Шарафутдинова Светлана Евгеньевна
учитель химии
МБОУ «СОШ №1 им. Героя Советского Союза
М.С. Фомина г. Менделеевска» ММР РТ
г. Менделеевск, Республика Татарстан
sveta-evgen@mail.ru
Проектно-исследовательская деятельность на уроках химии и во внеурочное время (слайд 1)
(тезисы выступления)
Исследовательская деятельность – это один из способов активизации творческого потенциала личности. В преподавании естественных наук, и в частности в химии, основная задача состоит в том, чтобы, прежде всего заинтересовать учащихся процессом познания: научить их ставить вопросы и пытаться найти на них ответы, объяснять результаты, делать выводы. Для освоения навыков исследовательской работы на уроках химии основная нагрузка ложится на лабораторный практикум, который является сочетанием экспериментальной задачи, расчетной части и теоретической работы в виде формирования научной гипотезы и выводов и отражает основные этапы научно-исследовательской деятельности. Для проведения исследований необходима материально-техническая база. Не все у нас замечательно в этом направлении, но стараемся использовать. (Слайд 2).
Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда школьников в процессе учения сегодня является метод проектов. Этот метод делает ученика не объектом, на который направлена обучающая активность учителя, а субъектом процесса обучения, поскольку для решения поставленной задачи действия по образцу недостаточно, необходимо проявить инициативу в поиске, освоении и применении новых знаний. При организации работы над проектом используются различные виды ориентировочной деятельности и формируются ключевые компетенции учащихся. Например, такие, как познавательная, ценностно-ориентировочная, эстетическая, преобразовательная, коммуникативная и другие. (Слайд 3). При организации данного вида деятельности можно разрабатывать различные виды проектов, например, учебные, информационные, исследовательские и другие. (Слайд 4). Первоначально учащиеся занимаются разработкой информационных проектов, которые направлены на изучение информации о каком-либо объекте, явлении. Деятельность их заключается в анализе информации, полученной из различных источников, ее обобщении. На уроках, работая в группах, можно создавать учебные проекты, в которых наиболее полно и обобщенно рассматривается материал определенной темы. Нередко при изучении какой-либо темы на уроке появляются проблемные вопросы, и учащиеся, проявляющие повышенный интерес к предмету, настолько увлекаются этой проблемой, что это позволяет им переходить к выполнениям индивидуальных проектов, которые носят исследовательский характер. В нашей практике учащимися рассматривались исследовательские проекты по различной тематике, например, «Содержание ионов тяжелых металлов в снежном покрове города Менделеевска», «Мы и жевательная резинка», «Пищевые добавки: за и против», «Исследование качества питьевой воды города Менделеевска», «Развитие химической промышленности на Каме», «Исследование качества лекарственной продукции», «Косметика - красота или здоровье?», «Исследование качества соковой продукции в магазинах нашего города» и другие. (Слайд 5).
Защита индивидуальных или групповых проектов осуществляется в ходе научно - практических конференций различного уровня. Ежегодно учащиеся принимают участие в школьной конференции и занимают призовые места, выступают со своими проектами на районной экологической конференции, принимают участие в республиканских, всероссийских конференциях, где так же становятся лауреатами. (Слайд 6).
Обязательным условием развития одарённости является формирование у ребенка чувства успешности. Несколько лет подряд принимали участие в Открытом Чемпионате «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia) по стандартам «JuniorSkills» в компетенции «Лабораторный химический анализ» и являемся победителями. (Слайд 7). В 2017 году представляли сборную Республики Татарстан на III Национальном чемпионате JuniorSkills в рамках V Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia) в г. Краснодаре и стал обладателем серебряной медали. (Слайд 8). В 2018 году стали победителями в Региональном чемпионате JuniorMasters Республики Татарстан в возрастной категории 14+ в компетенции «Лабораторный химический анализ», в 2020, 2021 годах стали победителями в Республиканском химико-биологическом хакатоне «Формула жизни» в номинации «Химическое измерение» на базе МАУ ДО «Центр технического творчества и профориентации» детского технопарка «Кванториум» в г. Нижнекамск. (Слайд 9). Участвуя в данных конкурсах, обучающие выполняют различные исследования, что позволяет им продолжить работу в школе и оформить ее как исследовательский проект. Кроме того, один из критериев обучения по ФГОС является умение ребенка работать над проектом.
Анализ научно – исследовательских работ учащихся свидетельствуют о развитии познавательных функций школьников, об их умении критически оценивать различные подходы к решению исследовательских задач. Достижения учащихся – высшая награда, как для самого ученика, так и для педагога. Это позволяет учителю находиться в постоянном поиске новинок в организации учебной деятельности, творчески развиваться самому и развивать учащихся. Работа над проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми переживать вдохновение творчества, превратить образовательный процесс в результативную созидательную работу.
После окончания школы навыки работы над исследованиями выпускники продолжают в дальнейшей жизни в различных отраслях и становятся успешными людьми. (Слайд 10).