СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профессиональное предпочтение воспитанников и система работы по их профориентации

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из важнейших направлений работы воспитателя школы-интерната является организация деятельности по профессиональной ориентации воспитанников. Профессиональная ориентация решает одну из важнейших задач социализации личности  -  задачу ее профессионального самоопределения.

Просмотр содержимого документа
«Профессиональное предпочтение воспитанников и система работы по их профориентации»

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБОУ "Школа - интернат №2" г. Курска











Доклад

"Профессиональное предпочтение воспитанников и система работы по их профориентации"















Выполнила:

воспитатель

Шумская Ольга Ивановна













Курск 2020 г

Одним из важнейших направлений работы воспитателя школы-интерната является организация деятельности по профессиональной ориентации воспитанников. Профессиональная ориентация решает одну из важнейших задач социализации личности - задачу ее профессионального самоопределения.

Жизнь показывает, что в случае правильного выбора молодым человеком профессии в выигрыше не только общество, но, главное, личность, испытывающая удовлетворение и получающая широкие возможности для самореализации.

Под профессиональным самоопределением воспитанников нашей школы-интерната мы понимаем целенаправленную совместную деятельность детей и педагогов, целью которой является формирование осознанного выбора учащимися профессиональной деятельности. Работа эта должна быть направлена на поиск ребенком своего места в жизни, осознание им собственных способностей и возможностей, определение себя относительно выработанных в социуме критериев профессионализма. Выпускники школы-интерната склонны к иждивенчеству и безынициативности. Поэтому важно в профессиональной деятельности готовить их не к кажущемуся социальному благополучию, которое их ждет в будущем, а к реальной борьбе за свое место в жизни через профессиональную деятельность, с помощью которой он войдет в ту систему отношений, где будет чувствовать себя значимым и востребованным. Профессиональную подготовку выпускника надо построить таким образом, чтобы он не смог оказаться в очень затруднительном положении при выборе из тысячи дорог, стоящих перед ним, своей, только ему присущей профессиональной дороги.

Результатом профессионального самоопределения является выбор старшеклассником определенной профессии, соответствующей его личностным особенностям и интересам, готовность к выбранной профессии, обдумывание пути, а в идеале – личностный профессиональный жизненный план, профессиональный старт.

Успех профориентационной работы зависит, прежде всего, как и между кем распределены обязанности по осуществлению данной деятельности. Профориентационная работа должна охватывать всех педагогических работников.

Роль педагога в профессионального самоопределения ребенка огромна, именно воспитатель, знающий ребенка в течение длительного времени, должен организовать систему педагогических, психологических и медицинских мероприятий, направленных на подготовку воспитанника к сознательному выбору профессии.



Цель моей профориентационной работы является формирование у воспитанников потребности в профессиональном самоопределении в соответствии с желаниями, способностями и с учетом социокультурной ситуации в городе.

Профориентационная работа начинается уже с младшего школьного возраста (знакомство с миром профессий в целом), в подростковом возрасте (формирование потребностей в выборе профессии), в 8-9 классах – осознанный выбор путей профессионального образования и профессиональной подготовки.

Возрастные этапы становления профессиональных интересов подростков изучены Л.А. Головей. Ею выделены четыре этапа. На первом этапе, в возрасте 12 - 13 лет, профессиональные интересы характеризуются высокой изменчивостью, слабо интегрированы, не связаны с психологическими особенностями личности и являются в основном познавательными. На втором этапе, в 14 - 15 лет, отмечается тенденция к большей сформированности профессиональных интересов, их интеграции, включённости в общую структуру индивидных и личностных особенностей. На третьем этапе, в возрасте 16 - 17 лет, усиливается интеграция профессиональных интересов и в то же время возрастает их дифференцированность в соответствии с полом; имеет место объединение познавательных и профессиональных интересов, усиливаются связи последних с индивидуально-психологическими свойствами. Четвертый этап относится уже к юношам, выбравшим профессию, т. е. связан с начальной профессионализацией. Происходит сужение познавательных интересов, определяемое сформировавшейся профессиональной направленностью.

В. И. Журавлев показал, что внешкольная социальная среда не является для учащихся референтным основанием для выбора профессии. Она скорее выполняет роль источника информации, на основе которой осуществляется профессиональный выбор. Таким образом, решающая роль принадлежит интересам самих выпускников, либо воспитателям (если мы говорим о воспитанниках детского дома), по совету или настоянию которых ребята поступают в то или иное профессиональное учебное заведение.

К окончанию школы тип направленности оказывается уже достаточно сформированным. Правда, как это ни парадоксально, это мало влияет на готовность выпускников к выбору профессии. По данным Л. А. Головей, у 75% школьников отсутствует четкий профессиональный план, они обнаруживают низкую активность в выборе профессии. Степень уверенности в выборе хотя и возрастает от подростков к юношам, но в целом невелика. Сформированный профессиональный план имеют старшеклассники с более высоким уровнем интеллектуального развития, морально созревшие и добросовестные, обладающие высокой тревожностью.

На профессиональное самоопределение и общее перспективное планирование жизни существенное влияние, по данным Л. А. Головей, оказывают половые различия учащихся. Девушки опережают юношей по показателю осознанности профессионального выбора и определенности путей получения профессии. Среди девушек преобладает социальная, артистическая направленность, а среди юношей — предпринимательская и исследовательская. У юношей на профессиональное самоопределение влияют факторы дальней перспективы: чем более определенны планы на дальнейшую жизнь, тем выше уровень сформированности профессионального плана и степень уверенности в правильности профессионального выбора. У девушек жизненное и профессиональное самоопределение не связаны между собой, для них характерна большая эмоциональность и ситуативность самоопределения, менее целостное мировоззрение. У юношей же профессиональное самоопределение формируется в русле общей жизненной перспективы и органически входит в него. Ближайшие планы девушек определяются в основном познавательными интересами и уровнем эмоциональной возбудимости. У юношей на планирование ближайшей перспективы большое влияние оказывают интеллектуальные показатели (комбинаторное мышление, общий уровень интеллекта) и уровень самоконтроля; от 9-го к 11-му классу у них возрастает число требований к своей будущей профессии, т. е. принимается во внимание все большее число факторов. У девушек же число требований к будущей профессии возрастает незначительно.

Психолого-педагогическое сопровождение состоит в том, чтобы не оградить ребенка от трудностей, в частности от трудности выбора, не решать проблемы за него, а создавать условия для совершенствования им осознанного, ответственного и самостоятельного выбора. В результате деликатной помощи педагогов воспитанники учатся соразмерять свои индивидуальные возможности и способности с тем или иным запросом и выстраивать свою образовательную траекторию исходя из своих интересов и соизмеряя с теми потребностями, которые в данный момент актуальны для рынка труда.

В настоящее время в России перед молодыми людьми ставятся новые задачи в плане поддержания собственной конкурентоспособности и мобильности в трудоустройстве на протяжении всей жизни. Суть их заключается в том, что для реализации своих профессиональных планов выпускникам необходимо обладать знаниями и умениями, которые помогли бы им быстро переориентироваться в случаях изменения ситуации на рынке труда или потери работы. Новые требования к профессиональному развитию подрастающего поколения привели к переосмыслению деятельности по профориентации. Она должна не просто помогать молодым людям выбрать профессию, а научить самостоятельно «выстраивать» профессиональную карьеру, принимать ответственные решения в течение всей трудовой жизни.

Умение анализировать содержание профессий, оценивать свои профессиональные возможности и на этой основе осуществлять жизненный и профессиональный выбор – одна из ключевых компетенций современного выпускника.

Можно выделить следующие условия успешной реализации профориентационной работы в школе-интернате:

1. Необходимо учитывать настоящие возможности детей (их заинтересованность, знания и умения);

2. Необходимо учитывать будущие возможности детей (те профессии и учебные заведения, которые им будут доступны).

3. Профориентационная программа должна учитывать все потенциальные проблемы, связанные с профессией, работой, заработком и тратой денег (важным элементом может стать тема различных ловушек мошенников и криминального мира, для которых детдомовцы являются желанными «клиентами»).

4. Существенная доля программы должна включать занятия и упражнения, направленные на повышение мотивации (к обучению, спорту, самообразованию).

5. Профориентация не имеет смысла в теоретической форме, все, начиная и от знакомства с профессиями и заканчивая основами трудового законодательства, должно отрабатываться на практике. В виде посещения рабочих мест, написания деловых писем, проигрывания жизненных ситуаций, реального поиска вакансий.

6. Профориентация не может обходить стороной вопросы нравственности и этики, опасности незаконных и недостойных способов заработка, понятия долга, служения, уважения к труду, вопросы духовного роста.



На практико–ориентированном этапе определены следующие задачи:

• сформировать у воспитанников к окончанию неполной (полной) средней школы готовность к обоснованному выбору пути получения образования;

• подготовить воспитанников к осознанному выбору профессии;

• предоставить выпускникам сведения о профессиях, в которых нуждается современное общество; в частности - область, город;

• информировать воспитанников о путях получения профессии;

• воспитывать уважение к разным видам профессиональной деятельности, особенно к профессиям в сфере материального производства;

• дать понятие о психофизиологических особенностях личности.

Для решения этих задач использовался ряд разработанных нами мероприятий, которые нацелены на социализацию выпускника школы-интерната.

  1. Одним из направлений в этой работе является организация и проведение экскурсий. Экскурсии, предполагающие знакомство с различными сферами деятельности проводились на государственные и муниципальные, частные, предприятия, среднетехнические учебные заведения. Главным достоинством такой формы является не только информационная насыщенность, но и создание ситуации «вхождения в будущую профессию».

  2. Беседы-встречи с представителями различных профессий. Такие встречи позволяют учащимся не только получить информацию о содержании, специфике, истории профессии, но и об индивидуальном опыте работы и отношении к любимому занятию.

  3. Индивидуальные беседы с воспитанниками и их родителями дают представления об особенностях характера, увлечениях, склонностях, стремлениях, психических, физических и умственных данных.

  4. «Круглый стол». Это дискуссионная форма, коллективное размышление (рассуждение) над вопросом, в котором все выступают «на равных».

  5. Приобщение воспитанников к трудовой деятельности. Воспитание трудолюбия в интернате проходит через систематическое вовлечение детей в хозяйственные повседневные занятия, где усваиваются необходимые знания, умения и навыки.

  6. Профориентационные , деловые игры. Игровой метод позволяет моделировать различные ситуации, в том числе и ситуации, требующие поиска и анализа профориентационной информации. Игра позволяет создать контекст, в рамках которого работа с информацией превращается в увлекательное занятие. Среди наиболее известных можно назвать игры: "Что? Где? Когда?", при подготовке, к которой для составления вопросов профориентационного содержания приходится проработать большой объем информации; "Угадай профессию", "Ассоциация", "Открытие фирмы", которые расширяют поле знакомых профессий и пр.

  7. Обзорные фильмы (видеофильмы), презентации позволяют сохранить время и познакомиться обзорно с большими блокам информации профориентационной направленности.

  8. Традиционно проводятся конкурсы рисунков и плакатов: «Кем быть?», «Моя будущая профессия», «Профессия моих родителей».

  9. Воспитательские часы, познавательные и просветительские лекции о путях решения проблем самоопределения: «Радуга профессий», «Все профессии важны», «Куда пойти учиться».

Подготовить воспитанников к самостоятельной жизни, не только подсказать и помочь в выборе профессии, но и содействовать развитию самостоятельного мышления, проявлению инициативы и ответственности, поисковой активности и предприимчивости, умению творчески решать возникающие проблемы крайне важно.

Можно сделать вывод, что сложившаяся в интернате система работы по профориентации воспитанников является достаточно эффективной, так как показывает высокий уровень поступления и успешного обучения воспитанников в учреждениях среднего и высшего профессионального образования. Это свидетельствует об их адаптированности к иным, новым условиям социальной среды, отличным от интерната и, как следствие, успешной социализации в обществе.

















































Список использованной литературы:

1. Ажнина О. Психологическая поддержка профессионального самоопределения детей-сирот // Воспитание школьников. 2005. №7. С. 41-47.

2. Волкова П. Проблемы профессионального развития педагога в условиях детского дома // Социальная педагогика. 2007. №2. С. 113-115.

3. Гейжан Н.П. Теория и практика профессионального консультирования, - М., 1991. – 518с.

4. Гладышев С. Как вести себя на тренинге? // Обучение и карьера. 2005. №35. С.70.

5. Жуковская В.И. Психологические основы выбора профессии,- Минск, 1978. – 417с.

6. Зеер Э.Ф. Профориентация: теория и практика, - М., 2004. – 315с.

7. Климов Е.А. Как выбрать профессию, - М., 1991. – 287с.

8. Козловский О.В. Выбор профессии, - Ростов-на-Дону, 2006. – 315с.

9. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками, - М.. 1999. – 202с.

10. Крылова А.А., Маничев С.А. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии, - СПб., 2002. – 290с.

11. Мухина В.С. Возрастная психология, - М., 1997. -467с.

12. Никитина Л. Функции и роли социального педагога // Воспитание школьников. 2009. №8. С.30-35.

13. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники, - М., 2005. – 228с.

15. Руденский К. Книга практического психолога, - М., 2004. – 282с.

16. Старостенкова Т.А. Психолого-педагогические проблемы выбора будущей профессии учащихся старших классов // Инновации в образовании. 2006. №2. С. 109-119.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!