Профессионализм учителя как фактор эффективного развития инклюзивной школы (слайд 1-3)
Существует такая легенда.
«Много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки людей и решил помочь им. Созвал он высоких Духов и сказал: «Люди потеряли свой путь. Как быть?» Один из Духов предложил навеять на людей сон пророческий, другой — послать манну небесную, третий — воду от Бога. И только четвертый Высокий Дух изрек: «Вложи в каждого человека жажду к познанию и дай им учителя».
Есть мнение, что в любой цивилизации именно педагогу принадлежит ведущая роль — «не политику, не генералу и даже ученому — учителю предстоит стать центральной фигурой наступающей эпохи».
Реализация современной политики в образовании невозможна без педагога, владеющего высоким профессионализмом, творческим потенциалом, занимающего ведущие интеллектуальные позиции в обществе.
Так какими же должны быть учителя-профессионалы? Думаю, ответ кроется в самом слове УЧИТЕЛЬ
(Слайд 4) Разминка «Ассоциации» (5 минут)
У Ч И Т Е Л Ь. Ваша задача назвать ассоциации на каждую букву.
У
Ч
И
Т
Е
Л
Ь И очень мягкие, как мягкий знак и само слово!
!!!! Комментарий для ведущего: подводятся итоги: Давайте определим, какие ассоциации связаны с должностными обязанностями, какие – с эмоциями, какие – с профессиональным ростом.
Современный мир меняет представления о том, какими качествами и способностями необходимо обладать учителю инклюзивной школы для того, чтобы успешно адаптироваться и реализовать себя в быстро изменяющихся условиях информационного общества.
Соответственно, изменяются и требования к профессионализму педагога.
(На слайде 5) Профессионализм педагога – это важная и самодостаточная характеристика деятельности учителя в целом, и отдельных его действий в частности.
Внутренние убеждения педагога профессионала можно
представить следующим образом: «Я знаю, зачем и что делаю; вижу пути достижения своих целей; чётко знаю границы, в том числе этические, своих действий. Я знаю, что умею решать стоящие передо мной задачи хорошо, красиво, изящно и мне
это нравится. Я – профессионал».
(Слайд 6) С 2019 по 2024 года стартовал нацпроект «Учитель будущего», в котором прописаны основные критерии профессионализма педагога.
(Слайд 7) Мастерство – это то, чего можно добиться, и как могут быть известны
мастер – токарь, прекрасный мастер – врач, так должен и может быть
прекрасным мастером педагог.
А.С. Макаренко
Если мы говорим о педагоге как о профессионале, то он должен владеть следующими слагаемыми педагогического мастерства:
(Слайд 8)
умением организовать учебный процесс, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных условиях добиваться нужного уровня воспитанности, развития и знаний;
умением учить на уроках. Педагог-профессионал добивается от учеников усвоения программного материала именно на уроке: для него домашнее задание - это способ углубления, закрепления, расширения знаний. Секрет успеха учителей-профессионалов - в умении управлять деятельностью учащихся;
умением активизировать учеников, развивать их способности, самостоятельность, пытливость, заставлять детей думать на уроке;
умением эффективно проводить воспитательную работу в процессе обучения, формировать у школьника высокую нравственность, чувство патриотизма, трудолюбие, самостоятельность;
владением высокого уровня педагогической техники.
Еще раз остановимся на учителе-профессионале. Что должен делать учитель, чтобы соответствовать званию современный?
(Слайд 9) Схема ролей-функций учителя-профессионала в его деятельности
Автор адаптированных программ, тьютор
В нашей школе педагоги, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья, определили для себя основные принципы работы:
направленность на ребёнка, включающую в себя:
- положительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья и готовность работать с ними;
- стратегию сотрудничества с родителями;
2) интеллектуальная гибкость:
- навыки разработки индивидуальных маршрутов;
3) профессиональная компетентность:
- знания и навыки, необходимые для работы в междисциплинарных командах;
- знания специальных технологий сопровождения ребенка с овз;
- навыки проведения педагогической диагностики;
4) поведенческая гибкость:
- навыки сопровождения ребенка с ОВЗ;
- знание методик работы.
-умения творчески перерабатывать учебный план и адаптировать свои методы обучения к особенностям учеников.
1.Элементы мастерства в деятельности педагога. (слайд 10)
Учителя- профессионалы, мастера своего дела – не просто заимствуют формы и приемы работы коллег, а овладевают ими творчески.
Мастерство учителя проявляется в умении находить наилучшую форму в урочной и внеурочной деятельности для выражения содержания обучения и воспитания.
Считаем, Первым условием режиссуры занятия и создания целостного произведения является наличие у педагога творческого замысла занятия:
(Слайд 11) а) осознания и анализа общих методологических и теоретических
позиций учителя (подходов, теорий, методологических принципов, тех
нологий);
б) учета психологических особенностей учащихся и их особенно
стей как субъектов обучения;
в) планирования во времени (темпа, ритма отдельных частей урока);
г) пространственного решения (компоновки учеников в зависимо
сти от целей урока и его частей, возможностей и необходимости пере
движения по классу);
д) использования необходимого наглядного и звукового оформления.
Второе условие режиссуры занятия учителем - продумывание им целей, которых он хочет достичь в работе с классом или отдельным учеником.
Третье условие - ощущение целостности происходящего и обоснование необходимости тех или иных действий.
Педагог, планируя урок, внеурочное занятие в инклюзивной школе, должен задуматься: «По каким направлениям будет проходить коррекционная работа в связи с изучаемым материалом?». В помощь учителям рекомендуются основные направления коррекционной работы. Как определить коррекционно-развивающую задачу (цель) урока или занятия? Я ПРЕДЛАГАЮ РАЗРАБОТАТЬ ЕЕ ВМЕСТЕ, заполнив таблицу.
1. развитие навыков каллиграфии; 2. дидактические игры со словами (анаграммы, загадки и т.д); 3. релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д. 4. развитие представлений о времени; 5. развитие комбинаторных способностей.- 6. развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; 7. чистоговорки, скороговорки; 8. развитие зрительной памяти и внимания; 9. умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; 10. развитие слухового внимания и памяти; 11. составление рассказа по картинке (серии картинок); 12. развитие артикуляционной моторики; 13. презентации, видеофильмы; 14. развитие пространственных представлений ориентации; 15. развитие наглядно-образного мышления; 16. навыков соотносительного анализа; 17. развитие зрительного восприятия и узнавания; 18.развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями). 19. формирование обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); 20. развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа. 21. умения планировать деятельность; 22. навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями).
Направления коррекционной работы | Коррекционно-развивающая задача (цель) урока |
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития | 1,6,12 |
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности | 4,8,10,14,17,19,20 |
3. Развитие основных мыслительных операций | 5,9,16,21,22 |
4. Развитие различных видов мышления: | 15, 18 |
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы | 3 |
6. Развитие речи, овладение техникой речи. | 7, 11 |
7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. | 2,13 |
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. | 23 |
!!! Высказывается каждая группа по каждому направлению с самопроверкой
Направления коррекционной работы | Коррекционно-развивающая задача (цель) урока |
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития | - развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; - развитие навыков каллиграфии; - развитие артикуляционной моторики |
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности | - развитие зрительного восприятия и узнавания; развитие зрительной памяти и внимания; - формирование обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); - развитие пространственных представлений ориентации; - развитие представлений о времени; - развитие слухового внимания и памяти; развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа. |
3. Развитие основных мыслительных операций | - навыков соотносительного анализа; - навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями); - умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; - умения планировать деятельность; - развитие комбинаторных способностей. |
4. Развитие различных видов мышления: | - развитие наглядно-образного мышления; - развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями). |
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы | релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д. |
6. Развитие речи, овладение техникой речи. | - чистоговорки, скороговорки; - составление рассказа по картинке (серии картинок) |
7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. | - презентации, видеофильмы; - дидактические игры со словами (анаграммы, загадки и т.д) |
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. | |
Слайд 12 - самопроверка
Современный учитель… Как много таится в этом словосочетании. Модель современного учителя в условиях инклюзии... Какова она? Как ее создать? Современная школа может развиваться и быть востребованной только при хорошем учителе, от деятельности которого во многом зависят результаты обучения и воспитания. Школа создается кропотливым трудом учителя, а славу ей приносят ученики.
Учитель — главная фигура в образовательном процессе. Его работа не ограничивается только урочными занятиями, выполнением учебных программ и норм, определяемых образовательными стандартами. Она значительно шире и сложней.
Слайд 13 Вот сегодня нам и необходимо попытаться создать образ современного учителя в условиях инклюзивного образования! Предлагаю вам создать фотоколлаж с использованием изданий периодической печати на фоне музыки - 15 мин.
Новый тип профессионализма педагога инклюзивной школы заключается как в умении воспринимать, слышать и слушать самих детей, так и в умении взаимодействовать с коллегами, работать в команде, умении находиться в ситуации неопределенности, когда нет готовых ответов на возникающие вопросы.
Хорошими учителями не рождаются – ими становятся. Конечно, невозможно сделать всех гениальными учителями, однако абсолютно точно возможно научить педагогов быть
эффективными и выполнять свою работу хорошо.