СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профессиональная проба" Профессия- авиадиспетчер"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проф проба" Профессия- авиадиспетчер"  может быть использована на занятиях по профориентации учителями и классным руководителей

Просмотр содержимого документа
«Профессиональная проба" Профессия- авиадиспетчер"»

Профессиональная проба «Авиадиспетчер» (10-11 класс)

Пасанова Светлана Викторовна,

заместитель директора по УВР МКОУ «Ребрихинская СОШ»



Цель: формирование у школьников опыта в допрофессиональной деятельности в области управления воздушным движением и оказания помощи в профессиональном самоопределении

Задачи:

-ознакомить учащихся со сферой профессиональной деятельности авиадиспетчеров ;

- создать условия для качественного выполнения пробы;

-смоделировать основные элементы профессиональной деятельности в области в области управления воздушным движением.

Особенности пробы. Профессиональная проба направлена на выявление склонностей и способностей учащихся к выполнению работ, связанных с анализом ситуаций, возникающих в обществе, их классификацией, поиском необходимой информации; формирование умения самостоятельно применять полученные знания на практике.

Сфера профессиональной деятельности «человек-человек», « человек-техника».

Подготовительный этап. Цель данного этапа состоит в подготовке учащихся к выполнению пробы и заключается в получении информации по профессии «Авиадиспетчер»

В ходе этого этапа учащиеся получают информацию:

- об основных направлениях деятельности авиадиспетчеров;

- требованиях, предъявляемых к специалистам в данной области;

- о категориях авиадиспетчеров;

-о специфике профессиональной деятельности.



1. Организационный момент.

Учитель: Добрый день!

Профессии, связанные с небом, всегда были окружены ореолом романтики. Пилоты и стюардессы уверенно шествуют мимо нас в аэропорту: красивые, улыбающиеся, в своей безупречной форме. Многие провожают их восхищенными взглядами. Мы любуемся ими и... кто из нас не хотел стать летчиком или бортпроводником? Но все мы догадываемся, что путь людей, избравших эту стезю, совсем не прост.

Это не только специалисты, которые находятся на борту самолета во время полета, но и те, кто обеспечивает безопасность авиаперевозок, находясь на земле.

Какие «небесные» специальности вы знаете?

(Учащиеся предлагают варианты)

Учитель: Все авиационные профессии можно разделить на несколько больших групп:

  • Летный состав (пилоты, штурманы, бортинженеры)

  • Наземный технический персонал (авиатехники, авиамеханики)

  • Обслуживающий персонал (бортпроводники, диспетчеры)

  • Научные работники (конструкторы, инженеры)

Сегодня поговорим об одной из этих специальностей.

Авиадиспетчер – специалист, осуществляющий управление движением воздушного транспорта. Является сотрудником диспетчерской службы аэропорта. Отвечает за обеспечение безопасного, регулярного и упорядоченного движения авиатранспорта.

2. Целеполагание

Учитель: Для начала определим ваш личный уровень профессиональных намерений и опыта

Задание1: определить свой уровень готовности (отметьте те пункты, которые соответствуют вашим представлениям) Отметьте уровень, где получилось наибольшее количество пунктов. Теперь каждый из вас может сформулировать собственную цель сегодняшнего занятия: для кого-то это возможность повысить свой уровень в области теоретических знаний, а кто-то откроет для себя новую интересную профессию.

1 уровень

2 уровень

3 уровень

1. Имею незначительную информацию о данной профессиональной деятельности;

2. Не имею опыта работы или имел эпизодическую пробу;

3. Основной мотив выбора «слышал, что это интересно и востребовано»;

4.Имею неустойчивые трудовые умения и слабые знания по профильным предметам.

1. Имею информационные сведения о данной профессиональной деятельности;

2. Имею первоначальный опыт профпробы по данной специальности;

3. Основной мотив выбора «мне это интересно», «хочу узнать больше»;

4.Имею первоначальные трудовые умения и средние знания по профильным предметам.

1. Имею обширные сведения о данной профессиональной деятельности;

2. Читаю научно-популярную литературу по профилю;

3. Имею первоначальный опыт профпробы по данной специальности;

4. Основной мотив выбора «хочу углубить знания», «хочу связать свое будущее с этой сферой деятельности»;

5. Имею устойчивые трудовые умения и хорошие знания по профильным предметам.




Задание 1 учащиеся выполняют индивидуально в рабочем листе занятия (страница 1).

3. Актуализация знаний особенности профессии авиадиспетчера

Учитель: Существует несколько категорий авиадиспетчеров, для каждой из которых предусмотрена определённая зона ответственности. Это высокооплачиваемая, востребованная, но опасная и ответственная работа.

Диспетчеры постоянно поддерживают связь с экипажем, управляющим воздушным судном, и коллегами, руководящими другими зонами ответственности. Воздушное пространство разделено на несколько зон ответственности, которыми управляют разные диспетчерские пункты. Исходя из этого авиадиспетчеры классифицируются на такие категории: О категориях авиадиспетчеров устами «дирижёра неба» нам расскажет Александр Афанасьев

Учащиеся смотрят видео 1 в интервале времени от 1,04 до 3,08

Учитель: Какие категории вы запомнили? (демонстрируется слайд 7)

  • диспетчер диспетчерского пункта аэродрома;

  • диспетчер вышки;

  • диспетчер руления;

  • диспетчер круга;

  • диспетчер старта и посадки;

  • диспетчер подхода;

  • диспетчер пункта местных авиалиний;

диспетчер местного диспетчерского пункта

  1. Диспетчер диспетчерского пункта аэродрома. Готовит планы полётов на сутки, согласовывает их исполнение с остальными службами и диспетчерами других аэропортов. Поддерживает связь с экипажами самолётов и вертолётов, контролирует обстановку в воздухе.

  2. Диспетчер руления. Управляет движением в пределах аэродрома.

  3. Диспетчер круга. Управляет движением на высоте до 2,1 км в радиусе 50 км – взлётная и посадочная зона. Даёт указания о наборе высоты при взлёте и предоставляет разрешение на посадку.

  4. Диспетчер старта и посадки. Управляет взлетающими и приземляющимися судами.

  5. Диспетчер подхода. Управляет судами на высоте 2,1-5,7 км в радиусе 90-120 км. Составляет очереди посадки судов.

  6. Диспетчер пункта местных авиалиний. Управляет движением на высоте до 1,5 км в пределах аэродрома.

  7. Диспетчер райцентра. Управляет полётом на высоте 2,1-17 км.

  8. Диспетчер местного диспетчерского пункта. Управляет движением на высоте до 1,5 км в отдалённой от крупных аэропортов зоне, как правило, в пределах административного округа.

Авиадиспетчер непрерывно следит за ситуацией в воздухе посредством специального монитора. Отслеживает погодную ситуацию, графики движения авиатранспорта и другие факторы. Постоянно поддерживает связь с экипажами и диспетчерами смежных пунктов. Именно авиадиспетчер отвечает за безопасность в воздухе и координирует движение, поэтому несёт высокую ответственность.

Учитель: чтобы узнать кому из вас подходит эта профессия предлагаю выполнить следующее Задание 2: определить достоинства и недостатки данной профессии

(демонстрируется слайд 8)

Задание 2 учащиеся выполняют задание в течении 3 минут в группе в рабочем листе занятия (страница 2).

Учитель: Какие достоинства профессии вы выделили?

(Учащиеся предлагают варианты)

Учитель: Предлагаю уточнить все ли «+» были перечислены

(демонстрируется слайд 9)

Работа авиадиспетчером отличается следующими достоинствами:

  • Востребованность. Авиатранспортная сфера значительно развита во всём мире, поэтому сложностей с трудоустройством не возникает.

  • Высокая заработная плата независимо от региона. Даже сотрудники начальных должностей получают доход выше среднего. Средняя месячная зарплата авиадиспетчера в России – 120-130 тыс. руб.

  • Более длительный отпуск, в сравнении со специалистами большинства других профессий.

  • Предоставление бесплатной медицинской страховки.

  • Раз в год диспетчер имеет право на 1 бесплатный перелёт.

  • Возможность раньше выйти на пенсию. Авиадиспетчеры мужчины могут оформить пенсию в возрасте от 50 лет, женщины – от 45 лет. Однако мужчины должны отработать в диспетчерской службе минимум 12,5 лет, женщины – 10 лет.

  • Социальная значимость. Безопасность и стабильность работы воздушного транспорта очень важна для современного общества, поэтому это престижная и уважаемая профессия.

  • Бесплатное обучение для повышения квалификации.

  • Перспективы карьерного роста. Молодой специалист начинает с должности стажёра. Возможен рост до главы диспетчерской службы при условии получения соответствующего квалификационного уровня.

  • Возможность прохождения стажировки в зарубежных аэропортах. В том числе есть шанс на трудоустройство за границей. К примеру, в США зарплата авиадиспетчера составляет более $10500.

Учитель: Какие минусы профессии вы выделили?

(Учащиеся предлагают варианты)

Учитель: Предлагаю уточнить все ли недостатки были перечислены

(демонстрируется слайд 10)

Профессия авиадиспетчера имеет и ряд важных минусов:

  • Высокая эмоциональная нагрузка. Диспетчер фактически несёт ответственность за жизни пассажиров и экипажа самолётов, а также других сотрудников аэропорта.

  • Повышенный риск сердечно-сосудистых заболеваний из-за работы в условиях постоянного стресса. Именно поэтому диспетчерам предоставляют более длительный отпуск для восстановления.

  • Работа посменно, что часто также негативно сказывается на состоянии здоровья.

  • Необходимость регулярного прохождения врачебно-лётной экспертной комиссии. Авиадиспетчеры обязаны проходить такую комиссию каждые 2 года.

  • Каждые 3 года необходимо проходить обучение для повышения квалификации.

  • Каждые 2-3 года, в зависимости от класса диспетчера, сотрудники должны подтверждать свидетельство авиадиспетчера.

  • Ошибка авиадиспетчера может стать причиной привлечения к уголовной ответственности.

  • Некоторые страны устанавливают минимальный возрастной ценз для работы авиадиспетчером, как правило, 30 лет.

  • Длительный процесс трудоустройства. Иногда от момента подачи заявки до реального доступа к управлению полётами проходят месяцы и даже годы.

Учитель: У каждого человека есть свои представления о том или ином понятии, сфере деятельности. Я предлагаю выразить свои представления о профессии авиадиспетчера профессиограмме.

Задание 3: заполнить профессиограмму авиадиспетчера (демонстрируется слайд 11)

Задание 3 учащиеся выполняют задание в течении 3 минут в группе в рабочем листе занятия (страница 2).

Знания в предметных областях

 

Способности

 

Качества характера,

личностные качества

 

Медицинские противопоказания

 

Условия труда

 










Учитель: Расскажите, что вы записали в таблицу?

(Учащиеся перечисляют всё, что записали в профессиограмму)

4.Закрепление знаний

Учитель: Предлагаю сравнить с моей профессиограммой (демонстрируется слайд 12)

**************************************************************************

Знания

Английский язык 4 класса (уровня), владение компьютером и автоматизированными средствами управления (пульты, локационное и радиооборудование)

Способности

Способность быстро и правильно анализировать большой объём информации, своевременно давать пилоту ту информацию, которая необходима в данный момент

способность долгое время работать в условиях высокой эмоциональной напряжённости

профессиональная обучаемость должна быть развита очень высоко, так как диспетчеру необходимо усваивать и использовать большое количество информации

Качества характера, личностные качества

Если брать именно характер, то он должен быть очень ответственным, сдержанным, точным, правильным, уметь работать в команде, уметь общаться с разными типами людей..  Кандидат в авиадиспетчеры должен иметь следующие личностные качества:

Стрессоустойчивость.

Внимательность, способность концентрироваться.

Быстрое принятие решений.

Хорошее состояние здоровья. Особенно важно состояние сердечно-сосудистой системы, поскольку работа связана с постоянным стрессом.

Ответственность.

Быстрая реакция.

Хорошая память.

Пространственное мышление.

Способность быстро производить расчёты.

Медицинские противопоказания

заболевания нервной системы;

полная или частичная потеря слуха;

психические расстройства;

расстройства внимания;

хронические инфекционные заболевания;

нарушения речи.

Условия труда

Постоянный уровень освещённости, шумоизоляция, комфортная температура помещения, доступ свежего воздуха.

Учитель: Сравните и ответьте на вопросы:

  1. Совпали ли ваши представления о работе авиадиспетчера

с реальными требованиями к этой профессии?

  1. Рассматриваете ли вы возможность выбора данной профессии

Учитель: Скажите, где находится ближайший к нашему населённому пункту аэропорт?

Как вы считаете, сколько авиадиспетчеров там работает?

(Учащиеся предлагают варианты)

Учитель: Верно, ближайший к нашему населённому пункту аэропорт находится в краевом центре, в г. Барнауле. А вот ответ на второй вопрос, о количестве авиадиспетчеров, которые там работают? Мы узнаем из сюжета ВГТРК «Алтай». (демонстрируется слайд 13).

(Учащиеся смотрят видео 2, сюжет ВГТРК «АЛТАЙ» «Невидимые проводники»), 3 минуты- правильный ответ 46)

Учитель: Задание 5: воспользуйтесь ресурсами Интернета (демонстрируется слайд 14).

  • Определите при помощи поисковых систем учебные заведения, где можно получить данную специальность.

  • Укажите перечень вступительных испытаний.

(Учащиеся выполняют поиск, и предлагают свои варианты.)

Работа диспетчера сложная, но интересная. Обучают таких специалистов, например, в "Санкт-Петербургском государственном университете гражданской авиации", "Московском государственном техническом университете гражданской авиации", "Ульяновском институте гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева и в других учебных заведениях. 

5. Рефлексия

Учитель: Задания 6 и 7: Вновь определите свой уровень готовности по итогам профпробы, изменился ли ваш уровень знаний? (демонстрируется слайд 15).

(Учащиеся отвечают)

Оцените результат пробы, заполнив таблицу в рабочем листе на странице 1(демонстрируется слайд 16).

Окончите фразу: Авиадиспетчер – важная, востребованная и высокооплачиваемая профессия. Профессия подходит для мужчин и женщин. Обычно диспетчерами работают молодые и люди среднего возраста.

Профессия хорошо подойдёт людям, интересующимся авиацией, информатикой и математикой. Важно, чтобы человек умел работать с компьютерной техникой. Работа подходит людям, способным концентрироваться на выполняемой задаче и быстро принимать решения. Профессия не подойдёт людям, имеющим различные проблемы со здоровьем,

Учитель: Спасибо всем, удачи!

Использованные источники и литература :



  1. https://puteshectvuy.ru/cruises/dispetcher-ruleniya-v-aeroportu-tehnologiya-raboty-dispetchera/















































Рабочий лист занятия

Задание1: определите свой уровень готовности (отметьте те пункты, которые соответствуют вашим представлениям)

1 уровень

2 уровень

3 уровень

1. Имею незначительную информацию о данной профессиональной деятельности;

2. Не имею опыта профпробы или имел эпизодическую пробу;

3. Основной мотив выбора «слышал, что это интересно и востребовано»;

4.Имею неустойчивые трудовые умения и слабые знания по профильным предметам.

1. Имею информационные сведения о данной профессиональной деятельности;

2. Имею первоначальный опыт профпробы по данной специальности;

3. Основной мотив выбора «мне это интересно», «хочу узнать больше»;

4.Имею первоначальные трудовые умения и средние знания по профильным предметам.

1. Имею обширные сведения о данной профессиональной деятельности;

2. Читаю научно-популярную литературу по профилю;

3. Имею опыт профпробы по данной специальности;

4. Основной мотив выбора «хочу углубить знания», «хочу связать свое будущее с этой сферой деятельности»;

5. Имею устойчивые трудовые умения и хорошие знания по профильным предметам.





Рефлексия по итогам пробы







Задание 2: определить достоинства и недостатки данной профессии

Достоинства профессии

Недостатки профессии




















Задание 3: Знакомство с профессиограммой авиадиспетчера

Отметьте, что необходимо для успешного освоения профессии авиадиспетчера


Знания




Способности






Качества характера, личностные качества






Медицинские противопоказания






Условия труда





Профессиограмма авиадиспетчера


Знания

Английский язык 4 класса (уровня), владение компьютером и автоматизированными средствами управления (пульты, локационное и радиооборудование).

Способности

Способность быстро и правильно анализировать большой объём информации, своевременно давать пилоту ту информацию, которая необходима в данный момент;

способность долгое время работать в условиях высокой эмоциональной напряжённости;

профессиональная обучаемость должна быть развита очень высоко, так как диспетчеру необходимо усваивать и использовать большое количество информации.

Качества характера, личностные качества

Характер, то он должен быть очень ответственным, сдержанным, точным, правильным, необходимо уметь работать в команде, уметь общаться с разными типами людей. 

Кандидат в авиадиспетчеры должен иметь следующие личностные качества:

Стрессоустойчивость, внимательность, способность концентрироваться и быстро принимать решения, ответственность, хорошая память, пространственное мышление, способность быстро производить расчёты.

Хорошее состояние здоровья. Особенно важно состояние сердечно-сосудистой системы, поскольку работа связана с постоянным стрессом.

Медицинские противопоказания

Заболевания нервной системы; полная или частичная потеря слуха;

психические расстройства; расстройства внимания; хронические инфекционные заболевания; нарушения речи.

Условия труда

Постоянный уровень освещённости, шумоизоляция, комфортная температура помещения, доступ свежего воздуха.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!