы воспитания и образования. Для педагогов становится актуальным вопрос: каким образом подрастающее поколение выбирает ориентиры в мире ценностей? Какие ценности являются приоритетными в эпоху ожесточенной конкурентной борьбы, социальной нестабильности? Приближают ли педагоги социальную катастрофу, стремясь создать слой молодежи с ярко выраженным индивидуалистическим сознанием! Или эти опасения вызваны искаженными, несовременными, идеологически деформированными ценностными ориентациями самих учителей?

Цели и задачи изучения курса:

1. С позиции актуальности для самих старшеклассников: осмысление ценностей и смыслов перспектив собственной трудовой и профессиональной деятельности, принятия или непринятия бытующих в общественном сознании стереотипов профессиональной успешности.

2. С позиции введения элементов профилизации образовательной деятельности: практическое применение знаний и компетенций в области самореализации в образовательном и профессиональном пространстве.

Задачи курса:

1. Познакомить старшеклассников с существующими взглядами на проблемы профессиональной карьеры с ценностно-смысловых позиций.

2. Сформировать начальные навыки использования методических приемов как для оценки собственной позиции в рассматриваемых проблемах, так и для практической помощи сверстникам.

3. Способствовать приобретению школьниками навыков критического мышления в отношении представления в средствах массовой информации и существующих в обществе стереотипов карьерного успеха.

4. Создать предпосылки для формирования ценностно-смысловой, нравственной основы развития будущего профессионала в области социальной деятельности.

Внутренняя логистика курса предполагает сочетание теоретических занятий с реализацией активизирующих, проектных и диагностических методик, тематика которых связана с основной идеей занятий.

Формы проведения занятий:

  1. Мини-лекции и семинары с элементами дискуссий.

  2. Создание эвристических ситуаций.

  3. Демонстрация и проведение психологических исследований с их последующим обсуждением.

  4. Самостоятельное выполнение отдельных заданий, связанных с обработкой литературных источников.

Место предмета в базисном учебном плане:

Элективный курс «Профессиональное самоопределение подростков» является необходимым для самореализации детей и помощи им в выборе профессии. Согласно действующему учебному плану МБОУ СШ №129 в 9ых классах в 2016 -2017 учебном году предполагается ведение электива в объеме 1 недельного часа в течение 1полугодия, т.е. 16 часов, в том числе 10 часов на проведение тестирования по изучению обучающимися личных индивидуальных особенностей обучающихся.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности: В целях обобщения знаний и навыков, полученных на занятиях, в конце факультативного курса учащиеся занимаются подготовкой самоотчета по теме "Моя будущая профессия...". В работе активно используют результаты своих тестирований и методических заданий в качестве информационно-методического обеспечения работы, используется литература посвященная проблемам профессиональной успешности и карьерного роста. Творческая работа завершается презентацией самоотчета "Моя будущая профессия..." - это является результатом обучения по программе "Профессиональное самоопределение подростков".

Результаты обучения:

Наиболее значимыми результатами профессиональной ориентации обучающихся на ступени основного общего образования должны стать как расширение общего поля ключевых компетентностей, так и формирование отдельных компетентностей, значимых для профессионального самоопределения подростка, которые конкретизируются через готовность:

  1. прогнозировать и планировать свои профориентационно-значимые действия

  2. действовать в социуме и рабочей группе

  3. анализировать и интерпретировать содержание общего среднего образования в контексте образовательно-профессиональных маршрутов (представителей )



Содержание разделов и тем учебного предмета

Изучение личностного потенциала (8 часов)

Смыслы и ценности в жизни человека. Методика "Мои ценности"

Самооценка и уровень притязаний. Методика уровень самооценки"

Чувства и эмоции. Методика "Эмоции"

Групповое консультирование по результатам тестирований

виды темперамента

Темперамент и профессия

Определение темперамента по тесту Айзенка

Групповое консультирование по результатам тестирований

В этом блоке рассматриваем мировоззрение человека и смыслы его деятельности. Затрагиваем проблемы смысла жизни, смысла труда. Ценностные ориентации подростков и их профессиональное будущее. Рассматриваем влияние уровня эмоциональности на взаимоотношения в коллективе с помощью теста Басса-Дарки "Эмоции". Используем активизирующие методики "Мои ценности", "Уровень самооценки" для определения приоритетов различных жизненных ценностей. Знакомимся с видами темперамента. Рассматриваем взаимосвязь темперамента и профессии. Диагностика темперамента с помощью теста "Личностный опросник" Г.Айзенка. Особенности типов темперамента, необходимость их учета при выборе профессиональной деятельности.

Интересы и склонности в выборе профессии (5 часов)

Законы классификации профессий

формула профессии по методике Н.С. Пряжникова

Практическая работа "Формула профессии"

методика "Профессиональные склонности"

Методика выявления интересов "Профиль"

В этом блоке рассматриваем влияние окружающей среды, воспитания и образования на формирование интересов. Определение "жизненного сценария" под влиянием социальной среды. Изучение законов классификации профессий, построенных, на основании существенных признаков пяти предметов труда (Н.С. Пряжникова). Методика выявления интересов "Профиль" и "Профессиональные склонности" (Л.Йовайши) помогают школьнику сориентироваться в выборе направления профессиональной деятельности.

Стратегия выбора профессии (4часа)

мотивы и потребности

Способности

Определение способностей по методике "КОС"

Групповое консультирование по результатам тестирований

Правильный выбор профессии как реализация своих творческих потенциалов. Профессиональная востребованность человека, профессиональная компетентность человека, как ценность. Важная роль мотивов и потребностей при профессиональном самоопределении. Общие и специальные способности человека.

Искусство самопрезентации(4часа)

навыки самопрезентации

Резюме и собеседование

Самостоятельная работа по составлению резюме

ролевая игра "Собеседование"

Раскрытие важной роли аспектов самопрезентации (внешний вид, мимика, жесты, грамотная речь). Основные навыки самопрезентации и их закрепление в самостоятельной работе по составлению резюме и ролевой игре "Собеседование". Развитие навыков уверенного поведения и адекватного реагирования в стрессовых ситуациях.

Подготовка самоотчета "Моя будущая профессия..."

Общие рекомендации по подготовке самоотчета "Моя будущая профессии..."

Основные требования по оформлению самоотчета "Моя будущая профессия..."

Работа с информационно-методической базой по подготовке самоотчета "Моя будущая профессия..."

Групповое консультирование по вопросам подготовки самоотчета "Моя будущая профессия..."

Индивидуальное консультирование по вопросам подготовки самоотчета "Моя будущая профессия..."

Общие рекомендации по использованию в самоотчете "Моя будущая профессия..."результатов тестирований

Индивидуальные рекомендации по использованию в самоотчете "Моя будущая профессия..."результатов тестирований

Презентации самоотчетов "Моя будущая профессия..."

Презентации самоотчетов "Моя будущая профессия..."

Ознакомление с алгоритмом проектирования самоотчета, определение темы, планирование дальнейших действий. Подготовка и анализ используемых материалов, литературы. Групповое и индивидуальное консультирование по вопросам подготовки самоотчета с использованием результатов проведенных тестирований и методических заданий. Презентация лучших творческих работ.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей