СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектно-исследовательская деятельность как эффективный способ формирования ключевых образовательных компетенций обучающихся (Из опыта работы)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Главная задача   учителя в стремительно меняющемся мире не просто передавать имеющиеся у него знания по какому-то предмету, а обучать детей мыслить, рассуждать, отстаивать свое мнение и уважать мнение других людей,  чтобы ребенку было интересно самому добывать знания, заниматься самообразованием, иметь возможность попробовать свои силы в разных областях.  

Просмотр содержимого документа
«Проектно-исследовательская деятельность как эффективный способ формирования ключевых образовательных компетенций обучающихся (Из опыта работы)»

Проектно-исследовательская деятельность как эффективный способ формирования ключевых образовательных компетенций обучающихся (Из опыта работы)


Сенькина Наталья Николаевна, учитель биологии

МБОУ «СОШ №14» г. Сергиев Посад, победитель конкурса на присуждение премии Губернатора Московской области «Лучший учитель-предметник и лучший учитель начальных классов»


«Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить».

Роджер Левин».

Учить  учиться, развивать и воспитывать себя в учении – основная цель, которая определила направление моей работы.

Ключевые идеи новых образовательных стандартов это формирование универсальных учебных действий учащихся. Обучающиеся должны получать не только знания, но и умения их применять.

    Главная задача   учителя в стремительно меняющемся мире не просто передавать имеющиеся у него знания по какому-то предмету, а обучать детей мыслить, рассуждать, отстаивать свое мнение и уважать мнение других людей, чтобы ребенку было интересно самому добывать знания, заниматься самообразованием, иметь возможность попробовать свои силы в разных областях.  

Чтобы ребенок умел сравнивать, различать факт, делать синтез, анализ, обобщать материал, Оценивать свою деятельность! Этому его надо научить, т. е. ребенок должен знать алгоритм выполнения этого действия. Эта система позволяет целенаправленно развивать каждого ребенка, повышает качества образования, способствует развитие устной и письменной речи, формирует самостоятельность в поиске приемов выполнения работы, мыслительный отбор, комбинирование данных и перенос знаний из знакомой в новую ситуацию.

Но прежде, чем формировать эти навыки, надо организовать учебный труд ребенка на уроке, т.е. научить учиться! Основам научной организации учебного труда следует обучать учащихся на каждом уроке, и не отрывать от развития личности учащихся.

Это, прежде всего организация рабочего места: удобное расположение учебников, тетрадей, письменных принадлежностей и других предметов на парте во время работы, обучение приемам приведения в порядок рабочего места.

В условиях модернизации российского образования особое внимание уделяется вопросам широкого внедрения современных образовательных технологий, которые ориентированы на поиск и развитие способностей каждого ребенка.

Исходя из своего опыта, я считаю, что это в полной мере можно реализовать, используя метод проектов. Метод проектов в сочетании с исследовательской деятельностью создает условия для проявления познавательной активности учащихся, выступает не как цель, а как средство организации учебного процесса, как средство их воспитания и развития, как образовательная работа, связанная с решением творческих задач в области биологии.

На уроках биологии реальная исследовательская деятельность может быть организованна в процессе выполнения лабораторных работ, самостоятельных работ с дополнительной литературой.

В рамках проектной деятельности создаются ситуации, в которых происходит как формирование, так и проявление ключевых компетентностей учащихся.

Это освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в нестандартных ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни.

Цель использования данной методики – формирование ключевых компетентностей с помощью проектно-исследовательской деятельности.

Ценность методики

Исследовательская деятельность учащихся выступает не как цель, а как средство организации учебного процесса, как средство их воспитания и развития, как образовательная работа, связанная с решением творческих задач в области биологии.

Актуальность использования этой технологии я вижу в том, что,

во-первых, в выходе из проблемной ситуации вовлекаются учащиеся, имеющие в дальнейшем максимальную возможность для самореализации;

во-вторых, необходимо применение различных способностей учащихся (аналитических, художественных, музыкальных, коммуникативных и др.);

в-третьих, решается обязательная задача педагога – при работе над проектом дать каждому участнику ощутить собственную значимость и необходимость в выполнении общего дела.

Работа по реализации этой технологии позволяет индивидуализировать учебный процесс, а также развивать умения и навыки самообразования учащихся. Данная технология подразумевает выполнение учащимися большого объёма работы. Эта работа ведётся как под руководством учителя, так и самостоятельно, что влечёт за собой повышенную мотивированную активность учащегося.

Современность остро ставит вопрос о смене педагогической парадигмы, внесении в массовое сознание нового понимания сущности образовательной деятельности.

Одной из главных особенностей проектной деятельности учащихся, на мой взгляд, является ориентация на достижение конкретной практической цели – наглядное представление результата, будь это отдельные схемы и рисунки, графики и диаграммы или компьютерные презентации.

Этому способствуют информационные технологии, они совершенствую способы добычи знаний

Использование информационно-коммуникативных технологий не только оживляет и разнообразит учебный процесс, но и открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несомненно, несёт в себе огромный мотивационный потенциал и способствует развитию познавательной активности школьников.

Теоретико-методологической основой опыта является, прежде всего, методика преподавания. Современный урок ценен сегодня не только получением информации, но прежде всего, обучением в ходе него и применением различных способов деятельности для получения информации.

В моей работе используются следующие виды уроков: уроки-исследования, уроки–конференции, уроки-диспуты, ролевые и деловые игры, уроки-семинары, уроки-лекции, уроки-пресс-конференции. Использование таких методов и форм обучения направлено на побуждение учащихся к практической активности, более тесному и конструктивному общению между собой и с учителем.

В результате внутри класса формируются творческие коллективы с наработанной техникой решения задач, исследовательской деятельности, самопрезентации. кроме того важно знать и уметь применять для оценки творчества детей требования и критерии оценки уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся (для оценки проектной деятельности).

Предложенные требования разработаны на основании способов деятельности, владение которыми необходимо при работе над проектами, и свидетельствует о сформированности ключевых компетентностей учащихся: информационной, коммуникативной и компетентности решения проблем.

Требования сгруппированы в соответствии с перечнем ключевых компетентностей в три раздела: «Решение проблем», «Работа с информацией», «Коммуникация». Внутри них на основании вида деятельности, в котором они должны проявляться в первую очередь, заданы элементы компетентностей.

Проекты по всем направлениям защищаются на уроках или во внеурочное время, оцениваются. Создаются банки проектов, идей, используемой (рекомендуемой) литературы.

Что достигается данным опытом:

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат - опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетентности и ценности. 

Проектная деятельность для реализации педагогического потенциала должна строиться на следующих принципах:

  1. Принцип индивидуализации предполагает определение индивидуальной траектории профессионального развития каждого школьника, выделение специальных задач, соответствующих его особенностям, включение учащихся в различные виды учебной и внеучебной деятельности, раскрытие личностного потенциала, предоставление возможности каждому для самореализации и самораскрытия.

  2. Принцип проблемности, который состоит в том, чтобы активизировать мыслительные функции, стимулировать работу познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию творческих способностей.

  3. Принцип доступности предполагает учёт в воспитательном процессе реальных умственных и физических возможностей школьников, уровня их подготовленности и развития.

  4. Принцип самодеятельности отражает активную роль учащегося в педагогическом процессе, позволяет активизировать процесс самоопределения старшеклассника, помочь на основе использования информационных средств принять самостоятельное решение о профессиональном выборе.

  5. Принцип сотрудничества предполагает равноправные партнёрские отношения между всеми участниками. Он отражает ориентацию в процессе воспитания на приоритет личности.

Выполнение этих рекомендаций позволит грамотно организовать проектную деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время.

  1. Этапы опыта.

Работа над проектом включает в себя три этапа: организационный, деятельностный и аналитический.

На первом этапе мной был проведен анализ образовательных стандартов, учебно-тематическое планирование уроков биологии, методологические основы организации и реализации проектной деятельности для учащихся разных классов; знакомство учащихся с проектной деятельностью.

Планирование проекта построила так, чтобы работа побуждала к совместной деятельности детей, способствовала укреплению взаимодействия между детьми.

На втором этапе осуществляется непосредственная деятельность над проектом совместно с детьми:

  1. Постановка проблемы.

  2. Выбор и обоснование лучшего варианта решения проблемы.

  3. Дальнейшая разработка идеи.

  4. Организация рабочего места и технологической карты проекта.

  5. Реализация проекта.

  6. Презентация проекта. Анализ работы.

При разработке плана проекта я отмечаю, что во время работы могут быть внесены изменения, в зависимости от изменившихся потребностей. Неизменными остаются только сроки выполнения проекта.

На третьем – аналитическом этапе - проводится анализ результатов работы. Совместная деятельность позволяет неоднократно решить проблемные ситуации на уроке биологии, способствующие формированию активной социальной жизненной позиции. Также была представлена презентация проекта, обобщены полученные результаты.

При выполнении совместного проекта деятельность учащихся направлена на саморазвитие – осознание своих потребностей, мониторинг собственного понимания и обучения, поиск и размещение соответствующих ресурсов, перенос информации из одной области знаний в другую. Также эта работа способствует развитию межличностных отношений – способности работать в команде, быть лидером, принимать соответствующие решения, в целом, способствует дальнейшему развитию основополагающих компетенций, необходимых человеку XXI века.

Талантливые, одаренные люди могут стать мощным ресурсом общественного развития, способным раскрыть перед областью страной перспективы социально-экономического, культурного экологического и духовно-нравственного преображения.

Результативность опыта:

  1. Разработала новый вариант технологии обучения, который адаптировала к преподаванию предмета биологии в средней школе.

«Формирование общеучебных умений логического мышления», а также создала программу факультативного курса «Учись учиться». К программе составлен справочник умений для учащихся, который включает более 44 умений, и алгоритм выполнения этих действий.

Разработала методику внедрения на уроке данного приема (способа действия).

  1. В школе организован специальный элективный курс

«Исследовательская и проектная деятельность как средство формирования экологической культуры учащихся».

  1. Создано научное общество «Родник»; Создано портфолио творческих работ НОУ, а также портфолио каждого ученика индивидуально. С 2007г. привлечено к работе НОУ более 400 учащихся.

  2. Ежегодно обучающиеся участвуют в районном и региональном этапах Всероссийской предметной олимпиады по биологии и экологии. За период 2014-2018гг.: Муниципальный уровень по биологии: победителя, 13 призёра, 55 участников, по экологии: 6 победителей, 11 призёров, 42 участников. Региональный уровень по биологии: 3 призёра, 5 участников, по экологии: 2 призёра, 4 участника.

  3. Региональный конкурс научно - исследовательской и проектной деятельности «Юный исследователь», Черноголовка 2016, 2018гг. 1 победитель 4 призера, 8 участников.

  4. Региональный конкурс молодежных бизнес – проектов в сфере экологии и энерго - ресурсопользования в рамках областной экологической конференции «Природа встречает друзей», 2015г. МГОУ, 1 победитель, 2 призера, 3 участника.

  5. Региональный конкурс творческих работ «Природа глазами детей», 2012 г. - 2018 г. 5 победителей, 6 призеров 21 участник

  6. Всероссийский уровень: «Мы и биосфера», 2013. 2 призера (диплом второй и третьей степеней)

  7. YI Всероссийский творческий конкурс для детей и педагогов «Талантоха» 2014, 6 победителей, 6 участников.

  8. Публикации печатных материалов по обобщению педагогического опыта в книжной форме и в социальной сети на сайтах «Открытый урок», на личном сайте https://multiurok.ru/senkina-nn

  9. Организована проектно-исследовательская работа при выполнении лабораторных работ.

  10. Сформированы ключевые компетентности у учащихся, готовы к самостоятельной проектной деятельности.

  11. Определены ступени развивающего потенциала исследовательской деятельности.

  12. Создано руководство «Основные принципы организации проектно-исследовательской деятельности».

  13. Исходя из анализа работы, я заметила, что работа учащихся над проектами способствует:

- расширению кругозора учащихся;

- повышению мотивации к обучению;

- воспитанию самостоятельности;

- развитию творчества;

- возможности самореализации;

-развитию умения работать в коллективе

Работая над проектом, ученик получает возможность реализовать свой творческий потенциал, получить надпредметные знания, а также приобрести необходимые основы научной деятельности, которые в заметной степени облегчают дальнейшую адаптацию к обучению в ВУЗе.

Компетентностный подход - это освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в нестандартных ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни.

Результатом являлся образовательный продукт в виде творческой работы и презентации, выполненной на компьютере.

Весь подготовленный материал был представлен на уроках в форме защиты проектов. Это было очень наглядно, интересно, увлекательно.

Все учебные материалы в дальнейшем используются самими учащимися и мной при подготовке к зачету, уроку, олимпиаде, конференции. Большинству учащихся такая форма работы нравится, это повышает их учебную мотивацию, и как следствие, качество получаемых знаний.

Талантливые, одаренные люди могут стать мощным ресурсом общественного развития, способным раскрыть перед областью страной перспективы социально-экономического, культурного экологического и духовно-нравственного преображения.


4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!