СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная работа "Образ героя-художника в произведениях Э. Гофмана, Т. Манна, Г. Гессе"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа "Образ героя-художника в произведениях Э. Гофмана, Т. Манна, Г. Гессе"»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Инженерно-технологическая школа № 777»

Санкт-Петербурга



Всероссийский форум инноваций

«Интеллект будущего»

Конкурс исследовательских работ

«Я − будущее»





«Образ героя-художника в произведениях Э. Гофмана,

Т. Манна, Г. Гессе»





Автор(ы): Баранова Полина

Класс 9

Руководитель: Назаренко Елена Викторовна


(учитель русского языка и литературы, ГАУ КО ОО ШИЛИ)





















Санкт-Петербург

2020 год






Содержание

Введение………………………………………………………………….3

Глава I: Образ романтического героя-художника в произведениях немецких писателей........................................……………………………………..4-5

Глава II: Материалы для практических занятий…………………………………………………….....................6-10

Заключение………………………………………………………………11

Литература…………………………………………………....................12

Введение

Актуальность проекта:

В современной системе образования зарубежной литературе уделяется крайне мало учебного времени, однако без нее невозможно полное погружение в эпоху, направление, так как многие зарубежные авторы являлись их основоположниками, а их произведения считаются классическими. Мои материалы практических занятий должны помочь ученикам в изучении такого литературного направления, как романтизм, истоки которого мы находим в творчестве немецких романтиков, а также раскрыть образ художника-творца в романтическом ореоле.

Цель проекта: создать материалы практических занятий к урокам по зарубежной литературе 19 века для классов гуманитарного направления.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Разработать систему уроков, главная цель которых показать образ героя-художника и его романтическое миросозерцание.

  2. Раскрыть образы героев таких немецких писателей, как Э. Гофман, Г. Гессе и Т. Манн.

В работе использовались следующие методы:
анализ литературных источников, сравнительный анализ результатов, классификация, аналитическое обобщение.














3



Глава I

Образ романтического героя-художника в произведениях немецких писателей

Романтизм — это направление в литературе, возникшее в XVIII веке в Германии и получившее большую популярность в первой половине 19 века. Именно немецкие романтики наиболее ярко выразили то, что было характерно для движения в целом.

Новыми чертами романтической литературы становятся свобода самовыражения, ценность индивидуализма и оригинальные черты характера главного героя. Представители направления отказывались от рационализма и главенства ума, которые были характерны для эпохи Просвещения, и ставили во главу угла эмоциональную и духовную стороны человека. В. М. Жирмунский, рассматривая философию немецких романтиков, пишет: «Разум не имеет права судить разнообразную жизнь, отражающуюся в чувствах человека, вся жизнь, живая, изменившая, несогласуемая с логическими определениями, становится высшим принципом романтического мировоззрения».

В литературе немецких романтиков фантазия и реальность тесным образом переплетались, причем фантазия преобладала. Это приводило к тому, что повседневность могла приобретать опасные и фантастические черты. Именно такой она предстает в сказках и новеллах Эрнста Теодора Амадея Гофмана (1776-1822): «Золотой горшок. Сказка из новых времен», «Крошка Цахес по прозванию Циннобер», «Повелитель блох». Писатели- романтики открыли новый тип героя. Они изображали героя в центре мироздания, раскрывали противоречивый внутренний мир, обостряя ситуацию конфликта, в которой находился герой. Герой как творческая личность отличался поэтическим мировидением. Несмотря на то, что он живет в земном мире, герой неразрывно связан с миром духовным.

Несмотря на то, что такие писатели, как Гессе и Манн, жившие в XX веке, в эпоху реализма, не являются прямыми представителями романтизма, в их работах можно выделить значимые романтические черты, ярко выраженные в изображении героя. Они использовали психологический анализ, показывали неисчерпаемую глубину и многосложность индивидуальной личности. Этим они открыли дорогу реалистам (в познании новых высот внутреннего мира человека).









Глава II

Материалы для практических занятий

Тема: «Образ романтического героя в новелле Эрнста Теодора Амадея Гофмана “Золотой горшок”

Вопросы занятия:

  1. Концепция романтизма в новелле Э. Гофмана «Золотой горшок».

  • Личность героя в центре мироздания.

  • Представление героя в противоположных образах духовной и земной жизни.

  • Борьба противоречий в душе героя.

  • Конфликт мира мечты и реальности.



  1. Тема двойничества в новелле.

  • Противопоставление мира обывателей-филистеров и мира романтиков.

  • Симметричные пары: студент Ансельм, архивариус Линдгорст, змейка Серпентина – герои-музыканты; их двойники из обыденного мира: регистратор Геербранд, конректор Паульман, Вероника.

  • Вероника и прекрасная Серпентина в жизни Ансельма. Трагизм существования героя.

III. Своеобразие композиции новеллы.

  • Новелла как музыкальное произведение.

  • Хаотичность, «обилие романтических сцен, звучащих скорее как музыка, чем словесное повествование»

  • Экспозиция, разработка (драматический центр сонатной формы) и реприза (развязка действия)

  1. Тема музыки в новелле.

  • Гофман как дирижер и композитор.

  • Образ героя-музыканта Ансельма.

  • «Трезвон ясных хрустальных колокольчиков», сопровождающий Ансельма на протяжении всего повествования.





Список литературы:

  1. Гофман Э. Т. А. Новеллы. М., 1978. 331 с.

  2. Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. Спб., 2001. 510 с.

  3. Жирмунский В. М. Немецкий романтизм и современная мистика. Спб., 1914. 207 с.

  4. Машкова Л. А. Музыкальность как творческий стиль Э.Т. А. Гофмана: новые аспекты интерпретации и интертекстуальности в эпоху глобализации // Вестник Орловского государственного университета. 2015. № 2. С. 74-78.

  5. Мокеева Г. И. «Золотой горшок» Э. Гофмана как романтический мир о приобщении к священной гармонии мироздания // Балтийский филологический курьер. 2003. № 2. С. 35-50.

  6. Рабинович В. С. История зарубежной литературы XIX века: Романтизм. Екатеринбург, 2014. 88 с.





Темы творческих работ:

  1. Сказочные мотивы в произведении «Золотой горшок».

  2. Образ Атлантиды и его роль в финале новеллы «Золотой горшок».

  3. Двоемирие в новелле Э. Гофмана «Золотой горшок».



Тема: Образ героя-художника в новелле Т. Манна «Смерть в Венеции»

Вопросы занятий:



  1. История создания новеллы

  • Австрийский композитор и дирижёр Густав Малер как прототип главного героя новеллы.

  1. Жизнь и творчество Густава фон Ашенбаха.

  • «Отшлифованное», как и его литературный стиль, существование персонажа.

Оппозиция жизни и смерти в новелле.

  • Смерть: старость, маска, Харон, река Стикс, подземное царство мёртвых.

  • Жизнь: молодость, красота, искусство.

  1. Густав фон Ашенбах и его отношение к искусству.

  2. «Беспамятство увлечения» главного героя «авантюрой» чувств.

  3. Разрушение творческого сознания героя как начало хаоса, смерти.

Список литературы:

  1. Адмони В. Г. Томас Манн. Очерк творчества // Адмони В. Г., Сильман Т. И. Языковой стиль Томаса Манна. Л., 1962. 351 с.

  2. Апт С. К. Над страницами Томаса Манна. Очерки. М., 1980. 392 с.

  3. Визгин В. П. Испытание Разума. К интерпретации новеллы Т. Манна «Смерть в Венеции» // Красная книга культуры. М., 1989. С. 148-156.

  4. Усачёва Н. И. Стиль Томаса Манна // Анализ стилей зарубежной художественной и научной литературы. Л., 1978. Вып. 1. С. 89-96.


Темы творческих работ:

  1. Загадка образа Густава фон Ашенбаха.

  2. Мотив смерти в новелле «Смерть в Венеции»: детали и их значение.

  3. Тема искусства и смерти в новелле Томаса Манна «Смерть в Венеции».

  4. Роль мифа в новелле Томаса Манна “Смерть в Венеции”.



Тема: Своеобразие образа героя-художника в произведениях Германа Гессе



Вопросы занятия:

  1. Особенности литературного стиля Германа Гессе.

  • Романтические черты героя. Влияние на его творчество таких писателей, как Гёте, Шиллера, Новалиса.

  • Психоанализ в произведениях Гессе. Самость, путь поиска «Я» человека.

  1. Композиционное построение новелл «Гора» и «Тяжкий путь».

  • Ступенчатое движение повествования

  • Мир – бесконечен, безграничен. Олицетворение свободы.

  1. Роль искусства в работах Гессе

  • «Степной волк». Упадок музыки, ставшей жертвой человеческого бескультурья.

  • «Игра в бисер». Музыка как некое таинство, особая дисциплина.

  • «Нарцисс и Златоуст». Искусство как призвание. Попытка постичь таинство воплощения образа в предмете

  1. Гарри Галлер, «Степной волк» Германа Гессе как герой-художник в романтическом ореоле.

  • Ощущение себя героем вне окружающего мира, ощущение бессмысленности бытия.

  • Отчаявшийся художник, измученный одиночеством в окружающем его мире, не находящий с ним общего языка.



Список литературы:

  1. Айрапетова В. А. Новалис и Гессе: от романтизма к неоромантизму //ВЧГПУ. 2015. № 4. С. 1-12.

  2. Злочевская А. В. Три лика мистической прозы XX века: Герман Гессе – Владимир Набоков - Михаил Булгаков. ЛитРес, 2016. 460 с.

  3. Корнилова Е. Н. Погружение в глубины психики и тайна раздвоения личности в романе Э. Т. А. Гофмана и Г. Гессе // ВЧГПУ. 2014. № 5. С. 10-15.







Темы для творческих работ:

  1. Отображение разных литературных направлений в работах Г. Гессе ((нео)романтизм, реализм, психология, модернизм).

  2. Почему новелла Г. Гессе называется «Гора»? Символическое значение Горы в произведениях Г. Гессе «Гора» и «Тяжкий путь».

  3. Важность Самости и поиска своего «Я» в работах Г. Гессе.





Заключение

Материалы для практических занятий к урокам гуманитарного цикла, разработанные нами, не только раскрывают образ художника в произведениях Э. Гофмана, Т. Манна, Г. Гессе, но и дают возможность проследить эволюцию данного образа в произведениях немецких писателей. Как известно, образ художника как творческой личности является «центральной точкой» романтического произведения. Личность расширяется до масштабов мира и перерастает его.

В ходе проектной работы нам интересно было показать, как писатели, создавая образ героя-художника, раскрывали его в двух мирах: творческом (вымышленном) и реальном. Мы обращаем внимание, как происходит разрушение творческого сознания героя, когда он сталкивается со стихией жизни и оказывается в хаосе, который как воронка поглощает его.

Представленный материал будет полезен для учеников, желающих углубить свои литературные знания и расширить область понимания такой темы, как образ героя-художника в прозе немецких писателей-романтиков.





Список литературы

  1. Адмони В. Г. Томас Манн. Очерк творчества // Адмони В. Г., Сильман Т. И. Языковой стиль Томаса Манна. Л., 1962. 351 с.

  2. Айрапетова В. А. Новалис и Гессе: от романтизма к неоромантизму //ВЧГПУ. 2015. № 4. С. 1-12.

  3. Апт С. К. Над страницами Томаса Манна. Очерки. М., 1980. 392 с.

  4. Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. Спб., 2001. 510 с.

  5. Визгин В. П. Испытание Разума. К интерпретации новеллы Т. Манна «Смерть в Венеции» // Красная книга культуры. М., 1989. С. 148-156.

  6. Гофман Э. Т. А. Новеллы. М., 1978. 331 с.

  7. Жирмунский В. М. Немецкий романтизм и современная мистика. Спб., 1914. 207 с.

  8. Злочевская А. В. Три лика мистической прозы XX века: Герман Гессе – Владимир Набоков- Михаил Булгаков. ЛитРес., 2016. 460 с.

  9. Корнилова Е. Н. Погружение в глубины психики и тайна раздвоения личности в романе Э. Т. А. Гофмана и Г. Гессе // ВЧГПУ. 2014. № 5. С. 10-15.

  10. Машкова Л. А. Музыкальность как творческий стиль Э.Т. А. Гофмана: новые аспекты интерпретации и интертекстуальности в эпоху глобализации // Вестник Орловского государственного университета. 2015. № 2. С. 74-78.

  11. Мокеева Г. И. «Золотой горшок» Э. Гофмана как романтический мир о приобщении к священной гармонии мироздания // Балтийский филологический курьер. 2003. № 2. С. 35-50.

  12. Рабинович В. С. История зарубежной литературы XIX века: Романтизм. Екатеринбург, 2014. 88 с.

  13. Усачёва Н. И. Стиль Томаса Манна // Анализ стилей зарубежной художественной и научной литературы. Л., 1978. Вып. 1. С. 89-96.

11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!