СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная работа по музыке "Народная песня - мудрость поколений"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

текст проектной работы

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа по музыке "Народная песня - мудрость поколений"»

10










































































































ВВЕДЕНИЕ

(Приложение 1, 2, 3)

В настоящее время, когда наши сверстники увлечены в большей степени компьютерами и компьютерными играми, телевизионными передачами, изучением иностранных языков, мы видим процесс постепенного угасания интереса к национальным традициям, непопулярность устного народного творчества, потерю актуальности русской песни и ее активное замещение современной и по большей части зарубежной музыкой [6].

Я участвую в вокально – инструментальном школьном коллективе «Свирелька», репертуар которого во многом составляют народные песни такие как «Утушка», «Ой, при лужке, при лужке», «Во кузнице» и др. Мне самой нравится их исполнять и разучивать инструментальные партии.

Все это стало основной для выбора темы проекта и натолкнуло на необходимость изучения материалов о русской народной песне и их дальнейшего практического применения: в работе на занятиях в ансамбле, в мероприятиях класса и школы, для знакомства друзей, одноклассников с русской музыкой, а в частности, с русскими народными песнями как средством обогащения речи, расширения кругозора, развития любознательности и творчества.

В прошлом году я с моей одноклассницей Дашей Федосеевой выступила на школьной конференции «Шаг в будущее» с темой: «Свирель – инструмент мира, здоровья и радости». Наш проект получил 1 место в школе. Тогда я впервые обратила внимание на тему народной музыки и подробно изучила историю русского народного духового инструмента – свирель. В этом году я решила продолжить работу по изучению народной музыки.

Главная цель моего проекта: больше узнать о народной песне, чтобы применить эти знания в дальнейшей творческой деятельности и заинтересовать одноклассников.

Задачи проекта:

  1. выявить уровень знаний одноклассников о русской народной песне;

  2. собрать информацию из доступных источников об истории русской народной песни, ее особенностях и видах;

  3. познакомить одноклассников с русской народной песней и на этой основе вызвать их интерес к русской народной музыке.

  4. создать иллюстрированный альбом русской народной песни из работ учащихся нашей школы

В работе большую помощь мне оказали интернет источники. Привожу краткий обзор проработанных мною интернет - источников по этому вопросу:
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/Русская_народная_песня, где я познакомилась с основными жанрами народной песни
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/Народная_музыка_славян, где я получила информацию о музыкально – поэтическом творчестве славянских народов

  • https://scienceforum.ru/2017/article/2017039169 на этом сайте я узнала о фольклоре в творчестве русских композиторов.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

(Приложение 4)

Для реализации поставленных задач мною был разработан следующий план выполнения проекта:

1этап: опрос - анкета одноклассников, которым было предложено ответить на следующие вопросы:

  1. Что такое песня?

  2. Слышал ли ты русские народные песни?

  3. Какие русские народные песни ты знаешь?

  4. Нужна ли народная песня? Почему?

  5. Каких народных исполнителей ты знаешь?

  6. Какие русские народные инструменты ты знаешь?

  7. Что бы ты хотел узнать о русской народной песне?

Анализ результатов показал, что правильное определение песни как объединение поэтического текста и мелодии, дали 4 человека из 25 опрошенных, 2 человека не слышали о русских народных песнях, 15 человек написали название знакомой народной песни, 10 учеников не смогли вспомнить ни одного названия песни, 9 человек считали, что народная песня в современном мире не нужна, но объяснить своего ответа не смогли, 20 человек назвали среди народных инструментов балалайку и гармонь, а 5 учащихся заявили, что они ничего о народной песне не знают.

2 этап: сбор информации о русских народных песнях.

Для этого я работала в школьной библиотеке, использовали Интернет-ресурсы для поиска необходимой информации, а также посетили городской краеведческий музей, узнала много нового об истории и культуре нашего города, познакомилась с постоянными экспозициями.

В процессе сбора информации я узнала, что русский народ является создателем ярких произведений словесного и музыкального искусства [1]. Многие из них были известны еще задолго до того, как люди научились писать и с той поры передавались устным путем. Фольклор (устное народное творчество) появился задолго до появления литературы и выработал свою систему художественных средств, которая способствовала сохранению и передаче опыта предыдущих поколений. Рассчитанные на передачу из «уст в уста» произведения устного народного творчества создавались на базе живого разговорного языка. Их исполнение невозможно было без использования речевых интонаций, жестов и напева. Поэтому фольклор тесно связан и с бытом, и с языком, и с мировоззрением народа. Фольклор делится на различные жанры. Одним из таких жанров и является русская народная песня.

Лаконичная фраза «Песня душа народа» прямо и непосредственно выражает значение народной песни. В былые времена песня сопровождала русского человека от рождения до смерти. Песнями убаюкивались в колыбели дети, с песней трудились в поле и в кузне, с песней отдыхали и женились. С песней отъезжали на заработки, шли на войну, на каторгу. Долгими зимними вечерами женщины собирались, занимаясь прядением, шитьем или вышиванием, и обязательно пели песни.

История русской народной песни [2]

Русские народные песни особый жанр народного творчества. В них, с одной стороны, отражается наша национальная история, обычаи, не забываются вечные человеческие темы, а с другой - демонстрируется русский характер, настроение и сила.

Русская народная песня берет свое начало из творчества восточнославянских племен, населявших территорию восточных славян в IX - XIII веках. Уже в начале первого тысячелетия нашей эры римские, греческие и арабские историки писали о славянских песнях, называя славян «песнелюбцами». Ко времени образования Киевской Руси народная песня занимала важное место в семейной и общественной жизни. Народная песня была распространена и в высших кругах, вплоть до княжеского двора.

В дальнейшем народная песня развивалась и изменялась вместе со страной.

С ростом Киевского государства в народе рос интерес к прошлому, событиям давно минувших дней. В это время возникают исторические предания, былины. Любимыми героями былин были богатыри (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич). В исторических народных песнях отразились основные события русской истории: противостояние монголо-татарскому нашествию, поход Ермака в Сибирь, восстание Емельяна Пугачева, война со шведами, походы Суворова и т. п.

После введения Петром I рекрутского набора в армию появляются солдатские и рекрутские песни.

С развитием промышленного производства сельское население устремляется в города. В город приходят и крестьянские песни, однако здесь они начинают исполняться на новый лад. В XVIII веке происходит становление городской народной песни, более тесно связанной с западной музыкальной традицией. Тексты большинства городских песен создавались известными в то время поэтами: М. В. Ломоносовым, В. К. Тредиаковским, А. П. Сумароковым. В XVIII веке народная песня впервые становится предметом серьезного изучения, эстетического осмысления и оценки.

Первые записи русских народных песен относятся только к XVII веку. Интересно, что записаны они для английского путешественника Ричарда Джемса в 1619 - 1620 годах.

Значительным этапом в развитии и изучении народной песни стали 70-е годы XVIII века, когда появились первые нотные сборники: «Собрание русских простых песен с нотами» В. Ф. Трутовского, «Собрание народных песен с их голосами» Н. А. Львова и И. Прача. Содержание сборников богато и разнообразно. Наряду с городскими современными песнями на тексты поэтов XVIII века, в них содержится много старинных песен, хотя и в современной, городской интерпретации. Возрос интерес к народной песне и со стороны русских писателей. Их записывают А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, А. В. Кольцов и другие.

Как уже отмечалось ранее русская народная песня неповторима по своему звучанию и обладает следующими характерными чертами: отсутствием определенного автора (или автор неизвестен), многовариантностью (отдельные песни распространены в разнообразных вариантах мелодии и слов), а также преимущественно устной передачей.

Кроме того, русские народные песни богаты распевами, старинными словами, повторами текста. Исполняются как под аккомпанемент, так и без него, сольно или хором.

Рождение песни было связано с жизнью людей, их трудовой деятельностью и бытом, поэтому исследователи выделяют разные виды народных песен: игровые, трудовые, обрядовые, хороводные, плясовые, лирические, эпические, свадебные, частушки и многие другие. Особо интересные для нас песни мы рассмотрели подробнее.

Жанры народных песен

Так, календарно-обрядовые песни относятся к древнейшим формам народного творчества. В глубокой древности жизнь крестьянина зависела от природы. Люди старались воздействовать на природу. Появились обряды, целью которых было заклинать плодородие земли, хороший приплод домашнего скота, семейное изобилие и благополучие. С течением времени земледельческий календарь причудливо соединялся с календарем христианских праздников. Зимние Святки, Масленица, Пасха, Троица - в каждый из праздников совершались определенные обряды и пелись приуроченные к этому празднику песни.

Приходила коляда накануне Рождества, cей, вей, посевай, с новым годом поздравляй!
Овсень, овсень ходи по всем! Открывай двери, подымай с постели,
Открывай окно, запускай Рождество! Открывайте сундуки, доставайте пятаки.
Кто не даст пирога — мы корову за рога. Кто не даст пышку, тому в лоб шишку!

Одной из богатейших областей песенного творчества являются свадебные песни. В старину свадьба на Руси длилась несколько дней и состояла из целого ряда обрядов, сценок и игровых действий, сопровождаемых пением. Каждому эпизоду свадебной игры сватовству, смотринам невесты, девичнику соответствовали определенные песни. Ниже приведен отрывок песни, в которой невеста прощается с родной стороной.

Поля ли мои, поля чистые, лужки мои зеленые,
Травушки шелковые, цветки мои лазоревые!
Любила я по вам гулять, я по вам гулять, красоватися,
Своей шелковой косой выхвалитися.

Свою особую неповторимость имеют исторические песни и былины. Былина песня-сказание о богатырях, народных героях и их немыслимых ратных подвигах. Произносились былины нараспев. Исполнителей былин называли сказителями. В исторических песнях, в отличие от былин, рассказывается о подлинных событиях истории: монголо-татарском нашествии или о народных восстаниях, о живших на самом деле героях русского народа.

Из славного Ростова красна города как два ясные соколы вылетывали –
Выезжали два могучие богатыря: Что по Имени Алешенька Попович млад
А со молодым Якимом Ивановичем. Они ездят, богатыри, плечо о плечо,
Стремено в стремено богатырское...
(из былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»)[4]

Особую группу народных песен составляли трудовые песни, которые исполнялись людьми во время работы с бодрым настроением и размеренным движением для облегчения тяжелого труда. Общеизвестным примером трудовой песни является «Дубинушка»:

Эй, дубинушка, ухнем! Эй, зеленая сама пойдет. Дерним, подерним! Да ухнем!...

Хороводные песни были связаны с земледельческими обрядами, исполнялись в умеренном темпе, для них характерны плавные напевы и выразительное распевание слогов («Во поле березка стояла»). Плясовые песни исполнялись чаще всего на гуляньях и на праздниках. Они отличались от всех других видов песен более быстрым темпом исполнения и четким ритмом.

Калинка, калинка, калинка моя, в саду ягода малинка, малинка моя.
Калинка, калинка, калинка моя, в саду ягода малинка, малинка моя.
Ах, под сосною, под зеленою, спать положите вы меня.
Ай, люли-люли, ай, люли-люли, спать положите вы меня...

Игровыми называются песни, которые исполнялись во время различных игр. Главной темой молодежных игр и сопровождающих их песен была тема любви, женитьбы или замужества.

Любимыми с младенчества у детей были колыбельные песни, которые наряду с календарными, относятся к древнейшим формам русских народных песен. Колыбельные песни пелись для успокаивания и засыпания. Слушая колыбельные песни, ребенок знакомился с новым для него миром, родной речью, узнавал о безграничной материнской любви. Часто в колыбельных песнях упоминается кот, Сон, и Дрёма..

Пошел котик во лесок, нашел котик поясок,
Чем люлечку подцепить да Ванюшку положить. Ваня будет крепко спать,
Котик Ваню качать...[4]

Нельзя обойти вниманием и частушки веселые, озорные куплеты (чаще всего четверостишья). Они охватывают все сферы жизни. Иногда высмеивают человеческие недостатки, иногда - смешат, иногда - сочувствуют.

Не хотела я плясать, Стояла, стеснялася. А гармошка заиграла, Я не удержалася...

3 этап: составление музыкальной викторины «Народная песня» и подбор живописных примеров – картин (Приложение 5)

Я составила и провела музыкальную викторину среди своих одноклассников. Задание было: соотнести музыкальный пример с живописным изображением. Оказалось, что для ребят это задание не было легким, но после повторного слушания мы совместно обсудили музыкальный материал, выявили ошибки и пришли к общему мнению.











ЗАКЛЮЧЕНИЕ

(Приложение 6)

При подведении итогов работы над первым этапом проекта мною было установлено, что народная музыка значительно менее популярна, чем ранее. Несмотря на то, что знакомство с русскими народными песнями происходит еще в юном возрасте, например, на музыкальных занятиях в детском саду или в школе, а популярные телеканалы осуществляют робкую попытку трансляции музыкальных коллективов, исполняющих традиционные народные песни, в быту русскую народную песню можно услышать редко, даже среди людей старшего поколения. Изученные ресурсы явно демонстрируют тесную связь народной музыки с историей страны. Все это требует нового переосмысления значимости народного творчества и большего внимания к его изучению.

На втором этапе работы над проектом для одноклассников мною был представлен доклад по теме, в ходе которого я озвучила собранную информацию и сопроводила свое выступление музыкальными примерами, включающими веселые плясовые мелодии.

На третьем этапе работы над проектом я провела для одноклассников музыкальную викторину «Народная песня» и предложила им соотнести музыкальный номер с живописным примером. Большинство ребят справились с заданием полностью. После моего доклада они узнали жанры народной песни и соотнесли их с картинами художников.

Кроме того, в рамках работы над проектом я предложила учителю музыки и учителю ИЗО создать иллюстрированный альбом русской народной песни, в который были бы включены работы учащихся нашей школы.

Так же на кружке мы записали русскую народную песню «Утушка» с которой наш ансамбль получил диплом 2 степени на областном конкурсе хоровых и вокальных коллективов.

По итогам проведенном работы было проведено повторное анкетирование одноклассников, который показал, что большинство одноклассников лучше узнали историю русской народной песни, все смогли назвать понравившиеся русские народные песни, многие запомнили названия двух и более песен.

В будущем я планирую поучаствовать с этой темой в городском конкурсе проектов по музыке, а информацию, которую я узнала рассказать на открытых мероприятиях нашего кружка.

Подводя итоги проделанной работы, я пришла к следующим выводам. Несмотря на то, что русская народная песня в настоящее время не популярна в обществе, она продолжает являться источником народной мудрости и жизненного опыта предков. Русские народные песни помогают сохранить и передать культурное наследие от поколения к поколению, способствуют формированию гордости за свою страну. Они являются источником исторической информации, вдохновением для музыкантов, способствующим объединению людей.

Для возрождения русской культуры и возвращения к русским истокам в настоящее время требуется больше уделять внимания изучению народного творчества и народной музыки. При этом для повышения интереса к изучаемому объекту необходимо активнее привлекать учеников к прослушиванию русских народных песен и участию в школьных мероприятиях, в основе которых лежит народная музыка.





ИНТЕРНЕТ - ИСТОЧНИКИ:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Русская_народная_песня,
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Народная_музыка_славян

  3. https://scienceforum.ru/2017/article/2017039169

  4. https://dzen.ru/a/YuLedlSSyQbu1NF9

  5. https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=33053

























  • Приложение 1 (Грамота победителя школьной учебно – исследовательской конференции «Шаг в будущее») 2023 год

  • Приложение 2 (Кочегарова Арина Федосеева Даша)

  • Приложение 3 (Ансамбль «Свирелька»



Приложение 4 – опрос – анкета



























































Приложение 5 – Живописные примеры: картины художников по теме «Народная песня»



Приложение 6 - Иллюстрированный альбом русской народной песни




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!