СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная работа по биологии "Железо и Анемия"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель работы:

     обоснование значения железа для организма человека и необходимости сбалансированного питания.

     Задачи:

1.Изучить литературу  о роли железа в организме и пути восполнения при его дефиците.

2.Провести тестирование в классе «Порядок ли у вас с железом?», сравнить с лабораторными анализами уровня гемоглобина в крови.

3. Привлечь внимание одноклассников к проблеме, связанной с серьезными последствиями дефицита железа в организме.

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа по биологии "Железо и Анемия"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Крымская средняя общеобразовательная школа



Проектная работа по биологии

ЖЕЛЕЗО И АНЕМИЯ







Выполнила:Краснянская Евгения Алексеевна

ученица 8 класса

Руководитель:Бабешко Елена Владимировна

учитель химии и биологии












х.Крымский

2019г

Содержание

Введение Стр.

1.Роль железа в жизнедеятельности человека………………………....5

2.Сколько нужно железа человеку……………………………………..6

3.Последствия железодефицита………………………………………...7

4.Внешние проявления железодефицита………………………………8

5.Другие аспекты анемии………………………………………………10

6.Реакция организма на избыток железа………………………………11

7.Результаты тестирования и лабораторных анализов уровня

у учащихся 8 класса…………………………………………………......12

8.Заключение……………………………………………………………..13

9. Список литературы…………………………………………………....14

10.Тест: «Порядок ли у вас с железом?». Приложение №1…………...15

11.Буклет. Приложение №2……………………………………………...16

















Введение

Когда моя мама работала в больнице, она приезжала домой и рассказывала, что к ним в больницу поступает много людей с нехваткой железа. Я подумала и решила сделать исследовательскую работу и узнать, почему так много людей страдает анемией.

Металлы, входящие в состав живых организмов, играют огромную роль в их жизнедеятельности. Они стимулируют нормальный обмен веществ, активно участвуют в кроветворении, влияют на рост, размножение и наследственность. К ним относятся железо, цинк, медь, селен, марганец, кальций , кобальт и др. Знания о них позволили найти принципиально новые подходы к лечению многих болезней, считавшихся ранее неизлечимым.

Цель работы:

обоснование значения железа для организма человека и необходимости сбалансированного питания.

Задачи:

1.Изучить литературу о роли железа в организме и пути восполнения при его дефиците.

2.Провести тестирование в классе «Порядок ли у вас с железом?», сравнить с лабораторными анализами уровня гемоглобина в крови.

3. Привлечь внимание одноклассников к проблеме, связанной с серьезными последствиями дефицита железа в организме.

Проблематика:

Частые случаи анемии среди школьников , по мнению педиатров 1/3 учащихся школ имеют низкий уровень гемоглобина.

Место и сроки проведения:

Крымская школа, февраль-март 2019 года.

Методы исследования:

1.Поисковый (сбор информации по теме)

2.Тестирование

3.Лабораторные анализы





























1.Роль железа в жизнедеятельности человека

Являясь одним из компонентов крови, железо принимает участие в транспортировке кислорода из легких по всем тканям, органам и системам человеческого организма. Как мы все знаем, отсутствие кислорода сказывается на нашей жизнедеятельности. Это можно объяснить тем, что работоспособность всех живых клеток прекратиться если они не получат нужную порцию энергии, вырабатываемую биохимическими реакциями, протекающими с участием кислорода. За поставку кислорода к каждой живой клетке отвечает железосодержащий белок – гемоглобин. Данная составляющая крови включает в себя большую молекулу белка – глобин и входящее в нее железосодержащее соединение. Этот ион железа соединяется с кислородом, и именно это связь придает крови красный оттенок. Кислород является окислителем, но не в случае соединения кислорода и железа в гемоглобине, поскольку при такой связи никакого окисления не возникает. Помимо этого гемоглобин выносит углекислый газ в момент окисления – гемм поставляет кислород к клетке, а глобин выводит углекислый газ. При не хватке железа в организме человека формируется малая часть гемоглобина, что способствует образованию железодефицитной анемии (ЖДА), или, проще говоря, малокровия.











2.Сколько нужно железа человеку

Запасы железа пополняют за счет продуктов животного и растительного происхождения. Первые содержат «гемовое» железо, вторые – «негемовое». Для усвоения гемового употребляют продукты животного происхождения - телятину, говядину, свинину, крольчатину субпродукты (печень, почки). Для получения пользы от негемового нужно одновременно с железосодержащими продуктами употреблять витамин C. Рекордсменами по содержанию железа считаются такие продукты растительного происхождения, мг Fe2+:

Арахис – в 200 г содержится 120;

Соя – в 200 г продуктах – 8,89;

Картофель – в 200 г продуктах – 8,3;

Фасоль белая – в 200 г продуктах – 6,93;

Бобы – в 200 г продуктах – 6,61;

Чечевица – в 200 г продуктах – 6,59;

Шпинат – в 200 г продуктах – 6, 43;

Свекла – в 200 г продуктах – 5,4;

Нут – в 100 г продуктах – 4,74;

Брюссельская капуста – в 200 г продуктах – 3,2;

Капуста белокочанная – в 200 г продуктах – 2,2;

Зеленый горошек –в 200 г продуктах- 2,12.

Из злаковых в рацион лучше включать овсяную и гречневую крупы, непросеянную муку, ростки пшеницы. Из трав тимьян, сезам ( кунжут). Много железа содержится в сушенных белых грибах и лисичках, абрикосах. персиках, яблоках, сливе, айве. А также инжире, гранате и сухофруктах. В числе продуктов животного происхождения запасы железа в говяжьих почках и печени, рыбе, яйцах(желток). В мясных продуктах – телятине,свянине, крольчатине, индейке. Морепродукты (моллюски, улитки, устрицы). Рыба (скумбрия, горбуша).



3.Последствия железодефицита

Последствия железодефицита (ЖД) очень неприятны, так как любой недостаток железа в организме нарушает снабжение клеток кислородом. В результате этого:

  • развивается железодефицитная анемия (малокровие);

  • снижается иммунитет , как следствие этого, увеличивается риск инфекционных заболеваний;

  • у детей происходит задержка роста и умственного развития, повышается утомляемость и снижается успеваемость;

  • взрослые ощущают постоянную усталость;

  • происходят нежелательные изменения в тканях и органах.


Особой ранимостью ЖД подвержены эпителиальные ткани: кожа , слизистые оболочки , полости рта желудочно – кишечного тракта (ЖКТ) и дыхательных путей. Одной из причин дермотитов, экзем и других заболеваний кожи может служить именно ЖД. Нарушение слизистой ЖКТ сопровождается процесса всасывания питательных веществ. Вероятность кишечных инфекций и ОРЗ при ЖД увеличивается в 1,5-2 раза. Вовлечение в патологический процесс центральной нервной системы (ЦНС) при ЖД подтверждается отставанием психомоторного развития детей, обеднением их эмоциональной сферы с преобладанием плохого настроения, вялости, раздражительности, плаксивости. У школьников значительно снижается способность к концентрации внимания, они быстро утомляются, у них снижается индекс интеллектуальности. Кроме того, могут наблюдаться понижение артериального давления, частые головокружения и учащенное сердцебиение. У детей первых 5 лет жизни диагноз анемия ставится приуровне гемоглобина в крови ниже 110 г/л, у детей старше 5 лет и взрослых - при уровне ниже 120 мг/л.



4.Внешние проявления железодефецита

  • бледность кожных покровов и слизистых оболочек

  • синюшность губ

  • сухость кожи

  • ломкость волос и ногтей

  • стоматиты

  • частые ОРЗ

  • вялость, постоянное чувство усталости

  • одышка

  • гипотония мышц

  • снижение аппетита























5.Другие аспекты анемии

Иногда человек потребляет достаточное количество железа, но все равно страдает от анемии. Это может произойти на фоне других дефицитов, например витаминных. Чтобы железо выполняло свою функцию в гемоглобине, оно, в первую очередь, должно с ним соединиться. Для этого в организме должен постоянно идти нормальный синтез гемоглобина, который, в свою очередь, зависит от достаточного количества целого ряда ферментов и витаминов, в частности витамина В6. При недостатке витамина В6 железу бывает просто не с чем связываться. В результате образуется недостаточное количество гемоглобина. Возникает тоже анемия, но не железодефицитная, а витамино-В6-зависимая. В этом случае ее надо лечить дополнительным введением в организм не железа, в витамина В6 или их сбалансированного сочетания. Эритроциты, играющие важную роль в кроветворении, образуются в костном мозгу за счет постоянного деления так называемых стволовых клеток костного мозга. Красные кровяные тельца живут недолго (2-3 месяца), поэтому процесс их образования нужно постоянно поддерживать. Важная роль в этом принадлежит витамину В12 и фолиевой кислоте. При недостатке фолиевой кислоты возникает фолатзавимимая анемия и т.д. Данные примеры в очередной раз подтверждает непреложную истину: для нормального функционирования человеческий организм должен получать рациональное хорошо сбалансированное питание.











6.Реакция организма на избыток железа


Если же в плазму крови внезапно поступает большое количество железа, то такое избыточное, ненужное организму железо также откладывается в тканях. В этом случае образуется соединения трехвалентного железа с белками, но уже в виде нерастворимого в воде комплекса- гемосидерина. Это соединение уже не может быть использовано организмом в будущем. Его накопление расстраивает функции тех тканей и органов, где оно происходит, и приводит к развитию заболевания-гемосидероза. Избыточное железо может поступать в организм с питьевой водой, если в ней превышена ПДК (предельно допустимая концентрация) железа 0,3 мг/л.























7.Результаты тестирования и лабораторных анализов Hb в 8 классе

Ф.И

1

2

3

4

5

6

7

Всего плюсов

Всего минусов

Уровень содержания Hb

Акентьев Рома

-

-

-

-

-

+

-

1

6

114

Гукова Настя

-

-

-

+

+

-

+

3

4

121

Гусейнова Катя

+

-

-

-

-

+

-

2

5

120

Иванкова Юля

+

-

-

-

-

-

-

1

6

122

Калитвенцева Таня

-

-

-

-

-

+

-

1

6

124

Краснянская Евгения

+

-

-

-

-

+

-

2

5

112

Ляхов Данил

-

-

-

+

-

+

-

2

5

98

Машкова Алина

+

+

-

-

-

+

-

3

5

123

Макарова Наташа

+

-

-

-

+

-

-

2

5

112

Похвалов Дима

-

-

-

+

-

+

-

2

5

126

Фролова Саша

+

+

-

-

-

+

-

3

5

118

Щеглова Алина

-

-

-

-

-

-

-

0

7

147

Меркулова Таня

+

+

-

-

-

-

-

2

5

123



























8.Заключение

В ходе работы была изучена роль железа в организме человека. Анализ литературы показал:

железо – это универсальный химический элемент, который выполняет жизненно важные функции в организме. Как недостаток, так и избыток железа в организме может привести к серьезным заболеваниям.

Организм не может вырабатывать железо, поэтому он получает его из продуктов питания. Ежедневно требуется поступление 10 мг железа из продуктов питания.

Тестирование показало, что у большинства моих одноклассников достаточная степень обеспеченности организма железом. Но необходимо помнить, что основное количество железа содержится в продуктах питания. Необходимый для организма запас железа поступает с пищей. Поэтому необходимо обратить внимание на сбалансированное питание. Многие дети питаются преимущественно мучными и молочными продуктами, любят сладкое. А в таких продуктах содержание железа небольшое. Поэтому у детей часто возникают простуды, вызванные ослаблением иммунной системы. Совместно с детской медсестрой Крымской амбулатории Уляшовой Еленой Васильевной мы выработали рекомендации для повышения уровня гемоглобина в крови для учащихся 8 класса.











9. СПИСОК Литературы

1. Добрынина Н.А. Биологическая роль некоторых химических                     элементов// Химия в школе.- 1991г.- №2. - С.58-62.

2. Колосова Н. Г. Коррекция дефицита железа у детей / Н. Г. Колосова // «Лечащий врач»;. ─ 2012. № 8. – С.14-17.

3. Новиков Ю. В. Экология, окружающая среда и человек. – М.: Агенство "Фаир", 2005. – 736 с.

4. Сельчук В.Ю. Железодефицитная анемия: современное состояние проблемы / В.Ю. Сельчук, С.С. Чистяков, Б.О. Толокнов,// «Русский медицинский журнал»;. ─ 2012. № 17. – С.1-7.

5. Тарасова И. С. Железодефицитная анемия у детей и подростков / И. С. Тарасова // Вопросы современной Педиатрии. — 2011. — Т. 10, № 2.

6. Н.В. Ширшина. Проектная деятельность учащихся. Химия.

Волгоград: Учитель, 2016.



7. Интернет – ресурсы

http://www.iledy.ru/health/jelezo.htm 

http://www.calorizator.ru/element/fe 

http://www.medikk.ru/anemii_jelezodeficitnaya.htm 













10.Приложение №1

Тест « Порядок ли у вас с железом?».

На вопросы отвечать «да» либо «нет».

  1. Часто ли вы чувствуете усталость и подавленность?

  2. Произошли ли у вас последнее время изменения кожи, волос и ногтей (например, нетипичная бледность и шероховатость кожи, ломкие волосы, вмятины на ногтях)?

  3. Теряли ли вы в последнее время много крови?

  4. Занимаетесь ли вы профессиональным спортом?

  5. Редко ли вы употребляете или вовсе не едите мясо?

  6. Выпиваете ли вы больше трех чашек черного чая или кофе в день?

  7. Вы едите мало овощей?

Если на большинство вопросов вы ответили «нет», то ваш организм в достаточной степени обеспечен железом.













11.Буклет. Приложение№3

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Крымская средняя общеобразовательная школа»



Памятка:

о сбалансированном питании для повышения гемоглобина

Выполнила: ученица 8 класса

Краснянская Евгения

Руководитель: Бабешко Е.В


































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!