Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №2 города Пестово» Новгородской области
Проектная работа по химии «Химический анализ состава гальванических элементов». Выполнила: Иванова Инна, ученица 9 Б класса Руководитель проекта: Смирнова С.С.,
учитель химии
2017 — 2018
Содержание Содержание……………………………………………………………………2 Паспорт проекта………………………………………………………………3 Введение. ….…………………………..……....................................…………4 Глава 1. Теоретические сведения о гальванических элементах …………...5 1.1. Виды гальванических элементов ….............…………………………….5 1.2. Образование электрического тока....................................................... ....5-6 Глава 2. Химический анализ гальванических элементов….…….......….......7 2.1. Этап №1…………………......……........................................…….……...7-8 2.2. Этап №2…………………......……........................................…….……...9-10 2.3. Этап №3…………………......……........................................…….……....10 2.4. Этап №4…………………......……........................................…….……....10 2.5. Этап №5…………………......……........................................…….……..11-13 2.6. Этап №6…………………......……........................................…….……....14 2.7. Этап №7…………………......……........................................…….……....14 Заключение…………………...................……………………………………..15 Список литературы……………………………...…………………………....16
2 Паспорт проекта
Наименование работы | «Химический анализ состава гальванических элементов» |
Исполнитель | Иванова Инна, ученица 9 Б класса |
Цель | Разобраться, из чего состоят гальванические элементы и как их можно переработать для вторичного использования. |
Задачи | Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: Изучить теорию о гальванических элементов. Провести исследование состава гальванических элементов Сделать вывод по полученной информации |
Руководитель | Смирнова Светлана Сергеевна |
Основополагающий вопрос | Из чего состоят гальванические элементы |
Год разработки | 2017-2018 уч. год |
Предметная область | Химия |
Учебная тема | Гальванические элементы |
Тип проекта | Информационно - исследовательский |
Тип проекта по предметно - содержательной характеристике | Монопроект |
Технологии | -развивающее обучение; -исследовательские методы обучения; -проектные методы обучения; |
Краткая аннотация проекта | Проект содержит информацию для учащихся 9-11 классов о гальванических элементах |
Сроки реализации проекта | Декабрь 2017 – Март 2018 |
Ожидаемые результаты | Подробно изучить тему о гальванических элементах с точки зрения химии |
3
Введение
Каждый день мы применяем достижения в области естественных наук — химии и физики. Электричество, радиосвязь; такие измерительные приборы, как термометр и весы; поверхностно-активные вещества, которые входят в состав любого моющего средства — без всего этого вряд ли бы мы могли представить обыденную жизнь такой, какой она является сейчас.
Не менее значимым является открытие Луиджи Гальвани, итальянского физика и физиолога. Он описал процесс сокращения мышц задних лапок лягушки, закрепленных на медных крючках, при прикосновении стального скальпеля. Позднее другими учеными результаты его наблюдения были применены для открытия ряда других явлений, описанных с точки зрения физики, которые и послужили основой для изобретения гальванических элементов.
Данная исследовательская работа посвящена теме гальванических элементов и проблеме их вторичного использования. Сейчас эта проблема особенно обострилась. Многие люди, выбрасывая отработанную батарейку вместе с остальными бытовыми отходами, даже не задумываются о том, что именно скрывается за металлическим корпусом каждой батарейки, какие виды гальванических элементов категорически нельзя выбрасывать вместе с обычным мусором и какие химические реакции протекают внутри гальванического элемента.
В рамках своей исследовательской работы я провела химический анализ четырёх гальванических элементов и предложила способы их переработки.
4
Глава 1. Теоретические сведения о гальванических элементах.
Виды гальванических элементов.
Гальванические элементы делятся на две основные группы — аккумуляторы и батарейки. В данной работе мы подробно рассмотрим группу батареек.
В свою очередь батарейки делятся на два вида — солевые и щелочные. Изучив пленку на металлическом корпусе батарейки, можно узнать, является ли выбранная батарейка щелочной — у такой всегда имеется пометка «ALKALINE».
Солевые батарейки отличаются от щелочных тем, что в составе солевых батареек нет жидкого электролита, то есть щелочи, в то время как в щелочных имеется слой особой бумаги, пропитанной щелочью (чаще всего гидроксидом калия).
Различаются они и по виду токоотвода. Говоря другими словами, это стержень в гальванических элементах, по которому ток, полученный вследствие химической реакции внутри гальванического элемента, передается на электрическую цепь прибора, в котором используется гальванический элемент. В солевых батарейках токоотводом является графитовый стержень, а в щелочных — цинковый стержень, вставленный в спрессованный цинковый порошок, который в свою очередь обернут в несколько слоев специальной бумаги.
Значительную разницу можно заметить и в весе батарейки. Солевые батарейки всегда легче щелочных, так как в них меньше металлических деталей.
Образование электрического тока
Из-за преобразования химической энергии, полученной вследствие химической реакции, в электрическую, в гальванических элементах возникает электрический ток.
Реакции, протекающие внутри гальванического элемента, иначе называют окислительно-восстановительными электрохимическими реакциями.
Рассмотрим, как они происходят.
5
В гальваническом элементе различные оболочки выступают в роли электродов — положительного и отрицательного. В гальваническом элементе отрицательный электрод по отношению к электролиту является окислителем, а положительный по отношению к электролиту является восстановителем.
Электрохимическая реакция отличается от обычной окислительно-восстановительной тем, что процессы окисления и восстановления отделены друг от друга. Батарейка собрана таким образом, что окисление происходит на цинковом стержне (электроде), а восстановление на противоположном конце батарейки. Такое разделение как раз и позволяет преобразовывать один вид энергии в другой.
Электрохимические реакции идут в области соприкосновения электролита и металла, то есть только на поверхности металла. В результате этого возникают свободные электроны, которые затем становятся электрическим током. Все эти реакции протекают в одном электролите, что способствует образованию замкнутой цепи.
Ход таких реакций зависит от нескольких факторов: температуры, концентрации реагирующих веществ и их природы.
6
Глава 2 — Химический анализ гальванических элементов.
В данной главе мы переходим к основной части данной работы,
то есть к исследованию нескольких образцов гальванических элементов.
План исследования таков:
Провести разборку четырех образцов гальванических элементов
Отделить различные вещества друг от друга
Изучить каждую оболочку гальванических элементов
Выдвинуть гипотезы о том, какие вещества входят в состав различных оболочек гальванических элементов
Доказать гипотезы химическим методом, проведя качественные реакции
Сделать вывод (исходя из полученной вследствие исследования информации)
Предложить пути переработки гальванических элементов
Этап №1. Проведение разборки четырёх образцов гальванических элементов.
Для того, чтобы приступить к химическому анализу состава гальванических элементов, перед началом нужно подготовить их детали и оболочки.
Для этого требуется осторожно разобрать все четыре образца, постепенно разделив внутреннее содержимое. Для этого потребуются следующие приборы и материалы:
Усиленные ножницы по металлу — необходимы для разрезания металлического корпуса гальванического элемента
Плоскогубцы — необходимы для осторожного изъятия графитового стержня из солевых батареек, а также для отгибания краев металлического корпуса
Химический стакан (2 шт.) - необходим для промывания металлического корпуса перед началом химического анализа
Круглодонная пробирка (3 шт.) - необходима для хранения извлеченных веществ
Обеззоленная фильтровальная бумага — необходима для размещения на ней извлеченных веществ в процессе разборки
Резиновые пробки для пробирок (3 шт.) - необходимы для закупоривания пробирок во избежание реакции извлеченных веществ с кислородом воздуха и влагой
7
План разборки гальванических элементов.
Снять защитную пленку с корпуса гальванического элемента
С помощью усиленных ножниц разрезать корпус гальванического элемента по схеме, приведенной ниже, изъять защитный пластиковый вкладыш с положительного полюса.
С помощью плоскогубцев изъять графитовый стержень (при его наличии).
Отделить слои веществ друг от друга, поместить каждый в отдельную пробирку.
Поместить корпус гальванического элемента в химический стакан.
Процесс разборки гальванических элементов
Для исследования были выбраны следующие образцы:
Щелочная батарейка «FLARX» (1 шт.)
Солевая батарейка «777» (2 шт.)
3. Солевая батарейка «XRD» (1 шт.)
Краткие сведения о каждом образце
1 — Наиболее прочный гальванический элемент. Внутри имеется несколько защитных пластиковых вкладышей, обладает наибольшим весом среди выбранных образцов. Корпус изготовлен из нержавеющей стали. Был разобран за 2 часа.
2 — Оба образца обладают наименьшим весом и размером среди выбранных образцов. В каждом имеется защитный пластиковый вкладыш. Помимо этого, на отрицательном полюсе имеется отделенная от гальванического элемента цинковая пластинка круглой формы. Легче всего подвергаются коррозии. Каждый образец был разобран за 20 минут.
3 — Один из самых легких образцов. Внутри имеется несколько защитных пластиковых вкладышей, корпус изготовлен из нержавеющей стали. Был разобран за 40 минут.
8
Этап №2. Отделение различных веществ друг от друга
Не менее важным этапом является отделение извлеченных веществ друг друга, так как невозможно проводить химический анализ, используя смесь веществ. Допускается лишь наличие незначительных примесей к отдельным веществам.
Рассмотрим результаты разборки каждого образца.
Образец №1 — щелочная батарейка FLARX
Н
а фотографии: черный порошок — оксид марганца (2) + угольный порошок, голубой порошок — цинковый порошок, металлическая стружка (корпус гальванического элемента), цинковый стержень (фотография отсутствует)
В данном образце имеется только одна смесь — оксид марганца (2) + угольный порошок. Для ее разделения необходимо поместить ее в химический стакан и добавить 50 мл пероксида водорода. Угольный порошок всплывает на поверхность и затем легко отделяется декантацией, а оксид марганца (2) оседает на дно.
9
Образцы №2 и 3 — солевые батарейки «777» и «XRD», одинаковые по своему составу
Н
а фотографии: металлические корпусы батареек и другие металлические детали, 2 графитовых стержня, пробирка со смесью оксида марганца (2) и угольного порошка
В данных образцах тоже имеется только одна смесь — оксид марганца (2) + угольный порошок. Разделяем ее тем же способом, как и в образце №1. Разница будет лишь в том, что для разделения необходимо взять большее количество пероксида водорода, так как в этом случае было извлечено больше смеси.
Этапы №3 и №4 — изучение оболочек и выдвижение гипотез об их составе.
На этом этапе составим таблицу. Номера оболочек даны по мере их приближения к центру гальванического элемента (№1 — металлический корпус, №5 — стержень внутри гальванического элемента)
Номер оболочки | Образец №1 | Образец №2 | Образец №3 |
1 | Металлический корпус | Металлический корпус | Металлический корпус |
2 | Черный порошок гипотеза: оксид марганца (2) + угольный порошок | Черный порошок гипотеза: оксид марганца (2) + угольный порошок | Черный порошок гипотеза: оксид марганца (2) + угольный порошок |
3 | Слои специальной бумаги | Графитовый стержень | Черный порошок гипотеза: спрессованный угольный порошок |
4 | Голубой порошок гипотеза: цинк | | Графитовый стержень |
5 | Металлический стержень | | |
10
Этап №5 — Проведение качественных химических реакций для определения состава гальванических элементов.
Данный этап является химическим анализом оболочек, состав которых нужно выяснить. Для начала выясним, что именно нужно анализировать:
Металлический корпус всех образцов (необходимо определить, из какого металла он состоит)
Чёрный порошок, извлеченный из всех образцов (необходимо доказать, что в эту смесь действительно входят оксид марганца (2) и угольный порошок)
Голубой порошок, извлеченный из образца №1 (необходимо доказать, что этот порошок действительно является цинковым)
Разделив весь процесс химического анализа на три части, рассмотрим каждую из них отдельно.
Часть 1.
Для анализа необходимы: металлический корпус (стружка), вода, пипетка, химический стакан.
Ход работы. Металлическую стружку помещаем в химический стакан, предварительно промыв в воде для удаления остатков пленки и других веществ. Добавляем в химический стакан несколько капель воды и оставляем на несколько часов.
По истечению нескольких часов наблюдаем образование ржавчины, которая является гидроксидом железа (3). Это свидетельствует о том, что корпус всех трех гальванических элементов является железным.
11
Часть 2.
Для анализа необходимы: 2 химических стакана, стеклянная воронка, обеззоленная фильтровальная бумага, серная кислота (концентрация - 55%), пероксид водорода (100 мл), пипетка.
Ход работы. Отделив угольный порошок от оксида марганца (2) на этапе №2, в данной части будем использовать оксид марганца (2). Необходимо получить раствор сульфата марганца, что будет являться качественной реакцией на ион Mn2+. Таким образом мы докажем, что в состав смеси действительно входит оксид марганца (2).
О
ксид марганца (2), смоченный пероксидом водорода
Добавим к оксиду марганца (2) 1 часть пероксида водорода и 1 часть серной кислоты. При этом протекает реакция:
MnO2 + H2O2 + H2SO4 → MnSO4 + O2 + 2H2O
Затем фильтруем полученный раствор. Получаем розовый фильтрат, что как раз является раствором сульфата марганца.
12
Часть 3.
Для анализа необходимы: цинковый порошок, круглодонная пробирка, пипетка, соляная кислота, гидроксид натрия.
Ход работы. Цинковый порошок помещаем в круглодонную пробирку. Добавляем соляную кислоту, наблюдаем выделение газа — водорода и образование хлорида цинка.
Выделение водорода
Далее добавляем к полученному раствору гидроксид натрия. Наблюдаем образование белого осадка — гидроксида цинка, что свидетельствует о том, что порошок действительно цинковый.
Гидроксид цинка
13
Этап №6 — Вывод
Оформим вывод в виде таблицы.
Номер оболочки | Образец №1 | Образец №2 | Образец №3 |
1 | Железный корпус | Железный корпус | Железный корпус |
2 | Оксид марганца (2) + угольный порошок | Оксид марганца (2) + угольный порошок | Оксид марганца (2) + угольный порошок |
3 | Слои специальной бумаги | Графитовый стержень | Угольный порошок |
4 | Цинковый порошок | | Графитовый стержень |
5 | Цинковый стержень | | |
Этап №7 — Предложение путей переработки гальванических элементов
Железо и цинк. При дальнейшей переработке они могли бы быть использованы для производства оцинкованной стали. Цинковый порошок при больших температурах может быть переплавлен в слиток. Содержание железа и цинка в гальванических элементах довольно велико — это корпус, полюса батарейки, цинковые стержень и порошок.
Производные марганца. Они могут быть использованы для производства марганцевых удобрений, которые считаются наиболее подходящими для плодовых деревьев и ягодных культур. Производные марганца в большом количестве содержатся в солевых батарейках — они составляют основную оболочку.
14
Заключение
Гальванические элементы — уникальное изобретение, которое не теряет своей необходимости и на сегодняшний день. Результаты данной работы оказались довольно хорошими — оказывается, у отработанных гальванических элементов есть шанс на вторичное использование в виде строительного материала и удобрений.
Таким образом, в скором времени мы сможем решить проблему загрязнения воды и почвы продуктами разложения гальванических элементов. Главное — убедить людей, показав наглядно на примере проделанного анализа, что даже такие мелочи стоят их внимания для сбережения экологического равновесия окружающей среды.
15
Список использованной литературы
1. Н.Л. Глинка — «Общая химия», 2010 г.
2. В. В. Ерёмин — «Начала химии», 2016 г.
3. Descriptive Inorganic Chemistry – James House & Kathleen House — англоязычная книга по неорганической химии
4. https://vk.com/chemistryeasyru
16