Профессиональное развитие учителя
Знания устаревают весьма быстро,
тогда как способы деятельности-
значительно медленнее.
Т.И. Шамова
Развитие современного общества ставит перед школьным образованием качественно новые цели: воспитание и развитие личности, готовой к активной деятельности, к достижению успехов, осуществлению ответственного поведения в жизненных ситуациях. Социальный заказ существенно корректирует сложившуюся систему образования, активизирует поиск новых подходов к содержанию, технологии и результатам обучения.
Новая образовательная инициатива «Наша новая школа», осуществляемая в настоящее время, предполагает, что главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.
Как показывает анализ результатов ГИА и ЕГЭ по географии, учащиеся успешно справляются с заданиями на воспроизведение знаний в простых ситуациях и затруднялись применить их в ситуациях, близких к реальной жизни. С другой стороны, вызывают затруднения задания, проверяющие понимание смысла различных понятий, умение применять их в измененной ситуации.
Данный вывод подтверждается и результатами международных исследования по оценке образовательных достижений учащихся PISA. Цель исследования, как отражено в документах проекта, оценить, обладают ли учащиеся, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми для полноценного функционирования в обществе. Исследование PISA оценивает способность детей применять полученные знания в жизненных ситуациях. Основными областями для оценки образовательных достижений в 2000 году были «грамотность чтения», «естественнонаучная грамотность» и «математическая грамотность». Российские учащиеся на шкале естественнонаучной грамотности занимают 26-29 места из 32 стран, участвовавших в исследовании. Результаты проведенного исследования показали, что российские учащиеся имеют низкий уровень сформированности общеучебных умений, основным из которых является умение работать с информацией, представленной в текстах, таблицах, диаграммах или рисунках. Отмечено недостаточное развитие коммуникативных умений. Показательным является тот факт, что до половины российских учащихся пропускали задания, в которых требовалось дать ответ в свободной форме.
Как мне кажется, все вышесказанное доказывает, что результатом образования должны быть не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. В наш современный инновационный век технологии стремительно развиваются, в любой профессии знания, пусть и качественные, быстро устаревают. Поэтому знания, полученные людьми в школе и ВУЗе, через некоторое время нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными. Чтобы оставаться на плаву, быть отличным специалистом, необходимо постоянно учиться. Поэтому одна из главных задач школы – научить учиться, думать. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность, обеспечивает успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Цель моей педагогической деятельности – создание условий для развития, самоопределения и самореализации детей, формирование разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем общекультурного и личностного развития, способной к самостоятельному решению новых, еще неизвестных задач.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
Создание условий развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми и сверстниками.
Обеспечение учащимся возможности самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения.
Выявление одаренных детей и создание условий для их личностного развития.
Определить перечень личностных и метапредметных результатов обучения, формируемых на уроках географии.
Выявление и отбор способов и средств формирования УУД у обучающихся при изучении географии.
Отбор и освоение образовательных технологий деятельностного типа.
Разработка (корректировка и уточнение авторских) рабочих программ по географии с учетом формирования УУД.
Разработка системы типовых задач для оценки сформированности УУД.
Профессиональное самосовершенствование самого учителя.
Создание комфортной развивающей образовательной среды на базе учебного кабинета.