СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профессионально важные качества

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная деятельность «Будущее начинается сегодня»,  социально-педагогическое направление, 8 класс

Просмотр содержимого документа
«Профессионально важные качества»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  МАЛО-ВЯЗЕМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА Внеурочная деятельность «Будущее начинается сегодня» социально-педагогическое направление 8 класс Тема «Профессионально важные качества презентация»   Автор-составитель: Стафий Мария Валерьевна учитель изобразительного искусства 2020  

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МАЛО-ВЯЗЕМСКАЯ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Внеурочная деятельность

«Будущее начинается сегодня»

социально-педагогическое направление

8 класс

Тема «Профессионально важные качества презентация»

 

Автор-составитель:

Стафий Мария Валерьевна

учитель изобразительного искусства

2020

 

Рассмотрим термин «ПРОФЕССИЯ» Согласно Е.А. Климову, это понятие имеет четыре значения: 1) область приложения сил человека (как субъекта труда); 2) общность людей- профессионалов; 3) подготовленность человека, позволяющая выполнять определенную работу; 4) деятельность, сам процесс реализации трудовых функций. Схожее по смыслу определение дано А.К. Марковой: профессия- это исторически возникшие нормы деятельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально важные качества.

Рассмотрим термин «ПРОФЕССИЯ»

Согласно Е.А. Климову, это понятие имеет четыре значения:

1) область приложения сил человека (как субъекта труда);

2) общность людей- профессионалов;

3) подготовленность человека, позволяющая выполнять определенную работу;

4) деятельность, сам процесс реализации трудовых функций.

Схожее по смыслу определение дано А.К. Марковой: профессия- это исторически возникшие нормы деятельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально важные качества.

Профессионально важные качества Но для реального выполнения профессиональной деятельности человек должен обладать рядом психологических качеств, необходимых для данной профессии, эти качества трактуются как профессионально важные качества.

Профессионально важные качества

Но для реального выполнения профессиональной деятельности человек должен обладать рядом психологических качеств, необходимых для данной профессии, эти качества трактуются как профессионально важные качества.

Понятие профессионально важных качеств было введено в отечественную психологию В.Д. Шадриковым. Он понимал под системой ПВК – индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения

Понятие профессионально важных качеств

было введено в отечественную психологию В.Д. Шадриковым.

Он понимал под системой ПВК – индивидуальные качества субъекта деятельности,

влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения

А.В. Карпов дает следующее определение: «Профессионально важные качества — это индивидуальные свойства субъекта деятельности, которые необходимы и достаточны для ее реализации на нормативно заданном уровне и которые значимо и положительно связаны хотя бы с одним (или несколькими) ее основными результативными параметрами — качеством, производительностью, надежностью» 

А.В. Карпов дает следующее определение: «Профессионально важные качества — это индивидуальные свойства субъекта деятельности, которые необходимы и достаточны для ее реализации на нормативно заданном уровне и которые значимо и положительно связаны хотя бы с одним (или несколькими) ее основными результативными параметрами — качеством, производительностью, надежностью» 

А.В. Карпов выделяет четыре группы профессионально важных качеств, которые образуют в своей совокупности структуру профессиональной пригодности:

А.В. Карпов выделяет четыре группы профессионально важных качеств, которые образуют в своей совокупности структуру профессиональной пригодности:

АБСОЛЮТНЫЕ ПВК свойства, необходимые для выполнения деятельности как таковой на минимально допустимом или нормативно заданном, среднем уровне;

АБСОЛЮТНЫЕ ПВК

свойства, необходимые для выполнения деятельности как таковой на минимально допустимом или нормативно заданном, среднем уровне;

ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ПВК определяют возможность достижения субъектом высоких («над нормативных») количественных и качественных показателей деятельности («ПВК мастерства»);

ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ПВК

определяют возможность достижения субъектом высоких («над нормативных») количественных и качественных показателей деятельности («ПВК мастерства»);

мотивационная готовность к реализации той или иной деятельности. Высокая мотивация может существенно компенсировать недостаточный уровень развития многих иных ПВК (но не наоборот)

мотивационная готовность к реализации той или иной деятельности.

Высокая мотивация может существенно компенсировать недостаточный уровень развития многих иных ПВК (но не наоборот)

АНТИ-ПВК: свойства, которые противоречат тому или иному виду профессиональной деятельности.

АНТИ-ПВК:

свойства, которые противоречат тому или иному виду профессиональной деятельности.

Все профессионально важные качества можно условно разделить на две категории: ведущие профессионально важные качества -  базовые профессионально важные качества характеризуются наибольшей непосредственной связью с параметрами деятельности ; имеют наибольшее число внутрисистемных связей с другими качествами, занимают центральное место во всей системе качеств .

Все профессионально важные качества можно условно разделить на две категории:

ведущие профессионально важные качества -

базовые профессионально важные качества

характеризуются наибольшей непосредственной связью с параметрами деятельности ;

имеют наибольшее число внутрисистемных связей с другими качествами, занимают центральное место во всей системе качеств .

БАЗОВЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА Моральные Организаторские Деловые Интеллектуальные Психологические Волевые Физические Внешние

БАЗОВЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА

Моральные

Организаторские

Деловые

Интеллектуальные

Психологические

Волевые

Физические

Внешние

Для каждой профессии существует помимо базовых ПВК, еще и ведущие ПВК, которые определяются для каждой профессии соответственно.

Для каждой профессии существует помимо базовых ПВК, еще и ведущие ПВК, которые определяются для каждой профессии соответственно.

Для этого используются ПРОФЕССИОГРАММЫ -характеристика требований, предъявляемых профессией (специальностью) к психологическим качествам человека.   Ее содержание и объем определяются целями профотбора, профобучения, профориентации, перемещения и других элементов кадровой политики.

Для этого используются ПРОФЕССИОГРАММЫ -характеристика требований, предъявляемых профессией (специальностью) к психологическим качествам человека. Ее содержание и объем определяются целями профотбора, профобучения, профориентации, перемещения и других элементов кадровой политики.

Ведущими свойствами в технических способностях следует считать техническое мышление (понимание и творческое, самостоятельное решение новых задач) и пространственное воображение.  Поэтому для выполнения трудовой деятельности человеку в типе профессий «человек-техника» необходимо иметь:  - пространственно-образное представление,  -уметь оперировать объектом в уме, иметь его пространственно-временную развертку  - техническое мышление, умение концентрировать и переключать внимание, зрительно-моторную координацию,  -ловкость движений, ручную умелость. Показателем хорошего уровня развития пространственного мышления может служить успешность в геометрии, стереометрии, черчении.

Ведущими свойствами в технических способностях следует считать техническое мышление (понимание и творческое, самостоятельное решение новых задач) и пространственное воображение. Поэтому для выполнения трудовой деятельности человеку в типе профессий «человек-техника» необходимо иметь: - пространственно-образное представление, -уметь оперировать объектом в уме, иметь его пространственно-временную развертку - техническое мышление, умение концентрировать и переключать внимание, зрительно-моторную координацию, -ловкость движений, ручную умелость. Показателем хорошего уровня развития пространственного мышления может служить успешность в геометрии, стереометрии, черчении.

Профессии типа «человек-человек» Необходима специальная подготовка для работы в конкретной области производства, науки, техники, искусства. Важны личные качества: устойчивое, хорошее настроение в процессе работы с людьми; потребность в общении, способность мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать намерения, помыслы, настроения людей; умение разбираться в человеческих взаимоотношениях, хорошая память; умение находить общий язык с разными людьми, терпение.

Профессии типа «человек-человек»

Необходима специальная подготовка для работы в конкретной области производства, науки, техники, искусства.

Важны личные качества: устойчивое, хорошее настроение в процессе работы с людьми; потребность в общении, способность мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать намерения, помыслы, настроения людей; умение разбираться в человеческих взаимоотношениях, хорошая память; умение находить общий язык с разными людьми, терпение.

Профессии типа  «человек-природа»  Важными оказываются личностные качества склонность к творчеству, любовь к природе, всему живому, хорошая наблюдательность, а в ряде случаев особое терпение, настойчивость, выдержка, способность к планированию и прогнозу самостоятельность в мышлении и поведении.  

Профессии типа «человек-природа»

Важными оказываются личностные качества

  • склонность к творчеству,
  • любовь к природе, всему живому,
  • хорошая наблюдательность,
  • а в ряде случаев особое терпение, настойчивость, выдержка,
  • способность к планированию и прогнозу
  • самостоятельность в мышлении и поведении.

 

Профессии типа  «человек - знаковая система» Профессионал типа

Профессии типа «человек - знаковая система»

Профессионал типа "человек - знаковая система" должен обладать хорошо развитыми всеми свойствами внимания (концентрацией, переключением, распределением и устойчивостью); вербальной памятью (память на знаки, символы, слова) и вербальным (логическим) мышлением; оперативностью и подвижностью нервной системы.

Профессии типа  «Человек-художественный образ» Специфическими профессионально важными качествами для типа профессий «человек - художественный образ» являются образное мышление и образная память, пространственное воображение, ручная умелость (мануальные способности), а также специальные способности к разным видам художественной деятельности.

Профессии типа «Человек-художественный образ»

Специфическими профессионально важными качествами для типа профессий «человек - художественный образ» являются образное мышление и образная память, пространственное воображение, ручная умелость (мануальные способности), а также специальные способности к разным видам художественной деятельности.

В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости — высшая справедливость жизни.      Леонардо да Винчи

В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости — высшая справедливость жизни. Леонардо да Винчи


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!