СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ (Из опыта работы ГБОУ СОШ № 15)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Среди основных задач краеведческой работы школьной библиотеки рассматривается не только воспитание любви к родному краю, но и содействие пробуждению познавательных интересов детей, организация поисково-собирательской, исследовательской и творческой деятельности учащихся школы. Главная функция библиотекаря в проектной деятельности – это управление самостоятельной творческой, познавательной деятельностью детей.Учащиеся не только изучают литературу о родном крае, но и создают свои исследовательские работы и проектные продукты в различных форматах, которые пополняют краеведческий фонд библиотеки (видеоролики, эссе, архивы документов, записи мемуаров и т.п.).

Просмотр содержимого документа
«ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ (Из опыта работы ГБОУ СОШ № 15)»

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ

(Из опыта работы ГБОУ СОШ № 15)


Евдокимова И.А.,
педагог-библиотекарь
ГБОУ СОШ № 15


В современных условиях целью школьной библиотеки является создание информационно-библиотечной среды как основы для развития творческого мышления, формирования информационной культуры личности, гражданского и патриотического самосознания подрастающего поколения.

Краеведение является неотъемлемым элементом регионального компонента образовательных стандартов.

«Увидеть и познать свой край можно либо своими глазами, либо при помощи книг». Эти слова Михаила Васильевича Ломоносова являются девизом деятельности школьной библиотеки в области краеведения. По словам историка и краеведа Сигурда Оттовича Шмидта, «подлинное краеведение – всегда краелюбие. Оно подразумевает не только обучение знаниям и распространение знаний о прошлом и настоящем своего края, но и привитие потребности в действенной заботе о будущем своего края, о сохранении его культурного и природного наследия».

Поэтому среди основных задач краеведческой работы школьной библиотеки рассматривается не только воспитание любви к родному краю, но и содействие пробуждению познавательных интересов детей, организация поисково-собирательской, исследовательской и творческой деятельности учащихся школы.

Проектная деятельность – это учебно-познавательная или творческая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности. Это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определённого результата, создание определённого, уникального продукта или услуги.

С одной стороны, проектная деятельность под руководством библиотекаря образовательной организации – перспективная форма повышения интереса к чтению и книге, которая стимулирует детей к систематическому чтению, привлекает внимание к серьезной литературе, повышает качество чтения школьников, учит их работать в коллективе. Проекты имеют связь с реальным миром, развивают социальные связи детей с окружающим миром.

С другой стороны, в соответствии с требованиями ФГОС ОО, проектная деятельность активно применяется в образовательном процессе, и библиотеки в поисках путей своего развития выбирают одним из основных направлений в работе сопровождение школьных проектов.

Главная функция библиотекаря в проектной деятельности – это управление самостоятельной творческой, познавательной деятельностью детей.

Если библиотекарь сопровождает проектную деятельность обучающихся, он выступает только в роли консультанта по поиску, систематизации информации и оформлению результатов информационной работы.

Если библиотекарь является руководителем проекта, он ставит перед участниками проблему, организовывает и направляет поиск, помогает в выборе решений, рекомендует, наблюдает, поддерживает, консультирует, знакомит с неизвестными приемами работы, организует презентацию проекта.

Школа № 15 всегда активно участвует в краеведческой исследовательской и проектной работе. Учащиеся представляли свои работы на конкурсах и конференциях различного уровня в Севастополе, Харькове, Москве, занимая призовые места. Об этом красноречиво говорят грамоты и дипломы.

Темы исследовательских работ и проектов самые разнообразные, они охватывают различные периоды истории нашего города: «Пещерные храмы Крыма», «Флоренс Найтингейл», «Ангелы милосердия в годы Крымской войны», «Владимирский собор г. Севастополя – памятник воинской славы», «Никольские святыни Севастополя», «Святитель Лука», «Две обороны – две медали», «Это было как будто вчера. Т.А. Шевченко», «В объективе - подвиг лидера эсминцев «Ташкент», «Роль поисковых организаций в увековечении памяти защитников 35-й ББ», «Вспомним всех поименно: братская могила 35 ББ», «Труженик моря Александра Васильевича Буряченко», «Мой дедушка – мэр города Б. А. Кучер», «Легендарный учитель в погонах. А. А. Лысечко», «Павел Любимов. Жизнь не прервется, пока память / Хранит свет Вечного огня» и другие.

Учащиеся не только изучают литературу о родном крае, но и создают свои исследовательские работы и проектные продукты в различных форматах, которые пополняют краеведческий фонд библиотеки (видеоролики, эссе, архивы документов, записи мемуаров и т.п.).

Часто именно книга становится отправной точкой в выборе темы проекта. Так, идея написания работы «Ангелы милосердия в годы Крымской войны» была подсказана книгой «Сестры милосердия в Крымской войне 1853-1856 годов» (составитель Н. Колесникова), полученной школьной библиотекой в ходе акции «Подари библиотеке книгу». Работа на английском языке «Флоренс Найтингейл» стала возможной после встречи с Джереми Крýкшанком, потомком первой английской сестры милосердия Флоренс Найтингейл, посетившим исторический клуб нашей школы во время своего визита в Севастополь. Джереми оставил в подарок книгу «Найнтингейлы. Флоренс и ее семья», которая очень помогла в написании работы.

Темы проектов, с которым работает школьная библиотека, затрагивает не только историю, литературу, культуру Крыма, но и другие науки. Так, в 2014 год учащимися был создан проект по математике «История и современность Севастополя в прикладных задачах». В 2018 году выпускники 11-го класса завершили двухлетний проект по биологии «Ядовитые растения микрорайона школы № 15», создав карту опасных растений, брошюру с описанием этих растений и 4 буклета, которые распространялись среди учащихся школы.

Особо хочется остановиться на работах, посвященных 35-й береговой батарее.

Патриотическое воспитание составляет одно из важных направлений государственной политики в образовании. История города-героя Севастополя дает прекрасную возможность для воспитания патриотизма у молодежи.

В 2006 году работа по созданию Мемориального комплекса «35 береговая батарея» только начиналась, однако поисковая работа проводилась активно. Ученик 10-го класса Александр Лёвкин занял 1 место на Международной гуманитарной конференции «Вышгород» (Москва), представив исследовательскую работу о подвиге 35-й батареи и роли поисковых организаций в увековечении памяти защитников батареи (руководители: учитель истории Е. Н. Футорянская, заведующая библиотекой И. А. Евдокимова). В основу исследования легли воспоминания первых поисковиков, материалы раскопок, документы (в частности, «Памятка о работе с воинскими медальонами»), которые передал выпускник нашей школы 1977 года Александр Петров, руководивший одним из поисковых отрядов.

Прошло 10 лет, и мы снова вернулись к теме героизма 35-й береговой батареи, но уже в рамках социального военно-патриотического проекта. Приятно осознавать, что инициатива создания проекта исходила от учащихся.

С 1995 года школа № 15 шефствует над памятником «Братская могила воинов 35-й береговой батареи». Это место захоронения личного состава 2-й орудийной башни 35 ББ, погибшего при взрыве 17 декабря 1941 года.

В 2014 эстафета благоустройства памятника перешла к учащимся 9-Б класса. Ребята занимались уборкой памятника, волонтерской работой в музее, участвовали в возложении цветов и акции «Георгиевская ленточка».

В ноябре 2015 мы проводили в библиотеке викторину «Памятники Гагаринского района», посвященную 40-летию района. Среди этих памятников был и наш подшефный обелиск. К сожалению, об истории создания этого памятника в справочных изданиях и сети Интернет мы ничего не нашли. Ребята решили восполнить этот пробел.

Вместе с учителем истории Т.А. Жароид-Колмогоровой мы составили план работы над проектом, разделили ребят на группы, каждой поставили задачу. Материал собирали буквально по крупицам.

Сначала тщательно изучили все мемуары, которые смогли найти. И вот удача: в книге Валерия Алексеевича Лещенко «Выверено жизнью и смертью», написанной по воспоминаниям его отца, последнего командира 35 ББ Алексея Яковлевича Лещенко, нашли описание самого взрыва. О памятнике была только одна фраза: «Вечером, около 19 часов мы хоронили своих боевых товарищей, погибших на боевом посту. На следующий день на могиле установили небольшой обелиск, к которому прикрепили небольшой якорь с якорной цепью и пятиконечную звезду».

В сети Интернет нашли Учетную карточку воинского захоронения и воспоминания старшины батареи Б. В. Мельника: «Погибших похоронили возле батареи, вложив на место захоронения бутылку с фамилиями погибших».

К сожалению, это все, что мы нашли сами.

Нам была нужна помощь официальных лиц. Мы обратились к Татьяне Ивановне Уманской, начальнику экскурсионно-просветительского отдела Музейного историко-мемориального комплекса «35 береговая батарея», которая оказала содействие, передав нам копию справки из Государственного реестра недвижимых памятников.

Из официального заключения мы узнали, что «в ходе обороны 17 декабря 1941 г. при взрыве 2-ой артиллерийской башни погибли 35 человек, которые были похоронены в братской могиле возле батареи в балке. В мае 1942 г. при выполнении боевого задания на корректировочном посту погибли четыре воина 35-й береговой батареи. Их погребли также в этой братской могиле».

В 1969 на могиле был установлен памятник (авторы первоначального надгробия - младший сержант Сичкарь, рядовой Шуляковский), в 1988 г. провели его реконструкцию (автор - художник И.А.Белицкий). Решением исполкома Севастопольского горсовета от 20.12.1975 г. № 856 данная могила была взята на государственный учет как памятник истории местного значения.

Это был первый этап работы, который дал положительные результаты.

Воодушевленные поисковой деятельностью, ребята загорелись новым делом – узнать, кто скрывается за фамилиями и инициалами, выбитыми на плитах братской могилы, узнать судьбы этих воинов.

Школьники активно включилась в работу по созданию архива биографических данных воинов, захороненных в братской могиле.

Одна группа учащихся работала под руководством библиотекаря с мемуарной литературой, восстанавливая события взрыва 2-й башни 35 ББ 17 декабря 1941 года, сопоставляя фамилии погибших с данными литературных источников. Другая группа учащихся работала в сети Интернет с базами данных «Мемориал», «Подвиг народа», «Виртуальный некрополь Севастополя».

Нам удалось уточнить фамилии, имена и отчества почти всех воинов. Мы узнали, откуда были призваны воины, даты их рождения, во многих случаях нашли даже имена и адреса родственников на момент начала войны.

На сайте «Одноклассники» нашли внучку Валериана Полонского, подполковника, командира артиллерийского полка. Мы наладили с ней переписку и узнали судьбу ее деда. …Полк Полонского оборонял наш город в районе Ялтинского кольца. После того как закончились снаряды, он приказал подорвать оставшиеся орудия и через Фиолент с оставшимися в живых солдатами и командирами отступил в район 35-й ББ. Там ходили в ночные вылазки, отражали атаки гитлеровцев. Во время одного боя автоматная очередь прошила его, ранение в живот было очень тяжелым. Чтобы не попасть в плен беспомощным и не быть обузой своим подчиненным, Полонский застрелился за день до конца обороны. Его похоронили в море... После войны фамилию Полонского дописали к погибшим в братской могиле.

Вот такой материал был собран в ходе работы над социальным проектом, который стал победителем V регионального конкурса ученических инициатив «Молодежь Севастополя – взгляд в будущее». Участники проекта получили грамоты, наручные часы и денежный приз.

В 2017 году мы представили две работы, которые связаны с 35-й береговой батареей.

Городской конкурс творческих работ «История школы в истории города» был посвящен 75-летию второй обороны Севастополя. Мы создали творческий проект «Жизнь не прервется, пока память / Хранит свет Вечного огня» в форме видеоролика о выпускнике нашей школы, офицере, враче, севастопольском поэте Павле Любимове. 35-я батарея занимает особое место в его жизни и творчестве. Он откликается на каждое событие, происходящее на батарее, увековечивая в своих стихотворениях подвиги павших. Текст стихотворения Павла Викторовича Любимова «Июль 1942 года. Севастополь» был размещен на официальном буклете Мемориального комплекса.

На городской научно-практической конференции старшеклассников «Молодёжь в науке и творчестве» учащиеся нашей школы представили исследовательскую работу, посвященную киногруппе, участвовавшей в боевых походах лидера эсминцев «Ташкент». В 1980-е годы пионерская дружина школы № 15 носила имя лидера эсминцев «Ташкент». «Красные следопыты» собрали большой материал об оставшихся в живых «ташкентцах». Одним из активных корреспондентов, с которым велась переписка, был кинооператор Геннадий Петрович Кузьмин, приславший вырезки из газет со своими воспоминаниями и фотографии.

Выяснилось, что в последнем боевом походе «Ташкента» принимали участие представители средств массовой информации – журналист Евгений Петров (автор романов "Двенадцать стульев", "Золотой теленок»), кинооператоры Александр Смолка и Геннадий Кузьмин, а также фотокорреспондент Алексей Межуев. Фамилии фронтовых операторов и фотокорреспондентов обычно остаются за кадром. Поэтому мы решили рассказать именно об этих участниках последнего боевого похода лидера эсминцев «Ташкент».

В ходе своего исследования учащиеся собрали материал о членах киногруппы (письма, воспоминания, статьи, архивные документы, фотографии).

Ребята внимательно изучили литературу в школьной библиотеке. В поисках материала обращались в Музей Черноморского флота, библиотеки г. Севастополя, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону и на интернет-порталы.

В Центральной городской библиотеке им. Л.Н. Толстого нашли мемуары А.М.Межуева «На снимке – подвиг». В поисках информации обращались в библиотеку Политехнического университета Санкт-Петербурга, в Донскую государственную публичную библиотеку, в Ростовскую областную детскую библиотеку имени В.М.Величкиной. Коллеги нам очень помогли, прислав сканы статей из местной периодики и отдельных глав книг, за что им огромная благодарность. В свою очередь они попросили переслать копию нашей работы. Так результаты проекта пополнили фонд электронных ресурсов библиотек г. Ростова-на-Дону.

С результатами своей работы авторы проекта познакомили учащихся школы на Уроках Мужества ко Дню Победы.

А 3 июля 2017 года в День памяти и скорби мы торжественно передали в музей 35-й береговой батареи ленточку с бескозырки старшего радиста «Ташкента» Иван Козленко, хранившуюся в школе.

Проектно-исследовательская работа пробуждает у школьников стойкий интерес к краеведческой, исторической и мемуарной литературе.

Совместная проектная деятельность – это живая струя в жизни школы, позволяющая по-новому взглянуть и на обучающегося, и на педагога-библиотекаря. Школьная библиотека может и должна выступать равноправным субъектом взаимодействия в проектной деятельности. Без информационной поддержки библиотеки и помощи библиотекаря с его опытом информационного специалиста ни один проект не может состояться. Такая деятельность не только возводит нас, библиотекарей, на качественно иную ступень в школьной иерархии, но и налагает определенные обязанности, требует постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, повышать уровень эрудиции, профессиональной и общей культуры. Именно проектно-исследовательская работа позволяет вывести краеведческую работу в библиотеке образовательного учреждения на новый уровень.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!