СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная работа " Права ребёнка глазами детей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социальный проект 

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа " Права ребёнка глазами детей"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 36»












Тема: «Права ребёнка глазами детей»











Автор: Несмачный Максим,
ученик 7 "А" класса
Наставник:

Смольникова Г.Н.











Магнитогорск
2020





СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………......…………………………………………………3

  1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………..4

1.1. История принятия Конвенции «О правах ребёнка»…………………………………..4

1.2. Основные положения Конвенции « Оправах ребёнка»……………………………... 4 1.3. Реализация Конвенции « О правах ребенка в РФ»……………………………………6

1.4. Основные нарушения прав детей в Российской Федерации…………………………8

1.5. Защита прав ребенка в России………………………………………………………..9

1.6. Ответственность за нарушение прав детей …………………………………………10

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………………11

2.1. Анкетирование учащихся 7-х классов…………...………………………………….9

2.2. Памятка «Куда обратиться, если твои права нарушены»…………………………12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………............................14

Библиографический список……………………………….................................................15

Приложения ………………………………………………………………………………..16































ВВЕДЕНИЕ

В середине декабря 2019 года в социальных сетях мне попался ролик о восьмилетнем мальчике, которого родители заставляли стоять на гречке. В результате неоднократного применения подобных методов, въевшуюся в раны крупу мальчику, пришлось удалять под общим наркозом вместе с кожей. Как отмечают следователи, после операции мальчик проходил лечение более 20 дней. Ребёнок обратился к соседу, который вызвал полицию и скорую, мальчика никто не искал, а сам он рассказал, что его не кормили четыре дня и он не пил.

Я очень переживал эту ситуацию, а в январе нам предложили выбрать тему своего индивидуального проекта. Моё внимание привлекла тема « Права ребёнка глазами детей», так я задался вопросом: « Нарушаются ли в нашем государстве права детей, и к кому можно обратиться за помощью».

Цель проекта: осветить проблему прав ребёнка в нашей школе

Задачи:

  1. Провести анкетирование среди обучающихся 7 - «а» и 7 «б» классов, выявить объем знаний по данной проблеме

  2. Изучить Конвенцию ООН « О правах ребёнка»

  3. Выяснить, какие организации в городе Магнитогорске могут помочь подростку в защите своих прав.

  4. Создание буклета.

Проблема проекта: проанализировать данные, связанные с нарушением прав ребёнка и составить рекомендации, направленных для решения этой проблемы.

Актуальность

Актуальность темы «Права ребенка глазами детей» заключается в необходимости разъяснения правового статуса личности ребенка, так как он, обладая всеми основными правами и свободами человека, требует по отношению к себе особой правовой защиты. Дети имеют меньше возможности для защиты своих прав, чем взрослые люди. У ребенка нет физической, психологической зрелости. Дети отличаются зависимостью от опеки взрослых, более уязвимы, чем взрослые к условиям жизни, более подвержены влиянию действий или бездействия правительств, особенно уязвимы к эксплуатации и дурному обращению.

 Каждый ребенок должен знать свои права и обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в любой жизненной ситуации. Но, как показывает практика, во многих случаях дети не имеют доступа к информации, материалам, подробно затрагивающим и раскрывающим вопросы правового положения несовершеннолетних.


Практическая значимость проекта: организация мероприятий для детей, попавших в сложную жизненную ситуацию, а также помощь таким детям и защита их.

Ожидаемые результаты: проект повысит уровень информированности обучающихся школы о возможностях защиты своих прав.

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

    1. История принятия Конвенции « О правах ребенка»

С рождением, ребенок получает сразу много прав. Эти права нужны ему для выживания, развития, защиты. Благополучие детей и их права всегда вызывали пристальное внимание международного сообщества. Среди международных документов по защите прав детей можно выделить два основных и наиболее значимых – это Декларация прав ребенка и Конвенция ООН о правах ребенка.

Принята резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года. В преамбуле Декларации говориться, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения.

  Конвенция явилась плодом десятилетней работы многих специалистов. Первый проект

Конвенции был представлен в Комиссию по правам человека ООН в 1978 году. В разработке документа принимали участие на только представители государств и

разработке документа принимали участие на только представители государств и межправительственных организаций структуры ООН, но и ученые, а также неправительственные организации. В итоге Конвенция была Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.


1.2. Основные положения Конвенции « О правах ребёнка»

Конвенция закрепляет различные права ребенка - гражданские, политические, экономические, социальные и культурные, ранее никогда не объединявшиеся в едином документе.

Для настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

Центральной идеей Конвенции выступает требование «по наилучшему обеспечению интересов ребенка» и, в отличие от ранее принимаемых документов, она обладает силой международного права.

Все ее положения сводятся к четырем требованиям, обеспечивающим права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.

Для осознания положений Конвенции целесообразно все права ребенка, закрепленные в ней, распределить по группам. Наиболее оптимальной представляется следующая структура этих групп:

1. Личные (гражданские) права детей:

Неотъемлемое право на жизнь, выживание и здоровое развитие (ст. 6).

На регистрацию с момента рождения, на имя, приобретение гражданства, знание родителей и на их заботу (ст. 7).

На сохранение своей индивидуальности (ст. 8).

На поддержание связей с родителями в случае разлучения с ними (ст. 9—10).

На свободное выражение своих взглядов по всем вопросам, затрагивающим ребенка (если он способен их сформулировать) (ст. 12).

На личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции, на защиту закона от незаконного посягательства на его честь и репутацию (ст. 16).

На защиту от всех форм физического и психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление со стороны родителей, законных опекунов, от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ, сексуальной эксплуатации, от пыток и жестокости, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения (ст. 19, 33, 34, 35, 37).

На недопущение лишения свободы незаконным или произвольным образом. Ни смертная казнь, ни пожизненное тюремное заключение, не предусматривающее возможности освобождения, не назначаются за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет (ст. 37).

На защиту от призыва на военную службу детей, не достигших возраста 15 лет, недопущение участия детей, не достигших 15-летнего возраста, в прямых боевых действиях.

Ребенок, нарушивший уголовное законодательство, имеет право на такое обращение, которое способствует развитию у него чувства достоинства и значимости, укрепляет в нем уважение к правам человека и основным свободам других (ст. 40).

2. Социальные права ребенка:

На особую защиту и помощь, предоставляемую государством в случае, если ребенок временно или постоянно лишен своего семейного окружения или в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении (ст. 20).

На пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезни и восстановления здоровья (ст. 24).

На полноценную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества в случае, если ребенок неполноценный в умственном или физическом отношении (ст. 23).

На пользование благами социального обеспечения, включая социальное страхование (ст. 26).

На уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27).

3. Политические права:

Свобода Ассоциаций. Дети имеют право встречаться и объединяться в группы, если только это не вредит другим людям и не нарушает общественную безопасность и порядок (ст.15)

Государство должно обеспечивать особую защиту детям-беженцам, в том числе

оказывать им помощь в получении информации, гуманитарную помощь и содействовать

воссоединению с семьей (ст. 22)

На знание своих прав, изложенных в Конвенции.

4. Права ребенка на образование и культуру:

На свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка (ст. 13).

На доступ к информации и материалам различных национальных и международных источников (ст. 17).

На образование, в том числе бесплатное и обязательное начальное, доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого (ст. 28).

На пользование культурой, исповедание своей религии и исполнение ее обрядов, а также пользование родным языком совместно с членами своей этнической, религиозной или языковой группы (ст. 30).

5. Права детей на защиту в экстремальной ситуации:

Вооруженные конфликты. Государство не должно позволять детям до 15 лет вступать в

армию или напрямую участвовать в военных действиях. Дети в зонах военных конфликтов должны получать особую защиту (ст. 38)



1.3 Реализация Конвенции « О правах ребенка в РФ»

Основные положения Конвенции о правах ребенка вошли в российское законодательство. Основные права и свободы человека зафиксированы в Конституции РФ:

1.Конституция гарантирует обязанность государства соблюдать защищать права и свободы человека (ребенка в данном случае), как высшей ценности, в том числе и согласно международным договорам и общепризнанным принципам (ст. 2, 17 Конституции).

2.Все равны перед законом и судом.

3.По закону гарантируется свобода исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.

4. Статья 19 Конституции РФ гарантирует равенство прав человека и гражданина вне зависимости от пола, расы, национальности, отношении к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям.

Конституционные нормы конкретизированы в отношении ребенка в Семейном кодексе:

Согласно ст. 54 Семейного Кодекса, ребенком признается лицо, не достигшее 18-летнего возраста (совершеннолетия)

Согласно ст. 63 право воспитывать своего ребенка возлагается на родителей

Уголовном кодексе РФ: ребенок с любого возраста может быть заслушан в ходе судебного или административного заседания. Например, в уголовном судопроизводстве, ребенок до 14 лет- с участием педагога, в остальных любых случаях - со своими законными представителями. Участие защитника в судебном разбирательстве с участием несовершеннолетнего обязательно (ст. 49 УПК).

Трудовом кодексе: Законодательно защищены права и интересы ребенка при его устройстве на работу - в Кодексе «О труде» в ст. 173 оговорен возраст- 15 лет (или с 14 лет - в порядке исключения с согласия законных представителей), с которого можно работать по договору (контракту). Также оговорены условия труда - более мягкие, чем у взрослых: продолжительность рабочей недели, рабочий день, нормы физических нагрузок и так далее.

В законе «Об образовании» детям гарантируется получение образования.

Постановлении Правительства РФ № 409: О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения; установлены определенные нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, инвентарем и необходимым оборудованием, приблизительные суммы расходов в процентном выражении на каждого воспитанника с целью максимального обеспечения физических потребностей, охраны здоровья детей.

Уголовно-исполнительном кодексе: предусмотрены меры по защите интересов ребенка-участие педагога при допросе ребенка до 16 лет (иногда до 18)- ст. 397, обязанность прокурора лично допросить ребенка, задержанного по подозрению в совершении преступлении (при решении вопроса о применении к нему меры пресечения - заключения под стражу - ареста).

Согласно российскому законодательству главные защитники прав ребенка – родители.

1.4. Основные нарушения прав детей в Российской Федерации

Среда проживания имеет непосредственное отношение к вопросу о том, какие права ребенка нарушаются чаще всего. С самого рождения ребенка окружают родители и близкие родственники. В обязанности родителей входит забота о его психическом, физическом, духовном и нравственном здоровье. Однако методы воспитания в семье, передающиеся от поколения к поколению, зачастую, включают в себя физические наказания за малейшие провинности. Стоит отметить, что любого рода воздействие в виде шлепка по попе, подзатыльника, является физическим насилием, недопустимым к применению, даже в воспитательных целях.

Помимо физического насилия, к малышу с неокрепшей психикой часто применяется насилие психологическое в виде крика, брани, оскорбления. Отказ родителей от общения также является видом психологического насилия над ребенком.
Сложные взаимоотношения в семье, развод родителей, зачастую являются предпосылкой нарушения прав на общение с родственниками.
В ход идут запреты на общение, скрывание ребенка от родственников, в нарушение его законных прав и интересов. Хотя у ребенка имеется законодательно закрепленная возможность общаться с мамой, папой и иными родственниками.
Отказ родителя в предоставлении содержания и выплате алиментов, является прямым нарушением имущественных прав несовершеннолетнего.

Под видом внешнего благополучия семьи может скрываться не только использование недопустимых методов воспитания, жестокое обращение, а то и вовсе лишение детей средств к существованию.

Ярким примером нарушения прав ребенка является ситуация, когда мать, имеющая наркотическую зависимость, уходит из дома на два дня, оставив троих малолетних детей без продуктов питания и средств к существованию, тем самым подвергая их жизнь и здоровье опасности. Другая нерадивая мамаша, подливает малышу алкоголь в бутылочку, чтобы спал, пока у нее гости.

Жестокий отец, воспитывает сына ремнем за двойку в дневнике, а после запирает в комнате с учебниками, оставляя без обеда. Ущемление прав ребенка встречается не только в семье. По мере роста и развития человек обрастает широкими социальными связями, включающими дом, школу, уличных друзей, соседей по улице, знакомыми по кружку и секции. Вероятность нарушения прав наиболее высока в местах длительного нахождения.




Нарушение прав ребенка в школе

Контроль за соблюдением прав школьников осуществляет администрация учебного заведения.  В процессе обучения права детей чаще всего нарушаются не только другими учащимися в виде причинения телесных повреждений, оскорблений, насмешек, но и теми, кто призван осуществлять защиту от подобных посягательств.

Со стороны педагогического состава школы может допускаться критика учащегося в присутствии всего класса, нелестные отзывы о его умственных способностях. Случаи физического насилия над несовершеннолетними учащимися со стороны учителей также нередки.

Удаление школьника с урока, нарушает его право на получение образования.

Большую роль в увеличении фактов нарушения прав учащихся играют личные приязненные и неприязненные отношения между учителем и ребенком. Свобода самовыражения и свобода мнения в процессе обучения могут подавляться или просто игнорироваться из-за установленных администрацией стандартов поведения и внешнего вида.


1.5. Защита прав ребенка в России

Систему защиты прав несовершеннолетнего в России составляют следующие государственные структуры:


  • Суд. Обеспечение защиты законных интересов несовершеннолетних входит в компетенцию судебных органов.

  • Прокуратура. Одной из целей деятельности прокуратуры является анализ и выявление фактов нарушения прав детей, в том числе, и иными государственными структурами. Министерство внутренних дел Российской Федерации в лице инспекций по делам несовершеннолетних. Работа инспекций по делам несовершеннолетних направлена на выявление и профилактику безнадзорности, беспризорности, семейного неблагополучия, а также фактов жестокого обращения с детьми.

  • Органы опеки и попечительства. Опека и попечительство производит защиту прав несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, ставших жертвами насилия в семье, нуждающихся в помощи государства.

  • Комиссии по делам несовершеннолетних. Профилактика семейного неблагополучия, принятие мер общественного воздействия по фактам выявления нарушения прав детей относится к функциям комиссий по делам несовершеннолетних.

Законные представители, имеют право обращения в государственные структуры за восстановлением нарушенных прав своих детей. За восстановлением своих прав несовершеннолетний гражданин может обратиться самостоятельно, особенно в случаях противоправных посягательств со стороны законного представителя.

1.6. Ответственность за нарушение прав детей

Нарушение прав детей предполагает административную ответственность либо уголовное преследование. В соответствии с санкцией статьи виновному может грозить от предупреждения до лишения свободы. В случаях, когда нарушение прав несовершеннолетнего происходит по вине должностного лица, помимо уголовной и административной ответственности, может применяться дисциплинарная ответственность. При наличии оснований, виновное лицо может понести ответственность

за причинение морального вреда в порядке гражданского судопроизводства.























2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


2.1. Анкетирование обучающихся 7-х классов

Приступить к практической части своей работы я решил с анкетирования обучающихся 7 классов. (Приложение 1) В анкетировании приняло участие 41 человек.

Анализируя полученные результаты анкетирования, я выяснил следующее:

На вопрос: «Знаете ли вы о существовании Конвенции « О правах ребёнка?» ответы распределились так:

Знают


человек

процент

25

60,9

На вопрос: « Когда была принята Конвенция « О правах ребёнка?» ответы распределились так:

Знают


человек

процент

1

2,4


На вопрос: «Какие права гарантированы ребёнку в РФ?» ответы распределились так:

      • на образование - 27 человек

      • на достойную жизнь – 17 человек

      • на бесплатную медицину- 24 человек

      • на личную неприкосновенность – 3 человека

      • свобода слова – 2 человека

      • не знают – 11 человек

На вопрос: «Кто такой омбудсмен по правам ребёнка?», только два человека смогли приблизительно верно ответить на вопрос.

На вопрос: «Считаете ли вы, что ваши права нарушаются»:

а) в семье

б) в школе

г) обществе

д) чаще всего не нарушаются ответы распределились так:

      • нарушаются в семье- 1 человек

      • нарушаются в школе- 0 человек

      • нарушаются в обществе- 10 человек

      • чаще всего не нарушаются- 30 человек.

На вопрос: «Какие способы защиты своих прав вы знаете?» ответы распределились так:

  • обращение в полицию- 8 человек

  • обращение в суд -13 человек

  • обращение к учителю (классному руководителю)- 8 человек

  • обращение к директору школы – 11 человек

  • обращение к родителям- 18 человек

  • обращение к завучу школы – 2 человека

  • обращение к социальному педагогу школы- 3 человека

  • телефон доверия – 1 человек

после разъяснений о детском омбудсмене- 6 человек.

Вывод: Результаты анкетирования помогли выяснить, что один ребёнок считает, что его права нарушаются в семье, 10- в обществе. Большинство опрошенных считает, что их права не нарушаются.

Большинству респондентов известны основные права детей на бесплатное образование, на достойную жизнь и бесплатную медицину.

Достаточно большое число респондентов готовы обратиться за помощью не только к родителям, но и педагогам нашей школы, что говорит о высокой степени доверия к педагогическому коллективу школы.


2.2. Памятка «Куда обратиться, если твои права нарушены»

  • Родители.

  • Социальный педагог (учитель, воспитатель) в образовательном учреждении.

  • Уполномоченный при президенте Российской Федерации по правам ребёнка – Анна Юрьевна Кузнецова

  • Уполномоченный по правам ребёнка в Челябинской области – Майорова Евгения Викторовна

  • Аппарат уполномоченных по правам человека, ребёнка, защите прав предпринимателей в Челябинской области

Адрес: 454113, г. Челябинск, пл. Революции, д. 4, оф. 200

Телефон: (+7(351) 264-24-37); (+7 (351) 264-24-35); (+7 (351) 237-37-00)

  • Прокуратура города Магнитогорска

Адрес: Улица имени газеты «Правда», 14

Телефон: +7 (3519) 28-38-00, 28-38- 01, 28-38-02

  • Администрация города Магнитогорска (отдел опеки и попечительства)

Адрес: проспект Ленина, 86

Телефон:: +7 (3519) 26-04-54, +7 (3519) 26-04-07, +7 (3519) 26-48-99

  • Психологи « Телефона доверия» г. Магнитогорска

41-55-41, 8-800-2000-122

Электронная почта [email protected]

Единый детский телефон доверия 8-800-250-00-15




























ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Для того чтобы осветить проблему прав ребёнка я изучил литературу, провел анкетирование среди обучающихся нашей школы, обработал данные, проанализировал и сделал выводы. В ходе работы убедился, что данная тема весьма актуальна.

Первым и самым ответственным шагом по отношению к сохранению прав ребенка и защите его интересов считается выявление творящегося беззакония. В большинстве случаев именно из-за несвоевременного обнаружения нарушений и происходят те негативные примеры, о которых мы регулярно узнаем из прессы и телевидения.

Наше государство, я думаю, сделало немало шагов на пути защиты прав ребёнка – это и подписание Конвенции « Правах ребёнка», внесение особых статей в Конституцию РФ, Семейный Кодекс и другие нормативно - правовые акты.

С 2009 года в России действует институт уполномоченных по правам ребенка. На Федеральном уровне уполномоченным по правам ребенка в настоящее время является Анна Кузнецова. Есть такая должность и на региональном уровне. Кроме того, в школе тоже может быть уполномоченный по защите прав детей или по защите прав участников образовательного процесса, к которому также можно обращаться.

Опрос показал, что права детей в повседневной жизни практически не нарушаются. В нашей школе ученики 7-х классов, в основном, имеют представление о правах ребенка, но многие не знают в какие органы и учреждения они могут обратиться в случае нарушения своих прав для их защиты.

Для этого я составил памятку «Куда обратиться, если твои права нарушены», разработал буклет « Права ребёнка». Результаты своей работы хочу поместить в школьную газету «Планета МЫ».

Считаю, что мои цели на данном этапе достигнуты, но на этом не нужно останавливаться. В СМИ всё чаще стала встречаться тема буллинга в школе. Мне стала интересна данная тема, и я готов и дальше развивать знания по этому вопросу.

В ходе работы и беседы с одноклассниками я понял, что ребят интересуют вопросы, связанные с темой, так как они понимают, что в современном обществе без знаний прав и не обойтись.

Для этого необходимо нашему школьному парламенту создать правовой информационный стенд, позволяющий обучающимся иметь наглядный и свободный доступ к правовой информации.

















Библиографический список

1.Белянинова Ю. В. Как защитить права своего ребенка: юридический путеводитель родителей. – М.: Юрайт , 2007. - 170 с. Свердловская ОУНБ; КХ; Формат М; Инв. номер 2281940-КХ

2.Болотова Е. Л. Права ребенка в современной России. - М. : Школьная Пресса , 2005. - 96 с. Свердловская ОУНБ; ЕФ; Шифр 67.623; Авторский знак Б795; Формат С; Инв. номер 2261302-ЕФ

3. Детская конституция". Как, опираясь на законы, действенно защищать права детей : комментарии, советы и рекомендации юриста А.Н. Тарасенковой и экономиста Т.А. Масловой. - М.: Российская газета , 2005. - 192 с. Свердловская ОУНБ; ЕФ; Шифр 67.62; Авторский знак Д386; Формат С; Инв. номер 2260785-ЕФ


4. Конвенция о правах ребенка [Электронный ресурс] URL: https://dob.1sept.ru/article.php?ID=200402002 (дата обращения 20.02.2020)


5. Конвенция о правах ребёнка - Конвенции и соглашения [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml (дата обращения 20.02.2020)


6. Декларация прав ребенка [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml (дата обращения 20.02.2020)

7. Основные права детей и их нарушения в Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: https://opekarf.ru/prava-grazhdan/ushhemlenie-prav-detej (дата обращения 20.02.2020)
























ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Анкета

1. Знаете ли вы о существовании Конвенции « О правах ребёнка»?

2. Когда была принята Конвенция « О правах ребёнка»?

3. Какие права гарантированы ребёнку в РФ?

4. Кто такой омбудсмен по правам ребёнка?

5. Считаете ли вы, что ваши права нарушаются:

а) в семье

б) в школе

г) обществе

д) чаще всего не нарушаются.

6. Какие способы защиты своих прав вы знаете?






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!