СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профессиональная компетентность педагога в условиях модернизации методики преподавания предметов естественно-математического цикла, технологий, информатики и икт

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья посвящена проблеме модернизации методической подготовки учителя математики в условиях проектирования стандартов нового поколения. В статье рассмотрены основные направления компетентностного подхода учителя математики. Среди них – конкретизация целей, уточнение содержания обучения, корректировка учебного процесса и организации учебно-воспитательной деятельности. 

Просмотр содержимого документа
«Профессиональная компетентность педагога в условиях модернизации методики преподавания предметов естественно-математического цикла, технологий, информатики и икт»

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА, ТЕХНОЛОГИЙ, ИНФОРМАТИКИ И ИКТ


Аннотация. Статья посвящена проблеме модернизации методической подготовки учителя математики в условиях проектирования стандартов нового поколения. В статье рассмотрены основные направления компетентностного подхода учителя математики. Среди них – конкретизация целей, уточнение содержания обучения, корректировка учебного процесса и организации учебно-воспитательной деятельности.

Ключевые слова: компетентностный подход, система методической подготовки, методические компетенции.


В настоящее время в Донецкой Народной Республике идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно – воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет [1]. Происходит переориентация оценки результата образования с понятий «знания», «умения» и «навыки» на понятия «компетенция», «компетентность» как обучающихся, так и педагогов. Соответственно, фиксируется компетентностный подход в образовании, как попытка отказаться от книжно- абстрактного знания как центра и смысла образования.

Чтобы раскрыть сущность компетентностного подхода в образовании, обратимся к ключевым понятиям «компетентность» и «компетенция». Компетентность и компетенция – это термины, часто используемые в педагогике, по поводу которых еще нет единства, не ясно также, чем же данные понятия отличаются от традиционных умений и навыков. Сегодня мы встречаем значительное количество публикаций, посвященных проблеме компетентности и компетенции. Исследованиями в данной области занимались и занимаются до сих по такие ученые: И.А. Зимняя, А. В. Хуторской, Т. В. Иванова, О. Е. Лебедев, В. А. Болотов).

Каким должен быть педагог? В последнее время этому вопросу посвящено немало исследований. Точкой соприкосновения множества мнений является профессиональная компетентность учителя. Новые ценности и цели образования требуют от нас не только глубокого знания предмета, знания лучших традиций российского образования, но и путей качественного обновления его содержания – поиска и отбора тех средств обучения и воспитания, которые дадут возможность по-новому проектировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс в рамках перехода на ФГОС (стандарт второго поколения).

Традиционная (знаниевая) образовательная парадигма больше не удовлетворяет требованиям, предъявляемым обществом к современному образованию, т.к. не формирует самостоятельности мышления. В связи с ускорением темпов развития производства, изменением ситуации на рынке труда, всепоглощающей информатизацией общество нуждается в воспитании думающего, самостоятельного, креативного поколения, умеющего «учиться», владеть способами работы с информацией, применять знания на практике, т.е. уметь использовать их в жизненных ситуациях. Согласно последним нормативным документам одним из приоритетных направлений деятельности педагогов является формирование ключевых образовательных компетенций, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования.

Современная система высшего образования базируется на принципах максимального личностного потенциала каждого студента, выступая посредником между запросами общества и целями профессиональной деятельности обучающихся, интегрируя их в профессиональной культуре. Профессиональная культура, как система отношений между людьми определенной профессии, особенностей их практической деятельности и стереотипов поведения, формирует уникальную для представителей данного профессионального сообщества структуру личности.

Современная школа переживает период реформ, обусловленных переходом к новой образовательной парадигме, приоритетами которой являются интересы личности, адекватные тенденциям развития общества. На смену парадигмы «образование на всю жизнь» пришла другая: «образование в течение всей жизни». Ее реализация требует поиска педагогических инноваций, интенсифицирующих процесс качественной профессиональной подготовки.

В новых условиях от педагога как от специалиста в области образования требуется высокий уровень мобильности в сфере познания, обучения и воспитания, способность адаптироваться к быстро меняющейся дифференцированной системе обучения, способность к творческой деятельности, к воспроизводству и трансляции накопленного методического опыта. Таким образом, республике и обществу сегодня нужен учитель, не только имеющий функциональную готовность к профессиональной педагогической деятельности, но и сформированный как творческая личность, способная выявить и создать условия для творческой самореализации подрастающего поколения. Успех модернизации республиканского образования полностью зависит от того, кто и как будет реализовывать на практике идеи 4.

Наиболее существенная внутренняя проблема системы методической подготовки учителя математики выявляется при сопоставлении особенностей системы методической подготовки учителя как системы обучения и целей, на достижение которых она направлена.

Цель системы методической подготовки учителя математики состоит в обеспечении условий для профессионального становления и развития студентов, овладения ими видами деятельности, которые необходимы для успешной реализации функций учителя математики в современной школе. Другими словами, в формировании готовности выпускника к осуществлению его будущей профессиональной деятельности. Эта цель отражает профессиональную направленность методической подготовки учителя. Однако следует учитывать, что методическая подготовка учителя имеет двойную функциональную направленность. Образовательная направленность методической подготовки предполагает овладение содержанием изучаемой дисциплины, в результате которого происходит изменение личностных качеств будущего учителя. Таким образом, в системе методической подготовки будущего учителя должны быть в равной степени реализованы цели образования и профессиональной подготовки, которые должны взаимно обогащать и дополнять друг друга [2].

Основополагающее значение в организации процесса обучения будущих выпускников имеет антропологический подход, который предполагает единство профессиональной, методической, гуманитарной, культурологической подготовки. При этом:

  • Профессиональная подготовка обеспечивает теоретическое и практическое совершенствование знаний и предметных умений в соответствии со стандартами образования;

  • Методическая – способствует развитию способностей будущего студента, который обеспечат качество его работы, заложат основу учебно-воспитательной и научно-исследовательской деятельности в отечественных общеобразовательных заведениях;

  • Гуманитарная подготовка освещает особенности взаимообусловленности и взаимосвязи человека и социальной среды, активизирует желание интеллектуальной деятельности, направленной на осмысление и понимание собственной «Я-концепции», стимулирует к использованию профессионального инструментария для решения осмысленных профессиональных задач;

  • Культурологическая подготовка способствует формированию личностной культуры как способа самореализации выпускника в процессе жизнедеятельности и творчестве.

Аксиологический подход выполняет роль связующего звена этих составляющих процесса обучения педагогов, обеспечивая единство теоретической и практической подготовки.

Для обеспечения высокой результативности процесса подготовки необходимо соблюдать системный подход к его организации, поскольку с точки зрения системного подхода «... объект рассматривается как целостное образование с совокупностью факторов, определяющих его существование и развитие» [3].

В содержании методической подготовки учителя математики интегрируются, сплавляются воедино многие составляющие:

1) методика преподавания предмета как учебная дисциплина педвуза, базирующаяся на методике как науке;

2) сопутствующие методические дисциплины, спецкурсы и спецсеминары методической направленности;

3) дидактические основы методики и методические аспекты психологии;

4) методологические знания и умения их применять в процессе преподавания (изучения) учебных предметов;

5) методические аспекты базовых дисциплин;

6) комплекс методических умений, реализуемых в процессе педагогической практики и последующей самостоятельной педагогической деятельности.

Таким образом, методологическая ориентация, то есть применение совокупности теоретических идей, понятий и методов в организации и управлении процессом подготовки по предметам естественно-математического цикла, обеспечивает формирование различных компетенций.

Основополагающее значение для организации и обеспечения эффективности естественно-математического образования имеет синергетический, парадигмально аксиологический, системный подходы, которые определяют систему принципов, способов организации учебного процесса, стратегию построения теоретической и практической деятельности, изменения структуры и содержания образовательных программ и разработки методик преподавания.

Взвешенный и методологически обоснованный подход к построению процесса подготовки выпускников позволит повысить его эффективность, определить истинные стимулы развития субъектов образовательного процесса, создать условия для саморазвития и самореализации, формирование их самостоятельности и творческого потенциала.

Реализация компетентностного подхода существенно меняет профессиональную позицию преподавателя вуза. Изменение профессиональной позиции педагога приводит к тому, что в процессе обучения студент выступает как партнер, имеющий определенный жизненный опыт, а преподаватель выполняет роль педагога-консультанта, обучающая функция которого сочетается с консультированием. Консультирование может осуществляться как в реальном, так и в дистанционном режиме. При этом консультант либо знает готовое решение, которое он может предписать консультируемому, либо он владеет способами деятельности, которые указывают путь решения проблемы. Главная цель преподавателя в такой модели обучения – научить студента «как учиться», помочь каждому студенту осознать его собственные возможности, выбрать траекторию своего пути в выбранной профессии.


Список литературы:

  1. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. – 2003. – № 10. С. 8 – 14.

  2. Душина И. В., Таможняя Е. А. Пути обновления методического мастерства учителя математики в период модернизации образования // Педагогика. – 2010. – № 3. – С. 34 – 38.

  3. Методология в сфере теории и практики / отв. ред. А. Л. Симаков, В. Н. Карпович и др. ; АН СССР Сиб. отд-ние. – Новосибирск : Наука. 1988. – 306 с.

  4. Дружилов С. А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход.// Сибирь. Философия. Образование. – 2005. – №8.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!