СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектно-исследовательская деятельность школьников в рамках школьного музея Боевой Славы

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная деятельность школьников в современном образовательном процессе является очень актуальной. Правктико-ориентированные методические рекомендации по данному направлению помогут руководителю школьного музея организовать поисково-исследовательскую деятельность, итогом которой может стать создание самого музея.

Просмотр содержимого документа
«Проектно-исследовательская деятельность школьников в рамках школьного музея Боевой Славы»

Всероссийский конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников











Тема исследовательской работы:

«Вклад капитана первого ранга Киреева Сергея Михайловича в укрепление обороны Отечества»






Автор работы:

Линевская Ксения Алексеевна

ученица 9б класса МБОУ «Боковская СОШ

имени Я.П.Теличенко» Боковского района

Ростовской область

Тел:

Руководитель:

Зимовнова Ирина Григорьевна

учитель истории и обществознания

МБОУ « Боковская СОШ имени

Я.П.Теличенко» Боковского района

тел:











ст. Боковская

2020 год





Введение.


Школьный музей призван способствовать формированию у учащихся чувства патриотизма, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов. Так как Музей Боевой Славы Боковской средней школы является центром патриотического воспитания в социуме, поэтому он должен содействовать развитию у учащихся общественной активности, формированию навыков поисковой и исследовательской работы. Большую роль в этом играет воспитание у обучающихся интереса к своей истории, судьбам своих земляков.

Школьный музей Боевой Славы является центром воспитания патриотизма и гражданственности, понимания Отечества как высшей ценности, готовности к защите Родины.

Чем дальше мы в будущее смотрим, тем больше прошлым дорожим. Патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений политики нашего государства. В патриотическом воспитании подрастающего поколения во все времена занимали одно из ведущих мест идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении- готовности к защите Родины. Проблема памяти поколений и сохранения традиций, на мой взгляд, сегодня является как никогда особенно важным фактором патриотического воспитания.

Одной из важнейших задач нашего Российского государства всегда являлось патриотическое воспитание подрастающего поколения. Следовательно, это одна важнейших задач и современной школы, так как детство и юность это самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Патриотическое воспитание – это постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, готовности к ее защите. Осуществляя поисковую работу, оформляя экспозиции школьного музея, мы можем проявить себя, увидеть результаты своей работы, которые вызывают чувство гордости за свершения нашего народа. Эта работа позволяет нам прикоснуться к достойным страницам истории прошлого и настоящего нашего народа, истории своего района, станицы, судьбам своих земляков.

Цель работы:

Изучить и обобщить роль школьного Музея Боевой Славы в воспитании патриотизма и гражданской ответственности через поисковую деятельность, тематические экспозиции, экскурсионную работу, которые несут в себе смысловую нагрузку и помогают увидеть учащимся связь поколений и изучить их преемственность.

Музей призван способствовать формированию у учащихся личностного отношения к истории родной страны, чувства патриотизма, творческой и познавательной активности. Основными целями деятельности нашего музея, как структурного подразделения нашего образовательного учреждения, являются формирование в нас, обучающихся гражданственности через воспитание устойчивого навыка социальной и творческой активности.

Задачи:

- Формирование чувства ответственности и гордости за свое Отечество, школу, ее выпускников, семью.

- Развитие творческой активности в процессе сбора, обработки и оформления презентации музейных экспонатов, имеющих воспитательную, научную и познавательную ценность.

-Овладение практическими навыками поисковой и исследовательской деятельности.

-Задача музея – пробуждать в нас потребность глубже познать историю Отечества из разных источников информации: из знакомства с музейной экспозицией, из книг и фильмов, рассказов ветеранов, экспонатов музея, экскурсий по местам боёв и др. Только у человека, хорошо знающего и чувствующего историю, пробуждается любовь не только к прошлому, но и к настоящему и будущему своей страны. Музей также является информационной базой для нашей проектной и исследовательской деятельности.

Актуальность:

Школьный музей призван способствовать формированию у учащихся патриотизма, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов, содействовать развитию общественной активности, овладению навыками исследовательской работы.

Главные направления поисковой работы:

1.Чтим павших.

2.Славим живых.

3.Изучаем историю Боковской средней школы.

Третье направление для нас новое и итогом деятельности в этом направлении является оформление экспозиции: «История Боковской средней школы».

Переписка с выпускниками школы, проходящими службу в рядах Российской Армии, а также с теми, для кого защита Отечества – профессия, встречи с воинами позволили нам собрать объемный материал и оформить его в очень большой раздел экспозиции нашего музея.

В экспозиции представлены фотографии, документы, личные вещи воинов.

Основная часть

Начало начал капитана первого ранга Киреева Сергея Михайловича.


Работая над созданием раздела данной экспозиции, нам удалось собрать материал о выпускнике Боковской средней школы 1964 года, уроженце хутора Попов, Боковского района Ростовской области - Кирееве Сергее Михайловиче. (Приложение №1,2)

Его родственники из хутора Дуленков Боковского района в августе 2019 года дали нам телефон и мы смогли ему дозвониться в город Санкт-Петербург. Вот поэтому мы смогли встретиться с Сергеем Михайловичем, и наша встреча состоялась в сентябре 2019 года в станице Боковской. Нам удалось собрать достаточно объемный материал о нем, чтобы выступить на краеведческой конференции. Сергей Михайлович, как и все военные немногословен, скромен, да и говорить многое нельзя, так как служба его проходила на атомной подводной лодке и все его предложения в области бесшумного ее продвижения являются военной тайной.

Многое о чем не сказал Сергей Михайлович, удалось узнать из Интернета.

В 1969 году Сергей Михайлович окончил Ленинградское Высшее Военно-Морское Инженерное Училище и служил на Северном флоте на подводных лодках. За время службы на подводных лодках на Северном флоте, а это было время «холодной войны», совершил два автономных похода, первый продолжительностью 7 месяцев. Такой поход был осуществлен впервые в истории подводного плавания.

Оба похода прошли успешно, все поставленные задачи выполнены, личный состав, оружие и технические средства подводной лодки показали себя с наилучшей стороны в очень сложных, тяжелых условиях. Это и арктические и тропические широты мирового океана, низкие и высокие температуры, очень высокие в отсеках, недостаток кислорода и избыток углекислого газа, водорода, недостаток пресной воды и свежей пищи, а иногда и просто пищи (кусочек хлеба делили лезвием бритвы), и наконец, просто физическая и психологическая усталость. Бывало, что просто чей-то услышанный голос приводил в очень возбужденное состояние, (почти яростное). Все это и многое другое требовало полной самоотдачи, напряжения всех сил от первой и до последней секунды похода и чтобы после них еще остались силы для выполнения новых задач. Понятно, что такие походы требуют тщательной длительной подготовки всех технических средств, средств вооружения и, конечно же, личного состава.

Однажды случилась авария, и пришлось оставаться в отсеке вдвоем с матросом Балаевым и под повышенным давлением, равным забортному, ремонтировать арматуру забортного отверстия. Самые опасные аварийные ситуации на подводной лодке связаны с поступлением забортной воды внутрь корпуса и пожаром. Если не справиться с ликвидацией таких ситуаций, подводная лодка вместе с экипажем погибает.

Сергей Михайлович прошел все. Однажды при плановом погружении на рабочую глубину (у каждой лодки она своя, несколько сотен метров) когда проверялась работоспособность и надежность всех забортных систем и самого прочного корпуса, произошло разрушение осушительной системы, забортная вода стала поступать внутрь прочного корпуса в аккумуляторный отсек. Лодка с большим дифферентом на корму стала быстро погружаться (терять глубину) и через короткое время достигла предельной глубины. Расчетная глубина- это глубина, ниже которой прочный корпус разрушается. Только мгновенные грамотные действия всего экипажа помогли справиться с ситуацией, и лодка всплыла…

Сергей Михайлович командовал подразделением в объединении подводных лодок, и оно всегда занимало первое место в процессе обучения и практической отработки грамотных действий в различных ситуациях. Это дало право ему на поступление в Академию.

Работа в Центральном Конструкторско-Технологическом Институте.


В 1976 году Киреев окончил Военно-Морскую академию. После окончания академии был начальником отдела в Центральном Конструкторско-Технологическом Институте Судоремонта ВМФ в городе Ленинграде. (Приложение №3).

Главная задача, которая решалась в это время на государственном уровне - это проблема бесшумности наших подводных лодок. Это было время, когда подводные лодки были основными силами применения атомного оружия. Все знали о том, что наши подводные лодки значительно уступали лодкам вероятного противника. Они легко отслеживались, а значит, они могли легко быть уничтоженными. Вот почему проблема резкого снижения шумности подводных лодок приобрела общегосударственный масштаб. Совместно с конструкторским бюро страны, Академическими и отраслевыми научно-исследовательскими институтами, вузами обследовались подводные лодки, анализировались их гидроакустические поля, выявлялись источники шума и вибрации и пути их распространения. Велся широчайший поиск новых методов и средств снижения и поглощения шумности подводных лодок. За 8 лет такой большой работы, были созданы лаборатории вибрации, строились новые блоки цехов, станции стендовых испытаний, практически круглосуточно шли сами испытания. В результате были получены хорошие результаты, удалось значительно изменить акустический портрет подводной лодки.

За большой вклад в укрепление обороны страны в1984 году Сергей Михайлович был награжден орденом Красной Звезды. Такая награда была очень большой редкостью в мирное время. (Приложение №4).

28 ноября 2019 года был поднят военно-морской флаг на подводной лодке Петропавловск-Камчатский. На церемонии вступления этой подводной лодки в состав ВМФ РФ присутствовал В.В.Путин. Он дал высокую оценку лодке и отметил основное ее достоинство – низкая шумность (ниже фона шума моря). Приятно отметить, что это достоинство лодка обрела, в том числе и благодаря большому вкладу личного труда Сергея Михайловича Киреева.

Авария на подводной лодке К-431

В 1984 году Сергея Михайловича назначили главным инженером 30-го Судоремонтного завода ВМФ в Приморском крае.

Быть главным инженером судоремонтного завода военно-морского флота с многотысячным коллективом это особо ответственно, а быть главным инженером завода, который ремонтирует как корабли с обычной энергетикой, так и корабли, и подводные лодки с ядерной энергетической установкой в разы более ответственно. На заводе было все: и просто тяжело, и очень тяжело, но и случилась непоправимая трагедия – радиационная авария…Она произошла за 7 месяцев до Чернобыльской аварии, по своему характеру они одинаковы, масштабы другие. (Приложение №5)

10 августа 1985 года в11 часов 55 минут в ходе проведения работ по перезарядке (замены отработанного ядерного топлива на новое) ядерного реактора подводной лодки К-431 проект 675 в бухте Чажма произошел тепловой взрыв атомного реактора. Из-за выброса в 6-й отсек подводной лодки раскаленной топливной композиции и элементов конструкции активной зоны возник пожар большой силы. Находившиеся в отсеке на перезагрузочной площадке 10 человек из состава экипажа подводной лодки и перезагрузочной базы погибли. По золотому обручальному кольцу, одного из погибших, было установлено, что в момент взрыва уровень излучения достигал 90000 Р/ч. Сформировался след радиоактивного заражения шириною 600-1500 метров и длиной 6-8 км. (Приложение №6).

Сергей Михайлович в это время исполнял еще и обязанности начальника судоремонтного завода. В момент взрыва он находился на плавучем блоке (ПД-41) в 50 метрах от эпицентра взрыва, где получил по телефону доклад дежурного по заводу о том, что на подводной лодке произошел взрыв, на лодке пожар, все приборы дозиметрического контроля вышли из строя, зашкалены. Сергей Михайлович проследовал через зону радиоактивного заражения в 15 метрах от ЭПЦ в здание управления завода (400м от ЭПЦ) и объявил всю территорию завода зоной радиационной опасности и в считанные минуты по спецсвязи доложил Генеральному штабу Министерства обороны.

Борьба с аварией.

Началась борьба с аварией. В течение 7 дней Сергей Михайлович не покидал территорию завода, руководил службами и цехами завода по привлечению необходимых сил и средств завода к ликвидации аварии на подводной лодке и непосредственно руководил ими. В момент засыпки аварийного реактора щебнем, его герметизацией, установкой вырезного листа прочного корпуса реакторного отсека, части легкого корпуса, производства сварочных работ безотлучно находился на корпусе аварийной подводной лодки и руководил выполнением этих операций. После отбуксирования аварийной подводной лодки с территории завода и до окончания ликвидации последствий аварии Сергей Михайлович руководил всем комплексом работ. (Приложение №7,8)

Самый опасный этап для нормализации обстановки был - это удаление аварийной подводной лодки с территории завода и вывоз зараженных конструкционных материалов. Затем проводился срез и вывоз зараженного грунта, строительных конструкций, т.е. все, что попало на радиоактивный след и не поддавалось дезактивации. К началу 1986 года уровни излучения снизились до допустимых норм.

Взрыв на атомной подводной лодке К-431 Тихоокеанского флота унес из жизни 10 военных моряков, еще сотни людей пострадали от радиации. История К-431 остается малоизвестной даже через 34 года.

Субмарина К-431 проекта 675 (с крылатыми ракетами) была построена в Комсомольске - на –Амуре в 1965 году. За два десятилетия совершила семь автономных походов, оставила за комой более 180 тысяч миль. Обычная боевая судьба. У пирса судоремонтного завода в бухте Чажма квалифицированные специалисты-атомщики, офицеры береговой технической базы производили плановую перезарядку активных зон двух реакторов типа «ВМ-А» (мощностью 72 МБт).

Перезарядку завершили, но тяжелая верхняя крышка реактора легла негерметично, и при гидравлических испытаниях начала пропускать теплоноситель (причиной оказался забытый под прокладкой огарок электрода). В субботу 10 августа ее начали переустанавливать с нарушением ряда технологических требований. При подъеме на стропах крана установленного на плавмастерской, крышка немного перекосилась, а по другой версии, что шел мимо катер-торпедолов на большой скорости в 12 узлов, и поднял волну. В результате станция с плавучим краном качнулись и подняли крышку выше установленной высоты. Получилось, что крышка поднялась выше допустимой нормы. Она зацепила компенсирующую решетку реактора, потянула вместе с ней тепловыделяющие элементы. Крышка пошла вверх, в реакторе началась самопроизвольная реакция деления урана. Тепловой взрыв с уровнем радиации в эпицентре 90000 рентген в час отбросил многотонную реакторную крышку. На подводной лодке начался пожар с мощными выбросами радиоактивной пыли и пара. В образовавшуюся трещину прочного корпуса стала поступать забортная вода, К-431 села на корму. Пострадали рядом стоявшие атомная субмарина К-42 «Ростовский комсомолец» и плавмастерская.

Жители соседнего поселка Шкотово-22 получили облучение. В день аварии была прервана всякая связь, чтобы никуда не вышла информация о случившемся. Главное для руководства страны в этот момент было - скрыть аварию. Самих жителей заставили подписать, что произошел пожар. Люди, получившие облучение, не могли лечиться правильно, так как врачам нельзя было ставить реальный диагноз. Только к середине 1990-х годов число официально выявленных пострадавших превысило 950 человек. Ядерную аварию засекретили на 8 лет. Компенсацию за подорванное радиацией здоровье смогли получить не все ликвидаторы. Установить причинно-следственную связь заболевания с переоблучением можно лишь после получения удостоверения: участник действий подразделения особого риска.

Как видим, что человек, его права и свободы не является высшей ценностью.

Также стали ставить в вину руководство Тихоокеанского флота, что они умолчали о случившемся и не сообщили в Министерство Обороны. Но ведь Сергей Михайлович сразу сообщил о случившемся.

Через 7 месяцев в нашей стране происходит авария в Чернобыле.


С.М.Киреев – командир войсковой части центрального подчинения.


В 1987 году Сергея Михайловича назначили командиром войсковой части центрального подчинения в город Ленинград. 8 лет продолжалась служба, о которой не хочется вспоминать, говорил Сергей Михайлович. Это было время развала СССР и развала всего того, что было с огромным трудом создано.

После демобилизации по болезни из ВС РФ с февраля 1995 года и по август 2018 года основным местом работы было Унитарное Предприятие «Научно-Исследовательский Институт Промышленной и Морской Медицины Федерального Медико-Биологического Агентства». С 2008 года Сергей Михайлович становится главным инженером этого предприятия. Основная Сфера деятельности – обеспечение радиационной безопасности кораблей и судов с ядерной энергетической установкой, а также предприятий по их проектированию, строительству, эксплуатации, выводу из эксплуатации.

За это время Сергей Михайлович сделал много государственных экспертных заключений по вопросам радиационной безопасности различных проектов, например, на строительство Национального Кардиологического центра имени Алмазова в Санкт-Петербурге, на модернизацию морских портов в Новороссийске, Мурманске, в Приморском крае, Астраханской области. Произведена оценка безопасности по РБ проекта строительства и размещения первой в мире Плавучей атомной теплоэлектростанции имени М.В.Ломоносова (ПАТЭС).


Работа по созданию «Росситы».


В начале двухтысячных годов на северном побережье нашей страны на плаву образовалось большое количество блоков атомных реакторов утилизированных по международным договорам ПЛ, в том числе и уникальных жидкометаллических реакторов. Они стали составлять реальную угрозу здоровью и жизни населению не только нашей страны, но и для населения соседних государств Европы. Стояла задача разместить блоки с выгруженным ядерным топливом на твердое основание в укрытиях (в скалах) на длительное хранение для естественного радиоактивного распада. А блоки с жидкометаллическими реакторами (ядерное топливо не выгружено) больших весогабаритных размеров, большой радиоактивностью внутри блоков, транспортировать вглубь страны для той же цели. Для этого нужно было создать специальное судно и специальный железнодорожный состав. Ввиду отсутствия на тот момент у России финансовых ресурсов, международным решением было определено проектировать и строить судно в Италии за ее финансовые ресурсы по Техническому заданию (ТЗ) и под наблюдением России. (Приложение №9,10)

«Россита» это судно единственное в мире с целевым назначением – транспортировка отработанного ядерного топлива. (Приложение №11)

Название «Россита» образовано из двух слов - Россия и Италия.

Все, что касалось радиационной безопасности, согласование проектной документации, наблюдение за строительством судна, участие в швартовых и ходовых испытаниях было поручено нашему институту, а руководить этой работой, было поручено Сергею Михайловичу. Задача была успешно решена. (Приложение №12)

«Россита» эксплуатируется на «Атомфлоте» в Мурманске по прямому назначению без аварийных ситуаций с выполнением всех требований. (Приложение №13, 14).

Хочется верить, что захоронение радиоактивных отходов больше не будет осуществляться прямо в океан или на дно мирового океана, а твердые отходы будут надежно размещены в скалах для полного их разложения. Чтобы наша жизнь была в полной безопасности.

Заключение.


По итогам исследовательской работы можно сделать вывод, что собран и систематизирован большой материал о защитнике Отечества капитане первого ранга Кирееве Сергее Михайловиче, но предстоит большая работа по изучению его дальнейшей деятельности. (Приложение №15) Деятельность Сергея Михайловича – это пример служения Родине. Он все свои знания и умения в области военной науки и техники посвятил служению Родине, укреплению ее безопасности. Материал, собранный в ходе исследования имеет практическую значимость, так как оформлен в раздел экспозиции школьного музея, где проводятся экскурсии, внеурочные занятия, Уроки Мужества и др. Литература. 1.Воспоминания С.М.Киреева 2019г. Санкт-Петербург. Содержание.

1.Введение.

2. Начало начал капитана первого ранга Киреева Сергея Михайловича.


3. Работа в Центральном Конструкторско-Технологическом Институте.


4. Авария на подводной лодке К-431


5. Борьба с аварией.

6.С.М.Киреев – командир войсковой части центрального подчинения.


7.Работа по созданию «Росситы».

8.Заключение.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!