СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

" Профессиональная мобильность классного руководителя как условие эффективности воспитания и развития конкурентно способной личности.и

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современный классный руководитель – это профессионал, владеющий комплексом качеств. Когда надо, он артист, художник, потребуется – писатель, певец. Поэтому важно со стороны учителя быть разносторонне образованным человеком.

Просмотр содержимого документа
«" Профессиональная мобильность классного руководителя как условие эффективности воспитания и развития конкурентно способной личности.и»

Выступление на заседании

Методической Комиссии классных руководителей.

Тема: « Профессиональная мобильность классного руководителя

как условие эффективности воспитания и развития конкурентно способной личности».

Сегодня XXI век  движет нашу жизнь по-новому. Современный учитель – это не профессия, это образ жизни. Перед нами стоит не совсем простая задача – создать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, повышать мотивацию к изучению предметов, поощрять их индивидуальные склонности и дарования.

В работе каждого учителя есть важная миссия – быть классным руководителем. Кто такой классный руководитель?
Классный руководитель – это организатор и руководитель целостного педагогического процесса.

Это педагог (исследователь, воспитатель, предметник). Он является «центром» организации, координации всех влияний, оказываемых на отдельную личность, на коллектив учащихся;

это – просветитель родителей в области воспитания;

это – помощник в деятельности детских и юношеских объединений;

это – координатор совместных усилий учителей-предметников, работающих в классе, психолога, социального педагога.

Классный руководитель – это самый уважаемый, самый подготовленный специалист.

Какими же должны быть мы – классные руководители ХХІ века?

Ведущие характеристики классного руководителя:

  • исследовательская компетентность (знания и опыт в области педагогического исследования);

  • коадаптационное мастерство (иметь высокий уровень коадапционных умений, основанных на коадапционных знаниях);

  • медиаобразованность (интегративное качество личности современного учителя);

  • конкурентоспособность (иметь высокий уровень готовности к работе классного руководителя);

  • личностные качества:

  • мобильность (способность к быстрому реагированию на происходящие перемены в социуме, педагогике и практике),

  • коммуникабельность (перенос качества на «деловое общение»).

Таким образом, современный классный руководитель – это профессионал, владеющий комплексом качеств. Когда надо, он артист, художник, потребуется – писатель, певец. Поэтому важно со стороны учителя быть разносторонне образованным человеком.

Вся работа классного руководителя должна быть направлена на развитие личности ребенка с целью формирования значимых социальных свойств и качеств личности и строится через работу школьной и классных детских организаций, проведение внеклассных и общешкольных мероприятий с детьми и их родителями. Классный руководитель  должен владеть целым арсеналом форм и способов организации воспитательного процесса, иметь высокую теоретическую и методическую подготовку в планировании и организации воспитательной работы,   достаточно уверенно ориентироваться в современных педагогических концепциях воспитания и  использовать их  как основу для педагогической деятельности. Воспитательная работа классного руководителя по структуре основной образовательной программы непосредственно связана с внеурочной деятельностью. Создание воспитательного процесса классным руководителем в современной школе должно соответствовать программе воспитания и социализации государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Классный руководитель – центральная фигура воспитательного процесса. Он по статусу является носителем ценностных ориентаций культуры, организатор воспитывающей деятельности (выдвигает цель; определяет стратегические и тактические задачи воспитания, планирует воспитательную работу, отбирает содержание, средства, методы и приемы, организационные формы воспитания. Он – носитель ценностных отношений к миру – отношений, оцениваемых с позиций истины, добра и красоты. Он - непосредственный участник и организатор взаимодействия «учитель - ученик» в учебно- воспитательном процессе. Более того, он для своих воспитанников - своеобразный «проводник» ценностного отношения к жизни. Выступая в качестве основного субъекта воспитательного процесса, - это личность неординарная, творческая.

Организуя целостный процесс воспитания, он выполняет основные функции:

  1. Создание воспитывающей среды (развитие детского коллектива, взаимодействие с малыми педагогическим коллективом и внешкольными общественными учреждениями и организациями, работа с родителями учащихся, создание предметной среды).

  2. Стимулирование здорового образа жизни педагогов и воспитанников как основы воспитания.

  3. Организация коллективной творческой деятельности воспитанников, реализуемой в многообразных организационных формах воспитательной работы – традиционных и творческих.

  4. Взаимодействие с многопрофильными детскими объединениями и самодеятельными детскими организациями.

  5. Корректировка индивидуального пути развития каждого воспитанника, стимулирование его самопознания и самовоспитания, дифференциация и индивидуализация процесса воспитания.

«Воспитательная работа имеет целый ряд специфических особенностей, отличающих ее от других видов педагогической деятельности.

Во-первых, это свободно избираемая форма жизнедеятельности школьника. Значит, воспитателем должны быть предложены и так методически оснащены формы воспитательной работы, которые были бы приняты воспитанником как личностно значимые.

Так появились в современной школе новые творческие формы воспитательной работы: «сократовские беседы», музыкальные ринги, театральные (литературные, музыкальные, художественные) гостиные и салоны, различные турниры, путешествия по стране, дискуссионные клубы, творческие недели школьной науки и т.п.

Во-вторых, его личностная ориентированность. Вот почему сегодня требуют методической и технологической проработки такие проблемы воспитательной работы, как: методика индивидуализации, обеспечения каждому школьнику активной, личностно заинтересованной позиции в общешкольных и классных делах. Проблема методики и техники распределения поручений, придания им функции развивающей; обучение их исполнению и творческий подход к ним (как возможность самореализации). Это и методика педагогической поддержки как основа позиции педагога по отношению к воспитаннику. И методика работы школьных объединений клубного типа, где для детей реализуется возможность выбора занятий и имеются различные синтетические формы работы. И методика работы микрокружков, и методика проведения различных форм работы с малым количеством учащихся. Это межшкольные формы воспитательной работы – как одно из направлений выхода из замкнутых условий школьной жизни в окружающий социум.

В-третьих, в атмосфере тенденции обеднения духовности общества, трудной доступности произведений искусства и культурных ценностей для большой категории школьников, засилья влияния массовой псевдокультуры (низкопробных книг-бестселлеров, музыки, живописи, видеофильмов, религиозно-сектантских книг и т.п.) воспитательная работа школы становится главным средством ориентации школьников на подлинные духовные ценности.

В-четвертых, воспитательная работа школы представляет собой систему, то есть предполагает целенаправленное воздействие на все сферы личности школьника, разносторонне и гармонично развивая их – через разнообразное сочетание общешкольной и классной, фронтальной и дифференцированной, коллективной и индивидуальной, разнопредметной и воспитательной работы, позволяющей включить школьника в разнообразные виды деятельности, в разнообразные виды отношений»

Требования, предъявляемые к классному руководителю, диктуются уровнем развития современного общества, педагогической наукой и практикой.

Главное направление деятельности классного руководителя в воспитательном процессе - забота об индивидуальном развитии ребенка, проследить формирование личности, подействовать максимальному проявлению личностных особенностей и выявить индивидуальные особенности.

Классный руководитель курирует индивидуальное, личностное становление школьника, корректирует обстоятельства и активность ребенка, осуществляет помощь и индивидуальную поддержку ребенку в его взаимодействии с миром. Классный руководитель - центральное лицо воспитательного процесса. Родители судят о школе по мастерству классного руководителя, выражая удовлетворение либо неудовлетворение в первую очередь его профессионализмом. Родители чувствуют самое главное - кто и как вводит ребенка в жизнь. Классный руководитель ставит перед собой те же цели, что и все педагоги - формирование личности, способной строить жизнь.

Педагогическое мастерство как качественная характеристика учебно-воспитательной деятельности классного руководителя есть не что иное, как доведенная им до высокой степени совершенства учебная и воспитательная умелость, которая проявляется в особой отшлифованности методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса. Успех воспитательной деятельности классного руководителя во многом зависит от глубокого проникновения его во внутренний мир детей, от понимания их переживаний и мотивов поведения. Изучить, чем живет школьник, каковы его интересы и склонности, особенно воля и черты характера, – это значит найти верный путь к его сердцу, использовать наиболее целесообразные методы педагогического воздействия. 

Необходимой предпосылкой формирования ученического коллектива является организация самоуправления в классе и воспитание актива. Самым важным в воспитании ученического коллектива является умение классного руководителя организовать содержательную внеклассную работу с тем, чтобы учащиеся были увлечены практическими делами, чтобы перед ними всегда стояли воодушевляющие задачи-перспективы.

И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Классный руководитель должен видеть участие каждого ученика класса во внеклассной работе, в жизни школы. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет участвовать еще активнее и с удовольствием. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово классного руководителя, его интонация, жесты, мимика. Очень важно, если классный руководитель будет оценивать и успешность развития и совершенствования каждой личности по мере развития классного коллектива. 

Перед нами стоит не совсем простая задача – создать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, повышать мотивацию к изучению предметов, поощрять их индивидуальные склонности и дарования.

«В структуре педагогического профессионализма классного руководителя важное место отводится принципам воспитательной деятельности:

Принципы организации воспитательной деятельности – есть исходные положения, которые позволяют на высоком уровне устанавливать упорядоченное взаимодействие классного руководителя с учащимися, их родителями и учителями по достижению цели воспитания.

В системе принципов современного воспитания важная роль принадлежит такой основополагающей идее, как народность. С давних времен вокруг идей межнационального гуманизма, демократии, патриотической, этнической самоиндентификации объединялись народы разных национальностей и вероисповеданий.

Аналитико-диагностический принцип обеспечивает интеграцию научных знаний об интересах и потребностях воспитанников, целостность картины развития школьника и окружающей среды.

Принцип интегративности ориентирован на единство цели требований, содержания, форм и методов воспитания. В основу интеграции могут быть положены взаимосвязь и взаимного дополнения различных видов деятельности учащихся, направлений воспитания, что усиливает целостность процесса воспитания.

Принцип адресности процесса воспитания означает максимальную ориентацию учителя на интересы и потребности ученика и общества в целом. Он гарантирует личностно-общественный характер деятельности классного руководителя, востребованность, мобильность ученика в условиях рынка труда.

Регионально-культурологический принцип предполагает вариативность содержания воспитания, обращенность его к насущным потребностям региона, обогащение общечеловеческого национальным, а национального – общечеловеческим, приобщение человека к культурным ценностям своего народа.

Развивающее-деятельный принцип предусматривает побуждение воспитанника к проявлению самостоятельности во всех видах и сферах деятельности, создание развивающей среды. Он направлен на обращение процесса воспитания к ребенку, принятие его таким, каков он есть, создание оптимальных условий для его самоопределения и саморазвития, полноценного проживания каждого возрастного этапа, выхода в систему сотрудничества – взрослых и ребенка, воспитателя и родителей, трудовых, правовых и других коллективов, защиты прав ребенка. Этот принцип утверждает общечеловеческие ценности»

Вышеуказанные принципы могут выступать в качестве основы организации воспитательного процесса.

Важной составляющей воспитательной деятельности классного руководителя является диагностика воспитательного процесса. «Цель диагностики – выяснить, являются ли (и в какой степени) воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник. Выяснить не для того, чтобы сравнивать, в какой школе процесс воспитания организован лучше, а в какой хуже, и не для того, чтобы делать оргвыводы в отношении тех или иных педагогов той или иной школы. Делается это для того, чтобы обнаруживать и решать наиболее острые проблемы, существующие во внеурочной сфере, чтобы анализировать, обобщать и распространять позитивный опыт воспитания. Диагностика должна быть направлена на изучение личности ученика и создаваемые во внеурочной деятельности условия реализации развития личности. Исходя из этого, можно выделить три основных предмета диагностики.

Первый предмет диагностики – это личность самого воспитанника. В каком направлении происходит развитие личности ученика? На какие ценности он ориентируется? Какие отношения к окружающему миру, к другим людям, к самому себе складываются у него в процессе воспитания?

Узнать об изменениях, происходящих в личности школьника, можно различными способами. Это может быть наблюдение за поведением и эмоционально-нравственным состоянием школьников в повседневной жизни; в специально создаваемых педагогических ситуациях; в ролевых, деловых, организационно - деятельностных играх, погружающих ученика в сложный мир человеческих отношений; в организуемых педагогом групповых дискуссиях по актуальным проблемам. Это может быть анализ письменных работ школьников: дневников, сочинений, эссе, статей в школьную газету».

«Прекрасным подспорьем для изучения детей и индивидуального и дифференцированного подхода могут стать самые разнообразные тесты. Есть тесты, которые предполагают не только воздействие, но и содержат целую систему упражнений для самостоятельного психологического и педагогического тренинга»

«Второй предмет диагностики – это детский коллектив как одно из важнейших условий развития личности ученика. Традиционно в российских школах внеурочная деятельность организуется главным образом в коллективе: классе, кружке, спортивной секции, детском общественном объединении и т.д. Современный ребенок развивается как личность в нескольких разных коллективах – разных по характеру деятельности, по способу вхождения в них детей, по характеру реализуемых ими в этих в этих коллективах ролей, по длительности пребывания в них ребят. Влияние коллектива на ученика многоаспектно: за счет одних своих свойств он может порождать процессы нивелировки личности, ее усреднения, за счет других – развивать индивидуальность ученика, его творческий потенциал.

Третий предмет диагностики – это профессиональная позиция педагога, еще одно важнейшее условие развития личности ученика. Позиция – это единство сознания и деятельности человека, где деятельность выступает одним из способов реализации его базовых ценностей.

«В условиях современной школы цель и основное назначение педагогической деятельности классного руководителя – создание условий для разностороннего развития личности школьника в условиях личностно ориентированной коллективной творческой деятельности. В соответствии с этим классный руководитель дает себе некие своеобразные установки:

Я как носитель культуры – включаю детей в разнообразные виды деятельности: интеллектуально-познавательную, ценностно-ориентирующую, трудовую, общественную, художественную, физкультурную, игровую, деятельность свободного общения. И все с позиций истины, добра, красоты. Этому способствует приобщение детей к философии, истории, литературе, театру, музыке, живописи, путешествиям, физкультуре и спорту, играм, ремеслу.

Я – как посредник между детьми и Культурой.

Я –как носитель идеи борьбы с бездуховностью, с засильем псевдокультуры.

Я как лидер детей, стимулирующий их самопознание и самовоспитание, развитие в них качеств самоактуализирующейся личности. Значит, я вооружаю их знаниями и умениями из области методики самовоспитания, собственным примером.

Я как организатор и участник коллективной творческой деятельности детей. Это и раздача поручений, и организация детского самоуправления, и совместная личностно ориентированная коллективная творческая деятельность.

Конечно, хорошим классным руководителем стать нелегко. Но им может быть каждый учитель при условии упорной работы над собой и ответственного отношения к порученному делу, при наличии высоких моральных качеств. 

Человек, воспитывающий будущее поколение, должен получать максимум удовольствия от своей профессии, проявлять любовь к детям, воспитывать в детях честность и справедливость.

Самое главное – это желание работать с детьми, желание профессионально  расти самому учителю, желание добиваться новых побед и искренне радоваться за успехи своих детей.

Таким образом, учитель XXI века - это человек, способный интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.



6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!