СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектно - исследовательская работа "Коми прозвища"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа о  коми прозвищах жителей д.Денисовка

Просмотр содержимого документа
«Проектно - исследовательская работа "Коми прозвища"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»Д.ДЕНИСОВКА

«ПОДУВ ТŐДŐМЛУНЪЯС СЕТАН ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНŐЙ ШКОЛА» МУНИЦИПАЛЬНŐЙ БЮДЖЕТНÖЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНŐЙ ВЕЛŐДАНΙН ДЕНИСОВКА ГРЕЗД







«Коми прőзвищеяс. Коми прозвища»


Номинация: «Исследовательская работа»


Выполнила: Семяшкина Ульяна Геннадьевна,

учащаяся 4 класса МБОУ «ООШ» д.Денисовка

Руководитель: Чупрова Лариса Валерьевна,

учитель начальных классов

МБОУ «ООШ» д.Денисовка











2024 год



ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Введение в тему исследования…..………………………………………3 – 4

1.1. Актальность темы исследования………………………………………….…...3

1.2. Цель исследования ……………………………………………………………..3

1.3. Задачи исследованя ………………………………………………………...3 – 4

1.4. Объект исследования………………………………………………………..….4

1.5. Предмет исследования ……………………………………………………...….4

1.6. Методы исследования ……………………………………………………..…...4

  1. Основная часть ………………………………………………………......4- 10

    1. Результаты опроса……………………………………………………...…4 - 5

    2. Имена и прозвища …..……………………………………………….…5 – 6

    3. Отличие имени от прозвища…………………………………………….6 – 7

    4. Классификация прозвищ жителей нашей деревни…………………….7 – 10

    5. Прозвища моей семьи……………………………………………………….10

  1. Заключение……………………………………………………………...10 – 11

Список литературы………………………………………………………………...11

Приложения……………………………………………………………….......12 – 13

Приложение 1. Диаграммы опроса………………………………………………..12

Приложение 2. Фото исследовательской работы………………………......12 – 13

Приложение 3 Фото моей семьи…………………………………………………..13

Приложение 4. Буклет «Денисовкаса коми прőзвищеяс. Коми прозвища деревни Денисовка»……………………………………………………………...…………. 13








  1. Введение в тему исследования

    1. Актуальность темы исследования

 «Только у серьезных людей есть прозвища. Кличку еще нужно

заслужить, а потом на неё полжизни «работать», чтоб не отняли».

Иван Иванович Туркин

Как-то на уроке государственного (коми) языка мы работали с коми словарями. В словаре «Коми – роч кывчукőр» я узнала, как звучит моё имя Ульяна на коми языке: Уле, Уллő, Улля, Уллян, Улляна, Уллляней, Улляни, Улляния, Улляния, Улляння, Уллянья, Ульő, Ульőй, Улюш, Ульяна, Уля. И тут я вспомнила, что и в нашей семье иногда звучит Прошка Вась, Прошка Саша, Прошка Кать…. Что это? Кто это? Имена? Прозвища? В этом же словаре, на страницах 809 – 814, я обратила внимание на раздел «Коми прőзвищеяс. Коми прозвища». Прочитав их, я поняла, что «Прошка Вась, Прошка Кать, Прошка Саша» - это прозвища моей семьи. Такие странные и интересные… Прошка… Так звали моего прадедушку… При чём тут мой прадедушка Прошка и мой дедушка Вася? Мои прадедушка Прошка и прабабушка Саша? Меня очень заинтересовал данный вопрос, и я решила изучить эту тему.

Запросив интересующую меня информацию в школьной и сельской библиотеках, я, увы, ничего не нашла. Печатных изданий, по интересующему меня вопросу, не нашлось. Если информации нет, значит данная тема мало изучена. Но, если в нашей речи встречаются коми прозвища, значит, надо изучить историю и принцип их образования.

1.2. Цель исследования

Цель работы – изучение коми прозвищ деревни Денисовка.

1.3. Задачи исследования

Задачи:

  1. Собрать информационный материал о коми прозвищах, в т.ч. прозвищах жителей д.Денисовка и моих родственников.

  2. Обработать информацию и написать исследовательскую работу.

  3. Создать буклет «Денисовкаса коми прőзвищеяс. Коми прозвища деревни Денисовка».

  4. Пробудить интерес к данной исследовательской теме моих одноклассников.

  5. Выступить перед одноклассниками и другими классами с темой «Денисовкаса коми прőзвищеяс. Коми прозвища деревни Денисовка».

1.4. Объект исследования

Объект исследования:  коми прозвища жителей д.Денисовка.

1.5. Предмет исследования

Предмет исследования:  история и принцип образования коми прозвищ жителей д.Денисовка, в т.ч. и моей семьи.

1.6. Методы исследования

В своей работе я использовала следующие методы исследования:

  1. Опрос среди учащихся и педагогов школы.

  2. Изучение литературы по теме моего исследования

  3. Анализ источников информации.

  4. Обработка полученных результатов.


  1. Основная часть

    1. Результат опроса.

Проведя опрос среди учащихся и учителей нашей школы, я пришла к выводу, что данная тема очень интересна и обширна. В опросе приняло участие 30 респондентов. Результаты опроса следующие:

  • 1 вопрос «Слышали ли Вы про коми прозвища?» - 16 человек (53,3%)

ответили «да», 12 человек (40%) ответили «нет» и двое (6,7%) – «не знаю».

  • 2 вопрос «Какие коми прозвища Вы знаете?» - лишь 7 человек (23,3%)

написали встречающиеся деревенские прозвища, 23 человека (76,7%) написали «не знаю» или не дали ответа на вопрос.

  • 3 вопрос «Есть ли у Ваших родственников прозвища?» - в основном,

написали «нет» (20 человек, 66,7%), 6 человек (20%) ответили «не знаю», и только 4 человека (13,3%) признались, что «да».

  • 4 вопрос «Напишите, какие прозвища есть у Ваших родственников» -

только трое решились написать, это «Би Кать», «Őне», «Прошка Вась».

Анализ результатов позволяет сделать вывод о том, что респонденты стесняются озвучить прозвища, встречающиеся в нашей деревне, а они, я знаю, есть! Вот поэтому мне интересно изучить данную тему, чтобы потом рассказать ребятам нашей школы, что коми прозвища не обидные, в них заложена история наших предков.

    1. Имена и прозвища

Имена собственные занимают особое место в языке. Они служат для наименования предмета или лица. Это одна из самых распространённых и важных функций языка. Этой функцией пользуется каждый человек в течение всей жизни.

От своего учителя начальных классов Чупровой Л.В. я узнала, что в языкознании выделяется особая отрасль – ономастика, которая изучает собственные наименования. Собственные имена людей изучает её раздел – антропонимика.

Ещё она рассказала, что исследования учёных в этих областях достаточно широко представлены в научных пособиях, но в школьном курсе русского языка недостаточно информации об именах собственных. Совсем не исследованы причины возникновения прозвищ. Существует мнение, что прозвище – категория вечная, оно существует всегда и повсюду, особенно в небольших населённых пунктах, где каждый человек знает друг друга по имени и отчеству, но называют их иначе. Значит, изучение прозвищ необходимо, так как прозвища широко распространены в обществе, заменяя порой имя, нареченное при рождении. Знакомство с этим явлением поможет расширить знания о лексическом составе языка и углубить знания не только по русскому языку, но и по коми языку в целом. Исследование прозвищ позволяет связать лингвистические знания с жизнью, повышает наблюдательность и учит находить интересное и неисследованное рядом с собой.

Имена людей – часть истории народа. Каждый человек, живущий на Земле, имеет минимум одно имя. Имя человека – своеобразный социальный знак. Им принято дорожить.

Когда родители выбирают имя ребёнку, они хотят, чтобы оно было добрым, ласковым, памятным, чтобы, как словесный талисман, призывало быть счастливым и мудрым.

Имя даётся человеку при рождении, и сам человек никак не определяет, каково будет его имя. В определённый период жизни человеку кроме имени, данного при рождении, даётся прозвище. Почему это происходит?

    1. Отличие имени от прозвища

Собственное имя имеет общее значение, не указывая на отличительный признак людей, носящих одно и то же имя. Кроме того, люди с разными внешними признаками и разными внутренними качествами могут носить одинаковое имя. Связь имени и человека-носителя этого имени весьма неопределенна и приблизительна. Говорящим неизвестно, почему данный человек назван именно так, а не иначе.

Прозвище – неофициальное имя человека. В толковом словаре русского языка С.И.Ожегова даётся такое объяснение слова «прозвище»: 
ПРОЗВИЩЕ, -а, ср. Название, данное человеку по какой-н. характерной его черте, свойству.

В отличие от имени, прозвище отражает не желательные, а реальные свойства и качества носителя и фиксирует, таким образом, особый смысл, который имели эти свойства и качества для окружающих. Людям прозвища могут даваться в разные периоды их жизни, и во многих случаях известны ограниченному кругу людей. Кроме того, люди с разными внешними признаками и разными внутренними качествами могут носить одинаковое имя. Связь же имени и человека-носителя этого имени весьма неопределённа и приблизительна. Говорящим неизвестно, почему данный человек назван именно так, а не иначе.

Существуют разные виды деления прозвищ по группам (классификации). Есть персональные прозвища и групповые (семейные, родовые, коллективные). Некоторые учёные - лингвисты делят прозвища на три группы:

1) прозвища, которые относятся к жителям некоторых насёленных пунктов в целом;

2) прозвища, относящиеся к отдельным семьям, - «семейные прозвища»;

3) прозвища, относящиеся к отдельным лицам, - «личные прозвища».

Другие учёные классифицируют прозвища по основным принципам их происхождения:

1. по внешнему признаку;

2. по различным (чаще отрицательным) свойствам характера, поведения;

3. по линии внутренних качеств;

4. по особенностям речи;

5. по месту прежнего местожительства;

6. по прозвищу кого-либо из родственников.

Но есть и другие номинации: по физическим, интеллектуальным качествам, по событиям или случаю из жизни.

И я пришла к выводу, что, исходя из «собранных» групп прозвищ, можно классифицировать их по многим признакам.

    1. Классификация прозвищ жителей нашей деревни

«Испокон в моей деревне всех по прозвищам зовут…»

В нашей деревне примерно 150 домов и около 500 жителей. Прозвища широко распространены среди жителей моей деревни, однако их происхождение, особенности совсем не изучены.

Этот факт мы определили с моей семьёй, перебрав в памяти жителей деревни, и родители вспомнили их прозвища, но они не смогли объяснить происхождение некоторых из них.

На основе собранных моей семьёю прозвищ жителей нашей деревни и результатов опроса, я провела классификацию коми прозвищ следующим образом:

1.По родственной принадлежности

По отцу, деду и прадеду: Прошка Вась, ЕфимВаль, ПрошкаДунь, ПрошкаКать, ПрошкаГаля, ОфоньСань, СанФедь Андрей, СанФедь Алёна, БорВась, ЯковЮр, ЯковОлег, ЯкТим Гриш, ЯкТимГриш Галя, ЯкТим Вань, ЯкТимВань Вов, ЯкТимВаньВась Вань, ГригорНина, ЗарикЖень, ЗарикСаш, ÖндрэМиш, ДорошГень, ДорошВась, ДорошЛена, ДорошЕгор, МитрэГень, ЗинФедь, БорВась, ПетраЮр, ПетраКоль, ЛёнькаТоль, ÖсипТим Вась, ВасеЖень, РоманМаш.

По матери: КатьВолодь, ПарМиш, ШырЕлена Федь, ШырЕлена Миш, СанФедь, СарэВань, НастаГень, ИринняВов, ÖдэМиш, КираФедь, НастаРая, НастаРай Гень, ДимнаГень, ДуньВолодь, МашВолодь, ГруняТоль, ЗинаСаш, КлаваВань, РаяВань, Фиста Рая.

По мужу: СаньЛюба, ПрошкаСаша, ШырЕлена, ДзоляКоль Нина, МашВолодь Рая, БорВаля.

По жене: Оксан Вась, Рая Миш, Тань Вань.

По фамилии: Дуркин Миш – фамилия Дуркин, Сажин Володь – фамилия Сажин; Казак Игорь – фамилия Казакевич

Трудно не заметить, что большое количество прозвищ образовано от мужских имён. Раньше, если в доме был мужчина, он неоспоримо считался хозяином. Ещё можно отметить длинную цепочку поколений по мужской линии, образованная по законам коми языка (к имени личности добавляется в именительном падеже личное имя отца, также как деда, прадеда и т. д.). Причем порядок счета начинается с самого далекого предка. Например, ЯкТимВаньВась Вань, самым далёким предком является Яков. А моё прозвище может звучать так: ПрошкаВасьГаля Уле (прадедушка Прокопий, дедушка, его сын – Вася, моя мама - Галина Васильевна и я, ее дочь, Ульяна).

2.По месту жительства: Нюрса Дем, Нюр Слав – живут в доме, расположенном на болоте (нюр – болото); Денис Вась – уроженец д. Денисовка; Шор Кать – живет возле ручья (шор – ручей).

3.По профессии и различной деятельности: Медичка Маша, Медичка Рая – работали в ФАПе (медики); Почта Вера, Почта Катя, Почта Наташа - работали на почте; Пекарь Нина, Пекарь Валя, Пекарь Рита - работали на хлебопекарне пекарями; Би Катя - работала в энергосетях, собирала показания электросчётчиков; Кино Лида - в Доме культуры показывала фильмы (киноленты); Завед Лена, Завед Рита, Завед Ольга - работали или работают на маслозаводе; Магазин Нина, Магазин Наташа – работали и работают продавцом в магазине; Управ Вась – управляющий II отделения ООО «Северный»; Клуб Нина – работает в Доме культуры; Руч Коль - в д.Денисовка раньше разводили лисью ферму и он на ней работал (руч – лиса); Моряк Вань – служил в морфлоте; Рыбак Коль – ловил и продавал рыбу.

3.По характеру: Гора Коль - очень громко разговаривает (гора – громкий); Пельтőм Анна - плохо слышала (пель – ухо); Русский Вань – разговаривает со всеми по-русски; Шыр Миш – маленького роста, худенький и юркий, шустрый, как мышка (шыр – мышка).

4.По внешним признакам: Дзоля Коль – маленького роста; Кузь Вов – высокий;

Сьőд Настя и Еджыд Настя – брюнетка и блондинка; Рыжöй Вась – в семье его есть рыжеволосые члены семьи; Бельто Вов – белобрысый.

И это не все прозвища людей нашей деревни. Есть прозвища, которые не вошли в мою классификацию. Нужно изучить, как они возникли. Мама мне рассказала, что мои прапрабабушка и прапрадедушка, Павла Дмитриевна и Дмитрий Фёдорович, получили совместное семейное прозвище «Лőнь гожőм гозъя» («Супруги безветренного лета») за то, что жили душа в душу, в мире и в согласии как друг с другом, так и с соседями. И таких примеров немало. Даже коми писателей и поэтов мы знаем по коми прозвищам - по месту рождения: Нёбдiнса Виттор (Виктор из Небдина) — В. А. Савин; по неофициальной (коми) форме имени: Илля Вась (Василий Ильич) — В. И. Лыткин, Тит Паш Вань (Иван Павлов внук Тита) — И. П. Титов; по родовому или какому иному прозвищу: Изъюр Иван (Иван – Каменная Голова) — И. В. Изъюров, Ичöт Иван (Иван-Маленький) — И. И. Сажин.

    1. Прозвища моей семьи

Мои родственники тоже имеют «свои» прозвища. Основателем рода по маминой линии считается Рочев Прокопий Васильевич, Прошка, как его знали в нашей деревне. Его жена - Александра, моя прабабушка, в девичестве МитрőСаша, Александра Дмитриевна, то есть, дочь Дмитрия. Но, как только она вышла замуж, её в деревни стали звать ПрошкаСаша. У прадедушки Прошки с прабабушкой Сашей родились дети: ПрошкаВась (мой дед), Прошка Галя, ПрошкаКатя и ПрошкаДуня, мои тёти. У дедушки Васи родились трое девочек: ПрошкаВась Галя (моя мама), ПрошкаВась Аля и ПрошкаВась Őкся (мои тети Альбина и Оксана). Тетя Катя (ПрошкаКатя) за свою жизнь сменила несколько прозвищ: ПрошкаКать (Екатерина Прокопьевна), потом она стала Почта Кать и Би Кать, так как сначала работала на почте, а потом собирала показания электросчетчиков, работая в энергосетях. Тетя Катя вышла замуж в соседем селе Мутный-Материк, так там её жители знают, как ДенисКатя (Катя из Денисовки).

У прадедушки Прошки был брат ŐдэМиш, так его в деревне звали по матери Евдокии (коми имя – Őдуш).

Моя бабушка Маша (папина мама) всю жизнь работала фельдшерем в Денисовке, её здесь знают, как Медичка Маша.


  1. Заключение

В результате проведенной исследовательской работы я выяснила, что:

  • прозвища выполняют различительную функцию;

  • прозвища носят устойчивый характер, то есть передаются по наследству;

  • прозвища носят оценочный характер в отличие от стилистически нейтральных фамилий;

  • прозвища отражают диалектные особенности речи жителей деревни.

По итогам исследования я создала буклет «Денисовкаса коми прőзвищеяс. Коми прозвища деревни Денисовка» и выступила с темой исследования перед своими одноклассниками. Буклет можно использовать как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Исследовательская работа убедила меня в том, что прозвища могут быть интереснейшим источником для исторических, социологических, лингвистических исследований, так как в них отражаются время и человек – его общественное положение и духовный мир. И поэтому я решила продолжать исследовательскую работу по данной теме.

И свое исследование я хочу закончить словами В.П. Федорова «Край наш интересен. Им можно гордиться, но при условии: его надо знать. Пусть о нас не говорят: иваны, не помнящие родства».


Список литературы:

  1. Коми-роч кывчукoр (Коми-русский словарь) / Отв. ред. Л. М. Безносикова. – Сыктывкар, 2000.

  2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под ред. проф. Л.И. Скворцова. – М.: ООО «Издательство «Мир и образование», 2013.












Приложения

Приложение 1. Результаты опроса

1 вопрос 2 вопрос 3 вопрос


Приложение 2. Фото исследовательской работы

Работа со словарями

Подготовка, проведение и анализ опроса

Выступление перед классом


Приложение 3. Фото моей семьи

Прабабушка ПрошкаСаша, дедушка ПрошкаВась, мама ПрошкаВась Галя, и я ПрошкаВасьГаля Уле


Приложение 4.

Буклет «Денисовкаса коми прőзвищеяс. Коми прозвища деревни Денисовка»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!